Этнокультурный облик России: исторический опыт взаимодействия народов

Дата добавления: 24 Октября 2015 в 20:04
Автор: S********@yandex.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (40.21 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Этнокультурный облик России исторический опыт взаимодействия народов.docx

  —  43.72 Кб

       Системные проблемы новой российской государственности в 1990-х годах были преодолены в начале XXI века. Однако за два последние десятилетия сформировался комплекс этнополитических и религиозно-политических проблем, многие из которых обусловлены последствиями советской национальной политики (например, этнический принцип административно-территориального устройства ряда субъектов Российской Федерации, неоднократные изменения границ автономий, краев, областей в составе РСФСР, проблемы искусственного укрупнения народов СССР в 1920-1930-е гг., последствия репрессий и депортаций в отношении некоторых народов СССР и т.д.). Вместе с тем, часть проблем обусловлена новыми вызовами, имеющими общемировой характер (международный терроризм, нелегальная миграция, сложности с интеграцией и адаптацией новых миграционных потоков, последствия мирового финансового кризиса), а также внутрироссийской ситуацией.

      Выступая 28 июня 2008 г. на церемонии торжественного открытия V Всемирного конгресса финно-угорских народов в г. Ханты-Мансийске, Президент Российской Федерации Д.А.  Медведев отметил, что «само историческое развитие российской нации в немалой степени основывалось на богатстве и сохранении этнокультурной и поликонфессиональной среды. На многовековом мирном опыте проживания в одном государстве более ста шестидесяти народов. Благодаря этому единство российской нации выдержало многие испытания. И в наши дни является важным фактором преодоления экстремистских настроений, национализма и религиозной нетерпимости».

     Российский народ и россияне – это исторически очень давние самообозначения жителей (граждан – после появления понятия гражданства) нашей страны.

     Понятие «российский народ (россияне)» родилось во времена Петра I и М.В.Ломоносова, использовалось в авторском языке «Истории государства Российского» Николаем Карамзиным. При этом оно не противопоставлялось понятию «русские» (люди). Например, в толковом словаре русского языка Ушакова слово «россиянин» определено как «русский, гражданин России».

     Русскими считали себя, например, Пушкин и Багратион, хотя первый был отчасти негром, а второй грузином. И эти люди своим делом доказали, что они имеют полное право называться русскими. Во благо великой страны жили немка Екатерина II, датчанин В.Беринг, шотландец Я.Брюс, итальянец Б.Растрелли и многие-многие другие из тех, кто , не считая Россию своей исторической родиной, отдавали ей свои честь, шпагу, талант.

К «россиянам» были обращены оды Тредиаковского, Сумарокова и Ломоносова; «россиян» посылали в бой Скобелев и Брусилов.

     Тема формирования российской нации присутствовала в творчестве историка и этнолога Л.Н. Гумилева. Особое внимание он, в частности, уделял проблеме межэтнических контактов, в том числе в российской истории, утверждая, что россияне — это этнос, сложившийся из трех компонентов: славян, финноугров и татар.

      У ряда представителей националистических организаций сохраняется негативное отношение к термину «россияне», как к понятию, будто бы обезличивающему этничность разных народов России, включая русский народ. Однако это не так. Понятие «россияне» выступает в качестве характеристики сообщества людей, обладающих российским гражданством.

     В составе  России много культур, но они  взаимодополняют друг друга, на протяжении многих веков живут рядом, дружно, у нас страна одна из самых толерантных в человеческой истории.

      В целях  сохранения этнокультурного многообразия  и укрепления гражданской солидарности  особое значение приобретает  справедливость и практическая  осуществимость закрепленных в  действующем законодательстве соответствующих  норм, а также государственная  политика, направленная на поддержку этнокультурного развития народов России.

6.     Поддержка этнокультурного развития народов России, наряду с укреплением гражданского единства российской нации, составляет две ключевые цели реализации государственной национальной политики.

      Государственная поддержка этнических традиций и культур народов Российской Федерации является основным фактором устойчивого развития общества в этнокультурной сфере, реализации его духовного потенциала, сохранения и укрепления общероссийской гражданской идентичности.

      В России с ее многонациональным и многоязыковым составом населения традиционно актуальными являются вопросы образования, построенного на изучении родных (национальных) языков, образования этнически ориентированного, направленного на удовлетворение языковых и этнокультурных потребностей граждан.

      Получение государственного образования на языках народов России, как и изучение этих языков, осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Это, в частности, статья 68 Конституции Российской Федерации, согласно которой всем народам России гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, федеральные законы «Об образовании», «О языках народов Российской Федерации», регламентирующие использование языков в сфере образования, а также Федеральный закон «О национально-культурной автономии», который закрепляет право граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на получение основного общего образования на национальном (родном) языке.

      В общеобразовательных учреждениях Российской Федерации по блоку гуманитарных дисциплин  языками обучения (то есть на этих языках ведется преподавание и неязыковых дисциплин) являются  39  языков, включая такие

языки национальных меньшинств, как азербайджанский, армянский, грузинский, казахский и другие. В старших классах школы языками обучения являются алтайский, башкирский, бурятский, марийский (луговой), татарский, удмуртский, чувашский, эвенкийский,  якутский и другие. Кроме того, в некоторых общеобразовательных учреждениях осуществляется изучение всех предметов гуманитарного цикла на армянском, грузинском, казахском, эстонском языках.

       Исторически сложилось, что обладая значительными демографическими  и культурно-информационными ресурсами, функцию языка межнационального общения в Российской Федерации выполняет русский язык, являющийся родным для наиболее многочисленной этнической общности страны – русских, а также для многих представителей других   национальностей. Одновременно русский язык имеет статус государственного языка Российской Федерации (статья 68 Конституции Российской Федерации). В Российской Федерации, по данным переписи населения 2010 г., из общей численности населения страны владеют русским языком 138 млн. человек (96,6%). Таким образом, знание русского языка естественным образом объединяет миллионы россиян, пользующихся и другими языками. Свободное владение русским языком является одним из условий формирования общероссийской гражданской идентичности.

     В условиях интенсивных миграционных процессов существует проблема знания русского языка и социокультурной адаптации мигрантов. В связи с этим представляется важным оказание органами государственной и муниципальной власти помощи мигрантам по адаптации среди местного населения в целях изучения русского языка и российской культуры.

      Важную  роль в современном этнокультурном  развитии народов России играют средства массовой информации. В 2001 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 306 телепрограмм и 215 радиопрограмм на языках народов России. Однако к 2004 году их количество резко возрастает – зарегистрировано 359 телевизионных программ и 252 радиопрограммы, осуществляющих вещание на 50 языках народов России.

       В 2008 году было зарегистрировано более 400 телевизионных программ и более 300 радиопрограмм, вещавших на 50 национальных языках. Из 71 570 зарегистрированных, по состоянию на 2008 г., в Российской Федерации периодических печатных изданий, 9956 издавались на языках народов мира, из которых- 2335 СМИ на языках народов России и бывшего СССР.

      К концу 2010 г. отмечена тенденция  некоторого сокращения количества периодических печатных изданий на языках народов России, с одновременным резким увеличением числа электронных СМИ (за счет активизации использования Интернет-ресурсов): 2071 печатное СМИ, 2279 электронных СМИ и 94 информационных агентств, осуществляющих деятельность на 66 языках. Сокращение числа печатных СМИ на национальных языках объясняется как последствиями мирового финансового кризиса, так и мировой тенденцией постепенного перехода печатаных СМИ на Интернет-версии. Вместе с тем, следует отметить увеличение числа языков, на которых выходят СМИ. Среди указанных СМИ на национальных языках в России в 2010 году выходили: 968 изданий – на татарском языке, 355 - на башкирском, 299 – на украинском, 212 -на якутском, 185 - на чувашском, 133 - на чеченском, 128 – на белорусском, 120 – на азербайджанском, 115 – на армянском, 112 – на удмуртском, 102 – на коми, 81- на бурятском, 87 - на аварском, 73 - на иврите и 19 - на идиш.

      Многие крупные этнокультурные объединения (национально-культурные автономии, национальные общественные организации) имеют собственные периодические издания: газеты «Татарский мир», «Азеррос», «Наказы отчизны», «Ноев ковчег» (независимая информационно-аналитическая международная армянская газета, отображает жизнь армянской диаспоры стран СНГ), «Еврейская газета», «Российские корейцы» и др.

      Важную роль в удовлетворении этнокультурных запросов граждан играют национальные общественные объединения, как особая форма институтов гражданского общества.

      К настоящему времени в Российской Федерации действует 16 федеральных национально-культурных автономий, 221 региональная, 592 местных национально-культурных автономии и 367 национальных общественных объединений (ассоциаций, центров национальных культур, землячеств).

     Национально-культурная автономия (НКА) является особым видом общественного объединения, чья деятельность в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры регулируется Федеральным законом от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» закрепляет наиболее важные права НКА.   

      Важнейшим направлением удовлетворения этнокультурных потребностей народов России является государственная поддержка в сфере культуры.

     Центрами (домами) народного творчества ведется работа по поиску и сохранению празднично-обрядовых, семейно-бытовых, песенных, инструментальных, хореографических, ремесленных и других традиций народов России. В стране действует около 15 тысяч фольклорных коллективов, 150 из них – государственные народные хоры, ансамбли песни и танца, ансамбли народной музыки; открыто более 500 фольклорных отделений в музыкальных школах и школах искусств; более чем в 5 тыс. клубных учреждений работают фольклорные студии, школы, мастерские. Более 3 тыс. клубов, в первую очередь сельских, изменили свой профиль и стали Центрами и Домами фольклора. 

     Взаимовлияние  культур  открывает  широчайшие  возможности  для  приобщения  ко  всему  ценному, что рождено  талантом  каждого  из народов  нашей  страны.  Взаимодействие  культур  народов  России – объективный  процесс, имеющий  глубокие  исторические  корни. Результатом  такого  взаимодействия  является  формирование  общенациональных  культурных  ценностей. Российское  государство  осуществляет  поддержку  этнокультурного  и  социально-экономического  развития  народов, проживающих  в Российской  Федерации.


Страницы:← предыдущая12
Описание работы
Становление народов и формирование государства имеют под собой прежде всего экономическую базу, однако тесно связанную со средой обитания человека и определяющую образ жизни, что в свою очередь оказывает влияние на особенности национальной культуры народов, населяющих страну. Конечно, нет народов с полностью совпадающей культурой, но одни и те же условия жизни, рожденные взаимодействием людей с окружающей природой на определенном уровне развития производительных сил, могут сделать их культуру, несмотря на разность происхождения и языков, во многом схожей. В одинаковой естественно-географической среде формируются близкие по типу комплексы культуры.
Содержание
Введение
Этнокультурный облик России.
Российская Федерация - крупнейшее полиэтническое государство.
Взаимодействие культур народов России как фактор их развития.
Исторические корни культурной общности народов России.
Этнокультурное развитие многонационального народа России.