Шпаргалки по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 00:01, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

социология шпора.docx

— 45.58 Кб (Скачать)

1 Социология как  наука, специфика  её объекта и  предмета. Методы  социологического  познания 

Социология - область научного знания, связанная с изучением соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности). Социология (соци - общество, лог - знание, наука). Социология (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) - наука, изучающая общество. Своеобразие ее как самостоятельной науки среди других общественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии.Огюст Конт основоположник социологии. О. Конт считал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага.Социология - наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей, то есть она изучает социальную специфику развития общества. Смелзер считает, что социология - способ изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, объединяются по разным признакам и основаниям в группы, поклоняются чему-то, женятся, воруют, голосуют, бастуют и т. п.

Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные, в основе которых лежат определенные принципы. Всеобщими принципами социологии являются: объективность, историзм и системный подход.

  1. Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей, которыми определяются процессы социального развития. Каждое явление изучается как многогранное и противоречивое, изучается вся система фактов и отрицательных и положительных.
  2. Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития. Используя принцип историзма социология имеет возможность исследовать динамику социальных процессов, определить направленность развития процессов.
  3. Системный подход — способ научного познания, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Системный подход предполагает выделение определенного систематизирующего параметра, поиск связей и отношений между элементами всей системы. Системный подход в социологии предполагает выяснение принципов иерархии элементов социальной системы.

  К  конкретным методам социологии  относятся различные научные  методы, основанные на количественных  методах с применением сложного  математического аппарата (теории  вероятности, математической статистики). При этом социология опирается  на достижениях статистики, демографии, психологии и других дисциплин,  изучающих общество. В социологии  выделяется такой раздел теоретической  науки как методика и техника  социологического исследования.

2 Основные социологические  парадигмы: структурно-функциональная, социального конфликта,  символического интеракционизма.

Парадигмой науки  называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов  научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым  явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования. Структурный функционализм – это такое направление в социологии, которое рассматривает общество, социум, их явления и процессы как социальные системы, имеющие свою структуру и механизм взаимодействия соответствующих структурных элементов, каждый из которых выполняет своеобразную роль, функцию в данной системе. Один из центральных постулатов структурного функционализма гласит: «Функцией отдельного социального феномена является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы в целом». Другим выражением сути функционализма может служить положение о том, что как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями. Парадигма социального конфликта исследует возникновение, становление, развитие и разрешение конфликтов и признающая их решающим или очень важным фактором общественного развития. В социологическом подходе к социальным конфликтам на первый план выдвигается изучение их места и роли в социальной системе. За конфликтом признается немаловажная роль и в назревшем обновлении общества. Он не только порождает новые социальные институты и нормы, но и стимулирует экономический и технологический прогресс. Крупнейший представитель современной конфликтологии Ральф Дарендорф (1929 г.р.) создал свою «конфликтную модель общества». Как и Л.Козер, он признает, что социальный конфликт присущ любому обществу, всегда существовал и будет существовать, поскольку люди и их группы имели, имеют и будут иметь разные интересы. Парадигма социологического интерракционизма - социологические направления современности объединены общей линией в истолковании социальных явлений и процессов – все они базируются на  интепретивных парадигмах. Если структурный функционализм и конфликтология, как уже отмечалось, акцентируют свое внимание на социальных структурах и их функциях, то данные направления – на изучении и интерпретации конкретной социальной деятельности, поведения людей, от которых, по их мнению, производны и социальные системы. Социальная реальность для них выступает либо как символы, включенные в конкретную поведенческую ситуацию, либо как процесс межличностного взаимодействия на основе обыденного опыта. Идейные истоки этой общей линии в современной социологии находятся в «понимающей» социологии М.Вебера. Основателем символического интеракционизма был Джордж Герберт (1863–1931) – американский философ, социолог и социальный психолог, профессор Чикагского университета, написавший очень мало работ, в связи, с чем о его взглядах приходится судить по посмертно опубликованным записям его лекций, прежде всего по опубликованной лишь в 1934 году работе «Разум, Я и Общество».

3 Социальное действие  и его мотивация

Социальное  действие, форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества (см. К. Маркс в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 410). С. д. подготавливается общественными движениями, руководствующимися более или менее детально разработанными программами и определённой идеологией. Развитые общественные движения создают свои организации — партии, ассоциации, политические союзы и т.д.

 Виды С.  д. различаются в зависимости  от разрешаемых проблем (экономические,  социальные, политические, развития  духовной жизни общества), их социального  и классового содержания (чьи  интересы и потребности стимулируют  данную проблему и в чьих  интересах она разрешается), методов  их разрешения (реформа или революция).  Основные проблемы С. д. в  марксистско-ленинской социологии  — соотношение стихийного и  сознательного элементов в его  структуре (см. Сознательность и  стихийность), а также намерений  и последствий деятельности общественных  сил, на основании чего устанавливается  глубина переворота или изменения  и историческое значение С.  д.  С. д. личностей — поступки, имеющие общественное значение, — рассматриваются в рамках  психологии личности (мотивация  поступков, намерений, отношение  к «Я » как источнику и  субъекту действия, соотношение  смысла и значения действия, рационального  и иррационального, сознательного  и бессознательного в его мотивации), в социальной психологии [восприятие  С. д. со стороны ближайшего  окружения и роль этого восприятия  в мотивации С. д., осознание  личностью принадлежности к определённой  группе как фактор мотивации  С. д., роль референтной (эталонной)  группы в С. д., механизмы группового  контроля С. д. личностей], в  этике (нравственная оценка и  самооценка поступка, проблема выбора  С. д. и ответственности за  него перед обществом, социальной  группой и самим собой). Понимание  социального действия невозможно  без изучения механизма его  совершенствования. В его основе  лежит мотив - внутренне побуждение, толкающее индивида к действиям. Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностями. Проблема потребно стей, рассматриваемая в аспекте о побудительных силах человеческой деятельности, имеет важное значение в деле управления, воспитания, стимулирования труда.

4 Социальные институты:  понятия и признаки

  . Соц. инст.ы – устойчивые формы организации и регулирования об-венной жизни. Соц. инст.ы мог. рассм-ся как с внешнейстороны, кот. позвол. различ. их друг от друга, так ис внутренней стороны стороны. Внешне соц. инст. выглядит как опред. учреждение, выполн. опред. ф-ции и им. для эт. матер. и финанс. ср-ва. С внут. стор. кажд. соц. инст. харак-ся спецификой целей и задач, достижению и выполнению кот. подчин. деят-ть его, т.е. содерж. сущность, благодаря кот. и создан дан. инст.

  Их  можно опред. как сов-ть ролей  и статусов, предназначенных для  удовлетворения определенных соц. потребностей. Они классифицируются по об-венным сферам:

  экономические (собственность, зарплата, разделение труда), кот. служат производству и распределению ценностей и услуг;

  политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование эт. ценностей и услуг и связаны с властью;

  инст.ы  родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений м/у супругами и детьми, социализацией молодежи;

  инст.ы  культуры (музеи,  клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

  инст.ы  стратификации (касты, сословия, классы), кот. детерминируют распределение ресурсов и позиций.

  Функ-руя  внутри об-ва, соц. инст. пост. так или  иначе взаимод. друг с другом. Осн. их взаимод. выступ. соц. потреб.  

5 Стратификация. Её  факторы и механизмы  слоеобразования.  Глобальная и гендерная  стратификация.

Люди различаются  м/у собой по мн-ву признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но соц.и эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение  чел-ка, соц. гр. на лестнице соц. иерархии. Соц. различия определяют соц. неравенство, подразумевающее наличие дискриминации  по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Соц. неравенство  в соц-и, как пр-ло, понимается как  неравенство соц. слоев об-ва. Оно  и явл-ся осн. соц. стратификации. В  буквальном переводе стратификация  означает «делать слои», т.е. делить  об-во на слои ( stratum - слой, facere -  делать). Стратификация может быть определена как структурированные неравенства  м/у разл.и гр.и людей. Об-ва могут  рассматриваться как состоящие  из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у осн.ния.Основы теории стратификации были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным  и др. Т.Парсонс выделил три  гр. дифференцирующих признаков. К ним  относятся:1) хар-ристики, кот.и люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные  связи семьи и проч.;2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с разл.и видами профессионально-трудовой деятельности;3) эл-ты «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и  т.д.Эти признаки являются исходной теоретической осн. многомерного подхода  к изучению соц. стратификации. Социологи  выделяют разнообразные срезы или  измерения при определении количества и распределения соц. страт. Это  разнообразие не исключает сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения в иерархически оформленные  гр., т.е. высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается в  неравном распределении социокультурных  благ и ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом соц. неравенства выступают 4 гр. факторов:-права и привилегии-обязанности  и ответственность-соц. богатство  и нужда-власть и влияниеСтратификация тесно связана с господствующей в об-ве сист. ценностей. Она формирует  нормативную шкалу оценивания разл. видов человеческой деятельности, на осн. которой происходит ранжирование людей по степени соц. престижа. В  эмпирических исслед.х в современной  западной соц-и престиж часто  обобщенно определяется при помощи трех  измеряемых признаков –  престиж профессии, уровень дохода, уровень образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической  позиции.Соц. стратификация выполняет  двойную ф-ию: выступает как м-д  выявл. слоев данного об-ва и в  то же время представляет его соц. портрет. Соц. стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

6 Понятие социальной  мобильности и  её разновидности

  Соц. мобильность и  ее типы. Понятие «соц. мобильности» было введено П.Сорокиным. Соц. мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних соц. слоев, общностей в др., что связано с изменением положения индивида или гр. в сист. соц. стратификации. Возможности и динамика соц. мобильности различаются в разл. исторических условиях.

  Варианты  соц. мобильности разнообразны:

  • индивидуальная и коллективная;
  • вертикальная и горизонтальная;
  • внутрипоколенная и межпоколенная.

  Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его соц. статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению. В ней разграничивают восходящую и нисходящую ветви (н-р,  карьера и люмпенизация). Горизонтальная мобильность - это изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению соц. статуса.

  Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что чел-к изменяет положение  в стратификационной сист. на протяжении своей жизни. Межпоколенная или  интергенерационная – предполагает, что дети занимают более высокое  положение, чем их родители.

  К каналам  или «лифтам» соц. мобильности П.Сорокин  относит следующие соц. инст.ы: армия, церковь, образовательные инст.ы, семья, политические и профессиональные организации, средства массовой инф-ции и т.д. 

7 Формационный и  цивилизованный подходы  к изучению общества

Проблемы социальной динамики, связанные с анализом сущностных процессов, вопросов возникновения, изменения, развития общества и лежащих в  основе этого механизмах, в разных аспектах рассматриваются во всех, без исключения, социологических концепциях. Но в зависимости от трактовки фундаментальных социологических категорий понятие «социальная динамика» приобретает в них своеобразную содержательную специфику и обозначается как «социальная генетика», «социальная эволюция», «социальное развитие», «социальный прогресс» и т.п., которые неоднозначно трактуются в формационном и цивилизационном подходах к изучению общества. Формационный подход, разработанный в марксизме предполагает скачкообразное революционное движение общества от одной общественно-экономической формации к другой. Источником движения являются изменение в способе производства материальных условий жизни (в производительных силах и производственных отношениях). Производственные отношения выступают в качестве базиса общественно-экономической формации, изменения которой ведут к более или менее быстрой замене надстройки общественно-экономической формации, куда входят вся духовная жизнь общества с присущим ему общественным сознанием, системой общественных отношений, идеологией и общественными институтами, организующими всю общественную жизнь. В качестве основных общественных формаций в марксизме выделялись следующие: первобытное общество, рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая) и коммунистическая общественно-экономические формации. Последняя должна была пройти две фазы: социализм (первая фаза) и коммунизм (вторая и высшая фаза общественного развития). Формационная концепция общественного развития явилась теоретическим обобщением принципа исторического материализма, основными компонентами которого явились экономический детерминизм и трактовка общественного развития как естественноисторического процесса. В рамках современной социологии общественные изменения связываются, прежде всего, с достигнутым уровнем промышленного или научно-технического, технологического, информационного развития, определяющим все другие стороны жизни общества. Это: «теория индустриального общества» Р.Арона, «теория стадий экономического роста» У.Ростоу, «теория постиндустриального (технотронного) общества» Д.Белла, З.Бжезинского, А.Турена, О.Тоффлера и др., включая новейшую концепцию «информационного общества». Цивилизационная концепция общественного развития рассматривает этот процесс как тесно связанное взаимодействие и взаимовлияние культурных особенностей и трансформаций, определяющих всю систему общественных связей. Цивилизация трактуется как «материальное тело» культура, ее социальная организация и т.п. Но базисным элементом цивилизации, ее оборотной стороной является тип культуры (идеалов, ценностей и норм), определяющих специфику человеческого общежития.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"