Эмиль Дюркгейм о самоубийстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:29, реферат

Описание работы

Самоубийство, оно же суицид, оно же "худший из грехов" (Блаженный Августин), оно же "аристократ среди смертей" (Дэниел Стерн), оно же "добровольный уход" (новейший термин), существует с тех самых пор, когда появился homo sapiens. Собственно, Сартр утверждал, что главное отличие человека от животного именно в том и состоит: человек может себя убить, а прочие твари не могут. Когда прачеловек додумался до самоубийства, он стал полноправным человеком.

Работа содержит 1 файл

Реферат по социалогии.docx

— 92.39 Кб (Скачать)

    Дюркгейм  установил и второй тип самоубийства, состоящий в свою очередь из трех разновидностей:

    - обязательное альтруистическое самоубийство (суицид является долгом),

    -факультативное альтруистическое самоубийство (самоубийство является премией)

    - и чисто альтруистическое самоубийство (радость принесения себя в жертву, самоубийство считается похвальным).

    2.3 Аномичное самоубийство

 

    Известно, что экономические кризисы обладают способностью усиливать наклонность  к самоубийству. В 1873 г. в Вене разразился такой кризис, достигший своего апогея в 1874 г., и в то же самое время можно было констатировать увеличение числа суицидов.

    Промышленный  и финансовый кризисы имеют усиливающее  влияние на число самоубийств  не потому, что они несут с собой  бедность и разорение, - ведь кризисы расцвета дают те же результаты. А потому, что они - кризисы, т.е. потрясения коллективного строя. Всякое нарушение равновесия даже при условии, что следствием его будет увеличение благосостояния и общий подъем жизненных сил, толкает человека к добровольной смерти.

    Каждый  раз, когда социальное тело терпит крупные  изменения, вызванные внезапным  скачком роста или неожиданной  катастрофой, люди начинают убивать  себя с большей легкостью.

    И действительно, в момент экономических  бедствий мы можем наблюдать, как  разразившийся кризис влечет за собой  известное смешение классов, в силу которого целый ряд людей оказывается  отброшенным в разряд низших социальных категорий. Многие принуждены урезать свои требования, сократить свои привычки и вообще приучиться себя сдерживать. Само собой разумеется, что общество не в состоянии единым махом приучить этих людей к новой жизни, к добавочному самоограничению. В результате все они не могут примириться со своим ухудшившимся положением; и даже одна перспектива ухудшения становится для них невыносимой; страдания, заставляющие их насильственно прервать изменившуюся жизнь, наступают раньше, чем они успели изведать эту жизнь на опыте.

    Но  то же самое происходит в том случае, если социальный кризис имеет своим  следствием внезапное увеличение общего благосостояния и богатства. Здесь опять-таки меняются условия жизни, и та шкала, которою определялись потребности людей, оказывается устаревшей. Она передвигается вместе с возрастанием общественного богатства, поскольку она определяет долю каждой категории производителей. Прежняя иерархия нарушена, а новая не может сразу установиться. Для того чтобы люди и вещи заняли в общественном сознании подобающее им место, нужен большой промежуток времени. Пока социальные силы, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия. Тот социальный класс, который особенно много выиграл от кризиса, не расположен больше мириться со своим прежним уровнем жизни, а его новое, исключительно благоприятное положение неизбежно вызывает целый ряд завистливых желаний в окружающей его среде.

    Бедность  предохраняет от самоубийства, потому что сама по себе она служит уздой. Что бы ни делал человек, но его желания до известной степени должны сообразоваться с его средствами; наличное материальное положение всегда служит в некотором роде исходным пунктом для определения того, что желательно было бы иметь. Следовательно, чем меньшим обладает человек, тем меньше у него соблазна безгранично расширять круг своих потребностей. Бессилие приучает людей к умеренности, и, кроме того, в той среде, где все обладают только средним достатком, ни у кого не является достаточного повода завидовать. Напротив, богатство дает нам иллюзию, будто мы зависим только от самих себя.

    2.4 Индивидуальные формы различных типов самоубийств

 

    Существуют  и такие самоубийцы, которые не могут пожаловаться ни на людей, ни на обстоятельства, а сами по себе устают в бесконечной погоне за недостижимой целью, в которой желания их не только не удовлетворяются, но возбуждаются еще сильнее; тогда они возмущаются жизнью и обвиняют ее в том, что она обманула их.

    Психологическая формула самоубийцы не так проста, как об этом обыкновенно думают многие люди. На самом деле существуют самые различные типы самоубийц, и эти различия ощущаются особенно сильно в том способе, которым совершается самоубийство. Можно таким путем распределить самоубийства и самоубийц на определенное количество видов; они должны совпадать в их существенных чертах с типами, установленными нами выше, согласно природе тех социальных причин, от которых они зависят; они являются как бы продолжением этих социальных фактов во внутреннем мире индивида.

    Существует  два фактора самоубийства, обладающих по отношению друг к другу особым сходством, - это эгоизм и аномия. В самом деле, нам известно, что обыкновенно они представляют собой только две различные стороны одного и того же социального состояния, поэтому нет ничего удивительного, что они могут встретиться у одного и того же индивида. Таким образом, возникает тип смешанных самоубийств, где подавленность чередуется с возбуждением, мечта с действительностью, порывы желаний с меланхолическими размышлениями.

    Аномия  может точно так же сочетаться и с альтруизмом. Один и тот же кризис может потрясти существование индивида, нарушить равновесие между ним и его средой и в то же самое время обратить его альтруистические наклонности в состояние, возбуждающее в нем мысль о самоубийстве. Это тот случай, который называется самоубийством одержимых. Две различные причины действуют здесь в одном и том же направлении. Результатом их являются самоубийства, в которых непоколебимая твердость альтруистического самоубийства соединяется с безумным отчаянием, являющимся продуктом аномии.

    Наконец, эгоизм и альтруизм, две полные противоположности, могут скрещиваться в своем воздействии  на человека. В известное время, когда распавшееся общество не может уже более концентрировать индивидуальную деятельность, бывают тем не менее индивиды или группы индивидов, которые, испытывая на себе это общее состояние эгоизма, стремятся к чему-то другому. Прекрасно чувствуя, что нельзя уйти от самого себя, переходя от одних эгоистических удовольствий к другим и сознавая, что быстротекущие радости, даже непрестанно обновляемые, никогда не могут усмирить их беспокойства, они ищут более длительного объекта для своей привязанности, который мог бы дать им смысл в жизни, но так как они не дорожат ничем реальным, то получить некоторое удовлетворение они могут только тогда, когда создадут для себя идеальный объект. Весь смысл жизни вкладывают они в свой идеал, и ничто иное не имеет для них цены. Они живут, таким образом, двойной, полной противоречий жизнью: являются индивидуалистами по отношению ко всему, что касается реального мира, и безграничными альтруистами по отношению к вышеупомянутому идеальному объекту. А мы знаем, что оба этих состояния неизбежно ведут человека к самоубийству.

 

 

     Заключение

 

    Загадка смерти всегда будет волновать человечество. Одна смерть - это смерть, а тысячи смертей это статистика. Конечно, добровольный уход из жизни человека его неповторимая личная трагедия.

    В данной работе для меня было важно  отметить, большое влияние общества на количество добровольных смертей. Но в заключение хотелось бы отметить несколько положений, которые я попыталась рассмотреть через работы Дюркгейма и определить, что из них является действительно истинным, а что ложным.

    1) Является ли самоубийство следствием сумасшествия? МИФ

    Самоубийство  не является следствием ни сумасшествия, ни мономании, ни неврастении. Эти факторы могут влиять на самоубийство, но только частично, в совокупности с социальными.

    2) Является ли самоубийство наследственным? МИФ

    Самоубийство  не является наследственным фактором. На примере с девушкой у которой умер отец (не являющийся её кровным отцом) Дюркгейм хорошо показал, что следствием таких самоубийств является скорее заражение обстановкой и социальными условиями.

    3) Является ли самоубийство следствием космического фактора, в частности жары? МИФ

    Не  смотря на то, что самоубийства чаще совершаются днём, а не ночью. Это не доказывает влияние жары, скорее, это показывает то, что социальные условия достигают своего пика днём.

    4) Подражание оказывает огромное влияние на процент самоубийств. МИФ

      Влияние это должно изучаться на почве географического распределения самоубийств. Никаких видимых следов подражания на географическом распределении самоубийств не оказывается. Подражание не представляет собою первичного фактора, оно лишь усиливает влияние других факторов.

    5) Главным образом на самоубийство влияют социальные причины. Правда

    Прямая  зависимость между процентом  самоубийств и степенью интеграции социальных групп, каковы бы они ни были. С ослаблением связей между индивидом и обществом возрастает число самоубийств.

    Религия, семья, кризисы политического и  национального характера обладают коэффициентом защиты от самоубийств, потому что вызывают стремление к  сплочённости.

    Мы  знаем теперь, что причина самоубийств  лежит вовсе не в затруднениях жизни. Если люди убивают себя теперь чаще, чем раньше, то не потому, что нам приходится выполнять более тяжелые усилия для поддержания своего существования, и не потому, что наши законные потребности меньше удовлетворяются. А потому, что мы не знаем теперь ни того, где останавливаются наши законные потребности, ни того, какую цель имеет наша деятельность. Тяжелое состояние, которое мы переживаем, вызывается не тем, что усилились в числе или в интенсивности объективные причины страданий; оно свидетельствует не о большей экономической нужде, а о тревожной нужде моральной.

    Таким образом, поднимаемые вопросы в труде Дюркгейма о самоубийстве совпадают с самыми важными практическими проблемами современности. Ненормальный рост самоубийств и общее тяжелое состояние современных обществ имеют общие причины. Это небывалое огромное число самоубийств доказывает, что цивилизованные общества находятся в состоянии глубокого преобразования, и свидетельствует о серьезности.

 

     Список литературы

 
    
  1. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост.п.В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 576 с.
  2. Сладков Л.С. Плюс минус жизнь. М.: Молодая гвардия, 1990г.,269с.
  3. Красненкова И.П. Философский анализ суицида. // "Идея смерти в российском менталитете". - СПб: Изд-во "Русский гуманитарный христианский институт", 1999г.
  4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред.В.А. Базарова. - М.: Мысль, 1994. - 399 с.

Информация о работе Эмиль Дюркгейм о самоубийстве