Эволюция каналов социальных коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций

Описание работы

Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.

Содержание

1. Введение………………………………………………………… 5

2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6


3. Учебная программа……………………………………………….7



4. Теоретический раздел…………………………………………….40



Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40

Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66



5. Планы семинарских занятий……………………………………...74



6. Практические занятия……………………………………………..85



7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90



8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93



9. Глоссарий……………………………………………………………96



10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98

Работа содержит 1 файл

умк ск .doc

— 484.50 Кб (Скачать)

Темпы эволюционного развития можно продемонстрировать на таком примере: если определить среднюю продолжительность жизни 62 года, то за 50 тысяч лет существования человечества было  чуть больше 800 поколений. Из них 650 поколений провели в пещерах. Последние 70 поколений осуществляли связь между собой с помощью письменности. Только 6 поколений знакомы с печатным словом, только 2 пользуются электричеством.

Как отмечают ученые, если научно-технический прогресс подобен мощной машине, то её топливом является знание: машина технического прогресса с каждым годом потребляет все больше знаний. Если сегодня рождается ребенок, то после окончания им вуза объем информации увеличится в 24 раза. Ещё пример: в 1665 году выходил всего один научный журнал, а сейчас более 100 тысяч научно-технических журналов на 60 языках мира. Ученые и специалисты «тонут» в этом море информации.

Из-за недостатков своевременного информирования, сложности поиска информации повторяются проведения исследований и опытно-конструкторских разработок. Известно, что американские ученые в течение пяти лет решали задачу, связанную с системой переключения линии связи, что стоило около 200 тысяч долларов. Хотя данное исследование уж было проведено в России, но в США об этом не знали.

В США специально созданная комиссия установила, что ежегодно на повторные исследования только в области электроники расходуется около 200млн долларов. И это происходило не только в этой стране, и не только в этой области.  Развитие общественного познания вызывает противоречие между постоянно растущими объемами информации, информационных фондов и физическими возможностями личности освоить их.

Напрашивается вывод: избыток информации привел к снижению возможности её использования. Сущность информационного кризиса заключается в том, что производство информации снижает возможности её своевременной переработки и использования.

Общество затрачивает усилия и средства на постоянное совершенствование информационной деятельности, на совершенствование информационного обслуживания, на разработку и внедрение новых средств и методов интенсификации информационных процессов, но кризисное состояние информационной деятельности периодически повторяется. Недостаточная оперативность информирования, дублирование при аналитико-синтетической обработке информации, низкое качество информационного обслуживания и т.п. Наука развивается по экспоненте более 300 лет, и с ростом объемов информации увеличиваются трудности её поиска, освоения.

Всё это в совокупности приводит к парадоксальной ситуации: одни завалены книгами и жалуются на информационный голод, другие не испытывают потребности даже в просмотре специальных журналов. В 1980-е годы проводилось исследование среди технологов, инженеров, конструкторов по использованию новой информации в 9 учреждениях, предприятиях центральных городов. Результаты были получены ошеломляющие: 46% непотребителей информации. Названы около 40 причин, почему не читают специальные журналы, почему не испытывают потребность в новых знаниях, в том числе – неудовлетворительное информационное обслуживание, отсутствие нужной литературы в фондах библиотек, информационных центров.  Это говорили те, от кого зависел научно-технический прогресс в стране – инженеры, конструкторы.

Информационный кризис – закономерное явление. С появлением письменности возникло противоречие между объёмами накапливаемой информации и ограниченными возможностями её использования отдельной личностью. Особенно это остро стало проявляться с развитием науки. Промышленное производство не может развиваться без новой научной и технической информации.

Кризис информации – это состояние науки, когда наблюдается систематическое недоиспользование результатов её достижений. Это присуще не только современному этапу развития общества, системе научных коммуникаций – это состояние хроническое. Как любое хроническое заболевание, оно характеризуется периодами ремиссии (стабилизации) и обострения. Каждый раз, когда в системе научных коммуникаций возникает обострение – кризисная ситуация, система, подчиняясь закону саморегулирования,  формирует новые формы и средства, компенсирующие кризисные явления. В разные эпохи это было появление печатной машины, научных журналов, архивов, информационных служб, компьютеров,  новых носителей информации, сетевых технологий. Наступает  относительная стабилизация.

Особенность современного информационного кризиса проявляется в том, что он сопровождается изменениями, происходящими  с середины 20 века в науке и технике – дифференциация и интеграция. Дифференциация заключается в отпочковании отдельных разделов науки или техники в самостоятельные научные дисциплины и отрасли техники со своими специфическими задачами и методами. Это явление имеет позитивные и негативные моменты: с одной стороны – узкая специализация (например, врачебная), с другой стороны -каждый ученый знает все больше о все меньшем числе объектов, явлений, процессов. 

Герцен: «Ученые разобрали по клочку поле науки и рассыпались по нему: им досталась тягостная доля поднимать целину и в этой работе они утратили широкий взгляд и сделались ремесленниками, оставаясь при мысли, что они пророки».

Эта отрицательная тенденция компенсируется интеграцией знаний. Интеграция проявляется:

1.  Использовании идей и методов, выработанных в о дной области знаний, другой отраслью;

2. Современная наука и техника могут развиваться только при условии, что будет сохраняться единство науки,  взимопроникновение наук, «разрушаемые» их дифференциацией ;

3. Развитие комплексных научно-технических проблем: освоение космического пространства, экология и др.

Данные изменения в характере развития науки и техники влияют существенно на научные коммуникации: на информационную деятельность, на информационное обслуживание:

     Количественный рост документально-информационных потоков;

     Качественное изменение документально-информационных потоков: особенно рассеяние публикаций;

     Расширение спектра информационных потребностей, их качественное изменение: потребности в информации из смежных отраслей знаний.

Способности человека к восприятию и переработке информации остаются на прежнем уровне, несмотря на компьютеризацию. В 1996 году английская фирма Reuters Business Information провела исследования влияния информационных перегрузок на пользователей среди 1,3 тысяч менеджеров разного уровня в Великобритании, США и Австралии, работавших в разных службах. Две трети опрошенных отметили, что слишком большое количество информации действует разрушающе на, создает повышенную напряженность в отношениях с коллегами, снижает удовлетворенность от выполненной работы.

Более 40% высказались, что из-за избытка поступающей информации у них замедляется процесс принятия решений, затрудняется осуществление выбора. Одна треть опрошенных сообщила, что из-за избытка информации у них возникли проблемы со здоровьем.

Психолог Дэвид Льюис написал предисловие к отчету данного исследования, которое было названо «Умирая ради информации»: совокупность психофизиологических факторов, вызываемых у менеджеров переизбытком информации, назвал «синдромом информационной усталости». Эта болезнь на ранней стадии имеет следующие симптомы: забывчивость. Потеря способности к концентрации внимания, головные боли, раздражительность, нарушение сна, чувство беспомощности. Обострение болезни нарушает пищеварение, давление, зрение, возникают приступы необоснованной ярости. Из-за быстрой смены информации мозг перенапрягается и впадает в состояние паники.

Уже давно установлено, что человек обладает огромными, но все-таки ограниченными возможностями восприятия, обработки и хранения информации. Э. Тоффлер (США) писал в 1970 году: «…есть генетический ограничитель нашей способности перерабатывать информацию».

Проблема не только в увеличении объёмов информации, но и в том, что не всегда ясно, какая информация нужна и где её искать. К тому же существую факторы, затрудняющие доступ к информации:

     Межъязыковые барьеры: в мировом документально-информационном потоке увеличивается доля публикаций на редких и сложных языках – японский, итальянский.

     Внутриязыковые барьеры: терминологические.

     Надъязыковые барьеры: между учеными и инженерами –практиками,  производственниками.

     Социально-экономические барьеры: политические между странами; конкурентная борьба между фирмами; бюрократические.

     Психологические факторы: недооценка роли информации и информационного образа жизни.

Эти барьеры определяют остроту кризисных явлений в системе научных коммуникаций в тот или иной период времени.

Итак, был ли информационный кризис?  Взрыва, как некоторого потрясения, нарушившего систему научных коммуникаций в обществе, не было. Но кризисные явления, которые были на протяжении всей истории развития научных коммуникаций, во второй половине 20 века приобрели особо острый характер. В конце 20 - начале 21 веков стали проблемой глобальной. Реакцией на эту общественную потребность явилось формирование и развитие новой науки – информатики, изучающей информационные процессы в научных коммуникациях. Началась реорганизация материально-технической базы системы научных коммуникаций, информационного облуживания: стали повсеместно создаваться информационные службы, информационные системы, информационные сети. Первоначально шла компьютеризация, а затем информатизация информационной деятельности.

Увеличение объема знания, развитие науки, рост документально-информационных потоков – это благо. Задача – формирование новых методов и средств аналитико-синтетической обработки и распространения информации.

Литература:

1.      1. Михайлов А.И. . Научные коммуникации и информатика /А.И.Михайлов, А.И.Черный, Р.С.Гиляревский - М.: Наука, 1976.- С.6-44..

2.     Информатика как наука об информации: информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты /под ред. Р.С.Гиляревского. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 592с.

 

4. Планы семинарских занятий

 

Семинарское занятие № 1

Социальные коммуникации и
коммуникационная деятельность

ПЛАН

1.      Социальные коммуникации как движение смыслов в социальном времени и пространстве.

2.      Взаимосвязь социальных коммуникаций с философией, социологией, психологией, культурой и другими науками.

3.      Коммуникационная деятельность и ее виды

3.1.         Музыка и танец как средство коммуникации.

4.      Социальная память и ее составляющие.

5.      Система коммуникационных каналов в современном обществе.

5.1.         Устная коммуникация.

5.2.         Документальная коммуникация.

5.3.         Электронная коммуникация.

5.4.         Научная коммуникация.

Литература:

3.     Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. - СПб, 1996.-С.17-89.

4.     Соколов А.В. Социальные коммуникации. Ч.1, М.: ИПО Профиздат, 2001.-224с.

5.     Асланян М.Г. Музыкальная культура Древнего Мира// Духовная культура Древнего мира.-Орел,1995.-С.253-282.

6.     Заикина Н.А., Митрохина Л.В. Танцевальное искусство Древней Греции// Духовная культура Древнего мира.-Орел,1995.-С.242-252.

7.     Езова С.А. Культура общения библиотекарей: учебно-методическое пособие. –М.: Либерея, 2004. – 144с.

8.     Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке.-М.,1995.-С.304-336.

9.     Михайлов А.И. . Научные коммуникации и информатика /А.И.Михайлов, А.И.Черный, Р.С.Гиляревский - М.: Наука, 1976.- 435с.

 

Семинарское занятие № 2

Традиции и инновации русского народа

ПЛАН

1.     Языческие праздники и ритуалы славянских народов.

2.     Боги и герои Древней Руси.

3.     Славянский фольклор.

4.     Народное музыкальное искусство от скоморохов до современности.

5.     Русские народные традиции и обычаи.

6.     Роль народных игр в воспитании подрастающего поколения.

Литература:

1.     Блинова Г.П. Народная художественная культура: русские народные праздники и обряды (теория и история): Учебное пособие.-М.: МГУК, 1997.-90с.

2.     Дети и народные традиции: Материалы Пятых Виноградовских чтений. Челябинск, ЧГУ,1991.-Ч.1. Фольклор и дети.-160с.

3.     Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник.- 2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.-216с.

4.     Макашина Т.С. Русская свадьба//Русские народные традиции и современность.-М.: Наука,1995, С. 154-173.

5.     Наши традиции: крещение, венчание, погребение, посты.-М.: Букмэн, 1996.- 378с.

6.     Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа.- 2-е изд.- М.: ОЛМА-Пресс, 1999.- 542с.

7.     Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди.-СПб.:Азбука, 2000.-368с.

8.     Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранные М.Забылинным. Репринтовое воспроизведение издания 1880 г.-М.: Автор,1992.

9.     Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М.: Наука,1987.-78с.

10.                        Сказания древних славян.-СПб.: Респека,1998.-656с.

11.                        Славянская мифология: словарь-справочник.-М.: Линор. Совершенство, 1998.-320с.

12.                        Слепцова И.С. Народные игры и использование их в воспитании //Русские народные традиции и современность.-М.:Наука,1995, С.54-71.

13.                        Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси.- СПб,1995.-185 с.

14.                        Юдин А.В. Русская народная духовная культура: учебное пособие.-М.: Высшая школа, 1999, С. 24-50.

 

Семинарское занятие №3

Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций