Этапы жизни и творчества П.А.Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее изучение этапов жизни и творчества Питирима Александровича Сорокина и их значение для развития социологии.
Основными задачами данной работы являются:
Изучить этапы жизни П.А. Сорокина;
Изучить этапы его творческой деятельности;
Определить значение и вклад П.А.Сорокина в развитие, как мировой, так и отечественной социологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Детство П.А.Сорокина…..…………………….................................................5
Студенческая жизнь и начало творческой деятельности..………................7
3. Предреволюционные годы…………………………………………………..10
4. Жизнь и творчество Питирима Александровича во время Февральской революции и после неё……………………………………………………….....11
5. Депортация……………………………………………………………………14
6. Американский период жизни и творчества П.А.Сорокина………………..16
7. Период позднего творчества............................................................................19
8. Последние годы жизни Питирима Александровича………………………..20



Заключение……………………………………………………………….….......21


Список использованной литературы…………………………….…………..…23

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 47.66 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию 

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования 

«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

 

Факультет управления

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по социологии

 

Этапы жизни  и творчества П. А. Сорокина

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса,

22 группы  заочного отделения

                                                                            Козыч Антонина Васильевна

 

Проверил:

Мокшин Василий  Кириллович

профессор кафедры  политологии и социологии,

доктор политических наук

 

 

 

 

                                                        

 

                                                       Архангельск

2010

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

 

  1. Детство П.А.Сорокина…..…………………….................................................5
  2. Студенческая жизнь и начало творческой деятельности..………................7

3.  Предреволюционные годы…………………………………………………..10

4. Жизнь  и творчество Питирима Александровича во время Февральской революции и после неё……………………………………………………….....11

5.  Депортация……………………………………………………………………14

6. Американский период жизни и творчества П.А.Сорокина………………..16

7. Период позднего творчества............................................................................19

8. Последние годы жизни Питирима  Александровича………………………..20

 

 

 

Заключение……………………………………………………………….….......21

             

 

Список использованной литературы…………………………….…………..…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

      Значимость фигуры Сорокина, как это ни парадоксально, все ещё не оценена в полной мере ни в американской, ни тем более в отечественной социологии. Американцы, безусловно, относят его к числу отцов-основателей американской социологии, хотя и оставляют за ним лишь роль «заокеанского наставника», «страстного русского оратора». Его имя и сейчас упоминается с искренним пиететом, однако мало кто из современных зарубежных социологов вспоминает о нем как о фигуре, о которой стоит говорить всерьез. На исторической же родине имя ученого долгое время попросту запрещалось произносить вслух. И все же никто не станет отрицать то огромное  воздействие, которое оказал П.А.Сорокин на развитие современной мысли и не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами.

      В данной работе уделяется внимания не только самой личности Питирима Александровича Сорокина и фактам его биографии, поскольку они сами по себе могут служить темой для отдельного исследования, но и его творческой деятельности.

       Целью данной работы является  всестороннее изучение этапов жизни и творчества Питирима Александровича Сорокина и их значение для развития социологии.      

       Основными задачами данной работы являются:

  1. Изучить этапы жизни П.А. Сорокина;
  2. Изучить этапы его творческой деятельности;
  3. Определить значение и вклад П.А.Сорокина в развитие, как мировой, так и отечественной социологии.

 

 

 

 

4

1. Детство П.А.Сорокина.

   Родился  Питирим Александрович Сорокин  21 января 1889 года в селе Турья,  Яренского  уезда, Вологодской  губернии. Питиримом его окрестили  в честь епископа Питирима, одного  из местных святых, чей праздник  по церковному календарю приходится  на январь.

  Отец  – Александр Прокопьевич Сорокин  был ремесленником и занимался  церковно-реставрационными работами. Сам он был устюжанином, где,  собственно, и обучался чеканному ремеслу в одной из великоустюжских гильдий, но в поисках заработка переселился на землю Коми. Мать – Пелагея Васильевна – зырянка крестьянского рода, умерла приблизительно через пять лет после рождения Питирима, который был средним мальчиком в семье. Вместе со старшим братом Василием он обучался у отца ремеслу. Сызмальства работая с отцом в храмах, братья вели бродячий образ жизни. По свидетельству Сорокина, отец много пил, а приступы запоя у него часто заканчивались белой горячкой. В конце концов в 1899 году братья ушли от отца и продолжили путь бродячих мастеровых, но уже самостоятельно и , судя по всему, весьма успешно.

    Азы грамотности Сорокин получил в «зырянском» детстве, когда вместе с крестьянской детворой обучался чтению, письму и счету на дому у одной из жительниц деревни, где проживала его тетка, забравшая к себе братьев после смерти их матери. В 1902 году Сорокин порывает с бродяжничеством и поступает в Гамскую двуклассную школу, готовящую сельские и деревенские учительские кадры. В 1904 году, закончив школу с отличием, Сорокин по рекомендации поступает в Хреновскую церковно-учительскую школу, что находилась в Костромской губернии. Очевидно, именно в это время им был сделан окончательный жизненный выбор в пользу учения.

    Однако  учеба в статусно более высокой  трехклассной школе привела Сорокина  на стезю революции. Позже, вспоминая об этом времени, он напишет: «Кроме учителей и студентов здесь я познакомился с кучей народа:

5

крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели, юристы, предприниматели, лидеры местных  кооперативов и представители различных  политических течений – эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с  этими людьми я узнал много  новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. Новое окружение, новые знакомства, но главным образом мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор. Мои новые идеи были вдобавок сдобрены русско-японской войной и бурлящим штормом, вылившимся в революцию 1905 года. Совокупный эффект всех этих сил оказался столь могущественным, что в течении двух лет пребывания в школе большинство моих предыдущих религиозных, философских, политических, экономических и социальных убеждений были подвергнуты пересмотру. Моя религиозность сменилась полурелигиозным отказом от теологии и ритуалов русской православной церкви. Принудительные посещения церкви, навязываемые школой, лишь стимулировали этот протест. Все мое предшествующее мировоззрение и ценности были заменены на «научно-эволюционную теорию» и «естественнонаучную философию». Былая лояльность к царскому режиму и «капиталистической» экономике сменилась республиканскими, демократическими и социалистическими взглядами, а политическая индифферентность открыла путь к революционному рвению. Я стал энтузиастом-праповедником антицарской революции и лидером социалистов-революционеров в школе и прилежащих регионах.

    Уже  на рождество 1906 года Сорокин  был впервые арестован за свою  нелегальную деятельность и помещен  в тюрьму в городе Кинешме.

    Судя по его описаниям, тюремный быт оказался не столь «ужасающим и болезненным», даже более того, располагающим к интенсивным

 

6

интеллектуальным  занятиям. Общение заключенных с  внешним миром было вполне доступным, а времени тщательного знакомства с трудами классиков революционной (П.Лавров, Н.Михайловский, В.Чернов, К.Маркс, В.Ленин, Г.Плеханов и др.) и социально-философской  мысли (Л.Толстой, Ч.Дарвин, Г.Спенсер, О.Конт и др.) было предостаточно.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

  1. Студенческая жизнь и начало творческой деятельности.

   Пройдя  тюремные «университеты», освобожденный  в 1907 году Сорокин некоторое  время продолжал свою революционную  активность, но, видимо, в какой-то  момент осознав, что политика  препятствует дальнейшему образованию,  Сорокин отправляется в Санкт-Петербург.

  В Санкт-Петербурге  ему достаточно быстро удается  найти работу репетитора. Значительно  расширяется круг его знакомств.  Сдав экзамены в гимназии экстерном  (в Великом Устюге), Сорокин в  1909 году поступает в столичный  психоневрологический институт. Незадолго  до этого в нем по приглашению  В.М.Бехтерева открыли кафедру  социологии для всемирно известных  тогда ученых – Е.В.Де-Роберти  и М.М.Ковалевский. Оба оказали  громадное влияние на формирование  творческой индивидуальности ученого. С ними он поддерживал тесные отношения, а какое-то время даже являлся личным секретарем Ковалевского. Через год Сорокин переводится на юридический факультет университета, где обучается при непосредственном участии выдающегося русского правоведа начала века Л.И.Петражицкого. (Многими годами позже, уже будучи американским профессором, Сорокин сделает очень много для популяризации идей Петражицкого в англоязычной аудитории.)

   В бытность студентом университета Сорокин начинает активную публикаторскую деятельность, которая нарастающими темпами будет продолжаться в течение всей его долгой жизни. В этот период Сорокин публикует ряд заметок и эссе, не говоря уж о многочисленных рецензиях, рефератах и обзорах современной зарубежной философской и социологической литературы, занимается популяризаторством социологических идей и теорий для массового читателя. Он успешно сотрудничает с журналами «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», «Вестник знания», «Запросы жизни», «Заветы».

 

8

   Его статьи появляются и на страницах новаторского по тем временам издания «Новые идеи в социологии», публикует в Риге ряд «пятикопеечных» брошюр по социологии. Главным достижением этого периода творчества Сорокина становится его монографическая работа, над которой он работает зимой 1912/13 года, «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914), представляющая собой обстоятельный разбор современных криминологических теорий и вполне удачную для двадцатичетырехлетнего ученого попытку построения на основе богатого эмпирического материала собственной интегральной концепции общественного поведения и морали. Труд был отмечен положительными рецензиями маститых ученых, а сам М.М.Ковалевский в предисловии к книге написал: «… в этой будущей русской социологической библиотеке не один том будет принадлежать перу автора «Преступление и кар, подвигов и наград». К сожалению, пророчеству Ковалевского довелось осуществиться лишь на самую малую толику, но тогда, в предвоенные и предреволюционные годы, кроме «незримой» тени жандармов, ничто не предвещало великой трагедии.

   Несмотря  на многочасовые занятия научной  деятельностью, неутомимый студент  Сорокин не отходит и от  политики. В 1911 году ему чудом удалось избежать очередного ареста после студенческих беспорядков, вызванных смертью Л.Н.Толстого. Некоторое время он скрывался за границей. Но вот в следующий раз чуда не свершилось, и Сорокин вновь оказался за решеткой.

   Но  все же по просьбе Ковалевского 24 февраля Сорокин был освобожден  «из-под стражи».

   Через год Сорокин, закончив университет, был оставлен при кафедре уголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию. В 1915 году он сдал магистерские экзамены, в январе 1917 года получил звание приват-доцента Петроградского университета. Революция, правда, помешала защите магистерской диссертации. В годы первой мировой войны Сорокин много работал, продолжал активно публиковаться, читал

9

многочисленные лекционные курсы по самым разным отраслям обществознания. Сохранялись, по счастью, целая кипа разрозненных листков с конспектами его лекций и семинарских занятий, со списками рекомендуемой литературы. Судя по всему, лектором он был предельно обстоятельным, хотя, возможно, в силу удивительной склонности к перманентным повторениям, довольно занудным.2

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

  1. Предреволюционные годы.

  В предреволюционные годы Сорокин был активен на поприще популяризаторства. С особым упорством он стремился донести до читателя мысли Э.Дюркгейма, идеи которого, можно сказать, проходят рефрентом через основную массу его работ. Воистину Дюркгейма, наряду с Петражицким, Ковалевским и Де-Роберти, мы вправе считать одним из главных «духовников» Сорокина.  Он был близок ему по образу мышления , и по методу анализа социальных явлений, по яркости и самобытности выдвигаемых идей. Дюркгеймовской теории религии он посвятил две статьи, опубликованные в 1914 году. По всей вероятности, по протекции М.М.Ковалевского, хорошо знакомого с именитым французским маэстро, Сорокин вступает с ним в переписку. Трудно сказать, на сколько она была активной, особенно в период первой мировой войны. Случайно сохранилось лишь письмо Дюркгейма к Сорокину, в котором он благодарит начинающего ученого «за труд который Вы (П.А.Сорокин) взяли на себя, чтобы изучить и осветить мои идеи Вашим соотечественникам» и сожалеет, «что полное не знание русского языка препятствует моему ознакомлению с Вашими работам, по крайней мере в настоящий момент».

Информация о работе Этапы жизни и творчества П.А.Сорокина