Этнокультурный облик России: исторический опыт взаимодействия народов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 20:04, реферат

Описание работы

Становление народов и формирование государства имеют под собой прежде всего экономическую базу, однако тесно связанную со средой обитания человека и определяющую образ жизни, что в свою очередь оказывает влияние на особенности национальной культуры народов, населяющих страну. Конечно, нет народов с полностью совпадающей культурой, но одни и те же условия жизни, рожденные взаимодействием людей с окружающей природой на определенном уровне развития производительных сил, могут сделать их культуру, несмотря на разность происхождения и языков, во многом схожей. В одинаковой естественно-географической среде формируются близкие по типу комплексы культуры.

Содержание

Введение
Этнокультурный облик России.
Российская Федерация - крупнейшее полиэтническое государство.
Взаимодействие культур народов России как фактор их развития.
Исторические корни культурной общности народов России.
Этнокультурное развитие многонационального народа России.

Работа содержит 1 файл

Этнокультурный облик России исторический опыт взаимодействия народов.docx

— 43.72 Кб (Скачать)

Национально исследовательский университет

«МЭИ»

 

Кафедра Истории и культурологии

 

Институт Электротехники

 

 

 

 

Тема

"Этнокультурный  облик России: исторический опыт  взаимодействия народов"

Творческое задание (реферат)

По учебной дисциплине «Культурология»

 

 

 

 

 

 

выполнил:

Студент группы ЭЛ-08-12

Плавунов Александр Игоревич

Принял:

Береснева Жанна Александровна

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

  1. Введение
  2. Этнокультурный  облик  России.
  3. Российская  Федерация - крупнейшее  полиэтническое  государство.
  4. Взаимодействие  культур  народов России как фактор их развития.
  5. Исторические  корни  культурной  общности  народов России.
  6. Этнокультурное  развитие  многонационального  народа России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Становление народов и формирование государства имеют под собой прежде всего экономическую базу, однако тесно связанную со средой обитания человека и определяющую образ жизни, что в свою очередь оказывает влияние на особенности национальной культуры народов, населяющих страну. Конечно, нет народов с полностью совпадающей культурой, но одни и те же условия жизни, рожденные взаимодействием людей с окружающей природой на определенном уровне развития производительных сил, могут сделать их культуру, несмотря на разность происхождения и языков, во многом схожей. В одинаковой естественно-географической среде формируются близкие по типу комплексы культуры.

 

 2. За последние десятилетия в России произошли существенные этнодемографические перемены, и заметную роль в этом сыграли процессы естественного перемещения населения, миграции и так называемое национальное возрождение, т.е. рост самосознания представителей малых и больших народов. Это подтвердила перепись населения 2010 г.

    В 2010 году насчитывалось 22 наиболее многочисленные национальности, численность населения которых превышала 400 тысяч человек, в 2002 году таких национальностей было 23, а в 1989 году – 17.

   Русское население  является наиболее многочисленным  – 111 миллионов человек – и  составляет 80,9% общей численности  населения. По сравнению с 2002 годом численность русских сократилась на 4,9 миллиона человек, но доля их во всем населении страны увеличилась на 0,3 процента- с 80,6 процента до 80,9 в 2010 году. Эксперты  считают, что это заметное изменение.

    Доля русских превышает 90% в 30 субъектах Российской Федерации — главным образом, это области Центрального и Северо-Западного федеральных округов, а также юг Сибири.

   Кроме того, русские, часто, составляют большинство или являются вторым по численности народом в республиках Российской Федерации.

   Так, численным большинством русские являются в республиках Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртской Республике, Хакасия, в Еврейской автономной области, а также во всех автономных округах.

     Кстати, на этом фоне существенно сократилось количество белорусов и украинцев. Первых было 0,56 процента, стало 0,38 процента, а вторых - 2,05 процента и 1,41 процента соответственно.

      Профессор Института социально-политических исследований РАН Леонид Рыбаковский объясняет эту тенденцию в первую очередь тем, что при смешанных браках люди, как правило, начинают идентифицировать себя с той нацией, на земле которой живут. Иными словами, если белорусы или украинцы вступают в брак с русскими и живут при этом в России, то спустя какое-то время начинают считать себя русскими и своих детей - тоже. Может распространяться такое самоопределение и на людей иных национальностей, живущих в браке с русскими, или на тех, кто создал семью с представителем своей нации, но при этом его род проживает на территории России десятилетиями, а то и столетиями. Впрочем, если русские состоят в браке, скажем, с украинцами и живут на территории Украины, они тоже со временем называют себя украинцами. "При проведении переписи записывается та нация, которую человек сам назвал, и никто не будет проверять, каковы его реальные корни. Все зависит от того, кем человек себя ощущает", - говорит эксперт.  Переписи населения являются единственным источником сведений о национальном составе населения.

   Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей характеризуется следующими данными:

 

Млн. человек

В % к указавшим национальную принадлежность

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

Все население

145,17

142,86

   

в том числе указавшие национальную принадлежность

143,71

137,23

100,0

100,0

русские

115,89

111,02

80,64

80,90

татары

5,55

5,31

3,87

3,87

украинцы

2,94

1,93

2,05

1,41

башкиры

1,67

1,58

1,16

1,15

чуваши

1,64

1,44

1,14

1,05

чеченцы

1,36

1,43

0,95

1,04

армяне

1,13

1,18

0,79

0,86

аварцы

0,81

0,91

0,57

0,66

мордва

0,84

0,74

0,59

0,54

казахи

0,65

0,65

0,46

0,47

азербайджанцы

0,62

0,60

0,43

0,44

даргинцы

0,51

0,59

0,35

0,43

удмурты

0,64

0,55

0,44

0,40

марийцы

0,60

0,55

0,42

0,40

осетины

0,51

0,53

0,36

0,39

белорусы

0,81

0,52

0,56

0,38

кабардинцы

0,52

0,52

0,36

0,38

кумыки

0,42

0,50

0,29

0,37

якуты (саха)

0,44

0,48

0,31

0,35

лезгины

0,41

0,47

0,29

0,35

буряты

0,45

0,46

0,31

0,34

ингуши

0,41

0,44

0,29

0,32

другие национальности

4,85

4,81

3,40

3,51

не указавшие национальную принадлежность и лица, по которым сведения получены из административных источников

1,46

5,63

   

 

    Некоторое сокращение численности  происходит у марийцев, удмуртов, чувашей, мордвы, башкир и др.  С другой  стороны, есть  категории  населения, чья численность возросла: это аварцы, армяне, ингуши, лезгины, чеченцы, буряты и др. Однако, это радикально  не  изменило этнический   состав населения страны.  Ни  одна  этническая  группа  не  исчезла  с карты нашей  страны в ХХ веке, тогда как в других  регионах  мира исчезли  десятки  малых культур.

     В современном мире этнический фактор нередко оказывает определяющее влияние на формирование общественно-политической ситуации, происходящие социально-экономические и политические процессы.   

3.    Российская Федерация является одним из крупнейших полиэтничных государств, сложившимся на федеративной основе, где проживают представители 182 этнических общностей (народов), обладающих уникальными особенностями традиционной материальной, соционормативной и духовной культуры. В России, по одной из классификаций, используется более 240 языков, наречий и диалектов. При этом, большинство народов нашей страны на протяжении веков формировались именно на территории России, и в этом смысле являются коренными народами, сыгравшими свою историческую роль в формировании российской государственности.

     Российская цивилизация синтетична по своей природе и является результатом тесного, многовекового межкультурного и межэтнического взаимодействия народов России, сформировавшего  единое цивилизационное пространство на основе этнокультурного многообразия .

      Историко-культурный облик, настоящее и будущее Российской Федерации тесно связаны с такими ее чертами как многонациональность, поликонфессиональность и многоукладность при наличии этнического (русские) и религиозного (православные) большинства. Именно эти черты, наряду с громадными территориями, находящимися в разных климатических и географических условиях, определяют самобытность России и российской цивилизации, обладающей мощным стратегическим ресурсом - человеческим капиталом.

      Как свидетельствует исторический опыт России, ее этническое, религиозное и культурное многообразие всегда являлось важным фактором конкурентоспособности российского государства и российской культуры, мощным ресурсом развития страны. Российской Федерации удалось выработать механизмы интеграции в единую общность различных этнических групп без утраты ими своей самобытности. Вместе с тем, государство осознает актуальность дальнейшего совершенствования подходов к вопросам обеспечения устойчивого этнокультурного развития народов России, защиты прав национальных меньшинств.

     Последнее десятилетие XX и начало нового XXI вв., т.е. вся постсоветская история России, характеризуются сложным сочетанием потерь и обретений в экономике и политике, совокупностью достижений и разочарований в этнической и религиозной, культурной и психологической сферах общественной жизни.

      Именно культура народов России, составляющая в сумме своей общенациональную культуру, является незыблемым гарантом формирования нравственных основ государства, гражданского общества.

4.     В результате распада Советского Союза усилились тенденции обособления народов и культур. Новые исторические условия построения правового, гражданского общества предъявляют и новые требования к процессам, происходящим в сфере этнокультурных отношений. Взаимодействие культур - сложный социокультурный механизм, обеспечивающий, с одной стороны, взаимопонимание и взаимообогащение разных народов, с другой стороны, активизирующий их стремление к сохранению самобытности и уникальности национальной культуры. Как показывает история, данные процессы имеют разную периодичность, степень интенсивности и устойчивость изменения. Культура является качественной характеристикой целостности общества. Каждое поколение получает из прошлого такую основу, которая обеспечивает непрерывность, целостность развития.

     Взаимодействие культур - это естественный, исторически обусловленный процесс взаимоотношения народов, сложный и многоаспектный, содержанием которого является расширение и углубление культурных связей между народами, приводящий к возникновению и дальнейшему росту культурной и духовной общности народов, живущих в одном государстве. Процесс взаимодействия национальных культур народов России, в результате развития которого исторически складывается культурная общность, выступает как объективная тенденция совершенствования межнациональных отношений.

     Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития - определяет существование и структурную организацию любой материальной и духовной системы.

     Взаимодействие культур - это объективный процесс, но, естественно, активность его зависит, условно говоря, от готовности почвы для контактов. Всякое культурное, так же как и идеологическое, влияние социально обусловлено. Эта обусловленность определяется закономерностью предшествующего национального развития литературы, искусства и широтой их распространения в массах. Для того, чтобы какое-либо влияние стало возможно, должна существовать потребность в таком культурном импорте.

     Диалог, взаимопроникновение  есть не только способ взаимодействия культур, но и условие их развития. Закрытые культуры, оставаясь внутренне самодостаточными, как и всякая культура, - культуры обреченные. Культура - прежде всего развитие. Открытость другому культурному миру есть не что иное, как одно из наиважнейших условий развития культуры, по крайней мере во времена выхода человечества из первобытных времен.

     При этом необходимо учитывать, что Россия исторически является многонациональной страной, и проблема взаимоотношений народов страны в рамках единого государства всегда являлась актуальной.

     В ходе преобразований накапливается уникальный опыт этнокультурного развития, в результате чего изменяется социокультурный облик России и идентичность населяющих ее народов.

5.     Актуальной остается задача совершенствования межнациональных отношений, в том числе и в этнокультурной сфере с целью консолидации общества.

     Формирование культурной общности, которая является результатом процесса взаимодействия культур, неверно было бы просто сводить к количественному обмену материальными и духовными ценностями между нациями, это такие качественные изменения в отношениях наций, когда в результате взаимовлияния и взаимообогащения постепенно складываются общие черты во всех сферах материальной и духовной жизни, ослабляются грани, отличающие одну нацию от другой. Это постоянное возникновение и развитие общих черт, свойственных различным нациям, превращение лучших достижений одних народов в достижения других народов.

     Культурная общность народов России - это общность культурных черт, при существующих различиях, свойственных каждой национальной культуре. Сложившиеся общие черты являются результатом исторического развития культур всех народов единой страны. Эти общие культурные черты прослеживаются в языках, в профессиональных культурах, традициях, обычаях отдельных народов.

     Культурная общность народов России, которая сформировалась на протяжении многих веков, имеет глубокие исторические корни и продолжает развиваться на современной основе.

     Само понятие культура применяется для характеристики определенных социально-этнических обществ, а также специфических сфер деятельности. В более узком смысле - сфера духовной жизни людей.

     В процессе исторического развития естественным образом осуществляется взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культур различных народов. В полиэтнических государствах, как правило, на основе культуры основной нации или суммы национальных культур создается общенациональная духовная культура, уровень которой характеризует специфику государства.

      Обладая уникальным этнокультурным и религиозным многообразием, Россия на протяжении многих веков сохраняла межэтнический и межрелигиозный мир, поддерживая баланс интересов различных этнокультурных групп.

     После распада СССР идеологии интернационализма, дружбы народов и концепции «единая общность советский народ» не была предложена реальная альтернатива. В условиях деконструкции сильной государственности, ослабления центральной власти, роста этнического сепаратизма и этнического самосознания народов России принятая в 1996 году Концепция государственной национальной политики Российской Федерации стала результатом определенного компромисса. Тем не менее, этот концептуальный документ сыграл свою историческую роль в переходный постсоветский период.

Информация о работе Этнокультурный облик России: исторический опыт взаимодействия народов