Эволюция каналов социальных коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:58, курс лекций

Описание работы

Учебная дисциплина «Социальные коммуникации» относится к циклу общепрофессиональных для всех специальностей факультета: «Документоведение и документационное обеспечение управления», «Библиотечно-информационная деятельность», «Музейное дело и охрана памятников». Общими для данных сфер профессиональной деятельности и социально-коммуникационных институтов являются закономерности, виды и формы социальных коммуникаций: коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность, коммуникационные каналы, социальная память.

Содержание

1. Введение………………………………………………………… 5

2. Выдержка из государственного образовательного стандарта…6


3. Учебная программа……………………………………………….7



4. Теоретический раздел…………………………………………….40



Информационное общество как новый этап эволюции
социальных коммуникаций…………………………………………40

Информационный взрыв и информационный кризис
в системе научных коммуникаций…………………………………66



5. Планы семинарских занятий……………………………………...74



6. Практические занятия……………………………………………..85



7. Задания для самостоятельной работы…………………………….90



8. Тестовые задания для самопроверки знаний……………………..93



9. Глоссарий……………………………………………………………96



10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………..98

Работа содержит 1 файл

умк ск .doc

— 484.50 Кб (Скачать)

 


Тематический план для специальности
0712001 «Библиотечно-информационная деятельность»
квалификации «Библиотекарь – библиограф, преподаватель»

квалификации «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»

 

 

Тема

Всего

Аудиторные занятия

Самосработа

Лекци

Семин.

Практ

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Введение в теорию
социальной коммуникации

1.1.Теория социальной коммуникации
 

 

 

10

 

 

2

 

 

2

 

 

 

6

1.2. Смысл как категория социальной коммуникации

8

2

 

 

6

1.3.Социальная память как объект изучения социальной коммуникации

12

2

4

 

6

1.4. Знаковые систем - носители социальной памяти

10

2

2

 

6

1.5.Коммуникационная деятельность

10

2

2

 

6

1.6. Игра как творческая коммуникационная деятельность

8

2

2

 

4

1.7.Коммуникационные каналы

10

2

2

 

6

Итого:

68

14

14

 

40

Раздел 2. Эволюция социальных
коммуникаций.

2.1.Общество как среда социальной коммуникации

 

 

10

 

 

2

 

 

4

 

 

 

4

2.2.Эволюция общественных коммуникационных систем

10

4

2

 

4

2.3.Социально-коммуникационные институты

6

2

 

 

4

 

Итого:

26

8

6

 

12

Раздел 3. Информационно - коммуникационные системы

3.1. Коммуникационные потребности

 

 

8

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

4

3.2. Концепции информации в современных науках. Социальная информация

10

4

2

 

4

3.3.Информационно-коммуникационные системы

8

2

2

 

4

3.4.Устная коммуникация

6

2

 

 

4

3.5. Документная коммуникация

6

2

 

 

4

3.5.1. Документ как источник и носитель информации. Документально-информационные потоки и их закономерности

18

4

2

8

4

3.6. Научная коммуникация

8

2

2

 

4

3.6.1.Информационный взрыв и информационный кризис в системе социальных коммуникаций

6

2

 

 

4

3.7.Информационное обслуживание как область профессиональной коммуникационной деятельности

8

2

2

 

4

3.7.1. ГСНТИ – система организации информационного обслуживания в России

8

2

2

 

4

3.8. Электронная коммуникация

10

2

2

2

4

3.9.Информационное общество как новый этап эволюции социальных коммуникаций

10

4

2

 

4

3.10.Мультимедийнаякоммуникацион
ная культура. Электронные документы. Электронные библиотеки

22

6

2

6

8

Итого:

128

36

20

16

56

    Раздел 4. Информационная культура

4.1.Информационная культура как научное направление

 

 

10

 

 

2

 

 

2

 

 

 

6

4.1.1..Информационная культура личности

12

2

2

2

6

4.2. Массовая культура Массовые коммуникации.

8

2

2

 

4

4.3. Групповая коммуникация

8

2

 

2

4

4.4 Личность как субъект социальной коммуникации.

10

2

2

 

6

4.5.Этика социальной   коммуникации

12

2

2

 

6

Итого:

58

12

10

4

32

Итого:

280

70

59

20

140

 

Тематический план для специальности
0712001 «Библиотечно-информационная деятельность»
квалификации «Менеджер информационных ресурсов» 

квалификации «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»

 

Тема

Всего

Аудиторные занятия

Самост
работа

Лекции

Семин.

Практ

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Введение в теорию
социальной коммуникации

1.1.Теория социальной коммуникации

 

 

6

 

 

2

 

 

2

 

 

 

4

1.2. Смысл как категория социальной коммуникации

6

2

 

 

4

1.3.Социальная память как объект изучения социальной коммуникации

6

2

2

 

4

1.4. Знаковые систем - носители социальной памяти

4

2

 

 

4

1.5.Коммуникационная деятельность

6

2

2

 

4

1.6. Игра как творческая коммуникационная деятельность

6

2

2

 

4

1.7.Коммуникационные каналы

4

2

 

 

4

Итого:

38

14

8

 

32

Раздел 2. Эволюция социальных
коммуникаций.

2.1.Общество как среда социальной коммуникации

 

 

6

 

 

2

 

 

2

 

 

 

4

2.2.Эволюция общественных коммуникационных систем

8

4

2

 

4

2.3.Социально-коммуникационные институты

6

2

2

 

4

 

Итого:

26

8

6

 

12

Раздел 3. Информационно - коммуникационные системы

3.1. Коммуникационные потребности

 

 

4

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

2

3.2. Концепции информации в современных науках. Социальная информация

8

4

2

 

2

3.3.Информационно-коммуникационные системы

6

2

2

 

2

3.4.Устная коммуникация

4

2

 

 

2

3.5. Документная коммуникация

4

2

 

 

2

3.5.1. Документ как источник и носитель информации. Документально-информационные потоки и их закономерности

16

4

 

8

4

3.6. Научная коммуникация

8

2

2

 

4

3.6.1.Информационный взрыв и информационный кризис в системе социальных коммуникаций

4

2

 

 

2

3.7.Информационное обслуживание как область профессиональной коммуникационной деятельности

8

2

2

 

4

3.7.1. ГСНТИ – система организации информационного обслуживания в России

6

2

 

 

4

3.8. Электронная коммуникация

5

2

 

 

4

3.9.Информационное общество как новый этап эволюции социальных коммуникаций

6

2

 

 

4

3.10.Мультимедийнаякоммуникацион
ная культура. Электронные документы. Электронные библиотеки

12

4

 

4

4

Итого:

92

32

8

12

40

   Раздел 4. Информационная культура

4.1.Информационная культура как научное направление

 

6

 

2

 

 

 

4

4.1.1..Информационная культура личности

8

2

2

 

4

4.2. Массовая культура Массовые коммуникации.

10

4

2

 

4

4.3. Групповая коммуникация

6

2

 

 

4

4.4 Личность как субъект социальной коммуникации.

6

2

 

 

4

4.5.Этика социальной   коммуникации

6

2

2

 

4

Итого:

44

14

6

 

24

Итого:

216

68

28

12

108

Тематический план для специальности
062800 «Музейное дело и охрана памятников»
квалификации «Музеевед»

 

Тема

Все
го

Аудиторные занятия

Самотработа

Лекци

Семин.

Практ

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Введение в теорию
социальной коммуникации

1.1.Теория социальной коммуникации

 

 

5

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

1.2. Смысл как категория социальной коммуникации

5

2

 

 

3

1.3.Социальная память как объект изучения социальной коммуникации

5

2

 

 

3

1.4. Знаковые систем - носители социальной памяти

5

2

 

 

3

1.5.Коммуникационная деятельность

4

1

 

 

3

1.6. Игра как творческая коммуникационная деятельность

5

 

 

2

3

1.7.Коммуникационные каналы

7

2

2

 

3

Раздел 2. Эволюция социальных
коммуникаций.

2.1.Общество как среда социальной коммуникации

 

 

5

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

2.2.Эволюция общественных коммуникационных систем

7

2

2

 

3

2.3.Социально-коммуникационные институты

4

1

 

 

3

Раздел 3. Информационно - коммуникационные системы

3.1. Коммуникационные потребности

 

 

7

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

3

3.2. Концепции информации в современных науках. Социальная информация

7

2

2

 

3

3.3. Документная коммуникация

7

2

 

2

3

3.3.1. Документ как источник и носитель информации. Документально-информационные потоки: закономерности

9

2

 

4

3

3.4. Научная коммуникация

5

2

 

 

3

3.4.1.Информационный взрыв и информационный кризис в системе социальных коммуникаций

5

2

 

 

3

3.5.Информационное обслуживание как область профессиональной коммуникационной деятельности

5

2

 

 

3

 

 

3.6.Информационное общество как новый этап эволюции социальных коммуникаций

7

2

2

 

3

3.7.Мультимедийная коммуникационная культура. Электронные документы. Электронные музеи, библиотеки

7

2

 

2

3

        Раздел 4. Информационная культура

4.1.Информационная культура как научное направление

 

5

 

2

 

 

 

 

   3

 

4.2. Информационная культура личности

5

2

 

2

 

Итого:

72

22

12

12

36

 

 

IV. Формы итогового контроля:

Специальность “Документоведение и документационное обеспечение управления”:  9 семестр  - экзамен

Специальность “Библиотечно-информационная деятельность”

Квалификация “Библиотекарь-библограф, преподаватель”
3 семестр – зачет, 5 семестр – экзамен

Квалификация “Менеджер информационных ресурсов”
3 семестр – экзамен

Квалификация «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»

3, 4 семестры – экзамен

Специальность ”Музейное дело и охрана памятников”
9 семестр – зачет

3.Теоретический раздел

 

  ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО КАК НОВЫЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ПЛАН

1.      Информационные революции.

2.      Информационные технологии в развитии общества.

3.      Информатизация как социально-экономический   и научно-технический процесс.

4.      Информационное общество как новый этап эволюции цивилизаций.   

 

Одним из главных факторов развития цивилизации на современном этапе является информационная революция. Информационная революция – это  изменение инструментальной основы способа передачи, хранения информации и обработки информации, доступной активной части населения (1,3). Аналогично тому, как на развитие военной мощи государства оказывают влияние открытия, например, в области транспортных средств (паровой двигатель, железная дорога, двигатель внутреннего сгорания и т.п.), так в истории человечества изобретения, влияющие на информационное взаимодействие людей, тоже можно рассматривать как революционные.

                  Первыми были появление языка и человеческой речи, повлиявшими на качественные изменения информационных процессов. Началось накопление и передача знаний от поколения к поколению – появилась первая информационная технология.

                  Второе изобретение – письменность. Фиксирование информации на материальных носителях способствовало хранению знаний, изменению процессов распространения информации и коммуникации.

                  Книгопечатание -  третье изобретение, которое также рассматривается как новая информационная технология, которая привела к появлению печатных средств массовой информации - газет, журналов, к широкому распространению книжной продукции.

                  Открытие электричества, несомненно, стало революционным: появились радио, телефон, телевидение способствовали формированию мирового информационного пространства.

             Изобретение микропроцессорной техники, ЭВМ. Персональные ЭВМ  привели к развитию новых информационных технологий, расширивших деятельностные возможности человека.

Эти изобретения создали условия для перехода общества на качественно новый уровень технологического развития и информационных коммуникаций, поэтому ученые их рассматривают как пять информационных революций, а современную информационную революцию считают шестой (15), называя ее информационно-технологической революцией.

Информационные революции представляют собой не только технологические инновации: они влияют на науку, технику, культуру, образование, мировоззрение и миропонимание. Небывалыми темпами увеличиваются объемы информации, что было предопределено сформулированным Ф.Энгельсом законом ускоренного развития науки: «Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных его от предшествующих поколений».

Динамическое ускорение темпов роста научной информации можно проиллюстрировать: в начале века удвоение научной информации происходило в течение 50 лет, с 1950 г. – каждые 10 лет, с 1970г. – каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно. Неуклонно возрастает роль информации, которая превращается в стратегический национальный ресурс общества.

Мир стал другим:

- стал коротким жизненный цикл продуктов;

- конкуренция потребовала быстрой смены технологий;

- изменения становятся постоянными;

- власть на рынках берет потребитель;

- всеобщая доступность глобальной информации;

- необходимость функционировать в условиях непредсказуемых ситуаций     и стратегий.

Эволюция двух процессов – увеличение роли информации и совершенствование технологии накопления, обработки и распространения информации во всех сферах деятельности – привела к формированию  инфраструктуры [1] доступа к информации, к знаниям. Началось формирование информационной индустрии. В связи с этим в конце ХХ века в обиход нашей жизни вошел целый комплекс новых понятий: информатизация, информационное общество, информационное пространство, информационные технологии, информационные ресурсы и многие другие.

Информационные технологии. Одной из характерных черт информатизации и информационного общества является развитие информационных технологий. В массовом сознании понятие «технология» связано с материальным производством, с промышленностью. Действительно, во второй половине ХХ века внедрение научных открытий в производство приводит к обновлению технологии производства. Появляются термины «высокие технологии», «наукоемкие технологии», к которым относится биотехнология, лазерная обработка и многие другие. Но всё равно это традиционные технологии, построенные на  вещественно-энергетических процессах, потому что предметом и результатом труда является материальный объект.

Информация о работе Эволюция каналов социальных коммуникаций