Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой информации в целом.
Методы исследования: работа со СМИ
Задача курсовой работы : написание теоретической части, изучение методов исследования СМК, практическая часть – исследовательская.
Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
Первая глава курсовой работы - теоретическая. Содержит следующие пункты:
1.1. Понятие массовой коммуникации;
1.2. Методы исследования массовой коммуникации;
1.3. Массовые аудитории;
1.4. Эффекты средств массовых коммуникаций.
Вторая глава курсовой работы исследование последствий воздействия эффектов массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях.
Для написания данной работы были использованы следующие источники:
Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997, Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2007, Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2007., Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001., Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000., Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.:АСТ, 2007г.

Содержание

Введение
Глава I. Массовая коммуникация. Понятие массовой коммуникации
Методы исследования массовой коммуникации
Массовые аудитории
Эффекты массовых коммуникаций
ГлаваII. Исследование последствий воздействия эффектов массовой коммуникации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Социология массовых коммуникаций.docx

— 41.95 Кб (Скачать)

Широкий диапазон смысловой информации и возможности  передачи оценочной информации делают СМИ весьма привлекательными для  массовой аудитории и повышают ее мотивированность.

Получатель  информации вольно или невольно «ожидает»  от СМИ оценочную информацию, поскольку  они как социальные институты  имеют статус официального источника  информации, к которому массовая аудитория  питает доверие. Истинность смысловой  информации трудно проверить, и поэтому  аудитория столь чутко прислушивается к оценочной информации, которая  отражает доминирующие тенденции в  обществе. Именно оценочная информация в значительной степени способствует формированию общественного мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________

Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.:АСТ, 2007г.

    1. Эффекты средств массовых коммуникаций

Результатами, которых обычно добиваются СМК, являются эффекты — конкретные изменения в сознании и поведении аудитории.

Эффекты проявляются как:

  • возникновение каких-то новых «образований» (знаний, настроений, идей, стремлений и др.);
  • коррекция, дополнение, развитие уже имеющихся «образований» у аудитории;
  • переоценка, опровержение, вытеснение осознанного состояния как ложного, вредного для нее.

Именно система  эффектов, которых желает добиться то или иное СМК, и определяют задачи и совокупность целей коммуникатора.

К числу эффектов относятся :

  • утилитарный;
  • эмоциональный;
  • эффект удовлетворения познавательного интереса;
  • эффект усиления позиции;
  • престижный;
  • эстетический эффект;
  • эффект комфорта;

Эффекты СМК — явление подвижное, динамичное. Под воздействием информационного потока, всего комплекса коммуникативных отношений происходят обновление и изменение общественного сознания и поведения человека, социальной группы, организации, своеобразный сдвиг его взглядов, убеждений, поступков. Следовательно, эффекты СМК необходимо рассматривать в двух параметрах: изменение в массовом, групповом и индивидуальном сознании, а также изменение в поведении социальных групп под воздействием той или иной информации; удовлетворение потребности в социальной информации аудитории и возможность практического применения данной информации.

В связи с  этим выделяются критерии эффектов на личностном уровней уровне социальных групп, которые отражают степень пользы, приносимой данной социальной информацией конкретным отдельно взятым людям. К таким критериям следует отнести:

  • приобретение  информации,   необходимой  для  жизнедеятельности;
  • изменение в познавательной активности индивида (стремление расширять кругозор, приобретать знания и др.);
  • приобретение личностью особых морально-нравственных и духовных ориентиров;
  • социализация и ресоциализация индивида, приобщение его к жизни в данной социальной среде;
  • осуществление эмоционально-психологической релаксации и др.

 «Оптимисты»,  например Белл, считают, что современное общество объединяет индивидов прежде всего на основе «новой народной культуры», поскольку с появлением радио, телевидения, газет, других СМИ и увеличением доступа аудиторий к ним в современном обществе появляется единая система идей, образов и развлечений, предоставляемых вниманию широких народных масс. Понятие «культура», означавшее когда-то моральную и интеллектуальную утонченность и высокий уровень развития искусств, сегодня существенно расширилось и стало означать общий кодекс или иной группы или всего социума. В настоящее время, согласно Беллу, к СМИ перешла воспитательная функция, теперь «хорошим манерам» большинство населения учится не в элитарных школах, а с помощью кино и телевидения. Именно СМИ способствуют формированию особых манер, вкусов, моды и развлечений у современных людей. Поэтому СМИ делают свои аудитории полноправными участниками культурных, социальных и политических процессов, приближая обывателей к выдающимся личностям современной эпохи и делая их участниками многих событий.

«Пессимисты»  обычно приводят следующие аргументы:

  • вследствие   функционирования массово-коммуникационных процессов в обществе осуществляется «массовизация культуры, результатом чего являются частичная или полная утрата многих образцов и установок высокой элитарной культуры и духовное обеднение общества;
  • CMK навязывают чуждые большинству модели поведения, что опасно для психики человека и социальной организации. Причем, согласно Розенбергу, даже если СМИ пытаются воспитывать и образовывать общество, они предлагают в качестве идеальных образцов поведения нереальные модели и нереальных персонажей, которые уводят аудиторию из обыденной жизни в мир грез;
  • слепое копирование ценностей, пропагандируемых СМИ, приводит к утрате традиции, когда на смену испокон веков существовавших в данной социальной системе ценностей приходят суррогатные идеи. Розенберг утверждает, что никакое общество в действительности не готово к простому копированию или искусственному переносу на свою почву ценностей, создаваемых СМК в угоду своей собственной выгоде.

Вывод главы I: Содержание массовой коммуникации оказывает большое влияние на аудиторию в самых разнообразных формах. Это может быть обучение, убеждение, внушение. Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории, насколько регулярна, насколько значима. СМК изменяют не только общество как социальную систему, его многочисленные связи и отношения, но и саму человеческую личность, и не просто как социальную единицу, а во многом и как психологический и биологический организм. Подобные трансформации в наши дни еще невозможно оценить однозначно, но уже сегодня становится понятно, что проблема информационно-психологической безопасности личности в эпоху господства массовой коммуникации в обществе актуальна не только для политиков, ученых-обществоведов, журналистов или медиков, но и для каждого современного человека.

________________________

 

Назаров М.М. Эффективность  средств массовой коммуникации, Изд-во: М.: Знание, 2007г.

Глава II. Исследование последствий воздействия эффектов массовой коммуникации на примере благотворительной акции "Первый – детям! Добрый свет"

 

Вероятно, наиболее распространенным подходом к  исследованию СМИ является изучение последствий воздействия массовой коммуникации. Беспокойство широкой  общественности в отношении СМИ  связано в основном именно с этими  последствиями, характер которых может  принимать различные формы. Наиболее упрощенной формой модели влияния является теория унифицированных последствий. Согласно этой теории, люди в современном  обществе воспринимают сообщения СМИ  одинаковым образом, и последние  вызывают у них интенсивные и  очень схожие реакции.

Сообщения СМИ – это некое волшебное средство, пронизывающее сознание населения. Это влияние проявляется лишь в определенных условиях. Люди воспринимают одно и то же сообщение по - разному и реагируют на него различным образом.

Для исследования воздействия эффектов массовых коммуникаций для практического примера мною была исследована благотворительная акция, которую проводил первый канал "Первый – детям! Добрый свет" в ходе которой была оказана помощь медицинским учреждениям собрать необходимые средства на лекарства для детей, больных лейкозом.

Акция проходила  с 19 по 29 мая 2011 года. Поучаствовать в акции и внести свой даже самый небольшой вклад мог каждый. Для этого надо было перечислить средства на счет, номер который опубликован на официальном сайте Первого канала www.1tv.ru или просто отправить sms-сообщение «Дети» на номер 9009 (максимальная стоимость sms составит 35,05 рублей с НДС). И эти деньги также поступали на общий благотворительный счет.

 Собранные  средства по окончании благотворительного марафона были направлены на лекарства пациентам гематологических отделений областных детских больниц – Калужской, Нижегородской и Челябинской, а также Волгоградскому детскому онкогематологическому центру, маленькие пациенты которых нуждаются в дорогостоящих препаратах.

Впервые в рамках акции «Первый – детям. Добрый свет» также проводился благотворительный  аукцион, в котором приняли участие  звезды Первого канала – Иван Ургант, Екатерина Андреева, Петр Толстой, Мария  Лемешева, Юлия Панкратова, Дмитрий  Борисов, Екатерина Стриженова, Елена  Проклова, Яна Чурикова, Андрей Малахов, актеры программы «Большая разница», Леонид Якубович, Елена Малышева, Эвелина  Хромченко и другие популярные ведущие.

Звезды  Первого расписали акриловыми красками светильники, которые стали лотами благотворительного аукциона. Купить эксклюзивный светильник от любимого ведущего и таким образом помочь пациентам детских больниц имел возможность любой пользователь.

За  время проведения  благотворительной акции было собрано 76 128 142 руб., получено около 2 236 000 sms и несколько тысяч банковских переводов. Большую часть средств телезрители пожертвовали с помощью сообщений с мобильных телефонов – сообщений пришло свыше 2, 2 млн.

В том  числе по предварительным итогам благотворительного аукциона, сумма  заявок составляет примерно 1 300 000 рублей. На аукционе было представлено 38 лотов. Их стартовая цена возросла от 10 до почти 100 раз.

Таковы  исследования одного из критериев последствия  воздействия СМИ на сознание и  поведение аудитории.

 

 

 

 

 

 

_____________________

http://www.1tv.ru/sprojects_in_detail/si=5828

Заключение

Сегодня доступ к СМК – это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности.

Социальная  сущность массовой коммуникации: это  — мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации  его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

 СМК  изменяют не только общество  как социальную систему, его  многочисленные связи и отношения,  но и саму человеческую личность, и не просто как социальную  единицу, а во многом и как  психологический и биологический  организм. Подобные трансформации  в наши дни еще невозможно  оценить однозначно, но уже сегодня  становится понятно, что проблема  информационно-психологической безопасности  личности в эпоху господства  массовой коммуникации в обществе  актуальна не только для политиков,  ученых-обществоведов, журналистов  или медиков, но и для каждого  современного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

Конецкая  В.П. Социология коммуникации. М., 1997.

Филатова  О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2007

Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном  мире: методология

анализа и практика исследований. М., 2007.

Почепцов  Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001.

Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000.

Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.:АСТ, 2007г.

 

 


Информация о работе Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях