Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:01, шпаргалка

Описание работы

ответы на экзаменационные вопросы

Работа содержит 1 файл

шпоры по социолгии клео.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

19.Концепции  эволюционного и  революционного развития  общества Социологические теории социальных изменений принято разделять на две главных ветви — теории социальной эволюции и теории социальной революции, которые рассматриваются преимущественно в рамках парадигмы социального конфликта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21. Мировая система и процессы экономической, социальной и культурной глобализации на современном этапе. В социологии идея международной системы сменилась на представление о глобальной системе. Это подразумевает существование определенных процессов глобализации, которые невозможно объяснить традиционной логикой развития отдельных стран из-за их независимости от политики наций-государств и национальных сообществ. Социологи, занимающиеся проблемами развития передовых индустриальных обществ, выявили два основных процесса глобализации, а их коллеги, изучающие "третий мир", установили существование третьего. 1. Глобализация производства. Базисным процессом, ведущим к возникновению глобальной системы, является экономический процесс, а именно: экспансия капитализма и его трансформация в интегрированную глобальную экономику, основой которой являются транснациональные корпорации (ТНК) - главные действующие лица современной экономики. Начиная с середины 1960-х гг. мировая торговля испытала значительное увеличение оборотов. Этот рост во многом является результатом растущего господства ТНК в мировой торговле. За последние два десятилетия произошла трансформация ТНК вследствие глобализации производства, отделяющей процессы проектирования, производства и маркетинга товаров и услуг от национальных экономик. Доходы наиболее крупных ТНК выше, чем доходы небольших стран. Их глобальная деятельность во многом осуществляется без контроля со стороны какого-либо государства, а в своих внутренних операциях и сделках с другими ТНК они интегрируют экономическую деятельность в мировом масштабе. 2. Глобализация культуры. Широко распространенным является также представление о глобализации культуры, поскольку по всему миру распространилось потребительство, заменившее или дополнившее более локализованные культуры. Стратегии потребительства распространяются через маркетинговую деятельность ТНК и через средства массовой коммуникации (которые главным образом являются также собственностью транснациональных информационных компаний). Технологические изменения в области телекоммуникаций способствовали распространению однородной потребительской культуры. 3. Социология глобальной системы. Что касается социальной сферы, некоторые социологи отмечают признаки существования международной менеджерской буржуазии, или транснационального капиталистического класса. Исследования установили наличие в некоторых обществах "третьего мира" групп, интересы которых связаны с интересами ТНК и которые зачастую обосновывают свое сотрудничество с ними пользой для собственного общества. Такие группы служат интересам транснациональных компаний и, как считается, способствуют утверждению господства потребительской культуры. Но понятие транснационального капиталистического класса остается неразвитым и не вполне эмпирически обоснованным. Социология глобальной системы все еще находится на ранней стадии своего развития. До сих пор она развивалась неравномерно, больше внимания уделяя анализу роли ТНК и меньше - культурным и классовым аспектам глобализации. 

22. Человек как биосоциальная система. Человек - это и биологический вид, наделенный врожденными инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства, которые на современном этапе развития все больше сближаются с социальными инстинктами. Правильнее охарактеризовать человека как существо биосоциальное, то есть через понятие, отражающее двойственность его природы - диалектическое единство и борьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир и любовь, а с другой - за разрушительные последствия - преступления, убийства, войны и др. Социальное и биологическое начала в человеке отражаются в общественной, биологической и социальной формациях, а также в науке и культуре. Будучи высокоразвитым социальным существом, человек - единственный на Земле организм, обладающий четко выраженной социальной сущностью, коллективизмом, языком и правовыми знаниями. Социальная сущность человека определяет не только законы развития общества, но и уровень развитости его общественного мышления, морально-нравственных качеств, этических и религиозных воззрений и др., что позволяет моделировать структуру будущего общества. Биологическое и социальное в природе современного человека органически связаны друг с другом, и выражаются на современном этапе его исторического развития, прежде всего в инстинкте размножения и сохранения потомства, в потребности общения, дружбе, любви, выражении эмоций, формировании социальных норм общежития и другое. Поскольку все биологическое в нем становится его наследством (биологическим генофондом), а социальное генетически не наследуется, а закрепляется в течение ряда поколений как коллективный опыт (право, наука, искусство, культура и др.), эволюция человека на современном этапе включает в себя биологическую (размножение, сексуальное поведение, забота о потомстве) и социальную доминанты развития человеческого общества. На современном этапе развития социальная доминанта является преобладающей и формирует социальное поведение, отражающееся на формировании правового мышления. Но, вследствие того, что биологическое определяет сохранение и репродукцию человека как вида, оно определяет процесс естественного отбора в обществе природных индивидов, заставляя человека бороться за выживание в коллективе себе подобных индивидов, постоянно изыскивая все новые формы борьбы за жизнь и выживание, приобретая новые знания и коллективный опыт. Социальная форма развития материи возникла лишь с появлением человека и образования первых общественных формирований людей (общин), а впоследствии и государственных образований и правовых систем. 
 
 
 
 
 
 

23. Структура личности. Структура личности - основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности - то, из чего (из каких элементов) и как построена личность. Основные элементы: В самых разных моделях, за самыми разными описаниями структуры личности можно встретить одни и те же элементы, как элементарные, так и составные. К самым элементарным (неразложимым), можно отнести: восприятия, желания, влечения, состояния, опыт и способности: умения, навыки, привычки. Впечатления, интересы, чувства, эмоции, мотивы и ценности являются составными элементами: составленными из восприятий, верований, влечений, состояний и привычек. Знания составлены из многих восприятий и впечатлений работой ума и привычки. Убеждения и верования - составлены из знаний, чувств и привычки.  

24. Ролевые теории личности. Социальный статус. Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии и получила широкое распространение в различных социологических течениях. Социальная роль – это модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Соц. роль делится на: ролевые ожидания – то, что согласно правилам игры ждут от той или иной роли; ролевое поведение – то, что чел-ек реально выполняет в рамках своей роли. Концепция личности Фрейда. Рассматривает человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действия. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), средний слой (Я, или Эго), верхний слой (Сверх-Я, или Супер-Эго). Поведенческая концепция. – личность как система реакций на различные стимулы. В соответствии с этой системой поведение чел-ка обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, соц.институты… рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определенным образом реагирует на различ. ситуации, поведенческая соц-гия отводит главну роль системе стимулов, подкреплений, проводя прямую аналогию между повед. чел-ка и  животных. Деятельностный подход. Понимание чел-ка как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связи чел-ка с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании. Центральная категория познания – деятельность. Структурный аспект рассмотрения деятельности - предполагает выяснение строения самой деятельности и определения составляющих ее элементов. Функциональный аспект – концентрирует внимание на том, как осуществляется деятельность. Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Важно: социальные статусы взаимосвязаны, но не взаимодействуют между собой; взаимодействуют между собой только субъекты статусов, т.е. люди; в соц. отношения вступают не статусы а их носители. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним чел-ом, наз. статусным набором. Главным является тот статус который определяет стиль и образ жизни круг знакомых манеру поведения. Различают: Социальный статус – положение чел-ка в общ-ве, кот. он занимает как представитель большой соц.группы; Личный статус – положение индивида в малой группе, оно зависит от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы в соответствии с его личными качествами.  

25. Формирование личности в процессе социализации. В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности. Благодаря активности человека его жизненный путь, отражение его социально-психологической реальности, превращается в сложную двустороннюю систему взаимодействия личности и соц. жизни. Сложный процесс взаимовлияния друг на друга и является источником развития и становления индивида. С точки зрения социальной психологии активность индивида обусловлена человеческой потребностью принадлежать к социуму, воспринимать, оценивать и осмысливать его, идентифицировать себя со своим народом, конкретной социальной группой. На стадии перехода взаимоотношений и связей стереотипные требования группы к поведению индивида побуждают его к выработке соответствующей линии поведения личности и выбора конкретного ее варианта. Основа социально-психологического понимания социализации личности основывается на характеристике социально-психологического типа личности как специфического образования, обеспечения социально-психологического отражения социальной жизни, социальных отношений. Социально-психологическая реальность, социально-психологические явления возникают как отражение различных форм общения. Но формирование социально-психологического типа происходит при помощи собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где человек испытывает влияние микросреды, а через него - и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей. Человек присоединяется к той или иной группе ради того, чтобы стать ее частью, понять чувства «Мы» и чувства «Я» среди «Мы», что избавляет от одиночества, дает ощущение силы и уверенности, побуждает к влиянию на социальную жизнь в группе в процессе межличностных контактов, способствует приобретению индивидуального опыта. Двусторонний процесс социализации предполагает усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активное воспроизведение этих связей. То есть человек не только адаптируется к условиям социума, элементам культуры, норм, которые формируются на различных уровнях жизнедеятельности общества, но и превращает их в собственные ценности, ориентации, установки благодаря собственной активности.  
 

26.Отклоняющееся(девиантное) поведение личности,его  причины Дев. поведение– это поведение, отклоняющееся от нормы (негативные и позитивные девиации), поступки и действия, отклоняющиеся от социальных норм.Позитивная девиация – это такое отклон. поведение, кот. хоть и воспринимается многими как необычное, странное (ненормативное), но в то же время не вызывает неодобрения (сверхтрудолюбие, героизм и т.д.).Негативная девиация – это такое отклон. поведение, кот. однозначно вызывает у большинства людей осуждение (преступность, пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество и т.д.) Причины дев. поведения: 1)несовершенство существующих норм и законов 2)несовершенство человеческой природы (эгоизм, пороки, стремление выделиться); 3)биологические и психологические особенности личности (генетические отклонения, психопатия, умственные дефекты) 4)соц. условия жизни личности (воспитание, образование, окружение, возможность хорошо работать и отдыхать).Различают следующие формы дев. поведения:1)Индивидуальные/групповые Инд. отклонения – индивидуальное отклонение от норм в пределах одной субкультуры. Групп. отклонения–отклонения группы от общепринятой морали(субкультура).2)Первичное/вторичное отклонения.Перв. отклонение–такое откл. воспринимается общ. как маленькая шалость, эксцентричность или ошибка.Вторичное отклонение – отклонение, кот. социально определяется как девиантное. Среди множества факторов, обуславливающих дев.поведение, можно выделить: 1)Индивидуальные (психологические особенности личности) 2)Социальные (экономические, политические, социокультурные условия существования общества).  

27. социальный контроль  как механизм социальной  регуляции людей. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента - нормы и санкции. Социальные нормы - это предписания о том, как правильно надо себя вести в обществе. Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “. К “общим правилам “ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь). Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив.  

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"