Институт семьи как важнейший посредник между личностью и обществом

Дата добавления: 13 Августа 2011 в 14:26
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: реферат
Скачать полностью (32.71 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

институт сем ьи .docx

  —  35.09 Кб

     Институт  семейного воспитания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ

     на  тему:

   Институт  семьи как важнейший посредник  между личностью и обществом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Астана  – 2011г. 

     Деятельность  социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к  которым относятся: коммуникации в  обществе, производство товаров и  услуг и их распределение, воспроизводство  членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом  современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для  выживания и нормального функционирования общества проблемы.

     Институты  семейного воспитания образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они ограничивают или подавляют  такие действия людей, которые не согласуются с соответствующими стандартами поведения.

     Выступая  существенным элементом структуры  общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства.  Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь своего ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание.

     Семья образует первичную окружающую среду  в развитии индивида. Она формирует  у ребенка представление о  социальных связях и с момента  рождения включает его в них. Семья  в значительной мере приобщает ребенка  к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается  ребенком, прежде всего, благодаря его  общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье  дети учатся социально-одобряемому  поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и  взрослого с другими людьми. Способность  членов семьи принять ребенка  в качестве существа с уникальными  характеристиками в большой мере влияет на его представление о  себе самом.

     Семья обладает серьезными преимуществами в  социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви  и нежности, заботы и уважения, понимания  и поддержки. Огромное значение имеют  частота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических  контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.

     Семья удовлетворяет индивидуальные потребности  членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума.

     Институт  семьи — важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.

     Одновременно  семья стремится к поддержанию  своей автономии, борется за свое существование в социуме. Для  этого она должна обладать средствами сопротивления внешним угрозам, например, усилению контроля над семьей со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних сил в  семейную систему нарушает баланс отношений  семьи и общества. Институт семьи  может оказаться в подчиненном  положении по сравнению с другими  социальными институтами. Поэтому  возникает потребность в просемейной  политике.

     Институциональный характер семьи проявляется и  в том, что каждая отдельная семья  может быть понята только в связи  с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.

     Противоречивые  процессы в области брачно-семейных отношений — рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного  потенциала семьи и т. д. — вынуждают  специалистов рассуждать обинституциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально сплоченное единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т. п.). Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существенных изменениях в ценностно-мотивационной регуляции брачного поведения. 
 
 
 
 

Понимание семьи как малой группы находит множество своих сторонников среди исследователей, и тем более среди психологов-практиков, поскольку открывает неоценимые возможности для оказания психологической помощи семье.

При всем многообразии определений понятия  «малая группа» можно выделить основное его содержание. Малая группа — это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Перечислим основные признаки малой группы:

  • общие цели и общая для всех членов группы деятельность;
  • личный контакт между членами группы;
  • определенный эмоциональный климат внутри группы;
  • особые групповые нормы и ценности;
  • физический и моральный образец члена группы;
  • ролевая иерархия между членами группы;
  • относительная независимость (автономность) этой группы от других;
  • принципы приема в группу;
  • сплоченность группы;
  • социально-психологический контроль поведения членов группы;
  • особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы,

Это первичные  признаки малой группы. В ряд вторичных признаков входят: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу),стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу.

По-прежнему остается открытым вопрос о признании  за диадой права именоваться малой  группой. Решение этого вопроса  является принципиальным для психологии семьи. Известный американский социальный психолог Д. Майерс предлагает недвусмысленное определение: группа — это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы». А.И. Антонов настаивает на трактовке семьи как малой группы с присущими ей свойствами, не сводимыми к свойствам индивидов или пар. В этом случае диаду «мать — ребенок», возникшую после развода, следует воспринимать как осколочную форму семьи.

Семья относится к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Можно рассматривать процесс формирования человеческого Я как результат социального взаимодействия.

Первичная группа является неформальным объединением. Решающая роль в ее возникновении  и функционировании принадлежит  симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению. В неформальных группах многие вопросы  решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой. Имеются специальные  значения, выражения, обращения и жесты, разделяемые только внутри данного круга. Используется своя символика, понятная, как правило, только тем, кто принадлежит к этой группе. Именно так складывается своеобразный «язык семьи», освоить который бывает непросто новому члену семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака. Таким путем формируется прочное чувство «мы» — психологическая целостность группы и стремление ее членов идентифицировать себя с сознанием и психологией группы, полностью разделяя присущие ей взгляды, ценности, идеалы.

Первичная группа предполагает высокую степень  интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела. По мере развития отношений  интимность обычно растет. Самораскрытие  будет затруднено, если ответной реакцией на него окажется критика или отвержение со стороны других членов семьи. Желание  поделиться сокровенным в сочетании  с принятием этого желания  партнером укрепляет чувства  любви и симпатии.

Доверительный и интимный стиль отношений может  стимулировать более четкое и  ответственное выполнение членами  группы своих обязанностей.

Отечественный социолог и философ М.С. Комаров  так разъясняет значение первичной группы для каждого человека:

  • здесь индивид полностью раскрывает себя в интимно-доверительных отношениях, выражает свои самые сокровенные мысли и желания;
  • она дает возможность индивиду получить личное удовлетворение от общения с близкими по духу и мировоззрению людьми;
  • общение и жизнедеятельность в первичных группах позволяют снимать стрессы и напряжения, тревоги, беспокойство, которыми страдает современный человек от чрезмерных социально-психологических перегрузок на работе;
  • мнение первичной группы весьма важно для самооценки индивида, понимания его реального статуса в обществе.

Первичные неформальные группы, в ряду которых  семья занимает ведущее место, составляют микросреду жизнедеятельности человека и в огромной степени влияют на его поведение.

Семья может выступать для индивида в качестве референтной группы. Это понятие используется в двух случаях:

  • для обозначения группы, которая мотивирует индивида быть принятым в ней. С этой целью индивид поддерживает свои установки в соответствии с тем, что, на его взгляд, считается общепринятым в группе. Группа устанавливает стандарты и вознаграждает того, кто им следует;
  • референтная группа служит своеобразным эталоном, образцом или отправной точкой для сравнения и оценки индивидом себя или других.

Семья может и не быть референтной группой. Например, для подростка теми лицами, чьим мнением и оценкой он особенно дорожит, служат подчас не родители, а  его кумиры — музыканты, актеры, спортсмены и т. п. Под влиянием авторитетного  лица подросток может прибегнуть и к противоправным действиям. Этим можно объяснить и факты совершения преступлений детьми из благополучных  семей: группа сверстников, являясь  референтной, может одобрять подобный поступок; хулиганство воспринимать как смелость, кражу — как предприимчивость.

К референтной  группе относятся далеко не все люди из ближайшего окружения даже в первичных  группах, а лишь узкий круг «значимых  других». Для эмоционального благополучия субъекта и предупреждения отклонений в его поведении важно, чтобы  члены семьи входили в число  тех, чьим убеждениям и взглядам он особенно доверяет и чья безупречная  репутация может служить для  него примером.

4 ФУНКЦИИ. СЕМЬИ

Содержание  жизнедеятельности семьи может  быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья  ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе ее исторического  развития, обнаруживает себя ее специфическое  целевое назначение как малой  группы и социального института. Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и прежде всего супругов.

Активность  семейной системы, приводящая к достижению соответствующего полезного результата, является многоаспектной и разнонаправленной. Брак нельзя свести к сексу. Он предопределяет весь образ жизни: труд, житейские  радости, печали. Совместимость или  несовместимость партнеров может  быть должным образом оценена  лишь в рамках семьи как единой поведенческой системы с доминирующими  ценностями и определенным организационным  паттерном. Помимо сексуально-эротической, имеют значение другие функции семьи, связанные с безопасностью, воспитанием  детей, социальным обучением, а также  развитием каждого из партнеров  в отдельности и супружеской  пары в целом. Супружескую адаптацию  следует рассматривать в более  общей системе взаимоотношений, отражающих индивидуальные связи каждого из партнеров с родительской семьей и социальным окружением в целом.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Институты семейного воспитания образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они ограничивают или подавляют такие действия людей, которые не согласуются с соответствующими стандартами поведения.
Содержание
содержание отсутствует