Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:36, шпаргалка

Описание работы

1. Объект и предмет социологии
2. Структура социологии и уровни социологического знания
3. Методы социологического исследования.

Работа содержит 1 файл

социология 1-22.docx

— 68.88 Кб (Скачать)

Предварительный системный  анализ объекта – это моделирование  исследуемой проблемы, расчленение  ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более  четко представить предмет исследования.

Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой  его главный методологический инструмент.

Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Гипотеза дает направление  исследования, влияет на выбор методов  исследования и формулировку вопросов.

Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать  гипотезу.

Можно выделить несколько  типов гипотез:

1) основные и выводные;

2) основные и неосновные;

3) первичные и вторичные;

4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).

Основные требования к  формулировке гипотез. Гипотеза:

1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

3) должна быть проста;

4) должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости  соответствия их целям и задачам  исследования, которые содержат ясные  и точные понятия.

Процедурная часть программы  социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.

Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.

Тип и способ определения  выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.

Главное требование, предъявляемое  к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.

Выборочный метод основан  на двух принципах: взаимосвязи и  взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в  целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.

В зависимости от специфики  объекта осуществляется выбор методов  сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных  методов, фиксацию основных элементов  инструментария и технических приемов  работы с ними. Описание способов обработки  информации предполагает указание, каким  образом это будет производиться  с использованием прикладных компьютерных программ.

После составления программы  исследования начинается организация  полевого исследования.

Программа социологического исследования – документ, который  организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую  деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы  во многом зависит успех эмпирического  социологического исследования.

№7. Развитие ранних социологический  теорий в древности 

По словам одного из крупных  социологов XX столетия Р. Мертона "Социология — это очень молодая наука  об очень древнем предмете изучения".

Как отдельная наука социология начала зарождаться в XIX в.,

однако база социологических знаний накапливалась на протяжении предшествующих 2500 лет.

К первым работам древности, исследующим проблемы развития общества можно отнести.

✓ "Государство" Платона, в котором впервые была сделана попытка научно обосновать стратификацию общества. Платон выделял следующие классы.

•   "мудрецы", призвание которых управлять государством;

•   "воины", обязанность которых защищать государство от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок;

•   ремесленники и крестьяне, которые должны заниматься производительным трудом и обеспечивать как собственное существование, так и существование остальных классов;

✓ труды Аристотеля, в которых развивается теория о необходимости классового деления общества. По мнению Аристотеля, устройство общества сводится к двум основным классам.

•   господствующему меньшинству (управленцы, ученые, воины, мудрецы и др.);

•   большинству, главное предназначение которого — заниматься производительным трудом (крестьяне, ремесленники и др.);

✓ произведения Конфуция, древнекитайского мыслителя, который разработал и обосновал правила поведения в обществе. при соблюдении которых общество и государство будут жизнеспособны:

•    наличие управляющих и управляемых;

•   уважение к старшим по возрасту и по званию;

•    послушание, лояльность;

•      скромность, сдержанность и ГДР.

  №8. Социальная мысль средневековья.

В эпоху Средневековья  интеллектуальная активность людей  стала перемещаться из сферы политики с ее реальными земными проблемами в сферу религиозных абстракций. Многие мыслители Средневековья  внесли свой вклад в обоснование  новых идеалов культуры, но особое значение имели Аврелий Августин и Фома Аквинский. На первый план выдвигается  не разум, а воля человека и его  вера, т.к. полагалось, что познать  смысл Священного писания и актов  Божественного творения можно только через веру и волевые усилия. Разум  имеет смысл лишь тогда, когда  он подкрепляет эти усилия. Т. об., ценности земной жизни принижались, во многом наделялись духовными свойствами. Идеалы добра, блага, счастья приобретали  божественны смысл, постичь который  можно лишь через молитвы, душевное очищении, поэтому идеалом личности становится не человек-творец, человек-политик, а монах. Бог, по мнению Августина, проявляет свою волю не только для индивидуального человека, о и предопределяет весь ход истории. Человеческая история определяется борьбой двух миров – божественного и земного, духовного и материального. Любовь к Богу – центральная идея философской концепции Августина – только подобная любовь делает человека человеком, возвышает его над остальным миром. Всякое насилие, как официальное (со стороны государства), так и неофициальное (со стороны разгневанных масс), определяется как проявление земных пороков. Духовная власть, которой становится церковь, провозглашается высшей властью на земле, которой подчиняются и простые люди, и государи. Политика и общественный прогресс приобретают у Августина сугубо теологический смысл и характер. Фома Аквинский рассматривает человека политическим существом. Из суммы таких существ состоит государство. Благо государства выше блага отдельного человека, что охраняется Божественной волей. Тщательное выполнение человеком своих обязанностей, устанавливаемых Богом, гарантирует достижение общественного блага. Не только Церковь, но и государство является божественным установлением, хотя Государство и подчиняется Церкви. Выделяется пять форм государственного устройства. Власть большинства определяется как демократия. Аквинский не считает эту форму правления правильной, т. к. в данном случае большинство будет навязывать свои волю меньшинству, т. е. демократия, по сути, является одной из форм тирании, которая тоже является неприемлемой. Самая правильная форма правления – монархия.

 

№9. Николло макиавелли о человеке, обществе и государстве.

Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился  к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства.

В его главном произведении "Государь" описываются принципы создания сильного государства в  условиях, когда в народе не развиты  гражданские добродетели, но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического  лидера. Макиавелли сформулировал законы поведения правителя, желающего  добиться успеха.

Закон первый: действиями людей  правит честолюбие и стремление к  власти. Чтобы добиться стабильности общества, надо выяснить, какой социальный слой более честолюбив: желающие сохранить  то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Оба мотива одинаково разрушительны для  государства, и для поддержания  стабильности оправдана любая жестокость.

Закон второй: умный правитель  не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать  обещания, но придя к ней, не обязательно  их выполнять, иначе попадешь в зависимость  от подчиненных. Заслужить ненависть  за добрые дела так же легко, как  и за злые, но зло - признак твердости. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но чтобы ее удержать, надо быть жестоким.

Закон третий: творить зло  надо сразу, а добро - постепенно. Наградами  люди дорожат, когда они редки, наказания  же нужно производить сразу и  в больших дозах.

№10. Основные социологические  теории нового времени.(Гобс, Локк, Монтексьё,Руссо)

Томас Гоббс  (1588 – 1679 гг.)


В работе “Левиафан, или  Материя, форма и власть государства  церковного и гражданского” этот мыслитель изложил собственное  оригинальное представление о природе  человека и государства. Абстрагируясь  от теологии при объяснении государства  и права, Гоббс стремился вывести  их признаки из естественной природы. При чем сама природа отнюдь не идеализировалась им, наоборот, человек  в своем естестве представал как  существо жадное, эгоистическое и  честолюбивое. Гоббсом разрабатывается  целая система естественных законов, предваряющих появление государства, ибо сами по себе эти законы без  соответствующей поддержки со стороны  крепкой власти не могут обеспечить мирное сосуществование людей. Поэтому  государство – это, прежде всего  сила, обеспечивающая действенность  принятых законов. Наличие его означает добровольное ограничение свободы  на основе общественного договора. Гоббс рассматривает общественный договор как акт перехода людей  из естественного состояния в  состояние гражданское, т.е. в состояние  государственное. Само стремление к  личной свободе в условиях государства  становится как бы противозаконным, так как нарушает первоначальный договор. Высшая государственная власть, по Гоббсу, должна быть абсолютной, безраздельной  и неизменной, будь то демократия, аристократия или монархия. Тем самым в социологической  концепции Гоббса отразилась общая  тенденция к формированию такого типа власти, которая соответствовала  бы новым буржуазным отношениям, т. е. была бы достаточно самостоятельной  по отношению к клерикальным кругам и в то же время могла бы быть вполне устойчивой в период народных волнений, которые зачастую не столько  стремились к установлению новой  системы власти, сколько к разрушению старой.      

Джон Локк (1632 – 1704 гг.)


В своих работах “Исследование  о естественном законе”, “Два трактата об управлении государством” отстаивал  идею английского либерализма, как  своеобразного компромисса между  буржуазией и дворянством. Идеалом  политического устройства считал конституционную  монархию парламентского типа. При  этом главной целью правительства, единственно оправдывающей его  существование, является, по Локку, защита естественных прав человека – правда на свободу и права на собственность.

Шарль Луи Монтескье  (1689-1755 гг.)


В своем основном произведении “О духе законов” предложил новое  видение природы человека и естества общественно-политических явлений. Если гуманистическая традиция стремилась представить природу человека исходя из его внутренних качеств, то Монтескье  попытался объяснить эту природу  внешними факторами человеческого  бытия. Среди последних выделялись как чисто природные, так и  социальные и социально-психологические  факторы. В духе деизма он говорит  о сосуществовании божественных и естественных (человеческих) законов. Сущность последних проявляется  в сознательной законотворческой деятельности людей, политиков.

Ж.-Ж.Руссо в труде     “Рассуждение   о   происхождении   и   основаниях неравенства между людьми”    развил   идеи общественного договора.  Исследовал  причины   возникновения   неравенства. Причиной  неравенства считал  наличие частной собственности.  Призывал  к наделению всех равной собственностью.

№11. О. Конт – родоначальник социолог

Основателем социологии являлся французский ученый Огюст  Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. "Социальная физика" состояла из 2-х взаимосвязанных частей: социальных статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика — процессы социальных изменений. Общество, по Конту, — сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым. Эволюционное развитие приводит к установлению фундаментального порядка. О. Конт разрабатывает методы социологических исследований, подчеркивает значение метода наблюдения, эксперимента, сравнительного, генетического и конкретно-исторического методов.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"