Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:36, шпаргалка

Описание работы

1. Объект и предмет социологии
2. Структура социологии и уровни социологического знания
3. Методы социологического исследования.

Работа содержит 1 файл

социология 1-22.docx

— 68.88 Кб (Скачать)

Те  же самые исторические события могут  служить предметом изучения и  для социологов. Но их привлекают общие  характеристики, типичные для войн вообще или для войн определенных эпох и т. п. В изучении общественного мнения (отражающего, кстати, те самые «социальные отношения») для социолога важными являются такие характеристики респондента, которые позволяют отнести его к определенной группе, определенному типу.

Сферой  научных интересов политологии, также недавно оформившейся в самостоятельную дисциплину, является изучение взаимоотношений (сравните – тоже «отношений», как и в социологии) людей, различных социальных групп, связанных с завоеванием и удержанием политической власти, а также ее использованием. Политология изучает социальные отношения в отдельной, специфической сфере общественной жизни. Любые факты, явления или процессы, информация о которых может предоставляться историей и социологией, рассматриваются политологами лишь постольку, поскольку они оказывают (прямо или опосредованно) влияние на политику. В этой связи следует отметить, что современная западная политология в значительной мере «выросла» из политической социологии.

Предметной  областью исследований экономической науки, так же, как и социологии и политологии, являются отношения, но уже в другой сфере жизнедеятельности общества – в экономике. Экономическая наука изучает отношения, в которые вступают люди, социальные группы в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Как и социология, экономическая наука имеет дело с устойчиво повторяющимися, типичными процессами и явлениями.

В отличие  от политологии и экономики, социология исследует все сферы общественной жизни в их тесной взаимосвязи  и взаимовлиянии друг на друга.

Определенные  трудности представляет разведение предметов социологии и психологии (и социальной психологии) – наук, занимающихся изучением поведения людей и их групп. Дело в том, что в реальном поведении человека крайне сложно выделить влияние собственно социальных или психологических факторов. В самом общем виде можно сказать, что психология изучает характеристики и механизмы регуляции поведения отдельных индивидов.

Социальная психология ориентирована на исследование поведения человека в группе и изучение малых групп, рассматриваемых как единое целое. Члены малых групп находятся, преимущественно, в непосредственном контакте между собой и испытывают взаимное влияние. Важное место здесь занимает учет личных особенностей индивидов.

Социологию, активно использующую субъективные оценки, особенно в эмпирических исследованиях, не интересуют взаимосвязи этих оценок с личными характеристиками опрашиваемых. Главное для социолога – выявление  закономерностей формирования и  изменения субъективных мнений респондентов и их связь с показателями, характеризующими их принадлежность к той или иной социальной, профессиональной и т. д. групп. Так, например: удовлетворенность (работой, качеством жизни и пр.) представителей различных слоев и групп – субъективное психологическое оценочное отношение – является одним из самых популярных показателей в эмпирических социологических исследованиях.

Явной тенденцией XX в., развивающейся и сейчас, стало использование общесоциологических принципов и знаний в других общественных науках. Один из самых известных в мире социологов П. А. Сорокин прямо указывал на то, что и наука о праве, о хозяйстве, и дисциплины, изучающие явления религиозные, эстетические, психологические и пр., не избежали влияния социологии: «"Социологизм" специальных наук – знамение времени».

 

3. Методы социологического  исследования.

Основные методы социологического исследования: эксперимент, метод включенного  наблюдения, биографический метод, массовый опрос, а также конкретные методики, используемые на разных стадиях исследовательского процесса (в частности, методики построения выборки, измерения и анализа  данных).

Эксперимент — это метод, обеспечивающий наилучшие эмпирические данные для проверки гипотез о наличии причинной связи между явлениями, а также самое надежное средство решения многих практических задач, связанных с оценкой эффективности социальных и политических программ. Недостатки экспериментального метода являются продолжением его достоинств (что, впрочем, верно и применительно ко всем остальным методам). Возникнув в натуралистической традиции социологического исследования, экспериментальный метод был изначально ориентирован на лабораторный исследовательский контекст, высокий уровень формализации проверяемых теорий и максимальные возможности измерения и контроля всех существенных переменных. Эксперимент оказался методом, пригодным скорее для проверки наиболее “сложившихся” и развитых социологических и социально-психологических теорий, чем для поисковых исследований, направленных на выработку адекватного теоретического языка и формулировку пробных гипотез, описывающих закономерности естественного протекания социальных процессов.

Массовый опрос является самым популярным социологическим методом. Он превосходит эксперимент и служит не только сугубо академическим целям, являясь наилучшим средством получения социальной статистики. Именно опросы общественного мнения используются при изучении мнений и установок широких слоев общества, обеспечивая возможность “отслеживания” даже небольших изменений в самых разнообразных сферах общественной жизни — от распределения семейных бюджетов до динамики избирательских предпочтений. Недостатки: низкая чувствительность этого метода к уникальным чертам исследуемой социальной ситуации.

Преимущества включенного наблюдения и биографического метода заключены, прежде всего, в возможности получения детальной информации об изучаемых социальных явлениях. Непосредственная включенность исследователя в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередко позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных или субкультурных “языках взаимодействия. Хотя ученый не может “влезть в шкуру” других людей, особенно принадлежащих к чужой культуре или другой исторической эпохе, он может попытаться упорядочить и подвергнуть более глубокому и систематическому рассмотрению те слова, символы и культурные формы, посредством которых изучаемые им люди описывают и передают свой опыт, делая это зачастую непоследовательно, случайно или не вполне осознанно. Наиболее очевидные недостатки включенного наблюдения и, в несколько большей степени, биографического метода связано с опасностью подмены научных объяснений высокохудожественными и вполне субъективными повествованиями, в которых на смену внятным теоретическим представлениям и эмпирическим доказательствам приходят риторические фигуры.

4. Социологическое исследование как средство познания социальной реальности

 

  Социологическое исследование - это конкретная разновидность научного исследования вообще. Оно должно подчиняться  общенаучным требованиям, главное  из которых - вычленение истинных фактов из моря ложных заблуждений и критическая  проверка полученных знаний на предмет  их соответствия уже добытым и  проверенным ранее научным знаниям. « 
  Со времен Ксенофонта и Сократа искусство исследователя заключалось в том, чтобы с помощью тщательно построенного «опросника» и на основе «показательной выборки» извлечь эпистему - истинное, подлинное знание из мнения . 
   Познанный материал должен быть тщательно взвешен, осмыслен, критически оценен социологом. Правда, надо заметить, что проблема вынесения критической оценки в социологии не так проста, как может показаться. На протяжении ста лет о проблеме ценностей и оценок в методологии идет среди ученых нешуточный спор. Для социологии первым его ясно озвучил в начале столетия Макс Вебер. Он предлагал различать два похожих явления: 
  • вынесение оценочных суждений; 
  • отнесение к ценностям. 
  Первое в науке категорически запрещается со стороны исследователя, второе не только приветствуется, но и рекомендуется в качестве важнейшего правила. Ученый должен быть свободным от оценок, но не от нравственных ценностей.  

  Свобода от оценки - важнейший  постулат современной профессиональной (академической) социологии. Социолог  «должен забыть о своих политических  пристрастиях, о национальности, возрасте, поле, религиозных убеждениях, вкусах  и привычках, как только он  переступает порог аудитории.  Стоит ли говорить, что стать  свободным от оценки - дело трудное,  но именно такой свободы требует  научное исследование.

  Социологическое знание двойственно  по своей природе: оно впитывает  в себя научную объективность,  основанную на беспристрастной  статистике, и в то же время  оно должно соотноситься с  ценностями. Принцип отнесения к  ценностям должен занять место  обычной практики анализа ученым  оценочных суждений, распространенным  в обществе. 
  Встать на позиции ценностного нейтралитета в общественных науках означает занимать глубоко нравственную и граждански активную позицию, уметь критически оценивать любое социальное суждение, в том числе свое собственное. Ученый, в отличие от публициста, не может ограничиться констатацией фактов и мнений, какими бы ошеломляющими они ни были. Ученый должен изучать образцы мыслей, которые есть и в публицистике, и в массовом сознании, и в научной литературе, превратив их в факты своей научной практики. Что для этого надо?  
  Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационнотехнических процедур, связанных единой целью - получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения. 
  Из определения следует, что социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Под методологическим уровнем понимается совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования.

№5. Виды социологического исследования.

 
  В зависимости от решаемых задач  различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. 
  Разведывательное исследование - наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого - выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам. 
  Описательное исследование - более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении. 
  Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования - это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, столько проверкой выдвинутой гипотезы. 
  По частоте проведения выделяют разовое и повторное социологическое исследование. Повторные исследования позволяют получить данные, отражающие изменение изучаемого социального объекта, его динамику. Существуют две разновидности повторных исследований - панельные и лонгитюдные. Первые предусматривают неоднократное изучение одних и тех же социальных объектов через определенные интервалы времени, вторые исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет. 
  Наконец, по масштабности социологические исследования подразделяются на международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

№6. Программа социологического исследования.

Программа социологического исследования – это один из важнейших  социологических документов, в котором  содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу  социологического исследования можно  рассматривать как теорию и методологию  конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция  программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования.

Методическая функция  программы позволяет разработать  общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты –  теория.

Организационная функция  обеспечивает разработку четкой системы  разделения обязанностей между членами  исследовательского коллектива, позволяет  обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических  исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований.

Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной.

В идеальном варианте программа  содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация  основных понятий, методы исследования, план исследования.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта  эмпирического исследования предполагает получение пространственно-временных  и качественно-количественных показателей. В реально существующем объекте  выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена  характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее  необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

С целью использования  единого понятийного аппарата в  программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение  элементов основного понятия  по строго заданным критериям, которые  отражают качественные стороны предметы исследования.

Весь процесс логического  анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"