Шпаргалка по "Социология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

otvet_sots.docx

— 107.41 Кб (Скачать)

В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина.

Направлением социологии стали народнические теории, отражавшие интересы крестьянства – наиболее многочисленного класса России. Ряды народничества пополнялись студенческой молодёжью, разночинной интеллигенцией. Одним из главных событий в  духовной жизни страны является начавшееся распространение марксизма. Марксизм сначала не принимается в революционной  среде, затем быстро находит последователей в рабочих кружках, в среде  студенческой молодёжи, прежде всего  у молодых революционеров, только вступающих на путь борьбы.

8. Общество — открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации. Общественная жизнь как совокупность всех социальных процессов является объектом изучения многих общественных дисциплин, а в сфере философского мышления ее содержание исследуется социальной философией, которая, основываясь на принципе антропоцентризма, исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом. Основу социальной системы составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека, и самого человека как общественного существа. Общество возникло в результате эволюции природы и с самого начала своего существования характеризовалась как специфическая системная организация, отличающаяся от других материальных систем особой элементной базой. Она включает в себя материальное и духовное производство, различные формы общественных отношений, базис и надстройку, социальную структуру, политические институты и т. д. Общество характеризуется так же особым механизмом передачи информации и способом наследования. Но самое главное отличие социальной материи от других ее форм движения состоит в том, что она включает в себя не только материальные, но и духовные процессы, сознание, которые в своем взаимодействии определяют уровень и содержание общественной жизни.

9. Глобализация социальных процессов в современном мире

А. Вебер: глобализация –  втягивание всего мира в открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших коммуникационных и информационных технологий. Другие исследователи: экспансия  западного образа жизни, масскультуры и типов мышления (Ядов) или: стремление Запада стать держателем бесконтрольной мировой власти, диктующей народам свою волю (Панарин).

Факторы глобализации (Цыганков): 1. Тенденция к становлению экономической  системы, функционирующей по единым правилам, в масштабе всей планеты. 2. Нарастание финансовых и информационных трансграничных потоков, неподвластных  государственному регулированию и  контролю. 3. Эрозия национально-государственного суверенитета в результате возрастающей «проницаемости» межгосударственных границ и ослабление традиционных функций  государства (особенно в сфере безопасности и социальной защиты населения). 4. Размывание границ между «внутренними» и  «внешними» политическими, экономическими, информационными и другими процессами. 5. Распространение на весь мир западных (прежде всего – американских) стандартов поведения, образа жизни, потребления, досуга. 6. Формирование идеологии «глобализма», призванной обосновать неизбежность происходящих изменений, их позитивный характер, а  также обеспечить согласие общественного  мнения и активное участие самых  широких социальных и политических сил в формировании мирового порядка  под руководством Запада и при  лидирующей роли США.

Многообразие проявлений глобализации. Интернационализация  экономики, развитие единой системы  мировой связи, изменение и ослабление функций национального государства, активизация деятельности транснациональных  негосударственных образований, в  том числе таких, как этнические диаспоры, религиозные движения, мафиозные  группы.  

10. Степень научной разработанности  проблемы. Современные концепции  социальной дифференциации опираются  на фундаментальные исследования  классиков социологической науки  и в силу этого отличаются  многогранностью подхода к изучаемой  проблеме.

Анализ сословий, населяющих античные государства, встречаются  уже в «Законах» и «Государстве»  Платона, в «Политике» Аристотеля. Фундаментальные  теоретические и методологические предпосылки теории социальной структуры  общества заложены в работах К.Маркса, В.Ленина, М.Вебера, Г.Спенсера, П.Сорокина и других представителей социологической  науки второй половины XIX -начала XX веков.

Два подхода были обоснованы в социологических трудах отмеченного периода.

Первый связан с проблемой  соотношения социальных групп и  слоев в контексте их экономического положения, системы интересов, мотивации  поведения и т.д. В основе второго - влияние на социальную дифференциацию способов организации общественной жизни2.

В работах современных  зарубежных социологов концепции социальной структуры общества в основном базируются на структурно-функциональном анализе. В его рамках социальная структура  рассматривается как самостоятельная  социальная система в совокупности четко обозначенных структурных  элементов и их функции как  относительно друг друга, так и относительно всей социальной системы.

11. Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между  собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной)деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

12.Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции. Парадигмы "социального поведения" (Ф. Берджесс, Д. Хоманс, П. Блау). Формирование личности. Определение и структура личности. Социальные типы личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Межролевое напряжение и конфликт ролей. Способы снятия ролевого напряжения. Ролевое ожидание и поведение. Социальный статус и личный статус. Статусный набор. Предписанный и достигаемый статус. Личность как деятельный субъект. Личность как активный субъект. Взаимосвязь личности и общества. Ролевые теории личности. Социальный статус личности. Социальная среда, активность и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Общественные и личные интересы. Социологические концепции личности. Теория «Зеркального «Я»» Ч. Кули. Теория потребностей А. Маслоу. Десоциализация и ресоциализация.

 
13. СОЦИА́ЛЬНАЯ ГРУППА

совокупность людей, составляющая единицу социальной структуры общества. В целом С. г. можно разделить  на два рода групп. К первому относятся  совокупности людей, выделяемых по тому или иному существенному признаку или признакам, напр. социально-экономич., проф. группы, национальные, возрастные и др. группы населения. Члены этих групп могут быть разъединены в пространстве (а иногда и во времени), они не составляют обычно локализованного социального единства (рабочие, инженерно-технич. работники, лица в возрасте от 9 до 24 лет и т.д.). К другого рода группам относятся все те совокупности людей, в к-рых существует система социальных связей и отношений членов совокупности, характеризующая ее внутр. структуру. Отличит. чертой такой С. г. служит наличие той или иной программы, плана ее деятельности, в к-рую включен каждый участник группы. Структура группы характеризуется двумя ее уровнями: функциональными зависимостями между членами группы (напр., по разделению труда) и межличностными зависимостями (напр., отношениями симпатии или вражды). Выделяется обычно еще одно различие структур группы: структура, фиксируемая в официальных положениях (напр., иерархия власти в группе, определенная инструкциями о тех или иных постах), и структура, реально складывающаяся в отношениях людей в зависимости от их личных качеств. а не официально занимаемого положения. Первый тип структуры обычно наз. формальной структурой группы, второй – неформальной.

14. Когда мы говорим  о «массе», обычно это слово  кажется понятным всем. Массовое  — значит общее, присущее всем  или большинству. Или, в другом  варианте, «масса» — это когда  всего много, так сказать, свалка  всего на свете. Однако в  обоих этих наиболее распространенных  случаях речь не идет о научном  определении. 
Общедоступные словари поражают способами ухода от ясных и четких определений понятия «масса». Советский энциклопедический словарь использует это понятие как очевидное и «накопительное», не считая необходимым останавливаться на нем специально, причем прежде всего истолковывая его в естественнонаучном смысле: «Масса — одна из основных физических характеристик материи». С этим связаны понятия «масса покоя», «масса прибавочной стоимости» и «масса прибыли». Они располагаются между словами «Масса - город в центральной Италии» и «массаж». Словарь иностранных слов также ставит на первые места физическое и химическое значение слова, лишь в конце приводя: «массы — широкие круги населения, народ». В этом направлении ориентированы и специальные гуманитарные словари. Например, отечественные философские словари ограничиваются производными от слова «масса» понятиями («массовая коммуникация», «массовая культура», в лучшем случае — «теории массового общества» и «массовое сознание»)1. В «Энциклопедическом социологическом словаре» предлагаются к рассмотрению исключительно «массы народные». Они определяются как «социологическая категория, означающая наличие в обществе трудящегося большинства населения как решающей силы социального прогресса. В социологии понятие... используется... преимущественно в этнографическом смысле или для противопоставления личности, а также в концепциях "массового общества"» («Энциклопедический социологический словарь», 1995). Энциклопедический словарь по политологии, помимо понятий «массовая коммуникация», «массовое сознание», «теории массового общества», предлагает еще и «массовые настроения». Но в то же время один из наиболее популярных психологических словарей вообще предлагает вместо понятия «массы» ограничиться «массовидными явлениями» («Психология: словарь», 1990), к которым относит такие разнородные явления, как «совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения», «многообразные виды поведения толпы», «социально-психологические особенности народов» и даже «общественное мнение». В целом же оказывается, «массо- 
' Например, см.: Философский словарь. М., 1980. С. 203-205, а также: Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

15. Различные социальные группы занимают разное положение в обществе. Это положение определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего сообщества.Социальная дифференциация (от лат. differentia — различие) — это разделение общества на различные социальные группы, которые занимают в нем разное положение.Неравенство — неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами и слоями населения.Социальное неравенство является внутренней характеристикой любой социальной группы, и общества в целом, иначе их существование как системы было бы невозможно. Фактор неравенства обусловливает развитие и динамику социальной группы.На ранних этапах общественного развития социально значимыми являются такие индивидуальные характеристики, как пол, возраст, родство. Реально существующее здесь объективное неравенство интерпретируется как естественный порядок вещей, т. е. как отсутствие социального неравенства.В традиционном обществе, основанном на разделении труда, зарождается сословная структура: крестьяне, ремесленники, знать. Однако в этом обществе объективное неравенство осознается как проявление Божественного порядка, а не как социальное неравенство.В современном обществе объективное неравенство уже осознается в качестве проявления социального неравенства, т. е. интерпретируется с точки зрения равенства.Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт.Под стратой (от лат. stratum — слой, настил) в социологии понимается реальная, эмпирически фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем и др.). Цричиной неравенства является неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности, неравномерного распределения наград и поощрений. Концентрация власти, собственности и других ресурсов у элиты способствует возникновению социальных конфликтов.Неравенство можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой окажутся те, кто владеет наибольшим (богатые), а на другом — наименьшим (бедные) количеством благ. Универсальным измерителем неравенства в современном обществе выступают деньги. Для описания неравенства различных социальных групп существует понятие «социальная стратификация»Социальная стратификация (от лат. stratum — слой, настил и f асеге — делать) — это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.Термин «стратификация» пришел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали.Согласно теории стратификации современное общество является слоистым, многоуровневым, внешне напоминающим геологические наслоения. Выделяются следующие критерии стратификации: доход; власть; образование; престиж.

16. Мы уже вспомнили определение  понятия “общество”.

А теперь попробуйте назвать  главную составляющую общества.

В начале одного очень известного романа Л. Н. Толстой утверждает: “Все счастливые семьи похожи друг на друга…”  Семьи, возможно, похожи. А люди?

Все перечисленное представляет собой совокупность оснований для  социальной стратификации.

Само слово “стратификация” образовано от латинских существительного stratum и глагола fasere.

Стратификация –

stratum (лат.) - слой 
fasere (лат.) – делать, что в переводе на русский означает – расслоение общества.

Термин “стратификация”  пришел из геологии, где он означает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов.

Богатые занимают верхнюю  ступеньку, зажиточные группы – среднюю, а бедняки – низшую. Верхняя  ступенька – высший класс, средняя  ступенька – средний класс, а  на низшей ступеньке – низший класс. Так сформировалось представление  о трех классах общества. Но ведь есть еще и рабочий класс. Рабочий  класс составляет самостоятельную  группу, которая занимает промежуточное  между средним и низшим классами положение.

Основы теории социальной стратификации были заложены в последней  трети XIX в. Максом Вебером (1864 – 1920). Немецкий ученый выявил главные компоненты неравенства (собственность, или доход, престиж, образование, власть) и ввел понятие  статуса.

Статус – положение и место человека в обществе.

Статус выступает обобщенным показателем стратификации.

Различают четыре основных типа стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Рабство – это наиболее выраженная форма неравенства, при которой одни люди буквально принадлежат другим как их собственность. Правовые условия рабства значительно варьируются в различных обществах.

В Соединенных Штатах, Южной  Америке и Вест-Индии в XVIII – XIX вв. рабы использовались почти исключительно  как рабочие плантаций и домашние слуги. В классических Афинах, рабы исключались из политической и военной  жизни, но были заняты выполнением других обязанностей. Одни занимались литературным творчеством, другие – квалифицированным  ремесленным трудом, третьи – помогали воспитывать детей.

17. ХХ век представлен разными  отечественными и зарубежными  моделями выделения страт. Отечественные  модели советского периода - это  ленинская и сталинско-брежневская  классовые стратификации. В.Ленин  считал главными критериями классов  отношения собственности, выполняемые  функции, доходы и согласно  им видел в современном ему  обществе такие классы: буржуазия,  мелкая буржуазия, рабочий класс,  класс кооператоров и социальный  слой интеллигенции и служащих. Сталинско-брежневская модель сводилась  лишь к формам собственности  и на этом основании - к двум  классам (рабочим и колхозному  крестьянству) и прослойке (интеллигенции). Имевшие место социальное неравенство,  отчуждение классов от собственности  и от власти в советской  науке не подвергались открытому  структурированию до середины 80-х  годов. Однако стратификацией  социального неравенства советского  общества занимались зарубежные  исследователи. Один из них  - А.Инкельс - подверг анализу 40-50-е годы и дал коническую модель иерархического деления общества в СССР. Используя в качестве оснований материальный уровень, привилегии, власть, он обозначил девять социальных слоев: правящая элита, высшая интеллигенция, рабочая аристократия, основная интеллигенция, средние рабочие, зажиточные крестьяне, белые воротнички, средние крестьяне, непривилегированные рабочие и группа принудительного труда (заключенные).

Информация о работе Шпаргалка по "Социология"