Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:01, шпаргалка

Описание работы

ответы на экзаменационные вопросы

Работа содержит 1 файл

шпоры по социолгии клео.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

11.Западная  социология 20 века.Совр.западн.соц.-представлено множеством школ и течений.они отличаются друг от друга своей теоретической направленностью, полит.ориентацией, временем воэникновения, исторической судьбой. Выделяют 4 основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества:первый подход:общество понимается как сис-ма,кот. возвышается над индивидами и не можетбыть обьяснена их мыслями и действиями.Логика рассуждений при такой позиции такова:;индивиды приходят и уходят,рождаются и умирают,а общ. продолжает существовать.Из современных течений к ней относятся школа структурно-функционального анализа. второй подход:смещает центр своего внимания  в сторону личности,утверждая,что без изучения внутреннего мира человека невозможно создать обьяснительную соц.теорию.Течения:символический интеракционизм, феноменология, этнометодология.Третий подход:сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общ. и индивида,занимая середину между двумя первыми подходами. Концепция: теория действия или теория обмена.Четвертый подход: марксисткий. Он схож с первым подходом, отличие в том что в русле марксист.традиции предполагается активное вмешательство соц. в преобразование и изменение окруж.мира.Самый распространенное  и популярное течение в совр.западн.соц.-неопозитивизм  
 
 
 
 
 
 
 

12.Социологическая  мысль в России  в 19-20 вв. Соц. мысль в России XIX была представлена множеством направлений, которые отражали  существующие в то время общ.-политических течения.Объяснения развития  общества, содержатся в трудах  русских  мыслителей19-20вв.,    П.  Чаадаева,  А.  Герцена,  В.  Белинского,  Н.Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова,и т.д. Напрвления соц.мысли в России: Анархизм М.Бакунина и П.Кропоткина. – идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими  государственными институтами. Отношения между всеми субъектами общества строятся на принципах федерализма, то есть их свободного и равного союза. Социологические взгляды народников П. Лаврова и Н. Михайловского: основную задачу соц. П. Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личности и их нравственных идеалов. Данный подход заключался в нахождении «правды – справедливости», призванной осветить путь к общ., в кот. бы гармонически сочетались интересы всех людей. В этом и заключается, соц. направленность субъективного метода в социологии. Разработку субъективного метода в соц. продолжил Н.Михайловский. Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиций этой двуединой правды он рассматривает проблемы общ. жизни и различных наук, в том числе социологии, этики, эстетики, политики и т.д. . Михайловский считал, что в основе развития общ. лежат не биологические, а соц. процессы, в т. ч. разделение труда, борьба нового уклада общ.жизни со старым, передовых и реакционных идей и общественных идеалов. Он указывал на прогресс общества и прогресс личности. 
 

13.Понятие  об обществе как  системном образовании. Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. Можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле  общество – это конкретный вид обществен. и государ. строя, конкретное национально-теоретическое образование. Т. о, нетрудно увидеть, что общ. представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков.  Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил Ам. Соц. Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;2) браки заключаются между представителями данной общности;3) оно пополняется за счет детей тех людей, кот. являются членами данной общности;4) оно имеет свою территорию;5) у него есть самоназвание и своя история;6) оно обладает своей системой управления;7) оно сущ дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.Это определение позволяет отличить понятие общ. от понятия «государство»  и «страна».Изучение общ. в рамках соц. основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общ., которое характеризуется как: соц. система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.Т. о, общество представляет собой сложную систему. 
 

14.Основные, структурные элементы  общества как системы. Система – это  упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Общество явл. соц. сис-мой, кот. характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.Т. о, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие: 1) люди;2) социальные связи и взаимодействия;3) социальные институты, социальные страты;4) социальные нормы и ценности.Как и для любой сис-мы, для общ. хар-но тесное взаимодействие его элементов. Для общ. как сис-мы хар-ны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.Соц. система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.Как и любая сложная система, общ. состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система. Выделение подсистем общества также является важным вопросом для социологической науки. В рамках марксизма общ. состоит из двух подсистем: базиса и надстройки. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15.Основные  сферы жизнедеятельности обшества. общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер..Экономическая сфера – это деят-сть субъектов общ. отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. В нее входят промышленное и с/х пр-во, отношения людей в процессе пр-ва, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение. Политическая сфера – это деят-сть субъектов общ. отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отношения.Возникновение полит. власти обуславливается четким осознанием полит. интересов. Поэтому полит. власть всегда направлена прежде всего на их удовлетворение. В эту сферу общества входят государство, его институты, политические партии, право, а также связь между ними.Социальная сфера – это деят-сть субъектов общ. отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы общества: 1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, направленная на все слои населения;2) совокупность соц. организаций и учреждений соц. защиты и соц. обеспечения незащищенных слоев населения.Соц. сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга. Духовная сфера – деят-сть субъектов общ. отношений по пр-ву, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, явл. добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.Все четыре сферы взаимосвязаны друг на друга и оказывают взаимное влияние:эконом. сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества,полит. сфера осуществляет ф-цию управления и является верхушкой общества,соц. и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общ. и объединяя его экономическую и политическую составляющую.Подводя итог, необходимо сказать, что только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование. 

 

16.Типология обществ. В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии. На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии). В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ: 1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства; 2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю; 3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда; 4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда; 6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений. Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях. Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны. Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях. В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты: 1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации; 2) механизация и автоматизация производства и управления; 3) массовое производство товаров на широкий рынок; 4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта; 5) рост урбанизации и социальной мобильности; 6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления; 7) формирование гражданского общества. В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас. Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются: 1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры; 2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней; 3) рост влияния информации на различные сферы деятельности; 4) расширение демократии, децентрализация общества. В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью. Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин. Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций. Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа. Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура. 
 
 
 
 
 
 
 
 

17.Культура  в общественной  системе Культура - это явления, свойства, элементы чел. жизни, кот. качественно отличают человека от природы. . Это качеств. отличие связано с сознательной  деятельностью человека. Понятие "культура" фиксирует общие отличия чел. жизни от биологических форм жизни. Понятие "культура" может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура) или способ жизнедеятельности отдельного индивида.Народная культура оздается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Массовая культура (феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.Субкультуры - части культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Исследуя культуру, соц. исходит из того, что назначение ее многообразно.  Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных чел. потребностей.   Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения

человека  с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.) Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, кот. стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. 
 

18. Социальные изменения. Социальные изменения - происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое, или модификация в структуре общества. Понятие "Социальное изменение" не содержит оценочного компонента, т.е безразлично к направленности. Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа, индивид). Социальные изменения могут касаться количества элементов в системе (размер социальной группы, ее численность) и подсистем (число подразделений, социальных групп, социальных институтов), их взаимосвязи (социальные связи, взаимодействия, обмен), функций, окружения системы (изменения природных условий, геополитическое положение, изменения в других странах). Среди источников выделяют: внешние по отношению к социальной системе (природные, биологические, психологические) и внутренне присущие ей - теории социального конфликта определяют решающую роль конфликта , марксизм причиной. В связи с анализом социального изменения для социологии характерно разделение на социальную статику и социальную динамику, которое было введено О. Контом. Последствием такого противопоставления стало разделение типов исследовательских процедур на синхронные, в которых общество рассматривалось во временной статике, и диахронные - включающие переменную времени и акцентирующиеся на социальном изменении. Дальнейшее развитие понятия получило в рамках системной модели общества (теория систем, функционализм, структурный функционализм). Концепция основывалась на следующем положении: анализируются различные временные моменты в состоянии одной системы. С позиции системного анализа различают: 1) изменения внутри системы, когда имеют место отдельные социальные изменения, не отражающиеся на других элементах, - в этом случае целостность системы в целом сохраняется; 2) изменения самой системы, при котором социальное изменение охватывают систему в целом и затрагивают все ее компоненты, - в результате сама система переходит в качественно иное состояние. Тесная связь различных социальных изменений отражена в понятии "социальный процесс", предполагающем взаимосвязь и непрерывность социальных изменений. Перенос акцента на процессуальность социальной реальности является одной из тенденций современной социологии. Общество рассматривается не как стабильное состояние, претерпевающее дискретные социальные изменения, а как процесс, как поле взаимодействия, структурация. "Онтологически общество не существует и не может существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность предполагает собой просто динамику" (П. Штомпка). 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"