Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 09:31, контрольная работа
Отечественная прикладная социология в виде конкретных эмпирических исследований занимала видное место в научной жизни еще в дореволюционной России и в особенности в начале 20-х гг. ХХ в. Три последующие десятилетия были временем молчания прикладников, вызванным запретом социологии. Право на существование прикладной социологии было признано лишь в начале 1960-х гг., когда и возродилась «советская школа» социологов-прикладников, во многом заимствовавшая методический опыт западных (чаще американских) социологических школ.
1. Цель и общественная значимость прикладной социологии.
2. Основные характеристики социологического исследования:
понятие, структура, виды, функции.
3. Составьте таблицу основных этапов проведения социологиче-
ского исследования и раскройте содержание каждого.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра философии и социологии
Факультет финансово-кредитный
Специальность бакалавр экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине социология
Студент Кондратова И.С.
Курс 1 поток 2 № группы 1
Личное дело № 11флд10943
Преподаватель Башаримов Ю.П.
Липецк 2011
Вариант 26. Основы прикладной социологии
План
1. Цель и общественная значимость прикладной социологии.
2. Основные характеристики социологического исследования:
понятие, структура, виды, функции.
3. Составьте таблицу основных этапов проведения социологиче-
ского исследования и раскройте содержание каждого.
1. Прикладная социология – это составная часть социологии как науки. Она нацелена на познание социальных явлений и процессов путем изучения причин их зарождения, механизма функционирования и направленности развития. Прикладная социология опирается на теоретические достижения фундаментальной науки с использованием методов эмпирической проверки и формализованных процедур.
Отечественная прикладная социология в виде конкретных эмпирических исследований занимала видное место в научной жизни еще в дореволюционной России и в особенности в начале 20-х гг. ХХ в. Три последующие десятилетия были временем молчания прикладников, вызванным запретом социологии. Право на существование прикладной социологии было признано лишь в начале 1960-х гг., когда и возродилась «советская школа» социологов-прикладников, во многом заимствовавшая методический опыт западных (чаще американских) социологических школ.
Главная причина обращения к социологическим исследованиям – это потребность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социологического управления. Социологические исследования имеют большие возможности: они выявляют ведущие тенденции в развитии общественных отношений; определяют оптимальные пути и средства совершенствования отношений в обществе; обосновывают планы и управленческие решения; анализируют и прогнозируют социальные ситуации и др. Но социологические исследования не являются решением всех проблем – они выступают в качестве одного из средств получения информации. Решение вопроса о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической или научной целесообразностью.
Методология – это учение об организации деятельности.
Методология социологического исследования — комплекс действий, позволяющий получить эмпирические данные об обществе.
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СПЕЦИФИКЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ.
В истории социологии было разработано пять представлений о специфике социологической методологии.
1. «Естественно-научная установка». Сторонники этой точки зрения исходят из идеи, что подлинно научной методологией является методология естествознания, и она должна применяться к познанию общества. Данная точка зрения подробную разработку получила в позитивистских направлениях. В XX в. на реализации такой установки настаивали американские социологи С. Додд, Г. Ландберг и П. Лазарсфельд. Эта точка зрения развивалась и представителями математической социологии.
2. «Модифицированная
естественно-научная установка»
3. «Методологический
пессимизм». Сторонники этой точки
зрения говорят, что поскольку
не удается распространить
4. Доктрина принципиальной
специфики методологии
5. «Синтетическое
представление». Здесь утверждается,
что социология должна
Методологией называют
систему основных принципов любого научного
подходов к изучению предмета исследования.
Это собирательный термин, имеющий различные
аспекты. В широком смысле слова научная
методология является инструментом поиска
наиболее общих. Социологическая методология
определяет принципиальные основы разработки
частных социологических теорий.
В узком смысле слова в социологии термином
"методология" обозначается совокупность
исследовательских процедур, техники
и методов, включая приемы сбора и обработки
социологической информации.
При этом следует учитывать, что любая
теоретическая система знаний ценится,
прежде всего, потому, что она не только
описывает и объясняет объективную реальность,
но и одновременно является инструментом
поиска нового научного знания.
Ни в отечественной, ни в зарубежной социологии
нет единого определения частных приемов
социологических исследований. Одну и
ту же систему действий некоторые авторы
называют методом, другие - техникой, третьи
- процедурой, четвертые - методикой, а
некоторые и методологией. Поэтому стоит
договориться об использовании определенных
терминов, рекомендованных авторитетным
социологом В.А. Ядовым.
При этом следует помнить, что социолог в своей работе использует многие приемы, заимствованные из других социальных наук и особенно экономики, истории, психологии, этнографии и др. Он должен владеть приемами статистического анализа, информационными технологиями, иметь представление о соответствующих разделах математики.
Социологическое исследование следует понимать как планомерное применение научных методов с целью изучения определенного фрагмента социальной реальности . Социологические исследования осуществляются на всех трех уровнях социологической науки.
Социологическое исследование, реализуемое на нижнем, базовом уровне социологической науки, называют конкретным социологическим исследованием (КСИ) . Вне зависимости от конкретного вида, КСИ носит четко выраженную практическую направленность (эмпирический характер), хотя может быть подчинено определенным научным целям и задачам.
Виды социологических исследований многообразны, поскольку существует великое множество социальных проблем и соответственно возможных целей исследования в социологии. В зависимости от научной ориентации социолога, от тех целей, которые он ставит перед собой, выделяют три типа конкретных социологических исследований:
Ожидаемым результатом теоретически ориентированного исследования может быть новое знание о структуре, функциях, формах развития социального объекта.
Практически-прикладное конкретное социологическое исследование направлено на решение конкретных задач совершенствования социального объекта (предприятия, социальной группы, территории и пр.).
Методически ориентированное КСИ направлено на разработку методики, отработку отдельных процедур, инструментария исследования.
Особым видом социологического
исследования является мониторинговое
исследование. Его главные черты —комплекснос
Мониторинговое исследование является эффективным средством изучения социальной сферы. В таком случае социальный мониторинг — целостная система регулярного отслеживания происходящих процессов в социальной сфере и в смежных областях общественной жизни. Социальный мониторинг включает систему отслеживаемых показателей развития социальной сферы исследуемого региона (города, района, области). Его данные включены в систему управления социальной сферой, являясь основой выработки социальной политики.
Другая классификация исходит из познавательных возможностей социолога к моменту начала разработки КСИ.Это прежде всего состояние наличных знаний, что определяет возможности для разработки гипотез. От этого зависит выбор одного из четырех видов (планов) исследовательского поиска:
Разведывательное (формулятивное) исследование применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Такая ситуация возможна в новой области исследования, где литература весьма скудна или ее вовсе нет и где объект КСИ не знаком социологу. Формулятивный план КСИ предполагает три основные стадии работы: а ) изучение имеющейся литературы; б ) беседы с компетентными лицами — специалистами; в ) сбор данных по разведывательному типу исследования. Такое исследование не формализовано —отсутствует четкий инструментарий ,есть только перечень вопросов для изучения без их детального членения по пунктам, поскольку эмпирическая и операциональная интерпретации понятий КСИ не проведены, но только обозначены.
Работа по разведывательному плану завершается четкой формулировкой проблем , определением цели, задач их изучения, основных гипотез .
Второй вид КСИ проявляется в описательном (дескриптивном) плане . Этот план возможен, когда знаний об объекте достаточно для выдвижения описательных гипотез. Типичный пример КСИ по описательному плану — опросы общественного мнения.
Третий и наиболее сильный вид исследовательского
поиска реализуется в рамках аналитико-
Повторно-сравнительные КСИ проводят с целью определения динамики, тенденций протекания социальных процессов.