Шпаргалки по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 00:01, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

социология шпора.docx

— 45.58 Кб (Скачать)

8  Понятие личности  в социологии. Социализация  личности. Институты  и агенты социализации.

ЛИЧНОСТЬ — характерные черты поведения отдельного человека. "Личность", следовательно, выводится из повеял, то есть чья-то "личность" считается причиной его(ее) поведения. Изучением данной области в основном занимается психология. Различные подходы включают теорию типов (в частности, интроверт/экстраверт), теорию черт (например, 16 личностных факторов а), психодинамические теории (например, Фрейда), и социальное усвоение теорий (подчеркивающее важность опыта). Первые две стремятся только классифицировать личности, а последние — стремятся объяснить, почему они развиваются тем или иным образом. Социализация  личности - это процесс привлечения человека к социальной жизни путем активного усвоения его норм, ценностей и идеалов. Исходя из толкования социализации как результата усвоения человеком условий социальной жизни и активного воспроизводства им социального опыта, ее можно рассматривать как типичный и единичный процессы. Первый определяется социальными условиями, зависит от классовых, этнических, культурных и других различий и связан с формированием типичных для определенного сообщества стереотипов поведения. Социализация как единичный процесс связана с индивидуализацией личности, выработкой ею собственной линии поведения, приобретением личного жизненного опыта и как результат - становлением индивидуальности.  Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок, агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие "агенты". 

9 Статусно-ролевая  концепция личности

Статусно-ролевая  концепция личности предполагает различение следующих понятий: Индивид (как  единичный представитель чего-либо целого) Индивидуальность (то особенное, что отличает человека от других, включая  как природные, так и социальные свойства). Личность (совокупность индивидуальных и социально-психических свойств, делающих человека способным к полноценному участию в социальном взаимодействии). Выработка личностных свойств происходит в ходе перемещения человека по различным  статусным позициям (например, сын, муж, разведенный человек...) Статусы  и роли. Статусы - некие позиции  в многомерном социальном пространстве. Статус можно брать обобщенный или  в сечении (экономический статус, статус в малой группе). Каждой статусной  позиции соответствует соответствующий  образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Такой образец поведения  называется социальной ролью. Роль - нормативно регулируемое участие индивида в  конкретном процессе социального взаимодействия с определенными ролевыми партнерами. Ролевая идентификация - усвоение образцов поведения (кодов), связанных с той  или иной статусной позицией. Чем  выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т.д. Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом ведет  к многообразию ролевого набора (к  репертуару социальных ролей). Это дает возможность ролевого конфликта. Такой  конфликт может возникнуть между  ролями как несовместимость в  данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи с  различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится  в пограничной, маргинальной ситуации. Процессы социальной мобильности обуславливают  возникновение маргинальных ситуаций. Это состояние индивидов или  групп людей, находящихся на границе  культур и социальных общностей, которые участвуют во взаимодействии, но не примыкают полностью ни к  одной из них. Маргинальная ситуация может стать причиной конфликтов, отклоняющегося поведения. Эта ситуация может сформировать у личности беспокойство, агрессивность, сомнение в личной ценности, боязнь в принятии решений. Но маргинальная ситуация может стать источником социально эффективных творческих действий. Личность в статусно-ролевой  концепции предстает как репертуар  социальных ролей, причем социальная роль - своеобразный механизм взаимодействия личности и общества. Посредством  ролей общество как бы "набирает персонал". Это не исключает определенной автономии, связанной с возможностью выбора. Функция выбора - основа формирования личности, и именно выбор является реализацией субъективности человека.

10 Глобализация и  модернизация обществ.  Органическая и  неорганическая моденизация.

Глобализация  — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических  и технологических процессов, а  также сближение и слияние  культур разных стран. Это объективный  процесс, который носит системный  характер, то есть охватывает все сферы  жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным  и более зависимым от всех его  субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа  и типов интегрирующихся субъектов. Модернизация — изменение в соответствии с требованиями современности: придание современного характера чему-либо, приспособление к современным взглядам, идеям, потребностям. Модернизация —  макропроцесс перехода от традиционного  общества к современному обществу. Различают два вида модернизации органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Пример: переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII века и преобразование американского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX века. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и  изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и  ориентациях людей. неорганическая модернизация являет собой ответ  на внешний вызов со стороны более  развитых стран. Она представляет собой  способ "догоняющего" развития, предпринимаемый  правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая  в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена' в своем  развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые  страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, перестройка 1985 г экономические  реформы 1991-1993 гг.Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного  оборудования и патентов, заимствования  чужой технологии (нередко методом  экономического шпионажа), приглашения  специалистов, обучения за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается  под зарубежные аналоги.

11 Понятие девиации. Разновидности девиантного  поведения. Понятие  аномии.

Девиация  – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением. обществе существует отклоняющееся (девиантное) поведение, которое представляет собой "социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)". Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с существующими в обществах требованиями и нормами поведения. Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Девиации – Явления, не укладывающиеся в рамки норм - девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания. Э. Дюркгейм (1858 - 1917) первым затронул проблему отклонения от норм. Он написал книгу "Самоубийство" (1897) Аномия ("номос" - норма, "а" - отрицание). Это явление Дюркгейм связывает с периодами трансформации общества. "Безнормность" возникает, когда старые нормы разрушены, а новые еще не сформировались, не утвердились. Для Дюркгейма синоним общественного состояния - солидарность. Для общества традиционного, архаичного это солидарность взаимозаменяемых, похожих друг на друга индивидов - механическая солидарность. Для общества современного должна быть характерна солидарность органическая, т.е. уникальных, различных индивидов. Незавершенность перехода к органической солидарности является причиной аномии (любые трансформации общества ведут к дезорганизации индивидов относительно норм). Самоубийство - социальная патология. Это индивидуальное действие, причины которого в основном социальны. Дюркгейм различает 3 типа самоубийств:  эгоистическое, альтруистическое, аномическое. Во всех случаях самоубийство зависит от степени интегрированности индивида в социальную структуру (недостаточной или чрезмерной). Причины самоубийств изменяются от общества к обществу, от религии к религии, но всегда исходят от группы, а не от индивида.Р. Мертон тоже занимался аномией. С его точки зрения отклоняющееся поведение - следствие рассогласованности между порожденными социальной структурой и культурой целями и социально организованными средствами их достижения. Цели - то, к чему следует стремиться, основной компонент в жизненных целях всех слоев общества. Средства оцениваются с т.з. возможности достижения цели. Они должны быть портативны и эффективны. По Мертону равновесие между целями и средствами поддерживается до тех пор, пока индивиды удовлетворены и достигнутыми целями, и нормативными средствами их достижения. Однако возможности использования нормативных средств у различных социальных групп неодинаковы.

12 Социальное взаимодействие. Социальная коммуникация

Социальное взаимодействие - любое поведение человека или  социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё  её переработка и возврат её, а  также реакция на новую информацию первого лица.Оно определяется социальными  статусами и ролями личности и  социальных групп. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны: Объективная сторона - факторы  независимые от взаимодействующих, но влияющие на них. Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов  друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

  1. Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные),
  2. по количеству участников: взаимодействие 2х людей; 1ого человека и группы людей; между 2мя группами,
  3. Разнонациональные,
  4. Между людьми разного достатка, и т. д.

Социальная коммуникация - это: передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов процесс, который связывает отдельные  части соц. систем друг с другом. механизм, посредством которого реализуется  власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).Содержание коммуникация - информация, которая  в межиндивидуальных контактах  передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и  т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.Цель коммуникация - отвечает на вопрос `Ради чего существо вступает в акт общения?`. Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о  содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки  актуальных для них биологических  потребностей. У человека же эти  цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.Средства коммуникация - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки  информации, которая передается в  процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации - это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью огранов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. 

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"