Э.Дюркгейм как исследователь процессов общественной дезинтеграции и девиации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – подробно рассмотреть явления интеграции и дезинтеграции как социологические теории Э.Дюркгейма. Для достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:

1. Рассмотреть точку зрения Э. Дюркгейма на социальный порядок.

2. Рассмотреть аномию как вид дезинтеграции общества.

3. Исследовать такие социальные явления как самоубийства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….2


1. Э.Дюркгейм об общественной интеграции и дезинтеграции………....……4

.

1.1. Становление Э.Дюркгейма как социолога…………………………………4

1.2. Механическая и органическая солидарность……….….……………..……7


2. Концепции Э. Дюркгейма об аномии и самоубийстве………………….….12


2.1. Аномия как форма социальной дезинтеграции………………………..….12

2.2. Самоубийство как форма социальной девиации…………………….…....17


Заключение………………………………………………………………….…....24

Список литературы………………….……………….…………………….…….25

Работа содержит 1 файл

курсовая .doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     ИНСТИТУТ  ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

     КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ 
 

                     Регистрационный №______

                     от «____»_______________г. 
                 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине «социология» на тему:

     «Э. ДЮРКГЕЙМ КАК ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПРОЦЕССОВ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ И ДЕВИАЦИИ»

     Специальность 020300 - (040201.65) «Социология»  
 

                     Выполнил: студентка 3 курса

                     очного отделения

                     Петрова В.В.

                     Научный руководитель:

                     Коньков А.Т., д.с.н., профессор.

                 Работа защищена «____»___________г.

                 с оценкой________________________ 
             
             

     Южно-Сахалинск

     2009

 

      Содержание 
 
 

Введение…………………………………………………………………….…….2 

1. Э.Дюркгейм  об общественной интеграции и дезинтеграции………....……4

.

1.1. Становление  Э.Дюркгейма как социолога…………………………………4

1.2. Механическая  и органическая солидарность……….….……………..……7 

2. Концепции  Э. Дюркгейма об аномии и самоубийстве………………….….12 

2.1. Аномия как  форма социальной дезинтеграции………………………..….12

2.2. Самоубийство  как форма социальной девиации…………………….…....17 

Заключение………………………………………………………………….…....24

Список литературы………………….……………….…………………….…….25

 

                Введение.

      Тема  настоящей работы определена как  «Дюркгейм как исследователь  общественной дезинтеграции и девиации».

      Э. Дюркгейм – один из классиков социологии, заложивший фундамент  теории аномии и внесший большой вклад для изучения девиации и дезинтеграции.

      Понятие девиации обычно служит для обозначения  отклонения от нормы, рассматриваемое  большей частью общества как предосудительное и недопустимое. Аномия – состояние общества, при котором наступает дезинтеграция и распад системы норм, которые гарантируют общественный порядок.

     Девиация  и дезинтеграция – типичные для  любого, в том числе современного общества явления.

     Выбор темы настоящего исследования определен в первую очередь его актуальностью и большим значением в современной социологической науке.

     Объектом  данной работы являются явления дезинтеграции  и девиации, предметом – социологические теории Э. Дюркгейма об органической и механической солидарности, аномии и самоубийстве.

     Цель  данной работы – подробно рассмотреть явления интеграции и дезинтеграции как социологические теории Э.Дюркгейма. Для достижения данной цели в работе будут решены следующие задачи:

      1. Рассмотреть точку зрения  Э. Дюркгейма на социальный порядок.

     2. Рассмотреть аномию как вид дезинтеграции общества.

     3. Исследовать такие социальные явления как самоубийства.

     Основа  работы – Э. Дюркгейм: «Самоубийство: социологический этюд»,  Батыгин Г.С. Подвойский.  «История социологии», Самыгин П.С. «Девиантное поведение молодежи», Гилинский Я. «Девиантология: соц. преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и др. отклонений».  

     Структурно  работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемой литературы.

     В первой главе рассмотрена личность Э. Дюркгейма как социолога, основные положения его теории о социальном порядке, механической и органической солидарности. Во второй главе рассмотрены его концепции аномии и самоубийств.

 

     

         1. Э.Дюркгейм об общественной интеграции и дезинтеграции 
     

     1.1. Становление Э.Дюркгейма как социолога 

     Анализ  системы взглядов Дюркгейма на предмет  обнаружения в ней ряда интеллектуальных влияний непростую задачу для  изучения. Дюркгейм настаивал на самобытности большинства высказываемых им теоретически значимых суждений. Тем не менее, развиваемые им идеи возникли не на пустом месте, но сформировались в конкретном, живом контексте определенного этапа в истории европейской общественной мысли.

      Так, по меньшей мере, не подлежит сомнению, что Дюркгейм испытывал на себе воздействие идей французских просветителей, и особенно Ш. Л. Монтескье, Ж. –Ж. Руссо, Ж.А.Н. Кондорсе, философии И. Канта, воззрений К. А. Сен-Симона и О. Конта, а также взглядов Г. Спенсера и некоторых представителей биоорганического направления в социологии, например,  А. Шефле и А. Эспинаса. Очевидно, большую роль в формировании его концептуальной системы сыграли теории, усвоенные им в процессе обучения в парижской Высшей Нормальной школе, а также в период прохождения продолжительной стажировки в Германии, которую он осуществил в 1885-86 годах [2;131].

        Социолог не вмешивается в  дела практической политики, не  претендует на право вершить судьбы народов. Он просто исследует социальные процессы, предоставляя их результаты внимании заинтересованной общественности. Основной проблемой современного западного общества Дюркгейм считает тотальный дефицит солидарности, недостаток необходимых для поддержания социального порядка интегративных связей. Основным же негативным качеством современного цивилизованного человека, по мнению Дюркгейма, является гипертрофированный индивидуализм. Человек вне общества представляет собой всего лишь биологическую особь и всеми достижениями культуры он в конечном счете должен быть обязан обществу. На современном этапе общество должно стать для человека «родным домом», для этого человек должен проникнуться ощущение естественности и разумности своего социального существования.

      Антииндивидуалистический  пафос, пронизывающий все творчество Дюркгейма, являлся устойчивым эмоционально насыщенным компонентом его личной жизненной позиции. И здесь нужно говорить не только о влиянии Конта, но также и о влиянии В. Вундта и Э. Бутру.

      Несомненно, значительное влияние на Дюркгейма, период интеллектуального становления, которых пришелся на последнюю треть XIX века, оказали взгляды Герберта Спенсера. Спенсерианский органицизм был воспринят и вместе с тем преодолен Дюркгеймом.

      Дюркгейм  идет буквально по пятам Спенсера в рассуждениях, касающихся направленности и механизмов универсального социально-эволюционного процесса. Эволюционный процесс описывается двумя параметрами: во-первых, в процессе эволюции структура некоего составного целого усложняется и, во-вторых (вследствие подобного усложнения), возрастает степень взаимозависимости частей, из которых это целое состоит.

      Спенсера  и Дюркгейма также объединяет общая исследовательская ориентация. И у того, и у другого уже  присутствует идея, утверждающая необходимость  изучения различных групп общественных явлений на предмет установления и описания того «естественного предназначения», которое они призваны выполнять по отношению к более широкой совокупности социальных фактов, характеристики того позитивного вклада, который вносит всякий общественный институт в дело поддержания и воспроизводства социального порядка[1; 174 ].

      За  исходную единицу социологического анализа Дюркгейм принимает понятие  социального факта. Категория социального  факта становится центральной и  концептуальной системе французского ученого. Дюркгейм дает следующее определение  этому понятию: «Социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений» [5 ; 421].

      Дюркгейм  выделяет две важнейшие разновидности  социальных фактов. Таковы факты морфологические  и факты, относящиеся к сфере  коллективного сознания (последние  он называет коллективными представлениями). К области социально-морфологических явлений ученый относит весь комплекс объективированных продуктов ассоциированной деятельности человеческого рода. Иначе говоря, речь в данном случае идет о структурно-вещественном компоненте социальной жизни. Сюда относятся, в частности, демографические параметры общества (рождаемость и смертность, половозрастная структура), миграционные потоки, процессы урбанизации и их последствия, территориальное распределение людских и материальных ресурсов, интенсивность социальных контактов и т.п.

      Дюркгейм  выделяет три раздела социологического знания – социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

      Социальная  морфология изучает структурные  компоненты общества, ее интересует объективный  субстрат и устройство общественного  агрегата. Задачи упомянутой области знания определяются Дюркгеймом в следующих словах: «Прежде всего, уместно исследовать общество в его внешнем аспекте. Под этим углом зрения оно выступает как состоящее из массы людей, обладающей известной плотностью, расположенной на территории определенным образом, рассеянной по деревням или сконцентрированной в городах и т.д.; она занимает более или менее обширную территорию, расположенную тем или иным образом по отношению к морям и территориям соседних народов, в большей или меньшей степени пересекаемую реками, всякого рода путями сообщения, которые более или  менее тесно связывают между собой ее обитателей» [4 ; 274 – 275].

      Социальная  физиология, напротив, исследует общество в специфически процессуальном, точнее – в функциональном аспекте. Отдельные социальные институты выполняют в рамках некоего социального целого те или иные функции (важнейшей из которых Дюркгейм считал функцию социальной интеграции).

      К обозначенной паре (морфология – физиология) прибавляется еще одна научная дисциплина – общая социология. Она представляет собой нечто вроде теоретико-методологического «довеска» к обширному массиву социологических исследований, являющихся по преимуществу конкретно-содержательными.

      В работах Дюркгейма есть постановка и разрешение значительного числа проблем, относящихся к содержательной составляющей общественнонаучного знания. Свою докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» ученый посвящает теме социального порядка и условий его поддержания и воспроизводства.

      Большое значение для Дюркгейма имела проблема социального порядка в обществе, и аномии, как следствия его отсутствия.

     Кроме того, Дюркгейм проблематизирует тему самоубийства в точном соответствии со своими теоретическими установками, классифицирует самоубийства и разбирается в их причинах.

     В своих работах Дюркгейм рассматривал проблемы  социологического знания и общества в целом, где одной из важнейших является проблема интеграции и дезинтеграции общества. 

     1.2. Механическая и  органическая солидарность 

     Социальный порядок цементируется изнутри благодаря существованию межчеловеческой солидарности. Солидарность есть элементарное условие и предпосылка всякой социальной связи; узы солидарности скрепляют социальные единства большого и малого объема, обеспечивая историческое воспроизводство их структур. Солидарность, по Дюркгейму, бывает двух видов – механическая и органическая.

     «Механическая солидарность возрастает в обратном отношении к индивидуальности. В  каждом из нас есть два сознания: одно, общее нам со всей нашей группой, которое, следовательно, представляет собой не нас самих, а общество, живущее и действующее в нас; другое, наоборот, представляет собой то, что в нас есть личного и отличного, что делает из нас индивида. Солидарность, вытекающая из сходств, достигает своего максимума тогда, когда коллективное сознание точно покрывает все наше сознание и совпадает с ним во всех точках; но в этот момент наша индивидуальность равна нулю. Совсем иначе обстоит дело с солидарностью, производимой разделением труда. В то время как первая требует, чтобы индивидами походили друг на друга, последняя предполагает, что они друг от друга отличаются» [ 5 ; 126- 127].

Информация о работе Э.Дюркгейм как исследователь процессов общественной дезинтеграции и девиации