Этнические конфликты в Закавказье: Карабахский, грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:10, реферат

Описание работы

Объектом анализа моей работы являются этнические общности Закавказья.
Предмет моего исследования - этнические конфликты в Закавказье, а именно Карабахский, грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты.
Целью моего исследования является анализ этнических конфликтов Закавказья, выявление их причин, этнических процессов, а также факторов межэтнических отношений.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………….…..3
2. Нагорный Карабах.
2.1.Предыстория Карабахского конфликта. ……………………4
2.2. Нагорный Карабах: анализ конфликта. ………………….....5
3. Грузино-абхазский конфликт.
3.1. Предыстория грузино-абхазского конфликта………………8
3.2. Анализ грузино-абхазского конфликта………………….…. 9
4. Грузино-осетинский конфликт.
4.1. Грузино-осетинский конфликт, его предыстория………....12
4.2.Анализ грузино-осетинского конфликта…………………....13
5.Заключение…………………………………………………………….16
6.Библиографический список…………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

курсовая2.docx

— 41.51 Кб (Скачать)

     Как и любой другой, грузино-абхазский  конфликт содержит в себе определенные факторы. Псевдоисторический фактор видится автору как первоначальная история абхазской территории. Грузия пытается доказать, что «Абхазия – это Грузия». Во-первых, якобы у них единое религиозное пространство. Но грузинская православная церковь и абхазская православная церковь существовали отдельно. Причем первая образовалась после того, как абхазская церковь прекратила свое существование. Второй миф – грузины жили на территории Абхазии всегда. Тоже неверный тезис, потому что общая численность грузин на этих местах составляет не больше 1/20 части всего населения. И третий псевдофактор – это единое культурное пространство. Доказательств неверности этого предположения множество, например то, что у грузин нет ни одной легенды об абхазских местах, а, как известно, фольклор составляет неотъемлемую часть культуры.

     Немаловажное  значение имеет и политический фактор. Как говорилось ранее, грузино-абхазский  конфликт  это, прежде всего, этнополитический конфликт. Взаимоотношения грузин и  абхазов были осложнены политиками, имеющих националистскую направленность. Прежде всего, это Звиад Гамсахурдиа, провозгласивший тезис своей  компании в виде формулы: «Грузия только для грузин». Его приход к власти привел к этнополитической дестабилизации в закавказском регионе.

     Демографическая ситуация в Абхазии в годы конфликта  имела тенденцию на сокращение. Особенно ярко это прослеживалось в середине 20 века, когда грузинские власти заселяли на территорию Абхазии выходцев из западной Грузии. Это представители  мингрелов, гурийцев, сванов. Также  сокращение абхазцев происходило по причине увеличения численности  общих этнических групп данного  региона: русских, греков и т.д. Итогом послужило то, что к концу 20 века численность абхазцев на территории Абхазии составляла всего лишь 17%.

     Конфессиональный  фактор в данном конфликте выглядит иначе, чем в Карабахском. Это проявляется в том, что в грузино-абхазском конфликте религиозный вопрос провозглашался в националистических лозунгах. Официальная пропаганда изображала христианскую Грузию в сравнении с мусульманской религией Абхазии, которая содержала в себе угрозу. Однако только 30% абхазцев относит себя к исламской религии, а 50% составляют православные.8

     14 мая 1994 г. было подписано соглашение  об отправке в зону конфликта  сил СНГ, которые в соответствии  с Указом Президента РФ "Об  участии Российской Федерации  в операция по поддержанию  мира в зоне грузино-абхазского  конфликта" были размещены  в "зоне безопасности" на 12 - километровой территории по обе  стороны реки Ингури. Фактически  миротворческие силы СНГ, как и в других подобных операциях, состоят в основном из российских военнослужащих.9 Но Россия может оказывать содействие в поддержании мира только в случае согласия обеих сторон. Иначе российские миротворцы станут мишенью.

     Окончательный статус Абхазии является противоречивым, она продолжает настаивать на своей  независимости от Грузии. Решение  грузино-абхазского конфликта представляется в целенаправленных переговорах. Надо учитывать непрекращающуюся ситуацию, действующую на территории Абхазии и готовность Абхазии отразить действия Грузии. Нельзя допустить перерождения этих незначительных очагов конфликта в новый военный конфликт. 

     4.1. Грузино-осетинский  конфликт, его предыстория.

     Грузино-осетинский конфликт возник по причине активации национальных движений на территории Южной Осетии и стремления малых народов к образованию независимого государства. Столкновение интересов центрального руководства Грузии и Республики Южной Осетии началось с конца 80-х годов 20 века. Но по факту конфликт начался раньше. Южная Осетия на протяжении долгого времени формировала идею выхода из Грузинской Советской Социалистической Республики и объединения с Северной Осетией. В ответ на открытое требование выхода Звиад Гамсахурдиа в 1990 году отменил автономию Южной Осетии. Она осталась недовольна и начала предпринимать действия по объединению с Северной Осетией, вследствие чего грузинские войска на территорию Южной Осетии. Это, в свою очередь, привело к боевым действиям, трижды перераставших в кровопролитные столкновения, в результате которых было убито около 2 тыс. человек. Помимо этого, практически полностью разрушена промышленность. 13 августа в Южной Осетии, Грузии и России объявлен траур по погибшим в ходе конфликта. 

     4.2.Анализ  грузино-осетинского  конфликта.

     Субъектами  этого конфликта являются грузины и осетины, а в качестве среды, на которой данные субъекты взаимодействуют, выступает территория Южной Осетии.

     Говоря  о процессах, однозначно можно сказать, что грузинское государство проводило  ассимиляторскую политику: осетинские географические названия менялись на грузинские, осетин заставляли менять свою национальность, осетинская письменность была переведена на грузинский алфавит, в школах было преподавание на грузинском языке. Помимо этого, тоталитарным режимом была проведена политика парциации: единую нацию разделили на две – северные осетины и южные осетины. Этот факт фиксировался в паспортах и завершил свое действие лишь в 50-х годах 20 века.

     Также происходила национально-политическая консолидация региональных сил в  Южно-Осетинской АО. Этому способствовало движение «Адамон Хынас», чья программа  рассматривала повышение статуса  Южной Осетии до уровня автономной республики в составе Грузинской ССР.

     В грузино-осетинском конфликте выделяют несколько факторов. Первоначально  рассмотрим псевдоисторический фактор. Как известно, сколько людей, столько  существует и мнений. Этот принцип  соответствует данному фактору. В этом конфликте есть несколько  точек зрения, и выделить верную – задача не из простых. Взгляд Грузии: Мамука Курашвили, командующий грузинскими  миротворцами, назвал действия грузинских войск на территории Южной Осетией  «операцией по наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка». Версия Южной Осетии: осетины защищали свои исконно-осетинские земли, а грузины ущемляли их права и явились виновниками в геноциде. Версия России: российские войска были введены в зону конфликта из-за агрессии Грузии против неподконтрольных ей территорий Южной Осетии. Существует также версия Абхазии, которая говорила о возможном нападении грузин на территорию Абхазии после полного завоевания Южной Осетии.

     Политическая  ситуация того времени такова: начался массовый выход из состава коммунистической партии должностных лиц и административных служащих, пополнявших ряды членов организаций и движений националистического толка. Нередки были случаи, когда партийные работники высокого ранга возглавляли провокационные действия, приводившие к эскалации этнополитической ситуации. Примером служит организованный З. Гамсахурдиа и первым секретарем ЦК Компартии Грузии Г. Гумбаридзе гражданский марш в г. Цхинвал в ноябре 1989 г. для «защиты грузинского населения» от попыток Верховного Совета Южно-Осетинской автономной области изменить свой статус. В результате стычки грузинских демонстрантов с осетинами появились первые жертвы, что и положило началу грузино-осетинской конфронтации.10

     Важным  шагом к дестабилизации атмосферы  было решение Областного Совета Юго-Осетинской АО о повышении своего статуса, принятое при фактической поддержке руководства страны.11

     Что касается этнодемографической ситуации в Южной Осетии, то она складывалась благоприятно. Доля осетин непрерывно росла и составляла к началу 20 века в среднем 63%. К концу 20 века на территории Южной Осетии проживало  около 100 тыс. человек, из которых 66% это  осетины, а 22% грузины. Анклавный характер проживания этих двух общин повлиял на этнополитическую ситуацию в данном регионе.

     Социально-экономическое  развитие Южной Осетии всегда было медленнее и ниже, чем в Грузии. Уровень жизни жителей первого в 2-2,5 раза ниже, чем по Грузинской ССР.

     Конфессиональный  фактор в грузино-осетинском  конфликте  отсутствовал, так как и осетины, и грузины исповедуют христианство православного толка.

     Вооруженные действия были прекращены в 1992 году, и  за соблюдением договора следят Смешанные  силы по поддержанию мира, состоящие  из российских, грузинских и южноосетинских воинских подразделений. Но об окончательном  разрешении конфликта говорить рано даже сейчас. Периодически вспыхивают очаги конфликтов, иными словами данная ситуация, как и грузино-абхазская, находится в зоне конфликта. Грузино-осетинский конфликт – большая мировая трагедия, навсегда оставшаяся в памяти людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5.Заключение.

     Проанализировав три этнических конфликта на территория Закавказья, можно сделать вывод, что межэтнические отношения имеют неблагоприятный оттенок. Они заняли место в жизни социальной и политической общества, и воспринимаются уже как нечто стандартное.

     Все конфликты имеют под собой  историческую основу, подкрепляясь разными  причинами – конфессиональными, демографическими и этнодемографическими, территориальными, социально-экономическими и др. И при решении проблемы конфликтов нужно рассматривать  весь комплекс болезненных точек  и причин.

     Мировое сообщество должно найти альтернативные пути, в противном случае, говоря о Закавказье, вследствие межнациональных или межгосударственных конфликтов, оно распадется на множество этнических образований, что не есть хорошо для мира.

     Эскалация межэтнических конфликтов возможна. Но для этого в обществе должно быть соответствующее настроение, направленное на его разрешение.

     Нельзя  не упомянуть роль России в урегулировании межэтнических конфликтов. Она являлась посредником в решении конфликтов между Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией, Арменией и  Азербайджаном. Она внесла свой вклад  в вопрос, касающийся не только Закавказья, но и всего мира.

     И напоследок хочется сказать, что  важным фактором решения межэтнических  конфликтов является единство этносов, единство национальной политики и тесные связи между политическими партиями, общественными организациями и социальными институтами.  

     Библиографический список.

  1. Барбарян К. Б. Источники возникновения этнополитических конфликтов в Закавказье // Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 62. М.: Изд-во МосГУ, 2006.
  2. Мелик-Шахназаров А. Нагорный карабах: факты против лжи. Информационно-идеологические авпекты нагорно-карабахского конфликта. М.: Изд-во Волшебный фонарь, 2009.
  3. Лурье, С. В. Историческая этнология. Взаимодействие этноса и его диаспоры /  М.: Аспект Пресс, 1997.
  4. Агаджанян М. Этнополитическая идентификация и причины Нагорно-Карабахского конфликта.//«21-й ВЕК», № 1 (7), 2008.
  5. Ямсков А.Н. Межнациональные конфликты Закавказье: предпосылки возникновения и тенденции развития // Полис. 1991. № 2. С. 80.
  6. Южная Осетия: кровь и пепел // Сборник АНТИ. Владикавказ: Ир, 1991. С. 26.
  7. Блиев М.М. Осетия, Кавказ: история и современность. Владикавказ: СОГУ, 1999. С. 250.
  8. Панарин А.В. Абхазия: религиозная ситуация в непризнанном государстве. Вестник Евразии. № 1–2.
  9. Малышева Д. Феномен этносепаратизма на Кавказе и мировой опыт // Центральная Азия и Кавказ. М., 1999, № 3 (4).
  10. www.abkhaziya.org

Информация о работе Этнические конфликты в Закавказье: Карабахский, грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты