Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Ответы по философии.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

Аристотель –  величайший философ античности. В 17 лет он приехал в Афины в платоновскую школу и провёл там порядка 40 лет (в качестве ученика и учителя). Аристотель блестящий энциклопедист. Он внес вклад во все известные к тому времени науки (философия, физики, астрономия, эстетика). Он является создателем формальной логики – наука о правильных формах мышления. Он обобщил все известные знания, впервые выдвинул философию как самостоятельную науку, разделил на

физику (наука  о природе) и метафизику (стоящая  за). Метафизика есть философия. Современное  понимание метафизики – метод, противоположный диалектическому. Аристотель был учеником Платона, но затем он расходится со взглядами Платона. “ Платон мне друг, но истина дороже” – говорит он. Он не признает идеализм Платона. Согласно Арестотелю вещи обладают не иллюзиорным бытием, а реальным бытием. В целом Аристотель стоит на материалистической позиции, однако в его учении имеют место элементы идеализма. Аристотель выделяет материю и форму. Материя аморфина, форма активна. Форма обладает самостоятельной сущьностью. Аристотель пытается понять причину движения, найти источник движения. Завершает этот процесс перводвигатель. У Аристотеля таким перводвигателем выступает Бог. 
 
 
 

16-Эллистическая  философия (скептицизм, стоициз, эпикуреизм).

Стоицизм.

Основоположник  Зенон из Крептона. В Риме Марк Аврелий.

Философская позиция: Всё в мире подчинено жесткой  необходимости, человек не в состоянии  изменить этот мир. Он может лишь соответственное  отношение к нему. Он не должен желать того, что недостижимо при этом он всегда должен сохранять душевное спокойствие.

Эпикуреизм.

Основоположник  Эпикур, В Риме Цицерон.

Философская позиция: Высказывается идея гедонизма, т.е.  наслаждение. Цель Жизни получать наслаждение (не любые, а связанные с духовной жизнью) например: от знаний, любви, дружбы. Уверен, что в мире нет сил способных помешать человеку стать счастливым.

Скептицизм.

Основоположник  Пиррон.

Философская позиция: Он высказывает известную нам  мысль, что вещи могут быть разные суждения, т.е. нет абсолютного знания, нет абсолютного верного суждения. Нельзя сказать об истинности тех или иных суждений поскольку их невозможно рационально обосновать.

Счастье зависит  от невозмутимости и отсутствия страданий.

19-Антропоцентризм  и гуманизм философии  и искусства эпохи  Возрождения.

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной. Гуманизм – отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека. Гуманизм порождает индивидуализм, т.е. признание за каждым неповтор. личности.

20- Политическая философия  Н.Макиавелли.

Он полагал, что  задачи политической науки раскрыть качественные особенности человека и понять сущность политики. Макиавелли рассматривает государство, как  политическое состояние общества. Политическим идеалом Макиавелли был принцип организации государства по типу Римской республики.

21-Пантеизм  Н.Кузанского и  натурфилософия Д.Бруно.

Центральная проблема его философии – соотношение  Бога и мира. Решение этой проблемы несколько религиозное сколько  философское. Бог трактуется им как нечто бесконечное единое начало и одновременно как скрытая сущность всего.

Бруно развивает  учение Каперника. “Солнечная система  одна из множеств систем мира.” Он утверждает, что природа есть Бог в вещах.

23-Рационалистическая философия XVII в.

Представители: Р.Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Декарт: по его  мнению основная роль в познании должна отводится разуму. Ему принадлежит  идея условного рефлекса. Он ставил под сомнения авторитетные идеи. По Декарту существуетврождённые идеи например идея Бога.

Спиноза: согласно ему природа едина, вечна и несотворима. По Спинозе душа человека – это идея человеческого тела. Он отрицает способность человека что либо изменить в мире. Поскольку человек не свободен он может лишь познавать мир. Свобода, есть познание необходимости, то есть надо познавать законы, которые управляют миром. Рациональное познание – познание сущности.

Лейбниц: полагал, что в мире существует единичные  вещи – монады, которык представляют неделимую сущность. Он не согласен ни с Декартом, который выделял 2 субстанции (дуалзим) ни с монизмом Спинозы. Он предлагал множество субъектов. 
 
 

24-Английский  эмпиризм XVII.

Родоначальник эмпиризма является Ф.Бокон. Он был  уверен, что цель научного познания не в созерцании природы и не в  постижениях Бога, а в принесении пользы и выгоды человечеству “Опыт” – главная категория в философии Бокона. Он выделяет главные методы познания: дедукция, индукция. Разрыв науки с Теологией: вот главная задача Т.Гоббе. (знание приобретается из опыта).

Государство Гоббе рассматривал, как результат договора между людьми (положивший конец естественному государственному состоянию.) Гоббе предпочитал – монархическую форму государства.

26-Социально-философские  учения эпохи Просвещения.

Представители Ж.Ж.Руссо и Д.Дидро.

Франция становится центром просветительского движения. Французское просвещение направлено против церкви, эти идеи выражены в форме понтеизма. Немецкое просвещение было ориентировано на воспитание человека, а французское на преобразование общества. Ламетри – Свобода не даруется государством, это есть состояние человека. Руссо предлагал ввести налог на доход, освободить малоимущих от налогов, распределить собственность между всеми.

27-Критическая  философия Канта

Критический период определяется по отношению к предшествующей философии. Кант критикует всю предыдущую до него философию. Все предшествующие философы не понимают активность познающего субъекта (он переносит акцент с предмета на познающ. субъект). Кант критикует и эмпиризм. Далеко не все знания возникают из опыта.

28-Этическое  учение Канта.

Его этика пронизана  чувством гуманизма. Целью культурного развития он считает моральное совершенствование. Нравственный поступок для него тот, где нет установки на выгоду, пользу. Бесконечность – критерий нашего духовного состояния.

29-Основные  идеи “Энциклопедии  философских наук”  Гегеля.

Основной труд Гегеля – “Энциклопедия философских  наук”, состоящая из 3 частей:

  1. Логика
  2. Философия природы
  3. Философия духа

Самой важной частью является первая ЛОГИКА – наука о правильных формах мышления. Он не отрицает логику, он ее расширяет. У Гегеля логика – наука о познании, которая исследует законы самой действительности. Гегелевская логика – диалектическая логика философия природы. Природа служит лишь внешним проявлениям саморазвития логических  категорий. Философия духа. На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.

30-Философия  истории Гегеля.

Историю он рассматривает как естественный закономерный процесс,  движущий силой истории являются страсти людей. При этом действия людей неосознанны и важная роль в истории принадлежит великим людям. Каждый народ уникален, однако всегда лидирующее положение занимает тот или иной народ. Гегель полагает, что этот народ вправе господствовать над другими. Целью историиявляется свобода в связи с этим он выделяет исторические эпохи:

  1. Восточная цивилизация (свободен только правитель)
  2. Античная эпоха (свободна часть народа)
  3. Германская эпоха (свободен весь народ)

31-Противоречия  между методом  и системой Гегеля.

Диалектический  метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, что абсолютная истина должна быть, в конце концов, достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитее всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина, т.е. природа должна развиваться и многообразие природы результат развития. Многообразие мира – есть порождение абсолютной идеи.

32-Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Фейербах считает, что всякая истинная философия –  это философия о человеке. Основным предметом должен стать человек. В понимании человека Фейербах  стоит на материалистических позициях. Человек – природное существо, не порождение человеческого вымысла и не созданное Богом. Он материалистически  объясняет наличие сознания, мышления. Носителем мысли является мозг, сознание возникает естественным путем, как результат развития материи. Дух – порождение материи. Человека он понимает как абстрактного индивида, существующего вне общества. Именно в этом проявляется отсутствие  диалектики. Мышление, разум у Фейербаха  это свойства  мозга, имеющее природное начало. Детерминантом развития является не социальная среда, а природа самого человека, природа мозга (развитее самого по себе).

33-Л.  Фейербах о сущности  религии.

Фейербах, как  и Гегель много времени уделяет  исследованию религии. Он вносит важный вклад в понимание критики  религии, т.е. он отказывается от той  традиционной мысли, где возникновение религии объясняется встречей мудреца и наивного человека. Фейербах вскрывает психические, гносеологические и социальные корни религии. Религия верования порождается страхом первобытного человека перед неизвестной ему стихией. Он пытается понять природу этих стихий, их сущность и на пути этого понимания у него складываются образы сверхъестественных сил. Фейербах не отказывается от религии, он отказывается  от традиционной религии, которая должна стать религией человека, т.е. человек должен стать Богом для другого человека.

34-Бытие  и его модели. Субстанциональность  бытия.

Существует 2 модели бытия:

1) Объективная  реальность,

2) Субъективная  реальность.

Этими двумя  моделями исчерпывается вся реальность, т.к. реально существует не только объективный мир, но и наше мышление.

Поппер выделяет 3 модели бытия:

1) Материальное  бытие

2) Мир психики  как субъективное бытие

3) мир объектив  духа, т.е. надличностного сознания.

Для обозначения  объективной реальности была выработана “материя”,  для субъективной  “сознание”, “дух”.

Субстанциональность бытия. Субстанция – сущее, в основе субстанции бытия что лежит? (материальная или духовная субстанция?) Признание той или иной субстанции  есть монизм (Спиноза). Признание двух субстанций – дуализм (Декарт). Плюрализм – признание существования множества субстанций (Лейбниц). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

35-Материя  и её атрибуты.

Гносеологическое  понятие материи - Это философская категория для обозначения объективной реальности, которая копируется нашим сознанием, существуя независимо от него.

Онтологическое  понятие материи – Это объективная  реальность, которая существует вне (за пределами разума) и независимо от сознания человека.

Основополагающее  свойство материи – объективность  существования.

Атрибуты  материи (свойства, формы, процессы)

  1. пространство – определенный порядок расположения объектов друг возле друга. Данное пространство указывает на упорядоченность мира. Пространство есть везде. Например, социальное пространство (город, жилище, среда).
  2. время – длительность существования вещей, процессов и явлений. Время длится, течет, это  понятие фиксирует динамичное движение бытия. Например, социальное время (время, которое всегда имеет последовательность)
  3. Движение – любое изменение, которое есть в материальном мире.

Формы движения:

-механическая (перемещение  предметов в пространстве)

-физическая (электрический ток)

-химическая (изменение  на уровне атомов)

-биологическая  (процессы в жизни рост)

-социальная (общественная  жизнь)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"