Э.Дюркгейм как исследователь процессов общественной дезинтеграции и девиации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – подробно рассмотреть явления интеграции и дезинтеграции как социологические теории Э.Дюркгейма. Для достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:

1. Рассмотреть точку зрения Э. Дюркгейма на социальный порядок.

2. Рассмотреть аномию как вид дезинтеграции общества.

3. Исследовать такие социальные явления как самоубийства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….2


1. Э.Дюркгейм об общественной интеграции и дезинтеграции………....……4

.

1.1. Становление Э.Дюркгейма как социолога…………………………………4

1.2. Механическая и органическая солидарность……….….……………..……7


2. Концепции Э. Дюркгейма об аномии и самоубийстве………………….….12


2.1. Аномия как форма социальной дезинтеграции………………………..….12

2.2. Самоубийство как форма социальной девиации…………………….…....17


Заключение………………………………………………………………….…....24

Список литературы………………….……………….…………………….…….25

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     2.2. Самоубийство как форма социальной девиации 

      Ограниченность  возможностей для удовлетворения человеческих желаний (которые, кстати, безграничны по самой своей природе) и в то же время отсутствие эффективных норм, регулирующих и обуздывающих эти желания, делают множество людей несчастными и толкают их к проявлениям девиантного поведения, Во все времена и во всех обществах всегда существовали индивиды, чье поведение выходило за рамки общепринятых норм.

      Девиация  – это отклонение от нормы, рассматриваемое  большей частью членов общества как  предосудительное и недопустимое. Развернутое  социологическое объяснение девиации впервые дал Дюркгейм. Он считает девиацию столь же естественной, как и конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм. Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу существенному положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм[8; 160].

     Самоубийство является одним из видов социальной девиации. Оно, противореча прирожденному всем живым существам инстинкту самосохранения, с давних пор занимало умы многих исследователей.

      В разных обществах и культурах  существовало различное отношение к намеренному лишению жизни: где-то оно поощрялось, а где-то считалось недопустимым, устанавливалась даже уголовная ответственность за это деяние.

      Несмотря  на широкий интерес к данной проблеме, Э.Дюркгейм – автор первого социологического исследования феномена самоубийства, переведенного в 1912г. на русский язык.

      Самоубийство (суицид) – намеренное лишение себя жизни. По Дюркгейму, самоубийством  называется каждый смертный случай, который  непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения.

      Для выяснения сущности самоубийства важную роль играет его оценка в обществе. Рассматривая самоубийство с позиций морали, следует признать, что такой способ ухода из жизни не отвечает идеалам совершенной личности. Однако, цитируя Э. Дюркгейма, можно отметить, что «место самоубийства в общей моральной жизни человека показывает, что самоубийство не составляет совершенно обособленной группы факторов, оно есть какой-то исключительный класс чудовищных явлений, стоящих вне всякой связи с другими видами поведения. Наоборот, самоубийство соединено с ними непрерывным рядом промежуточных ступеней и оказывается только преувеличенной формой повседневных поступков» [9; 301].

     При изучении самоубийств Дюркгейм использовал  вторичный анализ, который является повторным использованием ранее собранных данных. Он изучал данные из государственных документов, которые включали информацию о нужных ему переменных. Дюркгейм  отметил, что предварительный социологический подход важен, он начал развиваться как метод.

      Самоубийство в литературе в значительной степени рассматривается как акт самоуничижения, имеющий физиологические или психологические происхождение. Дюркгейм интересуется, почему люди с аналогичным генетическим происхождением не имеют схожие показатели   самоубийств   [12]. Он опровергает мнение, связывающее самоубийства с психическими расстройствами. Так например, в клиниках женщин значительно больше мужчин, а к самоубийству больше привержены мужчины, чем женщины. Так

же процент  самоубийств увеличивается с  возрастом и самый пик приходиться  на 30-40 лет.

      Дюркгейм  отбрасывал генетические теории, объясняющие это явление, так как мужчины и женщины подвержены ей одинаково. Различие в количестве самоубийств между мужчинами и женщинами, объясняется различной степенью социализации индивидов, их вовлеченности в общественную жизнь, так как мужчина, активно участвуя в жизни общества, больше терпит от её дезорганизации, а так же значение таких факторов как бездетность, разводы действует на мужчин подталкивая их к самоубийству [13].

      Дюркгейм  признавал только один несоциальный фактор, влияющий на принятие человеком последнего решения. А именно: процент самоубийств зависит от долготы дня, так как наибольшая интенсивность социальной жизни происходит в наиболее длинные дни года. Так же численность самоубийств резко меняется, когда круто меняются условия социальной среды, а последняя никогда не простирает своего влияния за пределы своих собственных границ. Поэтому, хотя мысль о самоубийстве и обладает заразительностью, нет доказательств, что это явление передаётся соседним областям. 
 
 
 

 

     С точки зрения французского социолога  самоубийство совершает не человек  как таковой, а человек, как член общества.

     Самоубийства  свидетельствуют о наличии в  обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может или не считает необходимым разрешить обычным, общепринятым путем.

     По  Дюркгейму, каждое общество в известный  исторический момент имеет определенную склонность к суициду. Интенсивность  этой склонности измеряют обыкновенно отношением общей цифры добровольных смертей к населению без различия пола и возраста.

     Дюркгейм  различал самоубийства по причинам: эгоистическое (как результат недостаточной  интеграции общества, ослабления связей между индивидом и обществом); аномическое (в кризисном обществе, находящемся в состоянии аномии,  фаталистическое (как следствие чрезмерного социального контроля), а также альтруистическое самоубийство (возникающее  вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду).

      Эгоистическое и аномическое самоубийство порождаются недостатком социальности и распространяются преимущественно в тех социальных средах, где влияние общества на индивида довольно слабое. Эгоистическое самоубийство есть самоубийство особи, отбившейся от стада. Индивид утрачивает связь со своим ближним и дальним кругом, разочаровывается в жизни, теряет смысл собственного существования. Число таких самоубийств тем больше, чем меньше степень вовлеченности индивида в тот или иной коллектив.

      Аномическое самоубийство отличается от эгоистического по ряду признаков. Здесь также имеет место утрата связи с обществом, но не вследствие того, что общество отворачивается от индивида, а вследствие того, что общество как бы прекращает свое существование. Человек утрачивает понимание того, как себя следует вести в конкретных ситуациях, во что необходимо верить, к каким целям стремиться.

      Два других типа самоубийства являются производными не от недостатка, а от избытка социальности. Порой общество слишком сильно давит на индивида, навязывая ему свою волю. За любым минимальным отклонением от определенного обществом для каждого конкретного человека курса незамедлительно следуют суровые негативные санкции. Естественно, что в такой ситуации, некоторые свободолюбивые индивиды от чувства безысходности накладывают на себя руки. Такова этиология фаталистического типа самоубийства.

      И, наконец, самоубийство альтруистическое представляет собой самоубийство, совершаемое  во имя и во славу общества. Данный тип является наиболее распространенным в традиционных обществах, где ритуальное самоубийство и самоубийство с целью исполнения долга воспринимаются коллективным сознанием как добродетельные, и поэтому вменяются в обязанность определенным категориям людей в определенных ситуациях.

     Так же Дюркгейм различает нормальные и патологические явления. К примеру, повышение в некоторых странах к 19 веку числа самоубийств, ослабление морального осуждения последних квалифицировано Дюркгеймом, как патологическое явление. Нормальным объявлялось то, что способствует сохранению социальной системы.

     Социальная  природа самоубийства не вызывала сомнений у Э. Дюркгейма, который утверждал, что самоубийства зависят от внешних  по отношению к индивиду причин, которые следует искать внутри общества, а число самоубийств можно объяснить только социологически.

      Количество  и уровень самоубийств, как показал Э. Дюркгейм, находится в обратной зависимости от степени интеграции общества. Поэтому, по Дюркгейму, уровень самоубийств в католических странах ниже, чем в протестантских. По той же причине во время войн снижается уровень суицида.

      Уровень самоубийств повышается в годы экономических  кризисов, депрессий и роста безработицы. Суицид чутко реагирует на степень  социальной и экономической дифференциации населения и темпы ее изменения. Особенно «самоубийственно» резкое снижение социального статуса [3 ; 359 – 361].

     Дюркгейм, рассматривая связь между самоубийством и урбанизацией, пришел к выводу, что развитие города производит эгоистическое самоубийство. Число самоубийств выше среди одиноких людей, чем женатых. Так же самоубийство  выше среди военнослужащих, чем гражданских лиц.

     Так, Дюркгейм отмечал, что процент самоубийств  является следствием действующих на общество факторов.

     По  мнению Э. Дюркгейма, одна из причин самоубийства – подражание.  Подражание – есть следствие влияния на сознание самоубийцы поражающего его воображение примера. Однако, «действие силы подражания  всегда ограничено и, кроме того, носит перемежающиеся характер. Если подражание и достигает известной степени интенсивности, то на очень короткий промежуток времени» [6; 112]. Однако важнейшая социальная причина суицидальной ситуации, по мнению Дюркгейма – дезинтеграция связей личности с референтными группами или лицами, то есть социальное отчуждение [10 ;269]. Всплеск самоубийств наблюдается в период экономической депрессии. Растет число суицидальных попыток среди мужчин, потерявших профессию. Также высок суицид среди одиноких социальных групп (пенсионеры, разведенные), среди представителей очень бедных слоев. Перечисленные критерии – явно социологические факторы суицидальной ситуации.

     Дюркгейм  считает, что самоубийства невозможно искоренить – люди совершали самоубийства и будут совершать их всегда. Процент смертных случаев, по Дюркгейму, можно рассматривать как некую константу, являющуюся характеристикой нормального состояния социальной системы. Однако частота совершения самоубийств всегда и всюду представляет собой именно характеристику общества, поэтому она может быть исследуема как некий специфический социальный факт.

     Так воспринимает проблемы аномии и самоубийства Дюркгейм, но, как уже было неоднократно указано, он надеется на то, что человеческий разум, разум развитой, свободомыслящей личности, найдет выход из этого состояния, неизбежного, но временного.

 

               Заключение. 

      Работы  Дюркгейма сыграла большую роль в утверждении социологической точки зрения на дезинтеграцию и девиацию общества. Рассматривая точку зрения  Э. Дюркгейма на социальный порядок, можно отметить, что именно социальный порядок характеризует нормальное состояние общества и органической солидарности. Существенное условие социальной эффективности и успешного функционирования разделения труда, всех форм - безусловное признание членами общества определенного минимума общих ценностей, образующих то, что Дюркгейм называл "коллективным сознанием". Придумывать их не нужно, их необходимо лишь коллективно отобрать из ценностей, уже функционирующих в общественном мнении, и из социокультурных традиций. Они зафиксированы во "Всеобщей декларации прав человека".

      Точка зрения французского социолога на такие  социальные проблемы как дезинтеграция общества, преступность, самоубийство, коренным образом отличалась от типичного для американской социологии психологизма, и потому показалась американцам перспективной. Но ярко описывая состояние морального разложения, морально-психологической дезориентации и упадка, Дюркгейм не вскрыл истинных причин кризиса общества, усматривая их не в сущности отношений между различными слоями общества, а в слишком быстрых темпах социальных изменений за которыми общество не поспевает.

     Процесс аномии, по представлению Дюркгейма, естественное условие эволюции общества. Общество будет и впредь продолжать расширяться и усложняться, а порядок будет все ослабевать и терять свою убедительность для членов общества.

     Что касается самоубийств – их невозможно искоренить – люди совершали самоубийства и будут совершать их всегда. Процент смертных случаев, по Дюркгейму, можно рассматривать как некую характеристику нормального состояния социальной системы. Однако частота совершения самоубийств может быть исследуема как некий специфический социальный факт.

      Теории  Дюркгейм не совершенны и имеют множество недостатков. Но тем не менее социолог заложил фундамент в теории болезней общества, первый подробно исследовал самоубийства и учел роль морали в цементировании социальной солидарности. 
 

Информация о работе Э.Дюркгейм как исследователь процессов общественной дезинтеграции и девиации