Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой информации в целом.
Методы исследования: работа со СМИ
Задача курсовой работы : написание теоретической части, изучение методов исследования СМК, практическая часть – исследовательская.
Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
Первая глава курсовой работы - теоретическая. Содержит следующие пункты:
1.1. Понятие массовой коммуникации;
1.2. Методы исследования массовой коммуникации;
1.3. Массовые аудитории;
1.4. Эффекты средств массовых коммуникаций.
Вторая глава курсовой работы исследование последствий воздействия эффектов массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях.
Для написания данной работы были использованы следующие источники:
Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997, Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2007, Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2007., Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001., Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000., Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.:АСТ, 2007г.

Содержание

Введение
Глава I. Массовая коммуникация. Понятие массовой коммуникации
Методы исследования массовой коммуникации
Массовые аудитории
Эффекты массовых коммуникаций
ГлаваII. Исследование последствий воздействия эффектов массовой коммуникации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Социология массовых коммуникаций.docx

— 41.95 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава I. Массовая коммуникация. Понятие массовой коммуникации

Методы исследования массовой коммуникации

Массовые аудитории

Эффекты массовых коммуникаций

ГлаваII. Исследование  последствий воздействия эффектов массовой коммуникации

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях».

Введение

Социология  – наука об обществе – изучает  коммуникации, как одну из важнейших  социальных подсистем наряду с другими: семьей, государством и пр., подлежащих изучению. Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. communicatio - способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Массовая коммуникация играет огромную роль в жизни людей, она буквально вплетена в ткань современного общества, в его экономику, политику и культуру, она охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения.

Сегодня доступ к СМК – это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны в современном мире.

Тема  моей курсовой работы  «Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях».

Предмет изучения моей работы - социология массовых коммуникаций.

Объектом в курсовой работе выступают эффекты массовых коммуникаций.

Актуальностью  темы являются проблемы коммуникатора, аудитории, содержания и проблемы восприятия массовой информации, а так же функционирования отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой коммуникаций в целом.

Цель курсовой работы – исследование отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой информации в целом.

Методы исследования: работа со СМИ 

Задача курсовой работы : написание теоретической части, изучение методов исследования СМК, практическая часть – исследовательская.

Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.

Первая  глава курсовой работы - теоретическая. Содержит следующие пункты:

    1. Понятие массовой коммуникации;
    2. Методы исследования массовой коммуникации;
    3. Массовые аудитории;
    4. Эффекты средств массовых коммуникаций.

Вторая глава курсовой работы исследование  последствий воздействия эффектов массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях.

Для написания  данной работы были  использованы следующие источники:

Конецкая  В.П. Социология коммуникации. М., 1997, Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2007, Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2007., Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001., Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000., Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.:АСТ, 2007г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Массовая коммуникация.

    1. Понятие массовой коммуникации.

Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.)

Средства  массовой коммуникации (СМК) – это  специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

Массовая  коммуникация, прежде всего, характеризуется:

  • наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированность;
  • социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;
  • массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
  • многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и  коммуникатора.

Массовая  коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.

Уникальность коммуникационного  процесса в СМК связана с его  следующими свойствами:

-   диахронность  – коммуникативное свойство, благодаря  которому сообщение сохраняется  во времени;

-   диатопность  – коммуникативное свойство, позволяющее  информационным сообщениям преодолевать  пространство;

- мультиплицирование  –  коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение  подвергается многократному повторению  с относительно неизменным содержанием;

- симультанность  – свойство коммуникационного  процесса, позволяющее представлять  адекватные сообщения множеству  людей практически одновременно;

- репликация  – свойство, реализующее регулирующее  воздействие массовой коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________

 

Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000 г.

 

    1. Методы исследования массовой коммуникации.

Что касается методов исследования массовой коммуникации в практически-прикладном аспекте, то сюда можно отнести:

  • наблюдение за массово-коммуникативными ситуациями и частными коммуникативными актами;
  • эксперименты («полевые» и лабораторные) с участниками коммуникации; описание СМК в их историческом развитии и выявление их функций;
  • системно-теоретический анализ коммуникативных актов или функционирования СМК в обществе.

Исследование  массовой коммуникации может также  использовать методы различных социогуманитарных  наук, например, методы исследования фокус-групп, анкетирование и опроса аудитории  СМК — из социологии; методы беседы с коммуникаторами и реципиентами — из социолингвистики и др.

Особо важный метод исследования массовой коммуникации в метатеории коммуникации — системно-теоретический  анализ, состоящий из четырех уровней. На первом уровне системно-теоретического анализа исследователь должен дать характеристику структурных элементов, составляющих организацию частного массово-коммуникативного процесса или всей системы массовой коммуникации, установить их взаимосвязь со всей структурой данного общества. На втором уровне — установить механизм и особенности взаимодействия элементов внутри исследуемой системы. На третьем уровне — выявить функции исследуемой системы по отношению к внешней среде. На четвертом уровне — собрать воедино типологические характеристики исследуемой системы и установить смысл и значение транслируемой и принимаемой массовой информации исходя из функций данной системы и масштабов ее влияния на общество в целом.

 

____________________

Назаров М. М. Массовая коммуникация в  современном мире: методология

анализа и практика исследований. М., 2007 г.

    1. Массовые аудитории.

Создание  и потребление массовой информации непосредственно взаимосвязано  с психологическими процессами восприятия и усвоения. Главную роль в процессе ее потребления играют аудитории  — непосредственные потребители  этой информации.

Аудитории могут  быть устойчивыми или неустойчивыми  в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается  при исследовании взаимодействия источника  и получателя информации.

Особенности аудитории во многом зависят от ее социально - демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.). Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.). О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.

В основе типологизации  аудитории лежит возможность  доступа групп населения к  конкретным источникам информации.

На этом основании  можно выделить следующие типы аудиторий:

  • условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются CMИ);
  • регулярные и нерегулярные;
  • реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к этому СМИ доступ).

Анализ  аудиторий, как правило, осуществляется по двум направлениям: по форме потребления  информации разными социальными  общностями; по способам оперирования полученной информацией.

В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: контакт  с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, прием информации, освоение информации, формирование отношения к информации.

По доступу  к источнику информации и самой  информации все население делится на аудиторию и неаудиторию.

Причем неаудитория бывает: абсолютной (кто вообще не имеет доступа к СМК, таких людей уже мало) и относительной (кто имеет ограниченный доступ к СМК — нет денег на газеты, компьютер и т.д.)

Важнейшим показателем уровня подготовленности аудитории является ее информированность. Степень информированности может  варьироваться от полной информированности  до полной неинформированности.

В настоящее  время наблюдается повышение  уровня информированности аудитории  благодаря таким факторам, как  повышение уровня образования; потребность  в повышении информированности  населения в силу достижений научно-технического прогресса во всем мире и изменений  в профессиональной деятельности; активное участие индивидов и социальных групп в общественно-политической жизни.

В целом потребление  массовой информации представляет собой  сложный и психологически активный процесс, дифференцирующий аудиторию в соответствии с социально-демографическими, культурными, экономическими и другими характеристиками. Именно процесс потребления массовой информации сопряжен с тем, что сами аудитории производят массовую социальную информацию как направленную по определенным каналам (например, письма или запросы в СМИ или органы управления), так и «неканализированную» (диффузную), циркулирующую в слабо структурированных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.д.).

Реакция аудитории

Анализ  сложившейся социальной реальности позволяет выделить пять основных типов  реакций на массовую информацию:

реакции, связанные  с особенностями деятельности индивидов  в социальных общностях:

  • когнитивные (изменение информированности, стимуляция интеллектуальной деятельности, активизация познавательной деятельности, повышение интереса к информации и создание новой информации с элементами полученной);
  • ценностные (создание новых идей и установок, а также новых ценностных систем, изменение или закрепление уже сложившихся ценностей, побуждение к выражению личных взглядов и к дискуссиям);
  • организационные (утилитарные) (практические действия в соответствии с полученной информацией в общественно-политической,   экономической  и  других  сферах жизнедеятельности);
  • тонизирующие (изменение или поддержание психофизиологического состояния индивидов и масс);
  • коммуникативные (распространение и обсуждение полученной информации, установление обратной связи с источниками информации);
  • явные (доступные непосредственному наблюдению) и скрытые (ограниченные областью сознания индивидов и внешне не проявляющиеся);
  • желательные и нежелательные; основные и побочные; предусмотренные и неожиданные;
  • характеризующие изменения в сознании и деятельности индивидов;
  • связанные с временными параметрами происходящих изменений в поведении и сознании аудитории: ближние, дальние, краткосрочные и продолжительные.

Информация о работе Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях