Шпаргалки по "Этнологии и этнографии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:57, реферат

Описание работы

Этносы – одна из форм человеческой групповой интеграции. Этнология изучает бесписьменные народы, но и не только: т.к. этническая специфика есть у каждого народа. В широком смысле этнология изучает все когда-либо существовавшие народы. Этнос – исторически сложившаяся общность людей, объединенных общей территорией, языком, особенностями культуры.

Работа содержит 1 файл

Вопросы по теории этнологии и этнографии.docx

— 143.02 Кб (Скачать)

USA – школа исторической этнологии Франца Боаса. Боас считал, что культурные ценности разных народов несопоставимы. Выступал за исторический метод исследования. Его школой было разработано учение о «культурных ареалах».

FR – социологическая школа Эмиля Дюркгейма. В основе этой школы лежали идеи позитивизма. Каждое общество рассматривалось изолированно, отрицались исторические законы развития.

GER – этнопсихологическая (этносоциологическая) школа Рихарда Турнвальда. По их мнению (подкрепленному таким авторитетом, как Зигмунд Фрейд), обществом управляют не социально-экономические, а психологические, биологические законы. Изучая народы, обращают внимание прежде всего на детей и воспитание. 

 

После WWII:

UK и USA – неоэволюционизм (Стюарт, Мердок).  

 

15. Эволюционистское направление в этнологии и его виднейшие представители.

Наука этнология складывается только во 2 половине XIX века, но, не смотря на это, этнологические знания накапливались  с древнейших времен. В это время  во всех областях науки преобладал эволюционизм – и этнология не стала исключением.   

 

Основные принципы эволюционистской школы:

1) развитие человека и культуры – некое поступательное движение

2) концепция единого развития человеческого общества и культуры

3) Но: есть разные стадии человеческого развития. В силу этого причины отсталости  кроются не более чем в задержке дописьменных народов в своем развитии. Следовательно, считалось, что историю разных социальных институтов можно проследить на примере какого-нибудь более отсталого племени.  

 

Представители эволюционистской школы:

Edward Taylor, L.G. Morgan, A. Bastian, Mc. Lennon, J. Frazer,  Миклухо-Маклай.    

 

Так, Taylor изучал «пережитки»; считал, что, изучая архаические явления сохраняющиеся на последующих стадиях развития, можно выяснить происхождения того или иного явления (напр. в общественной жизни).

Bastian разработал концепцию «элементарных» и «народных» идей. Первым поставил вопрос о роли этнических факторов, о значении связи этнологии с историей.   

 

16. Диффузионистское направление в этнологии и его виднейшие представители.

В основе этого направления  лежит представление о культурной диффузии как основы изменения культуры. Это механистическая концепция, которая обозначала миграцию вещёй  и идей как основу «исторического»  развития.  

 

В трудах Фридриха Ратцеля была впервые обоснована связь истории и культуры с окружающей средой. По логике диффузионистов элементы культуры возникают один раз в одном месте, а дальше только заимствуются.

Направления диффузионизма:

1) культурная морфология Лео Фробениуса

2) культурные круги Фридриха Гребнера

3) культурно-историческая школа Вильгельма Шмидта 

 

Основные положения:

а) все разнообразие культуры связано с пространственными перемещёниями и           заимствованиями 

б) считали, что для человеческого общества исконно были характерны монотеизм и моногамия (культурно-историческая католическая школа В. Шмидта).  

 17. Структурно-функционалистское направление в этнологии и его виднейшие представители.

Функционализм.

Теоретические основы этой школы были сформулированы Рихардом Турнвальдом и Брониславом Малиновским. В GER это направление не имело широкого успеха, ну а в UK стало чуть ли не господствующим.  

 

Ключевое слово – функция.  Любой элемент культуры надо изучать с точки зрения его функциональности. Функциональная необходимость того или иного явления вызывает его появление.

Так, Малиновский резко критиковал Тайлора и его теорию пережитков. Он считал, что при переходе на новую стадию развития культурный элемент приобретает новую функцию.  

 

Структурализм.

– структура элементов, как  целостность

– основной элемент – социальная структура, которая изучается на основе выделения взаимосвязей между  различными элементами культуры 

 

Так, в UK структурализм связан с именем Эванса Причерда, выдвинувшего теорию структурного производства.  Во FR структуралистское направление было представлено в основном структурной лингвистикой  Де Соссюра.  

 

Под социальной структурой они часто понимали конкретную этническую общность.  

 

12. Проблемы прикладной этнологии.

1.     Влияние исследователя на исследуемую среду.

2.     Проблема межкультурной коммуникации – так, европейцу тяжело понять аборигена Австралии или просто азиата.

3.     Проблема интерпретации источников.

Можно ли использовать этнологическое знание на практике? Большинство ученых считает, что да. Малиновский читал  лекции англичанам-колонизаторам. Русские  колонизаторы и переселенцы столкнулись  с теми же проблемами в Сибири и  на Кавказе.

Основные задачи Этнологии: участие  в разрешении межэтнических конфликтов, их предупреждение, кросс-культурные программы, создание экономических программ для этносов (как продать лёд эскимосам), этнология в школах для малых народов, защита интересов малых народов и сохранения культурного наследия.

18. Этнографическая деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая

(1846-1888) 

 

1.     1871-1874 – Новая Гвинея и Папуа-Кавиай. Его именем назван С-В берег Новой Гвинеи. Побывал и на Ю-З берегу. Затем – Малаккский полуостров. Западная Микронезия. Плавал с торговыми судами.

2.     1875-1877 – острова Океании. Назад в Гвинею.

3.     1879-1881 – Австралия. Меланезия.

4.     За это время был несколько раз в Европе и России. Не прекращал планировать новые экспедиции и писать статьи, отчеты, доклады.

5.     Метод. Комплексный подход. Собирал наблюдения на самые разные темы, сводил их в систему. Никаких личных впечатлений и показаний туземцев – только то, что видел своими глазами. Умел находить необычные и оригинальные решения. Все пробовал на себе. Главная особенность метода Маклая – взгляд изнутри. Хотя даже при этом методе нельзя исключить влияния исследователя на исследуемую среду.

6.     Цель – развенчание стереотипов и подлинное изучение народов. Все это – на фоне активной колонизации, так что еще одна цель: доказать, что папуасы – не низшая раса, и прекратить их истребление, эксплуатацию.

7.     С этим связана утопия Маклая – Папуасский союз, который он попытался создать под своим руководством с целью сплотить папуасов перед неизбежным европейским вторжением, законсервировать этнос. Ненаучный шаг: пытался предотвратить межплеменные конфликты. Вообще прославился как борец за права папуасов перед лицом колонизаторов. Иногда специально публиковал свои доклады с опозданием, чтобы они не могли принести колонизаторам пользы.

8.     Оказалось, что контакт с европейцами для папуасов всегда гибелен. Нарушается первородный баланс. Эксплуатация. Неравноценный обмен. Рабство. Истребление. Падение нравов.

9.     Во время второй экспедиции Маклай оказался в вынужденной изоляции, без еды, патронов, спичек, сахара, медикаментов Но – не терял хорошего настроения, полностью окунулся в объект своего изучения, «взглянул изнутри». 

 

20. Основные методы этнологического исследования. 

 

Собственно «этнология»  появляется тогда, когда появляются определенные методы  изучения источников, на основе которых делаются теоретические заключения, служащие для объяснения исторической и современной жизни этносов.  

 

I. Вопросы общефилософского содержания.  Познание сущностных отношений  внутри и между этносов.  

 

II. Общенаучные методы в этнологии:

1) исторический – изучаемые явления рассматриваются с точки зрения их зарождения, развития и перспективы будущего изменения

2) функциональный – выявление значения того или иного культурного элемента в жизни этнической общности

3) структурный – выявление строения изучаемого объекта; системы социальных отношений

4) системный – мысленное расчленение объекта изучения на компоненты, составляющие и элементы и поиск связей между ними  

 

 

               III. Исследовательские средства, обеспечивающие этнологическую эмпирическую работу:

1) метод поиска и сбора  информации (экспедиции и т.п.)

2) обработка собранного  фактического материала              

 – классификация              

 – типологизация

3) интерпретация полученных  результатов               

 – их обобщение  и сопоставление с предшествующими  данными и выводами науки, оценка  полученных выводов с точки  зрения точности и строгости  методов и техники исследования.  

 

4) сравнительно-этнологический метод исследования  (эволюционистская этнологическая школа)

5) метод картографирования этнологических явлений (диффузиционистская этнологическая школа)

6) сравнительно-типологический метод. (Оскар Монтениус) – построение и сравнение типологических рядов 

7) метод количественного анализа (статистический метод). Развитие сравнительно-типологического метода. Задача правильно выбрать типологические группы. С этим методом связано широкое распространение анкетирования (т.е. стандартизации собираемой информации).

 

Вопросы по регионам.

1. Происхождение народов Австралии.

К моменту прихода в  AUS белых, численность её аборигенного населения составляла ~ 300 тыс. человек.  Первые люди появились на этом континенте 30-40 тыс. лет назад. (Древнейшая археологическая находка датируется возрастом 30 тыс. лет до н.э., у оз. Манго (очаги и каменные орудия)). Очевидно, что они пришли из Юго-Восточной AZ, когда это, вероятно, стало возможно благодаря пику Вюрмского оледенения (уровень океана был на 10 м. ниже, чем в настоящее время). 

Сунда – протоEURAZ

Сахул – протоAUS

Данные серологического  анализа (анализа генетической плазмы крови) показали, что всю AUS могли заселить всего-навсего 15-20 человек, которые, вероятно проникли на её территорию двумя независимыми группами, долго существовавшими в изоляции друг от друга. 

14-17 тыс. лет до н.э. – термический максимум на территории AUS. Бόльшая часть земли превратилась в выжженную пустыню, исчезли целые племена аборигенов. В результате длительной изоляции здесь сохранилась адаптивная (очень примитивная) и  была выработана совершенно особенная когнитивная культура.

AUS была открыта европейцами в 1606 г. К этому времени в AUS жило около 500 племен, даже не имевших вождя (своего рода этнолингвистические общности). До 1967 г. Аборигенов даже не считали за людей, их популяция к тому моменту уже катастрофически сократилась (~ до 50 тыс. человек).

Сейчас аборигенное население  AUS снова насчитывает ~ 300 тыс. человек (вместе с метисами  и жителями островов Торресова пролива), что составляет      ~ 2%  от всего населения AUS. Аборигены AUS говорят более чем на 200 языках, относящихся к особой AUS филии (надсемье).

1788 г. – первый флот с капитаном  Артуром Филиппом, привёзший несколько  сот английских каторжан. А с  1851 года здесь началась знаменитая  «золотая лихорадка».

60% населения – потомки  англичан (=> англиканцы)

25% населения – потомки  ирландцев (=> католики)

12% населения – потомки  шотландцев (=> пресвитериане)  

 

2. Этнологическая характеристика народов Восточной Азии.

– Китай, Япония, Северная и Южная Кореи и Монголия, Вьетнам: 

 

 

  

 

 

 

Этническая  история. Началось всё в Китае, долинах рек (Янцзы, Хуанхэ).V–IV тыс. до н.э. – культуры Циньляньган и Яншао. Разделилась на 2 ветви: З. (предки тибето-бирманцев) и В. (предки CHI). В южной части Ю-В. AZ сформировались протоайны, населившие JP. III-VI века н.э. – восточноазиатское переселение народов. Сформировался единый Китай и Япония. VII-XII вв. – консолидация остальных значительных этносов.  

 

Этнос. 4 крупнейших народа – вьетнамцы, китайцы, японцы, корейцы. Общая изначальная культура – древнекитайская. Теперь – значительные различия (растут с конца 19 в.). Идут процессы консолидации этнических общностей, но некоторые общности ещё слишком разобщены (мяо и яо, напр.). А вымершие айны притворяются ради туристов и соц. льгот живущими.  

 

Лингвистика.

1) Алтайская семья / языки З. Китая, монголов и манчжуров + JP и KOR

2) Сино-Тибетская  / CHI и тибетские языки

+ Австронезийская (население о. Тайвань, «гаошань»)

+ Австроазиатские языки (мон-кхмеры в Китае)

+ языки Паратайской яз. семьи и семьи Мяо-яо 

 

Антропология. Монголоиды. Тихоокеанские (сев. Китай, корейцы, сомнительно, но и японцы) и континентальные (Монголия и часть Северной Кореи). Айны – австралоидно-монголоидный тип.  

 

ХКТ. 4 группы.

1) Охотники, рыболовы, собиратели. Древние промыслы, появились ещё в мезолите. В таком виде сейчас не сохранились нигде.

2) Мотыжное земледелие. С конца  V тыс. до н.э.  Сменилось пашенным. Всё как везде, но особенно – рисосеяние. Землю рыхлили, прогоняя по полю буйволов. И специфично у тибетцев – земледелие высокогорий (овес, ячмень, гречиха).

3) Пашенное земледелие. С I тыс. до н.э. Применение рала с железным наконечником. Пшеница, бобовые, хлопчатник, масличные, чай.

4) Скотоводство. Естественно, монголы. Сюнну, кочевники всякие.

+ В Тибете скотоводство высокогорий, а на С. Кореи есть оленеводы (эвенки).   

 

Жилища. Сначала всякие полуземлянки. С очень давнего времени по сей день – каркасно-столбовая конструкция (японские дома). Ну и переносные жилища, накрываемые войлоком у кочевников. Со временем, почти все заимствовали бамбук, и его стали использовать даже те, у кого он не растёт.  

 

Одежда. Кочевники изобрели штаны (они всегда «на коне»). У них же – кожаные или войлочные сапоги. В Китае традиционно не слишком видна разница мужского и женского костюмов. Запах – только направо. Несшитые юбки etc. В целом противопоставляют себя «северным варварам» (японское кимоно).  

Информация о работе Шпаргалки по "Этнологии и этнографии"