Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Социология".

Работа содержит 1 файл

sotsiologia_shpory.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Уход от логического мышления, даже его избегание

Раскол рационального  и иррационального в человеке, его внутренней и внешней жизни.

И в том и другом случае наблюдается утрата связи  с реальностью и потеря веры в  себя. Соответственно, человек с  готовностью подчиняется авторитету группы или вожака и становится податливым к приказаниям внушающего. Он находится в состоянии войны с самим собой, войны, которая сталкивает его индивидуальное «Я» с его «Я» социальным. Но видно и то, что их последствия противоположны. Первое делает индивида способным жить одному, а второй мешает ему сосуществовать с другим, отталкивая его от массы и замыкая в себе самом. Также первое возникает вследствие избытка социабельности, когда индивиды врастают в социальное тело. Второе же является результатом неспособности существовать вместе с другими и находить в совместной жизни необходимые компромиссы. Появляется новый человеческий тип – человек-массы. Человек-массы полностью зависит от других.

 

 Собранные в общественные  стада, одурманенные той таинственной силой, которую источает всякая перевозбужденная группа, люди впадают в состояние внушаемости, сходное с наркотическим или гипнотическим. И пока они пребывают в этом состоянии, они верят всему, что им скажут, и сделают все, что им прикажут сделать. Все эти толпы являются симптомами какого-то нового состояния человечества, поднимающегося из низов восстания, которое угрожает общественному порядку. Ничто не выразило бы лучше сущности нового общества, чем определение «массовое». Масса состоит из людей-массы. Причина такого положения вещей в средствах коммуникации, массовой информации, которые внедряясь в личную жизнь людей (проникая в дома, работу), управляют их личным мнением и обезличивают их. Эти средства превращают человеческие умы в массовый разум.Массы становятся неотъемлемой принадлежностью общества. Индивид – это непреступная крепость, куда другие проникают посредством внушения с тем, чтобы ее разрушить и вовлечь в это импульсивное неосмысленно действующие коллективное месиво.

Лебон и Фрейд

Вслед за австрийским психологом З. Фрейдом большинство исследователей считают, что при потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой, а становиться частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением» и тогда, когда слушает поп- музыку или смотрит кино в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвёзд, ведущих телепрограмм, модных модельеров, чему в большей мере способствует создаваемая вокруг них реклама Выражения «психология толп» или «психология масс», употребляемые в названиях трудов многих известных философов как Ле Бон и Фрейд, указывают на то, что представляется некое видение цивилизации, центрированное на определенном, характеризующим ее типе объединения – массе. С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой "массу", главной чертой которой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям), вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики), утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями). Вывод, который следует из описания этой картины поведения человека в массе, состоит в том, что масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен "вождь", роль которого может выполнять "элита". Выводы эти были сделаны на основании рассмотрения единичных случаев проявления массы, а именно проявления ее в ситуации паники. Никаких других эмпирических подтверждений не приводилось, вследствие чего паника оказалась единственной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой единственной формой были экстраполированы на любые другие массовые действия.В психологии масс ярко проявляется определенная социальная окраска. Конец XIX в., ознаменованный многочисленными массовыми выступлениями, заставлял официальную идеологию искать средства обоснования различных акций, направленных против этих массовых выступлений. Большое распространение получает утверждение о том, что конец XIX - начало XX в. - это "эра толпы", когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям. Психология масс оказалась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя и его как иррациональное движение масс. По мнению Гюстава Лебона европейское общество вступает в новый период своего развития — в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.Групповая психология конца XIX — начала XX в. не исчерпывалась, однако, спекулятивными построениями этого типа. Исследованию подвергаются не только аморфная «толпа», но и конкретные человеческие группы, диады и триады, а также сами процессы межличностного взаимодействия, такие как психическое заражение, внушение и подражание.Взгляды Лебона на проблему массового поведения логично связаны с его методологическими позициями в вопросе о человеке и обществе.Его основная мысль заключается в том, что люди в толпе претерпевают радикальную трансформацию, теряют самоконтроль и индивидуальность и начинают подчиняться примитивному иррациональному "закону психического единства толпы" или "коллективному разуму". Г. Лебон выделяет отличительные признаки поведения человека в массе. Обезличенность. Индивидуальная манера поведения отступает под натиском страстей, охватывает всех, и заменяется импульсивными, инстинктивными реакциями.

Резкое преобладание чувств. Разум уступает место чувству  и инстинкту, отсюда проистекает  чрезвычайная приверженность масс влиянию. При этом они действуют, повинуясь не голосу рассудка и благоразумия, а исключительно эмоциям.

Утрата интеллекта. Интеллект  массы становится ниже уровня интеллекта составляющих его единиц: кто хочет  заслужить одобрение массы, должен ориентироваться на низший уровень интеллекта и отказаться от логической аргументации.

Утрата личной ответственности. Общественная жизнь, по его мнению, во многом детерминирована поведением толпы, которая всегда представляет разрушительную силу. На основании этого он рассматривал всякую революцию как результат «массовой истерии», где доминируют неконтролируемые чувства и эмоции.

 

Тард.

С точки зрения Тарда, социальное поведение не имеет другого  объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, интеллектуалистически ориентированная академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в социальном поведении, поэтому и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда - роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания - были усвоены непосредственными создателями психологии масс.

Элементарным социальным отношением, по Габриэлю Тарду (1843—1904), является передача или попытка передачи верования или желания. Простейшая модель такого отношения — состояние гипнотического сна. («Общество — это подражание, а подражание — своего рода гипнотизм».)Всякое нововведение, считает он, есть продукт индивидуального творчества. Единственный источник последнего — творческий акт воображения одаренной личности. Успешная адаптация новшества вызывает волну повторений, принимающих форму «подражания». Наблюдения Тарда во многом предвосхитили дальнейшее развитие теории массовых коммуникаций и психологии общения.Теория подражания выходит за рамки интрапсихических процессов, делая предметом и единицей социологического исследования не отдельно взятого индивида, а процесс межличностного взаимодействия.Феномен подражания интересовал умы многих ученых, однако Г.Тард придавал этому социально-психологическому явлению особенно большое значение, абсолютизируя его роль в общественной жизни. Рассматривая подражание как универсальное социальное явление, аналогичное наследственности в биологии и молекулярному движению в физике, Г.Тард пытался объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь, в том числе и политическую. Подражание, по его мнению, выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно стабильность социальных отношений. "В общественном отношении все оказывается изобретениями и подражаниями; подражания - это реки, вытекающие из тех гор, что представляют собой изобретения". Благодаря подражанию, отмечал Г.Тард, происходит "распространение нововведений" и одновременно благодаря этому же механизму население Европы превратилось в "издание, набранное одним и тем же шрифтом и выпущенное в нескольких сотнях миллионов экземпляров".Распространение новшеств путем подражания Г.Тард схематично рисует в виде концентрических кругов, расходящихся от центра. Круг подражания имеет тенденцию бесконечно расширяться, пока не наталкивается на встречную волну, исходящую от другого центра. Встречные потоки подражания вступают в единоборство, начинается "логическая дуэль" подражаний, следствием чего могут быть любые конфликты: от теоретического спора до войны. Процесс подражания подчинен ряду законов: во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых, низшие всегда подражают высшим. Подражание разделяется на несколько видов: 1) по степени-рациональности-логическое и внелогическое: 2) по последовательности и механизму движения - внутреннее и внешнее; 3) по степени устойчивости - подражание-мода, подражание-обычай; 4) по социальной природе - подражание внутри класса, подражание одного класса другому. Подражание лежит в основе практически всех социальных феноменов: общественное мнение, обычаи традиции, мода, религия и т.п. Природа подражания - гипнотизм. Общество - это подражание, а подражание - род гипнотизма.Анализируя психологию толпы, Г. Тард проводил различие между бессознательной толпой, движимой силой темных и разрушительных импульсов, и сознательной публикой, создающей общественное мнение. Таким образом, по Тарду, стихийное настроение — это особенность народных низов, а сознательное мнение — это свойство «публики» или интеллектуальных привилегированных социальных групп. Итак, в работах Г.Тарда нашли отображение следующие идеи: абсолютизация роли подражания в общественной жизни; исследование толпы как наиболее спонтанного проявления неорганизованной активности масс; дифференциация стихийного настроения и общественного мнения; анализ социально-психологического феномена умонастроения, которое он называл «социальной логикой». Признанный классик социальной психологии, он поставил ряд проблем, которые дали толчок развитию политической психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Социологический подход к анализу управления и его места в обществе.

Сущность социологического подхода  к управлению состоит в выделении 3 его компонентов. Первый- ядро механизмов управления. Это целенаправленное управляющее воздействие, включающее целепологание и целеосуществление. Такое воздействие может быть внешним, когда орган управления находится за рамками своих объектов, а также самоуправлением , когда воздействие осуществляется подразделением или субъектом, входящим в состав самого объекта.  Вторым- компонентом является самоорганизация, т.е. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования: лидерство, социальные нормы. Социальная самоорганизация существует на всех уровнях организации общества, начиная с общества как целого так и кончая первичными группами. Ее отличительный признак- спонтанность, т.е. самопроизвольность, отсутствие единого субъективного начала. Оба названных компонента образуют третий- организационный порядок. Организационный порядок- это система долговременных, относительно стабильных целей, связей и норм, регулирующих отношения, возникающие между организациями, а также между подразделениями и людьми как членами организаций по поводу осуществления их функций.Этот компонент включает в себя как продукты прошлого управленческого труда (приказы, решения) так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе.

 

8. Социальная природа и сущность управления.

Учебник электоронный стр. 31-32 про сущность управления. Перепечатывать много не стала распечатайте себе я тож распечатаю.

Природа управления.

Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячилетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления.Однако, как управление, так и организации древности сильно отличались от тех, которые существуют в данный момент. Хотя само управление старо как мир, идея управления относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке. Свершения крупных организаций в древности ясно указывают, что они имели формальную структуру, в которой можно было выделить уровни управления.Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все более четким и все более сложным, а сами организации ставились все более сильными и все более устойчивыми.

Формы почти всех видов проявления современного управления можно проследить в этих огромных процветавших организациях древности, но в целом, характер и  структура управления в те времена  отличались от сегодняшних. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена, которые сами принимали практически все важные решения.

 

Хотя организации существуют почти  столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими.Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г. когда была опубликована книга Фредерика У.Тейлора "Принципы научного управления". Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке.В то же время в мире происходили значительные перемены. Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Таким образом, можно сказать, что современный менеджмент имеет сложную природу. С одной стороны, управление - это производительный труд, возникающий в процессе комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство производственного цикла. С другой стороны, управление - это деятельность по наблюдению, отслеживанию и контролю, в основе которой лежит противоположность между трудом непосредственно (трудом производителя) и собственником средств производства. Труд в сфере управления предполагает выполнение общественно необходимых задач по формированию, организации, регулированию, контролю и координации социально-экономических процессов. При этом мероприятия по отслеживанию и контролю охватывают как "капитал-собственность", так и "капитал-функцию", активизирующую рабочую силу. "Капитал-функция" выполняет роль управляющей силы над трудом. Собственность, как материальная основа благосостояния общества, реально обеспечивает собственникам право управления факторами производства (трудом, средствами и предметами труда, капиталом). Люди всегда определенным образом упорядочивали свою деятельность. Производство, его стремительное развитие постепенно убедило в невозможности успешного функционирования без упорядочения работы в организациях.К.Маркс, анализируя капиталистический способ производства, показал, что с накоплением собственности, с усложнением как органического, так и технического строения капитала собственники средств производства передают часть своих полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным служащим - менеджерам. Менеджеры как профессионалы в сфере организации и координации процессов управления людьми, средствами и предметами труда по началу являются исполнителями воли собственника. Но с расширением производства, усложнением используемых техники и технологий, появляется необходимость в обособлении отдельных видов работ (функций). На этом процессе делал в свое время акцент Макс Вебер, утверждая, что по мере развития капиталистического общества управленческая деятельность приобретает атрибуты первичности по отношению к системе собственности. Аналогичную позицию занимал американский социолог Д. Белл: "Реальное размежевание в современном обществе проходит не между теми, кому принадлежат средства производства, и так называемым "пролетариатом". Оно коренится в системе бюрократических и властных отношений между теми, кому принадлежит право принятия решений, и теми, кто таковым правом не располагает":Следует вывод о том, что совершенствование управленческих отношений постепенно спровоцирует толчок к реализации некой "рациональной модели общества", сформированной на прочных научных началах.

 

 

9. Субъект и объект  социального управления.

Управление социальной работой  как одно из направлений социального управления направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.

объектами управления в социальной работе являются сами социальные работники, специалисты служб и учреждений социальной защиты населения (СЗН), клиенты и вся система взаимоотношений по оказанию социальной помощи и поддержки.

Субъект управления - руководящий состав социальных служб и учреждений СЗН и создаваемые ими на различных уровнях органы управления, наделенные властными полномочиями, а в ситуации непосредственного взаимодействия с клиентом - сам специалист по социальной работе. Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют друг с другом по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (содержание управленческого воздействия - указы, приказы, распоряжения, т.п.) от субъекта управления к объекту. По каналу обратной связи от субъекта к объекту передается информация о результатах исполнительской деятельности и состоянии объекта управления. под социальным управлением- понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической (в том числе и этической), культурной, семейной сферах. Таким образом, социальное управление представляет собой общественные отношения между субъектом и объектом управления, сущностью которых является властное, организующее либо регулятивное, воздействие субъекта управления на поведение (деятельность) людей и их организаций, являющихся участниками социально-управленческой деятельности. Социальное управление характеризуется тем, что оно: а) возникает в связи с потребностью организации и регулирования деятельности людей и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий; б) направлено на достижение целей и решение задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людей;

 

10. Функции  управления и их социальная  направленность.

Основные функции связаны  прежде всего с осознанием определенным ведением проблемной ситуации, требующей своего разрешения. Но они также направлены на планирование, организацию, обеспечение регулирования и контроля в ходе организации совместной деятельности людей. Под функциями управления следует понимать особые виды управленческого труда, представляющие те или иные направления воздействия на управляемые объекты. 1. Функция формирования стратегического мышления- осознание и выявление социальной проблемы, противоречие требующее своего разрешения на общественном уровне. На основе анализа конкретной ситуации появляется определенное понимание. Получаем некоторую первоначальную информацию об объекте. Формируется основная стратегия разрешения возникшей проблемы. 2. Функция состоит в целепологании и предвидении социальных последствий. Составить необходимо план воздействия внешних факторов. Разработка прогноза развития ситуации, предвидение возможных последствий является одной из основополагающих функций управленческой деятельности. .3. Диагностирование и принятие решений. Создается целостная программа деятельности и осуществляется всестороннее планирование, где определяются и разворачиваются цели по конкретным показателям (сроки, ресурсы, исполнители). 4. Функция регулирования учета и контроля. Направлена на поддержание требуемого соотношения между различными элементами системы. Выполнение таких функций как контроль регулирование потребует оперативного наблюдения и проверки соответствия действительного хода и развития процесса деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"