Виды социального обслуживания. Дома престарелых и социальная помощь на дому

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 08:48, контрольная работа

Описание работы

В научной литературе понятие «социальное обслуживание населения» используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие и принципы социального обслуживания…………………..4-13
1.1. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения……4-8
1.2. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности………………………....................................8-13
2. Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами……………………………………………………………….14-28
2.1. Технологии социальной работы в системе учреждений социального обслуживания………………………………………………………….14-19
2.2. Профессиональные навыки социального работника при проведении беседы с клиентом……………………………………………………..19-24
2.3. Оценочный анализ и ведение записей в социальной работе……....25-28
3. Содержание пожилых людей в домах-интернатах………………….29-36
3.1. Характеристика контингента проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов……………………………………………..33-35
3.2. Территориальный центр социального обслуживания пенсионеров и социальное обслуживание на дому…………………………………..35-36
Заключение…………………………………………………………………..37-38
Список литературы………...…………………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

ИТОГ контрольная работа по соц. политике.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

     К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

     К муниципальной социальной службе относятся  учреждения и предприятия социального  обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

     К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия  социального обслуживания, создаваемые  благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

     В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную  ситуацию, может получить следующую  поддержку на основе его запросов (табл. 1).

     Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.) [4.], выделяются следующие (табл. 1).

     Таблица 1

Система помощи клиенту в  системе социального  обслуживания

Функции Оказываемая поддержка
  1. Функция социальной помощи
  • выявление, учет семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (малообеспеченных граждан, семей с несовершеннолетними детьми и другими нетрудоспособными членами), оказание материальной (финансовой, натуральной) помощи и предоставление нуждающимся временного жилья и т.п.;
  • профилактика бедности: создание семьям условий для самостоятельного обеспечения своего благополучия, семейного предпринимательства;
  • надомные услуги нуждающимся в постороннем уходе (доставка продуктов, лекарств, транспортировка на лечение, наблюдение на дому за состоянием здоровья и т.д.);
  • содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
  • организация временного вынужденного пребывания ребенка вне родительской семьи, его дальнейшее устройство в детское учреждение, под опеку (попечительство), усыновление.
  1. Функция консультирования
  • консультирование специалистов (юристов, социологов, педагогов, врачей, психологов и т.д.);
  • участие в подготовке молодежи к выбору профессии;
  • подготовку юношей и девушек к браку и сознательному родительству;
  • родительский медико-психологический всеобуч;
  1. Функция социального корректирования и реабилитации
  • социальную медико-психологическую реабилитацию несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, безнадзорных детей и подростков, детей, оставшихся без попечения родителей;
  • медико - социальную реабилитацию и реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих;
  1. Функция информации населения, изучения и прогнозирования социальных нужд
  • предоставление клиенту информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации;
  • распространение среди населения медико - психологических, педагогических и иных знаний;
  • изучение специалистами по социальной работе, специально созданными учреждениями, а также с помощью научных организаций потребностей своих клиентов и социальных проблем, порождающих кризисные ситуации в регионе, разработка и реализация конкретных мер, направленных на их устранение;
  1. Функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов
  • участие специалистов социальной службы в разработке чрезвычайных программ;
  • формирование в рамках спасательных служб, организуемых на центральном и других уровнях, бригад социальных работников и т.д.

     Основные  направления социального обслуживания населения определены Федеральным Законом « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.):

  • предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
  • социальное обслуживание на дому, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;
  • социальное обслуживание в стационарных учреждениях, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
  • предоставление временного приюта в специализированных учреждениях социального обслуживания детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психологического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в определении временного приюта;
  • организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально - бытового, социально - медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • консультативная помощь по вопросам социально - бытового и социально - медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально - правовой защиты;
  • реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

     Социальное обслуживание базируется на принципах [5.]:

  • равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;
  • доступности;
  • добровольности;
  • содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;
  • адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;
  • гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;
  • профилактической направленности;
  • законности и учета международных стандартов. 
             Социальная служба формируется на основе законности, гуманизма, справедливости и демократизма. При этом едиными для всей системы социальной службы являются общие принципы, повсеместное следование которым делает эту систему целостной и последовательной: 
    1. Принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи в сложных жизненных ситуациях означает, что государство обеспечивает права личности, суверенитет, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы необходимыми материалами, финансами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы.

2. Принцип опоры на общественное участие означает, что общественная составляющая - необходимое звено в работе социальных служб и управления ими. При этом в случаях, когда социальных служб требует социальной профессиональной подготовки, общественное участие возможно лишь как помощь основным субъектам этой деятельности.

3. Принцип территориальности означает, что социальная служба максимально приближена к населению и потому в максимальной степени доступна для непосредственного пользования. Этот принцип позволяет решать задачи интеграции ведомственных интересов и возможностей для комплексного решения задач социального обслуживания, сохранить при единых целях разнообразие деятельности.

4. Принцип информированности означает, что учреждения и органы управления социальной службы имеют право на сбор информации, получение по мотивированному запросу от государственных и общественных органов сведений, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.

     Функции управления вопросами социального обслуживания населения на подведомственной территории осуществляют органы социальной защиты населения. Они строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и другими органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. 
 
 
 
 

 

2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ.

     2.1. Технологии социальной работы в системе учреждений социального обслуживания

     Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации  обладают всей полнотой социально-экономических  и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

     Наиболее  острой проблемой является ограничение  жизнедеятельности пожилых людей  и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью [6. с.135].

     В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи, престарелым и инвалидам.

     Социальная  реабилитация представляет собой комплекс социально- экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.

     Составным элементом социальной защиты пожилых  людей и инвалидов на современном  этапе является оказание социальной помощи, т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению [6. c.25]. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

     Таким образом, наряду с предоставлением  традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, – важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.

     Социальное  обслуживание и обеспечение пожилых  людей включает в себя пенсии и  различные пособия; содержание и  обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

     Социальное  обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

     В 1995 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной психологической помощи и т.д.) [6. с.65].

     Наиболее  развитая сеть социального обслуживания в Челябинской, 
Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других областей.

     Автор предлагает рассмотреть содержание работы Центра социального обслуживания (для граждан пожилого возраста и  инвалидов) [6. c.68].

     В него, как правило, входит несколько  отделений. В отделении дневного пребывания (рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское  и культурное обслуживание. Предусмотрено  участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах. Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.

     В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности – 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

     Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.

     Служба  срочной социальной помощи Центра социального  обслуживания предусматривает широкий  перечень услуг: разовое обеспечение  остро нуждающихся бесплатным горячим  питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»: оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.

Информация о работе Виды социального обслуживания. Дома престарелых и социальная помощь на дому