Шпаргалка по "Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

otvet_sots.docx

— 107.41 Кб (Скачать)

30.    

Религия

 

 является социальным институтом, возникшим, в той или иной форме  в большинстве человеческих сообществ. Она всегда оказывала заметное влияние  на само течение социальной жизни  в обществе. Без учета этого  влияния вряд ли возможно сколь-нибудь серьезное исследование и объяснение природы, структуры, функций, развития большинства человеческих обществ, в первую очередь потому, что 

Религия


 

 формирует не только мышление, но и образ действий.   

  Таким образом, предметом социологии религии является доступное наблюдению поведение человека, познание с точки зрения действия последствий приверженности тому или иному вероисповеданию.    

Социология религии


 

 возникла в конце XIX –  начале ХХ века. Ее основоположниками  считаются западные социологи Э.Дюркгейм и М.Вебер. 

Религия


, в понимании Э.Дюркгейма,  есть основное средство сплочения  общества, установления связи между  индивидом и социальным целым.  Ведущая идея Э.Дюркгейма состоит  в том, что на основе изучения  примитивных форм религии допустимо  и возможно создать теорию  высших форм религии. В данном  предположении лежит эволюционный  подход к истории религии.  

 Цель дюркгеймовской теории религии – в создании реальности объекта веры. В конечном счете, считает Дюркгейм, люди никогда не обожествляли ничего другого, кроме собственного общества, ибо в самой природе общества есть нечто священное. Источникрелигии – само общество. Общество поклоняется в каждую эпоху тем богам, в которых оно нуждается. Религиозные интересы являются лишь символической формой общественных и моральных интересов. Если Дюркгейм исследовал религию в ее простейших формах, т.е. на сравнительно низкой ступени развития общества, то М.Вебер главным образом исследовал мировые религии и их влияние на развитие экономики, политических систем, семьи. С его точки зрения определение религии должно исходить из анализа социального поведения людей. К религии он относил ту деятельность, в которой вырабатывается главная мысль, на основе которой какая-то социальная группа или сообщество индивидов организует свою жизнь.   

 Такой основополагающей  мыслью Вебер считал учение  Ж.Кальвина (одного из реформаторов  христианства) о предопределении.  Именно оно, утверждает Вебер,  сыграло решающую роль в возникновении  « духа капитализма». Зарождающееся  новое общество остро нуждалось  в мощных моральных стимулах, таких как трудолюбие, деловая  честность, рациональность, самоограничение,  отказ от роскоши и т.д. Вебер  пытается доказать, что именно  определенное толкование протестантизма  создало такие мотивации, которые  способствовали формированию капитализма  как особого способа регуляции  производственных отношений, что  религиозные взгляды являются  определяющим фактором экономического  поведения индивидов и социальных  групп, а, следовательно, и одной  из причин экономического развития  общества.   

 От анализа религиозных  корней рождения капитализма  Вебер переходит к анализу  «процесса разволшебствования», который характеризуется тем, что религиозные мотивы человеческой деятельности как средство достижения определенных целей постепенно уступают место методам действия, ориентированным исключительно на достижение успеха, нужного результата. 

31. Сущность социального поведения

1. Противоположные подходы  в определении факторов развития  человека: биологизаторский и социологический,

Сторонники биологизаторского  подхода сводят при роду человека к животному началу, так как  человек обладает теми же органами. Поведение человека обусловлено  его инстинктами. Некоторые биологические  концепци личности увязывали типы поведения со строением тела:. итальянский врач Чезаре Ломброзо полагал, что существует связь между физическими чертами личности и характером поведения. Он ввел понятие "криминальный тип" как результат деградации человека к более ранним стадиям эволюции;. американский психолог Уильям Шелдо вывел зависимость личностных черт от строения тела. Он выделяет три тип; личности: человек умеренной полноты (общителен, умеет ладить с людьми, следует своим желаниям); индивид с сильным и стройным телом (склонен к беспокойству, активности) личность с тонким и хрупким телом (склонна к самоанализу обладает повышенной чувствительностью и нервозностью).

Недостатком биологических  теорий в объяснении при роды человека является односторонность, игнорирована культурного начала в поведении  личности.

2. Социологические концепции  признают несущественными биологические  механизмы жизнедеятельности

марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) рассматривал личность как продукт  общественных отношений, где главными являются материальные (экономические) отношения;

сторонники ролевой теории личности (Дж.Мид, М.Куь Т.Парсонс, Р.Дарендорф) считают, что личность играет различные роли применительно к конкретной ситуации.

3. Природа человека двойственна:  она сочетает биологические основы  жизнедеятельности и социальные  начала.

Особая роль биологических  механизмов в жизнедеятельности  человека ярко проявляется в наследственности (человеческую природу можно улучшать путем селекции).

Френсис Гальтон ввел термин "евгеника", которым обо значил улучшение человечества путем искусственной вмешательства в процесс естественного отбора. Цель избежать передачи отрицательных свойств.

Решающее значение в развитии человека имеют социальные условия  его существования, культура общества.

4. Деятельность как специфически  человеческая форма активного  отношения к окружающему миру  лежит

в основе человеческого бытия. Содержанием человеческой деятельности является целесообразное осмысление,

32. Уровень политической культуры  определяется в процессе политического  становления личности. Практически  в слабом обществе индивиды  и группы приобщаются к определенной  системе ценностей, приемлемым  формам политического поведения.

Если социализация вообще представляет собой процесс усвоения индивидом определенной системы  знаний, норм и ценностей, то политическая социализация означает приобщение членов общества к его ценностям и  к формам общественной деятельности.

Существуют различные  трактовки процесса социализации:

  • процесс развития личного контроля;
  • результат межличностного общения;
  • ролевая тренировка;
  • социальное научение.

Одна из наиболее распространенных трактовок состоит в понимании  социализации как процесса развитияличного контроля. Она разработана З. Фрейдом и связана с идеями классического психоанализа. В основе его теории лежит положение о том, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом, репрессирующим его биологические (сексуальные) побуждения, с которыми он рождается. Процесс социализации состоит в обуздании этих разрушительных инстинктов и побуждений. Однако контроль общества над природными инстинктами создает напряженность и дискомфорт существования личности, которая теряет свободу самовыражения. В связи с этим усиливается потребность личности в самоконтроле, чтобы избежать ситуаций страха и нервозности.

33. Это механизмы социализации. Выделяют понятия социальный  статус, роль и ролевое поведение.

Социальный статус – это  положение субъекта в системе  межличностных отношений, которое  определяет его обязанности, права  и привилегии. Его устанавливает  общество. Социальные взаимоотношения  запутаны.

Социальная роль связана  со статусом, это нормы поведения  человека, занимающего определенный статус.

Ролевое поведение – это  конкретное использование человеком  социальной роли. Здесь находят отражение  его личностные характеристики.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится Личностью, когда научаются входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

    1. Модель поведения человека со стороны общества.
    2. Система представления человека как он должен вести себя.
    3. Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования  этих компонентов возникает ролевой  конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой конфликт. Когда к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальных групп. Пребывание внутриролевого конфликта очень опасно для Личности.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое  занимает тот или иной индивид  в системе общественных отношений. Под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый  от каждого, занимающего данную позицию» (Кон). Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного  индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь  является не только и не столько  фиксация прав и обязанностей, сколько  связь социальной роли с определенными  видами социальной Деятельности Личности. Социальная роль есть «общественно необходимый  вид социальной Деятельности и способ поведения Личности» (Буева). Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

34. Индивид и общество (социальная  группа) представляют собой взаимодействующие  элементы системы социального  контроля. Процесс социального контроля - это процесс взаимодействия  индивидов и социальных общностей  (группы, классы, нации). В схему социального  контроля включаются два вида  действий, а именно: индивидуальное  действие и действие социальное (коллективное, групповое) или, иными  словами, контролируемая деятельность  индивидов и контролирующая деятельность  социальных институтов.

Динамическая модель социального  контроля состоит из следующих основных элементов: а) индивид, б) социальная общность (группа, класс, общество), в) индивидуальное действие, г) социальное (групповое) действие. Индивидуальное действие и социальное действие соотносятся между собой  как контролируемое и контролирующее действия. Причем речь идет именно о  взаимодействии, а не однонаправленном контроле без обратной связи.

Индивид (индивидуальное действие) и социальная группа (социальное действие) - таковы базовые элементы системы  социального контроля. Принципиально  важна роль таких промежуточных  социально-политических характеристик, которые непосредственно влияют на содержание и направленность действий индивида и социальной группы. К  их числу относятся:

1). самооценка субъекта (как  индивида, так и социальной группы);

2). восприятие и оценка  субъектом социальной обстановки, в которой действует как индивид,  так и социальная группа. Самооценка  и оценка ситуации - показатели, которые  позволяют объяснить содержание  и направленность действий.

В целостном же своем виде социальный контроль в данной социальной системе (общество; территориальная, политическая и др. общности) сам представляет собой сложно организованную, многоступенчатую, иерархизированную систему, состоящую из целого ряда компонентов.

Первым из таких компонентов  является индивидуальное действие (поступок), в виде взаимодействия индивида с  социальной средой (производственная, политическая, культурная либо иная деятельность).

Вторым компонентом социального  контроля выступает определенная (поддерживающая, осуждающая и т.п.) реакция социального  окружения на действия индивида сообразно  с существующей в данном обществе шкалой оценок.

Однако сама эта шкала  оценок есть лишь производное от существующей в обществе (группе) системы идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Поэтому данная система, весьма гибкая и динамичная, представляет собой  третий компонент социального контроля.

Важным результатом применения социальной шкалы оценок является категоризация (то есть отнесение к определенному  виду) индивидуального поступка и  соответствующая его оценка (одобряющая, осуждающая и т.д.) социальным окружением. Такая категоризация выступает  четвертым компонентом многосторонней системы социального контроля.

Подобная оценка (вплоть до социальных ярлыков - "видный политик", "известный профлидер" и т.п.) зависит от содержания и направленности общественного сознания. Это общественное сознание, групповое мнение оказывают  то или иное давление на самоопределение  индивида, его ценностные установки. Поэтому общественное сознание и  групповое мнение составляют в своей  совокупности пятый компонент социального  контроля, а применяемые обществом  или группой социальные санкции - шестой его компонент.

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Социальные санкции - разветвленная система  вознаграждений за выполнение норм, то есть за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, то есть за девиантность. Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Что дает четыре типа их сочетаний:

1). формальные позитивные  санкции - публичное одобрение  со стороны официальных организаций  (правительства, учреждений): награды,  премии, ученые степени и звания  и т.д.;

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"