Шпаргалка по "Социальная политика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социальная политика".

Работа содержит 1 файл

соц пол.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Предусмотрено три  вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца.

проблемы  обязательного пенсионного страхования связаны со следующими объективными причинами социально-экономического развития Российской Федерации. Формирование средств пенсионного обеспечения в течение многих лет производилось за счет средств государственного бюджета, формировалось из налоговых отчислений граждан Российской Федерации. То есть, другими словами, для пенсионного содержания одного пенсионера в стране должны работать в системе общественного производства несколько трудоспособных граждан.

Пенсия гражданина Российской Федерации стала формироваться  как базовая, страховая и накопительная  части, что позволило уйти от так  называемой "уравниловки" граждан  и завести на каждого личный индивидуальный "персонифицированный" счет учета денежных отчислений.

Главная особенность  социального страхования состоит  в том, что впервые в нашей  стране были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный  фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации.

Главной проблемой, препятствующей эффективному использованию денежных средств пенсионных накоплений, являлось отсутствие надежного механизма защиты употребления средств этих фондов не по целевому назначению, отсутствие эффективной работы - мер, предусматривающих ответственность за несвоевременное перечисление прямых ассигнований государства в эти фонды, а также длительные задержки выплаты заработной платы, задержки с перечислением страховых взносов работодателями по разным

Таким образом, главной  проблемой, препятствующей эффективному использованию денежных средств пенсионных накоплений, являлось отсутствие надежного механизма защиты употребления средств этих фондов не по целевому назначению, отсутствие эффективной работы - мер, предусматривающих ответственность за несвоевременное перечисление прямых ассигнований государства в эти фонды, а также длительные задержки выплаты заработной платы, задержки с перечислением страховых взносов работодателями по разным причинам производственного характера. В области социального обеспечения также имелся целый ряд нерешенных проблем: низкий размер пенсий, нивелирование различий между трудовыми и социальными пенсиями, несовершенство механизма увеличения заработка, из которого исчисляется пенсия и другие.

  16. Демография – наука, изуч. численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений, взаимосвязь соц.-экон-их факторов и изменений в населении.

  Политика  народонаселения складывается из следующих  элементов: влияния на условия труда, улучшения жизненных условий  всех слоев население и мер направленного воздействия на процессы естественного  движения, миграционная подвижность, структуру населения.

  Серьезным усилием успешного поведения  демограф. политики явл долговременность – нужно продолжительное время, чтобы сформировать и поддерживать потребность в потомстве на уровне, необходимом для обеспеч. устойчивого развития населения. Необходимо совершенствование и расширение этой политики, поскольку длительно существующие меры, как правило, со времени теряют в психологическом плане свою привлекательность, стимулирующее влияние.

  Методы  демограф. политики:

  1. социально-эконом-ие: повыш. уровня и улучшение условий жизни семьи при ее формировании, рождении и воспитании детей (семейные пособия, единовременные выплаты при рождении ребенка, целевые кредиты молодоженам на приобретение жилья и домашнего имущества,
  2. правовые: законодательство об охране прав матери и ребенка,
  3. воспит.-психол.: пропаганда через органы массов. Информации преимуществ желательных для общества типа семьи, соответствующ.ей стандартов демографического поведения в отношении рождаемости и охраны здоровья.

  Большая роль в реализации демог. полит. играют отношений к семье, причем  речь идет не только о репродуктивном поведении  супругов. В семье осущ-ся воспитание детей, их ориентация на опред. нормы соц.поведения, образоват. подготовку, род и вид деят-ти. Поэтому на семью, на созд. наилучш. условий для ее развития и должны быть направл. меры демог. полит. в стране.

  Важная  задача в этой обл.– разработка эффективных  мер по снижению заболеваемости и увеличению продолжительности жизни.

  Анализ  тенденций демографических процессов  и их причин свидетельствует о  невозможности улучшения демографич. обстановки в стране без преодоления  соц.-эк. и финанс. кризиса, подъема  экономики и повышения уровня жизни насел.

   Меры  демографической политики в целях  вывода страны: из  кризиса должны  быть направление на решение  следующих конкретных неотложн. Задач: - улучшен. жизнен. условий  насел.,- улучш. здоровья и повыш.  качества мед. обсл. населения,- нормализация процессов естественного движения насел. (повыш. размера пособий на детей, принятие мер по стимулированию опред. числа детей в семье), - большинство семей в стране имеет одного ребенка, однако только 3-й ребенок может обеспеч. расширен. воспроизводство насел. В России. Поэтому при выделении средств на детские пособия необх. сдел. акцент на 3-го ребенка, -  оптимизация механического движения (миграции) насел. (разработка полноценного миграционного законодательства, усилен. Погранич. Иммиграц. Контроля).

  Т.о. необх. Формир. Гос. Политику, направ. На комплекс. Решение всех демогр. Проблем  РФ с учетом совр. Соц.-эк. преобразований в стране.

17. . образование – автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общ-ва. Как отрасль соц. сферы образ. – это процесс и результат, система учреждений и гос. политика в обл. получения гарантиров-го Конституцией образования. Являясь фактором соц.-эк.  процесса, образование не может не входить в поле зрения политики гос-ва.

  В настоящее  время в России образовательная  политика строится на след. принципах, определяющих основные направления, а  также характер образования в  нашей стране: 1 гуманистический  характер образования; 2 приоритет общечеловеческих ценностей; 3 право личности на свободное развитие; 4 единство федерального образ-я при праве на своеобразие нац. и региональных культур; 5 общедоступность образ.; 6 адаптивность системы образ. к потребностям  обучаемых; 7 светск. характер образ. в гос. Учрежд-ях.; 8 свобода и плюрализм в образ.; 9 демограф-кий госуд-обществ-ый характер управления и самостоятельность образов-ых учреждений.

  Целями  Госуд. СП в этой сфере явл. создание условий для реализации гражданами своих прав на образ-е, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и граждансткого общ-ва. Заботой гос-ва становится не просто гарантии получения образ-я, а проблема выхода из кризиса получения качественного образования

  Сист. образ-я в России переживает рациональные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Переход к 12-летн. сред. Образ-ю появление частных учебных заведений, введение един-го стандартизир-го федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, это вызывает много споров, но  продолжают  неуклонную тенденцию к вхождению в мировую практику системы образ-я.

  В основном гос-ые соц. гарантии обучающимся выражаются в реализации прав граждан на бесплатное общее образование.

  18. .  Состояние общественного здоровья рассматривается через характеристику целого ряда показателей. Наиболее значимыми явл.: демографическая ситуация, состояние заболеваемости населения, состояние санит.-эпидемиологического благополучия населения, состояния сети лечебного учреждения, оказывающего мед. помощь, их деят-ть.

Выделяют 3 типа систем здаравохранения: гос-ую, страховую, частную. На сорем. этапе развития общ-ва с целью поиска новых экономических  условий существования российского  здравоохранения  за основу развития системы здравоохранения взята модель мед. страхования.

  Создаваемая в России сист. здравоохранения имеет  цель – организация оказания качественной мед. Помощи, доступной населения  страны,  на основе фундаментальных  преобразований финансирования, с привлечением иных, помимо гос-ых, финансовых ресурсов, преобразований правовых основ отрасли, направленных на демократизацию управления, внедрения соврем-ых мед. технологий, развитие конкуренции, основанной на свободном выборе пациентом лечебно-профилак-го учреждения и врача.

  Мед. страхования – вид соц. страх., форма соц. защ. интересов населения  в охране здоровья. Его цель –  гарантировать гражданам при  возникновении страхового случая получение  мед. помощи за счет накопленных ср-в  и финансировать мероприятия по профилактике заболевания.

  Оно осущ-ся в 2 видах: обязат.(гос-ое соц. страх. обеспеч-ее всем гражданам равные возможности  в получ. мед и лекарственной  помощи) и добровольное (обеспеч. Граданам получение доп. мед и иных услуг  сверх установленного обяз-ым соц. страх).

  Охрана  здоровья – неоъемлимая часть  СП, заинтересованно участвовать  в кот. должны все граждане России. Формы и методы такого участия  могут быть как на условиях гос-ва, так и в системе самоорганизации  людей.

  19.  Культ. политику можно представить как сист. постоянно возобновляющихся взаимодействий гос-ой власти, негос-ых стр-р, личностей (или соц.групп) по вопросам культурного развития общ-ва.

  Государство – главный гарант реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, равного доступа к культурным благам. Культ. политика государства должна быть направлена на формирование национального единства на основе разделения общих гуманистических ценностей, на улучшение качества жизни людей. В основных направлениях соц.-эк-ой политики Правительства РФ в качестве стратегических целей культ. политики гос-ва зафиксированы: развитие культ-го потенциала и сохранение культ. наследия страны, обеспеч. единства культ. пространства и доступности культ. ценностей широким слоям населения. Одним из главных приоритетных направлений культ. политики российского общ-ва становится сохранение культ. наследия. Культ.наследие – это нравстенный и дух. опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества. Важный фактор поддержания национальной идентичности. Др. направлением явл. – поддержка творчества. Российское законодательство закрепляет широкий спектр обязанностей гос-ва в обл. культуры: разработку и реализацию федеральных гос-ых программ сохранения и развития культуры,  воплощая культ. политику гос-ва, обеспеч. условий для развития национальных культур РФ, обеспеч. доступности для граждан культ. деят-ти, культ. ценностей и благ, обеспеч. свобод и самостоятельности всех субъектов культ. деят-ти, создание условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистики культуры, деят-ть по преодолению монополии в обл. культуры. Повыш-е культ-го уровня населения во многом опред-ся сист. ценностей, исповедуемых общ-ом. Необходимо предпринять целенаправленные меры на возраждение выс. духовности.

  20. Физ.культ- составная часть общей культуры, область соц. деят-ти, направленной на достижение физического развития чел. при помощи осознания двигательной активности, способствующей совершенствованию анатомичного строения и физиологической возможностей органов и тканей человеческого организма. Цель политики гос-ва в обл. физ.культ-ы и спорта – повышения уровня здоровья населения, эфф-ое использование ср-в физ. культ-ы. и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию выс. работоспособности людей, профилактике правонарушений,  преодолении наркомании, алкоголизма, др. вредных привычек, реализации обеспеч. конституц-ых гарантии права граждан на равный доступ к занятиям физ.культ-ой и спортом.Основные направления государственной политики в области физ. культ. и спорта должны основываться на совместную деят-ть физкультурно-спортивных организаций, органов и учреждений образ-я, здравоохранения, СМИ.

  Государственная политика включает в себя:

  1. организационную  деят-ть по проведению массовых  соревнований и физкульт.-спортивных  мероприятий (организация и проведение  в учреждениях образ-я внеурочных  занятий, в т.ч. спорт-ых соревнований  и праздников, создание условий  для занятия физ.культурой и спортом по месту жительства и в  парках отдыха, увелич. колич-ва спортивных школ, клубов, центров). 2. подготовку специалистов высокой квалификации. 3. информационное и пропагандистское обеспеч. 4.управленческие меры (принцип самоуправления мест. физкульт.-спорт. организаций.

  Деят-ть санат.-курортных   организаций  заключается в осуществлении  мероприятий, которые принято называть восстановительной медициной. Стратегической целью политики гос-ва в санат.-курортн. комплекса, обеспеч-их эффективное воспроизводство труд. ресурсов. Достижение этой цели предполагается осуществление мер по следующим направлениям: - проведение полной инвентаризации объектов сан.-кур.сферы; - повыш-е конкурентоспособности организаций  сан.-кур.сферы; -  опред-е роли гос-ва в регулировании рынка сан.-оздоров. услуг и содействие становлению негос-ых институтов саморегулирования участников рынка сан.-кур.услуг; - обеспеч. равноправия сан.-кур.организаций всех форм собственности, в т.ч. в части доступа к гос-ому финансированию сан.-кур. и оздоровит.  мероприятий; - введение обязат-ой конкурсности при финансировании сан.-кур.организаций за счет гос-ых ср-в; - содействие в улучшении стратегии маркетинга и продвижения сан.-оздор.услуг на внутренних и международных рынках.

21. Туристическая политика преследует экономические и неэкономические цели. К экон. относ. Поощрение некоторых видов потребления с увеличением производства в спецефических георгафических зонах, контроль над внешней  торговлей, занятостью и над экономическим ростом. К неэк. относ. достяжение свободы  передвижения людей, возраждение природногои кцультурного наследие и др. эконом. Политика поощряет развитие туризма, применяя спец. бюджетные, денежные, фискальне меры. Бюджет. меры вкл гос-ое финансир-ие из бюджета, спец-но составленного для туризма. Денеж. меры примен-ся для поддержки международ-ой конкурентноспособности туристического продукта страны. Фискальные меры это налоговые льготы для туристических фирм, кот представляют собой освобождение от налогов полностью или частично, или снижение налогов. В послед. время осущ-ся инициативы в сфере соц-го и оздоровительного туризма. Цель соц. и оздор. туризма- предоставление возможности для наибольшего колич-ва людей  провести отпуск внутри своих стран или за рубежом и восстановить ее здоровье и трудоспособность по возможно низкой цене.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальная политика"