Шпаргалка по "Социальная политика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 09:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Социальная политика".

Работа содержит 1 файл

соц пол.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

  1. Обострение криминогенной ситуации.
  2. Усиление социальной напряженности.
  3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
  4. Увеличение социальной дифференциации.
  5. Снижение трудовой активности.

Положительные

  1. Повышение социальной ценности рабочего места.
  2. Увеличение личного свободного времени.
  3. Возрастание свободы выбора места работы.
  4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия  безработицы

Отрицательные

  1. Обесценивание последствий обучения.
  2. Сокращение производства.
  3. Затраты на помощь безработным.
  4. Утрата квалификации.
  5. Снижение жизненного уровня.
  6. Недопроизводство национального дохода.
  7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

  1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
  4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

     12. Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актам и трудовыми договорами.

     Проблемы  относительно оплаты труда: задержки по выплате заработной платы; падение стимулирующей роли оплаты труда в развитии экономики страны, объемов производства на предприятиях (размеры заработной платы почти не зависят от их квалификации, качества труда); низкая воспроизводственная функция оплаты труда; сокращение доли заработной платы в общем доходе работника, что усиливает пессимистическое отношение к труду; чрезмерная дифференциация в оплате труда.

     Трудовым  законодательством гарантируется  минимальный размер оплаты труда, который устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается как в бюджетных учреждениях, так и в других организациях, за счет собственных средств. Вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного минимума. Заработная плата является одним и существенных условий найма, определяемых сторонами трудового договора и в силу этого обязательна для применения. За исключением бюджетной сферы государство не вмешивается в процесс установления конкретного размера заработной платы, это считается область договорных отношений работников и работодателей. Однако государство устанавливает в законодательном порядке систему государственных гарантий по оплате труда. Одной и гарантий является минимальный размер оплаты труда, который гарантирует работнику низший уровень, который не может быть изменен работодателем. Основанием для установления минимального размера оплаты труда признается величина прожиточного минимума, которая определяется ежеквартально, следовательно, МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Реальная ситуация показывает, что заработная плата может быть в несколько раз меньше, чем прожиточный минимум, а предприниматели-работодатели порой сознательно платят меньше, чем стоит труд их работников.

     Так же в систему государственных  гарантий по оплате труда работников входят: 1)меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (индексация заработной платы в связи сростом цен на товары и услуги); 2)ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; 3)ограничение оплаты труда в натуральной форме (в неденежной форме может выплачиваться не более 20% от общей сумму заработной платы); 4)обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности; 5)сроки и очередность выплаты заработной платы.

 
13. Российское государство в последние годы по-новому выстраивает линию сво-э развития, что требует глубокого понимания содержания соответствующих реа-й и их взаимосвязей в диалектическом аспекте. В седьмой статье Конституции > говорится, что «РФ — социальное государство», которое имеет политику, на-авленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное звитие человека.1 Обязательство проводить политику создания условий достой-й жизни предполагает необходимость иметь определённые минимальные стан-рты такой жизни. В аспекте экономических отношений это стандарты потребле-я.1 Таким образом, эти условия должны быть направлены на обеспечение для «лого члена общества определенного минимального уровня благосостояния, т.е. ;утствие бедности, как таковой.

Во втором пункте данной статьи говорится об обязательствах государства по эане труда, здоровья; поддержке семьи (отдельно материнства и отцовства), дет-ia; инвалидов; пожилых; развитию социальных служб в системном виде, а также

ановлению государственных  пенсий; пособий и т.д.

Социальная политика, как понятие, может иметь немало не противоречащих другу определений. Социальная политика в плане хозяйствования — это нитка распределения вновь созданного дохода, как по экономическим, так ю не экономическим критериям. Таким образом, для реализации социальной , штики необходима экономическая база. В свою очередь, в силу объективной \ имозависимосш, масштабы и качество социальной политики важнейший фак- } i экономической результативности производства благ. Экономика — это наука использовании ограниченных ресурсов для наибольшего удовлетворения греб посте и общества.

Поскольку материальные и другие потребности общества практически  безгра-

шы, то наибольшее их удовлетворение может обеспечиваться лишь за счет наи-

iee эффективного использования имеющихся ресурсов; т.е. экономика — это

ка об эффективности (производительности).

Эффективность производства — это соотношение полезного  результата и за-

т факторов производственного  процесса.

Термин «полезный результат» отражает в данном случае, что результат должен

ь представлен в  виде некоего товара (т.е. в виде продукта, изготовленного для

ючного обмена), и  этот товар не только был произведён товаропроизводителем,

1 реализован на  рынке.

14. Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни. Система социального страхования хоть и медленно, но начинает меняться. На смену единой государственной форме социального страхования приходит развлетленная система автономных внебюджетных видов социального страхования: пенсионного, социального, медицинского, занятости.

Социальное  страхование – это один из важнейших  механизмов регулирования социально  – трудовой сферы. В последние  годы резко понизился уровень  социальной защиты населения, отчетливо  обозначилась неготовность системы  погасить и компенсировать неминуемые издержки структурной перестройки, резко ухудшается демографическая ситуация, растет заболеваемость, увеличиваются масштабы маргинализации в обществе. В этих условиях нет четкого понимания роли социального страхования не только у населения, но и у  многих специалистов.

Социальное  страхование представлено в РФ Фондом социального страхования и обеспечения. Деятельность Фонда регламентируется Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 “О Фонде социального  страхования Российской Федерации” (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г.). Далее деятельность Фонда, его структура, порядок аккумулирования и расходования средств будут рассмотрены более подробно.

Фонд социального  страхования Российской Федерации (далее именуется – Фонд) управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением “О Фонде социального страхования Российской Федерации”.

Фонд является специализированным финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Денежные  средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального  страхования Российской Федерации  входят следующие исполнительные органы:

региональные  отделения, управляющие средствами государственного социального страхования  на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;

15. Пенсионная система России возникла на базе реформирования советской пенсионной системы с переориентацией с солидарных (распределительных) принципов на индивидуальные (накопительные). 22 декабря 1990 года был учрежден Пенсионный фонд России.

Одним из основных законов, входящих в систему пенсионного  обеспечения и являющихся составляющей частью пенсионной реформы является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Одновременно с принятием данного закона были разработаны и приняты Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Эти законы - основообразующие для института пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Они регламентируют основания возникновения права на пенсию и порядок назначения двух видов пенсий - трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению [11].

Предусмотренное ст. 39 Конституции РФ право граждан  на пенсию обеспечивается посредством двух взаимодействующих систем: обязательного пенсионного страховании (ОПС) и государственного пенсионного обеспечения (ГПО) [18, С.21].

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная  государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам, которые были государственными гражданскими или военными служащими.

Рассмотрим систему  обязательного пенсионного страхования.

Законодательство  РФ об обязательном пенсионном страховании  состоит из Конституции РФ, законов  от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Об основах обязательного социального страхования от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (с изм. от 24 июля 2009 г.); "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (с изм. от 28 сентября 2010 г.), Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации [11].

При этом правоотношения, связанные с уплатой платежей на обязательное пенсионное страхование (обязательных пенсионных взносов), в  том числе в части осуществления  контроля за их уплатой, регулируются Законом № 212-ФЗ [6].

Обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным  законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", при соблюдении ими условий, предусмотренных  Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (ст. 4 Закона № 173-ФЗ) [4].

Информация о работе Шпаргалка по "Социальная политика"