Эволюция понятия "инвалид"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:21, доклад

Описание работы

С инвалидами и необходимостью, так или иначе, решать множество проблем, которые стоят перед ними, общество сталкивается на протяжении всей своей истории. По мере социально-нравственного «взросления» человечества, существенно изменялись общественные взгляды и настроения в отношении того, кто такие инвалиды? Какое место они должны занимать в социальной жизни?

Содержание

Ведение…………………………………………………………………….…3
История развития проблемы инвалидности………………………...4

Содержание категории «инвалид» и «инвалидность»……………..7

Причины инвалидности……………………………………………...12

Социальные последствия инвалидности……………………………16

Выводы……………………………………………………………………….19
Список используемых источников…………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Доклад.doc

— 86.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

Ведение…………………………………………………………………….…3

  1. История развития проблемы инвалидности………………………...4
 
  1. Содержание  категории  «инвалид» и «инвалидность»……………..7
 
  1. Причины инвалидности……………………………………………...12
 
  1. Социальные  последствия инвалидности……………………………16
 

Выводы……………………………………………………………………….19

Список используемых источников…………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

Закон Украины от 21 марта 1991 года № 875-XII. Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине.

        Настоящий Закон определяет основы социальной защищенности инвалидов в Украине и гарантирует им равные со всеми другими гражданами возможности для участия в экономической, политической и социальной сферах жизни общества, создание необходимых условий, дающих возможность инвалидам вести полноценный образ жизни согласно индивидуальным способностям и интересам. 

И этот закон  приняли лишь 21 марта 1991 года. А что  было до этого? Разве инвалидности не было?! И что происходит сейчас? Для  этого потребуется не большой  экскурс по истории развитии проблемы инвалидности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История развития  проблемы инвалидности

     С инвалидами и необходимостью, так  или иначе, решать множество проблем, которые стоят перед ними, общество сталкивается на протяжении всей своей  истории. По мере социально-нравственного «взросления» человечества, существенно изменялись общественные взгляды и настроения в отношении того, кто такие инвалиды? Какое место они должны занимать в социальной жизни? И каким образом общество может и должно строить свою систему взаимоотношений с ними. Анализ истории общественных нравов и представлений позволяет утверждать, что эти взгляды изменялись следующим образом.

     Первым  представлением о том, каким может  и должно быть отношение к физически  ослабленным и неполноценным  членам общества, со стороны здоровых и сильных была идея их физического уничтожения. Это объяснялось, прежде всего, крайне низким уровнем экономического развития общества, который не позволял содержать тех, кто не мог внести посильный вклад в обеспечение племени, рода и семьи. Впоследствии, такие представления были закреплены другими факторами, например, религиозными и политическими. Подобное отношение общества к инвалидам, тяжело больным и просто физически слабым людям продержалось довольно долго. Ещё в поздней античности можно найти отголоски этих представлений.

       По мере социального и духовного  развития общества изменяются и его представления о человеке и людях. Возникновение и распространение христианства приводят к тому, что изменяются представления о ценности человеческой жизни. Однако, пока ещё рано говорить о полном и безоговорочном признании за инвалидами равных прав со здоровыми людьми. Для средневекового общества характерно представление об инвалидах как о «проклятых богом», что становится основанием для формирования идей социальной изоляции инвалидов и неприязни к ним.

     Следующим шагом в развитии представлений  об отношении к инвалидам со стороны  здоровых людей становятся идеи о  необходимости привлечения их к  труду, хотя бы для того, чтобы дать инвалидам возможность зарабатывать себе на жизнь и, частично, снять эту «обузу» с общества. В определённой мере, эти представления и сегодня являются достаточно распространёнными и авторитетными в общественном и массовом сознании.

       Для современного этапа общественного  развития характерно формирование и укоренение в общественном сознании понимания того, что инвалидность не может и не должна быть основанием для социальной изоляции и, тем более, для социальной дискриминации человека. Сегодня в обществе всё более авторитетной становится точка зрения, согласно которой, необходима постоянная и эффективная работа по социальной реинтеграции и ресоциализации лиц с ограниченными физическими возможностями. Сегодня общество рассматривает проблемы инвалидов не только как проблемы, имеющие узкогрупповую значимость, но как проблемы, которые затрагивают всё общество, как универсально, социально значимые.

            Основными причинами подобного  генезиса общественной мысли  и общественных настроений являются:

  • повышение уровня социальной зрелости общества и совершенствование и

          развитие его материально-технических и экономических возможностей;

  • повышение интенсивности развития человеческой цивилизации и использования человеческих ресурсов, что, в свою очередь, приводит к резкому возрастанию социальной «цены» многих нарушений в жизнедеятельности человека.

     История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь — начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции "неполноценных членов" до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них без барьерной среды.

     Иными словами, инвалидность становится проблемой  не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Содержание категорий  «инвалид» и «инвалидность»    

     Общество  склонно воспринимать инвалида сквозь призму негативных стереотипов. Значительное количество людей привыкли с предубеждением относиться к ним, считая инвалидов нетрудоспособными, ни на что непригодными. Человеку с ограничениями приписывают негативные и даже мифические черты характера, от этих людей ожидают неожиданных действий, неосторожного поведения, их опосаются. Все это унижает человека, которому приходится жить с  инвалидностью. В течении последний двадцати лет  большинстве стран Европы вместо термина «инвалид» употребляют выражение «человек с функциональными ограничениями», или «человек с ограниченными возможностями».

       В нашей нормативной литературе, вплоть до последнего времени, пользовались термином «инвалид». Именно потому мы будем пользоваться различными терминами – как теми, которые являются нормой в международной практике (человек с функциональными ограничениями), так и принятыми законодательством Украины (инвалид). 

      Термин ''инвалид" восходит к латинскому корню (valid — действенный, полноценный, могущий) и в буквальном переводе может означать "непригодный", "неполноценный". В российском словоупотреблении, начиная с времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным воинам. Со 2-й половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, — развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов. Наконец, после Второй мировой войны, в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий населения в частности, происходит формирование понятия "инвалид", относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности

     Инвалид — это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

     Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью

     Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.

     Инвалидами  признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных  людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, неспособен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

     Социальные  изменения, объективно происходящие в  современном обществе и отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание терминов "инвалид", "инвалидность".

     Так, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) приняты в качестве стандартов для мирового сообщества такие признаки понятия "инвалидность":

     - любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;

     - ограниченность или отсутствие (из-за  указанных выше дефектов) способности  выполнять функции так, как  считается нормальным для среднего человека;

      - затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую-то роль (учитывая влияние возраста, пола и культурной принадлежности).

     Группы  инвалидности.

     Все инвалиды по разным основаниям делятся  на несколько групп:

    • по возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;
    • по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;
    • по характеру заболевания инвалиды могут относится к мобильным, маломобильным и неподвижным группам;
    • по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

     Критерием для определения первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.

     Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности либо их сочетанию.

     Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению какой-либо категории жизнедеятельности или их сочетанию.

       Категории жизнедеятельности.

     Основными категориями жизнедеятельности, определяющими установление соответствующей группы инвалидности, являются:

      способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены;

     —   способность к передвижению — способность самостоятельно перемещать в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;

      способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы;

     —  способность к ориентации — способность определяться во времени и пространстве;

     —   способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;

     —     способность контроля за своим поведением — способность к осознанию себя к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.

Информация о работе Эволюция понятия "инвалид"