Этнические общности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:56, реферат

Описание работы

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
1 Этнос и его признаки………………………………………………………….3
2 Происхождение этносов……………………………………………………....6
3 Соотношение понятий «этнос» и «нация»…………………………………..7
4 Понятие социальной общности и её разновидности. Характерные черты массовых общностей……………………………….……………………………………….8
5 Социальные группы - основная форма социальных общностей. Виды социальных групп……………………………………………………………………………...9
6 Этнические общности. Основные черты русской нации………………….11
7 Этнос как глобальная общность…………………………………………….13
8 Этнографические группы……………………………………………………18
9 Заключение…………………………………………………………………....23
Список использованных источников…………………………………..….......24

Работа содержит 1 файл

делаем-этнические общности.docx

— 57.41 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

                    Р Е Ф Е Р А Т

по социологии на тему: 

Этнические  общности. 
 
 
 
 

Выполнила: Проверил:

Студентка 2 курса                                                                                           К. ист. н., доцент

М- 092 группы                                                                                                  ___А.И.Куксин

___Ю.А.Козлова

                                                                                                                     
 
 
 

                                                    Егорьевск, 2010  
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ. 

Введение………………………………………………………………………...2

1 Этнос и  его признаки………………………………………………………….3

2 Происхождение  этносов……………………………………………………....6

3 Соотношение  понятий «этнос» и «нация»…………………………………..7

4 Понятие социальной  общности и её разновидности.  Характерные черты массовых общностей……………………………….……………………………………….8

5 Социальные  группы - основная форма социальных  общностей. Виды социальных групп……………………………………………………………………………...9

6 Этнические  общности. Основные черты русской нации………………….11

7 Этнос как  глобальная общность…………………………………………….13

8 Этнографические группы……………………………………………………18

9 Заключение…………………………………………………………………....23 

Список использованных источников…………………………………..….......24 
 

 

     

ВВЕДЕНИЕ

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Люди  взаимодействуют, объединяясь в  различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно  организованный характер. Общество можно  представить как систему взаимодействующих  и взаимосвязанных общностей  и институтов, форм и методов социального  контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей  и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях  и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в  обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно  определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает  социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Из обозначения  объекта и предмета формируется  определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при  разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

  как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

     как наука, изучающая практически все  социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

как изучение явлений взаимодействия людей и  явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия - США);

     как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и  развития и т.д. Разнообразие определений  социологии отражает сложность и  многогранность ее объекта и предмет 
 
 

         1. ЭТНОС И ЕГО ПРИЗНАКИ. 

    Существует  множество определений понятия  «этнос», в которых фиксируются  такие моменты, как общность норм и ценностей, общность языка и  самосознания, укладка жизни, общность происхождения и межпоколенная связь. Этнос подвергаю анализу в качестве субъекта межнациональных отношений, его рассматривают как социопсихологическую ауру, внутри которой складываются межличностные отношения.

    В социологии принято, что «этнос» - это  исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными  особенностями культуры (включая  язык) и психики, а также самосознанием, то есть осознанием своего единства и  отличия от всех других подобных общностей, что выражается в названии этноса (этнониме).

    Целесообразно различать объективные факторы, обусловливающие само зарождение этноса, и признаки, возникающие в процессе формирования этнических общностей. К этнообразующим факторам относятся: единство территории, природные условия, экономическая связь и т.п., но это не этнические категории. К этническим признакам в узком смысле этого слова,  отражающим реальные различия между этническими общностями, относятся особенности в области этнического самосознания и культуры этноса.

    Важнейшим этническим признаком является этническое самосознание. Оно представляет системой, содержащие элементы двух видов – устойчивые образования (отношение к ценностям и идеалам), а также подвижные, социально-психологические моменты (чувства, эмоции, настроение, вкусы, симпатии). Итак, этническое самосознание имеет сложную структуру: в него входят как когнитивные компоненты – представление об образе своего этноса, так и эмоциональные, а также поведенческие. Этническое самосознание включает суждение членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях. В самосознание этноса мы найдем представления об историческом прошлом своего народа, о его территории, языке, культуре, мироздании, и обязательно суждения о других  этносах. Необходимо подчеркнуть, что сопоставления себя с другим народом, а порой противопоставление выступает необходимой социально-психологической основой для осознания этносом своих особенностей. Образ «Мы» и образ «Чужие» формирует осознание принадлежности к этнической группе, а также «Мы - чувства». Это означает, что образ «Мы» эмоционально окрашен и очень изменчив. 

    В современном обществе многие русские  имеют слабое представление о  прошлом своего народа, а набор  идентификаторов становится все  уже (обычно он включает в себя язык, особенности культуры). Отнюдь не каждый русский, например, может воспроизвести  весь текст – от начала до конца, хотя бы одной русской народной песни. Этническое самосознание включает в  себя так же как значимый компонент, определяющий поведение этноса, - интересы. Именно интересы, понимаемые как этнические, регулируют поведение этноса и считаются  «мотором этнического самосознания». В структуре самосознания есть несколько  исторических пластов, в том числе  и архаичный, который не исчезает полностью со временем, а сохраняется  в священных книгах, в коллективной памяти, легендах и мифах.

    В качестве важнейшего структурного элемента этнического самосознания выступает  неповторимость его характера. Характер этноса – это не характер индивидуума, а совокупность специфических психологических  черт, присущих социально-этнической общности. То есть отнюдь не каждый индивидуум наделен  всеми присущими этносу чертами  характера. И все же он должен нести  в себе некоторые основные черты  этноса в том или ином варианте. В пользу реальности характера народа, особенности психики этноса служит тот факт, что часто одни и те же чувства – горе, радость, удивление  и др. переживаются представителями  разных этносов в своей особенной  форме. Всестороннюю, тонкую оценку социально-психологическим особенностям русского народа дали такие выдающиеся философы, как Н.И. Бердяев, С.Л. Франк, В.С. Соловьев и др. К социально-психологическим особенностям русского народа они отнесли такие черты, как терпение и мужество, замечательное упорство, а также тяготение к крайностям, равнодушие к праву и закону, отожествление зла и насилия с государственной властью, стремление к свободе и презрение к либерализму, влечение к исповеданию какой-то ортодоксальной веры.

    В психологии этноса большое место  занимают этнические стереотипы, которые  аккумулируют коллективный опыт. Этнические стереотипы – это приписывание определенных черт народу. Однако стереотипы могут  быть истинными и ложными. Этнические стереотипы, предписывающие, что французам  свойствен юмор, немцам пунктуальность, а японцам - невозмутимость перед  опасностью,  не столь очевидны, и  возникает вопрос – а достоверны ли эти черты? Этнические стереотипы в самосознании отражают действительные и воображаемые черты. Этнические стереотипы, существующие в каждой культуре этноса, содержат, как правило, положительное отношение к «своим» и отрицательное – к «чужим». Каждый из нас может вызвать в своем сознании негативный стереотип внешнего облика какого-либо чужестранца. Психологическая  мотивация такого разграничения – форма самоутверждения, базирующаяся на сознании собственного превосходства. Негативные стереотипы живут долго, существуют и поныне, хотя, конечно, результат взаимодействия народов и культур значительно ослабил их влияние. Каждая этническая общность имеет свои стереотипы поведения. В стереотипном поведении одним и тем же действиям придается различное содержание в этнических культурах или одно и то же содержание выражается в различных действиях. Самое важное, что нужно уяснить из знакомства с проблемой этнических стереотипов, - это то, что их достоверность относительна, они могут воспроизводить объективные особенности этноса, те или иные его реалии, но их нельзя считать характеристикой народа. Другим важнейшим этническим определителем выступает язык, который выполняет роль консолидирующего фактора в сохранении этнической группы.

    Невозможно  подробно рассмотреть все культурные признаки этноса. Для социологии важны  те элементы культуры этноса, которые  становятся осознаваемой опорой в межэтнических  различиях. Иными словами, для этносоциолога первичную значимость  имеют те культурные характеристики, которые используются в качестве маркеров для дифференциации этнических общностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОСА. 

    Оригинальную  концепцию происхождения и развития этносов разработал русский ученый Л.Н. Гумилев, которую он назвал пассионарной  теорией этногенеза. Согласно его позиции, этнос возникает как результат адаптации человека в биоценозе, т.е. совокупности растений и животных, принадлежащих к одной среде обитания – ландшафту. Ландшафт является как бы причиной и условием формирования этноса. Таким образом, здесь этнос возникает как биофизическое явление, как часть природы. Пассионарии, эти «экстремальные особи», - завоеватели территории, создатели культуры, добивающиеся поставленных целей, формируют единство этноса, его ядро. пассионарный инстинкт или инстинкт деятельности, способствует объединению этноса, его развитию во всех областях. Таким образом Л. Гумилев считает, что этносы живут и умирают не столько как социальные, сколько как биофизические общности.

    Другой  взгляд на происхождения этноса высказывает  Ван ден Берг. Он полагает, что этнические группы произошли на основе генетического родства прошлом. Естественный отбор способствует сплочению организмов, ибо поддерживая себе подобных, тем самым содействует выживаемости. Этот исследователь объясняет этничность как «расширенную форму родственного отбора и связи». Ван ден Берг говорит о необыкновенной глубине этнических корней и утверждает, что по силе с ними не могут сравниться ни классовая, ни религиозная принадлежность.

Э. Смит, объясняет  происхождение этносов на основе «коллективного бессознательного», тех  архетипов (мифов, символов, воспоминаний, стереотипов), которые складывались в течение тысячелетней истории  каждого народа и повлияли на образование  различных этносов. У каждой этнической группы за всю ее историю накапливаются  мифы, воспоминания, стереотипы, связанные  с восприятием образов других народов. Корни враждебного отношения  к чужим народам, по мнению Э. Смита, находятся на уровне этого «коллективного бессознательного».

    Несмотря  на различия и оттенки представленных точек зрения на проблему происхождения  этносов, все они имеют общее. Он состоит в признании объективности  процессов рождения, формирования этнических образований.

    Этничность  – это продукт человеческого  сознания, и она имеет иррациональную природу. 
 
 

    3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЭТНОС»  И «НАЦИЯ». 

    Чаще  всего в обыденной речи понятия  «этнос» и «нация» употребляют  как синонимы, как равнозначные понятия. Так говорят о польском народе и  о нем же говорят как о  нации, немецкий народ – это этнос, народ, он же является и нацией. Возникает  естественный вопрос: можно ли между  ними поставить равенство?

Если говорить о политической практике, то слово  «нация» и производное от него «национальность» употребляется в  смысле «народ» и все население  страны. И сегодня «нацией» называют граждан государства. Четкости в  использовании данного понятия  не было и в ХХ веке, в том числе  и в отечественной науке. Дискуссии  вокруг употребления понятий «этнос»  и «нация» возникают с периодическим  постоянством. Последние десятилетие  ХХ века показательно по накалу страстей  вокруг этой проблемы.

Другая точка  зрения, которой придерживаются исследователи, заключается в различии этих социально-исторических организмов, какими являются этнос  и нация.

Информация о работе Этнические общности