Церковь и благотворительность в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

История благотворительности до современного периода. Современный период. Благотворительность и помощь бедным в Европе: современный период. Участие Церкви в благотворительности Европы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Word.docx

— 51.50 Кб (Скачать)

Существенной стороной милосердно-благотворительной деятельности было создание благотворительных обществ  при Санкт-Петербургских городских  больницах во 2-ой половине XIX века. Самое  старейшее из них было основано в 1866 году при Санкт-Петербургской  городской Обуховской больнице, в  то время как сами городские больницы возникли уже в XVIII столетии именно "с целью призрения неимущих больных". Прежде же, "главной... и  единственной задачей каждой городской  больницы... было заботиться о больном  только со времени принятия его на больничную кровать до времени... выписки  из больницы".

Благотворительные общества при больницах заботились о больном и его семье и  после выписки из больницы, помогали семьям во время нахождения одного из их членов в больнице одеждой  и деньгами, принимали на свое попечение  ослабленных вследствие перенесенной болезни людей, обеспечивали в случае необходимости их медикаментами  и протезами. Желающим отправиться  на родину бесплатно предоставляли  такую возможность. Бесприютных  детей больных или умерших  в больнице родителей благотворительные  общества принимали на свое попечение.

Характерно, что при  таких городских больницах обычно строились церкви, а благотворительные  общества, как раз и создавались  при больничных храмах. Так, в Обуховской больнице благотворительное общество существовало при церкви Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

Подобные общества, чья деятельность проистекала из христианской любви к ближнему, возникли и при других городских больницах - при больницах святой Марии Магдалины (1874 г.), святителя Николая Чудотворца (1874 г.), при Петропавловской (1875 г.), Александровской (1875 г.), Калинкинской (1879 г.) и др. клиниках.

С середины XIX века развивается  новая для России форма благотворительности - сестринское милосердие. Еще в 1844 году в Санкт-Петербурге была создана  первая в Европе Свято-Троицкая женская  община, готовившая сестер милосердия для попечения о раненых". Пример сестринского милосердия в Крымской войне побудил к созданию Российского  общества попечения о раненых  и больных воинах в мае 1867 года, которое через 12 лет преобразовали  в Российское Общество Красного Креста. Подвиг сестер милосердия Никольской и Крестовоздвиженской общин  вызвал волну объединения в подобные общины христианок-доброхоток во многих губерниях России. К началу первой мировой войны было зарегистрировано более ста подобных общин, а к середине 1917 года примерно 30000 сестер милосердия, 20000 из которых вышли из епархиальных общин. Общины сестер милосердия стали своеобразным женскими монастырями в миру, где не требовалось пострига в монахини. Данного рода общины объединяли физически здоровых женщин-христианок от 21 до 40 лет, представлявших все сословия и звания, с одним духовным намерением - бескорыстное служение страждущим. Среди таких общин выделялась женская епархиальная община сестер милосердия в Покровском-Рубцове, учрежденная в 1869 году бывшей игуменьей Серпуховского Владыческого монастыря Митрофанией. Сестры общины регулярно ухаживали за больными в Старо-Екатерининской больнице, был открыт приют для сирот от 3 до 9 лет, где была учреждена шестилетняя школа, предусматривающая изучение образовательных дисциплин и Закона Божьего. Особенностью общины являлось то, что на протяжении своей милосердной деятельности она сохраняла монастырский образ жизни, ее насельниц отличались особым аскетизмом и прилежанием, усердным выполнением послушания. Существование женской общины милосердия позволяет говорить о наличии определенного института милосердия в Русской Православной Церкви, обладавшего специально подготовленными кадрами - сестрами милосердия, работающими "в миру" - с ранеными на поле боя, больными и инвалидами, сиротами, престарелыми и т.п. К 1 декабря 1907 года в России насчитывалось 907 мужских и женских монастырей, среди которых примерно четвертая часть были обители, занимавшиеся милосердной деятельностью. Наличие таких благотворительных обителей, как "Дом Трудолюбия" и сестринских общин милосердия говорит о высоком уровне развития социальной деятельности Русской Православной Церкви в конце XIX - начале XX веков. 

Выделяя существовавшие в этот период формы благотворительной  деятельности Православной Церкви, следует  отмстить, что помощь оказывалась  инвалидам и участникам войны (их назвали "военноувечными"), их семьям, престарелым, тяжелобольным, людям  с психическими расстройствами. Социально  незащищенные слои общества - безработные, сироты, неграмотные, нищие, голодающие, погорельцы и другие жертвы бедствий также не оказывались без внимания со стороны Русской Православной Церкви. К ним можно еще присоединить заключенных и страдающих алкоголизмом. Несомненно, милосердно-благотворительная  деятельность Церкви требовала хорошей  организации, финансового и хозяйственного обеспечения. Осуществлялась она многочисленными  благотворительными обществами, комитетами помощи, попечительствами, существующими  при церковно-приходских общинах. Если же они находились при муниципальных  органах управления или других светских организациях, то Церковь принимала  активное участие в их работе.

В рамках благотворительных  обществ при Русской Православной Церкви открывались больницы и лечебницы  для тяжелобольных, психически больных, инвалидов, где за ними ухаживали  сестры и братья милосердия из числа  мирян или послушников монастырей. В бесплатных столовых и чайных все  нуждающиеся могли получить питание. Помимо этого существовали церковно-приходские школы и производственные мастерские, в которых дети из бедных семей  бесплатно обучались грамоте  и какому-нибудь ремеслу.

Финансирование благотворительной  деятельности до Октябрьской революции  осуществлялось из трех основных источников: 1) за счет государственных субсидий; 2) из вкладов общественных организаций  и 3) из пожертвований частных лип. Сама Русская Православная Церковь  делала большие пожертвования на создание и содержание приютов, больниц, школ, раздавала деньги нуждающимся. С другой стороны, в своих проповедях православные священники, обращаясь к прихожанам, постоянно говорили о необходимости их участия в милосердно-благотворительной деятельности.

Одной из важных форм сбора пожертвований от частных  лиц в дореволюционной России были выпуск и продажа (при непосредственном участии Русской Православной Церкви) специальных благотворительных  марок. Они представляли собой своего рода квитанции, подтверждающие факт благотворения. Формой отчетности и контроля за расходованием  средств были благотворительные  боны - талоны, чеки, квитанции, кредитные  марки. По договоренности с владельцами  магазинов, лавок, столовых и чайных эти заменители денежных знаков принимались  в платежи за товары, продукты и  услуги. Весьма примечательно, что на благотворительные боны, распространяемые через общество борьбы за трезвость, было запрещено приобретать винно-водочные изделия. Например, бону Муромского Предтеченского общества трезвости можно было обменять только на пищевые продукты в чайной Семагина и в лавке Смолянинова .

О непосредственном участии Русской Православной Церкви в благотворительном движении борьбы за трезвость в начале XX столетия напоминают "талонные марки" Благовещенского  общества трезвости "Алкоголь - яд", подписанные председателем общества протоиереем П. Воздвиженским. Церковь  также выпускала собственные  боны, которые принимались при  расчете с прихожанами (данный факт имел место в условиях дефицита денежных знаков, возникшего во время первой мировой войны и в первые послереволюционные годы). Помимо этого Церковью выпускались  монеты, которые в условиях денежного  хаоса оказывались "твердой валютой" и использовались не только в рамках благотворительных заведений, но и за их пределами.

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что  Русская Православная Церковь до событий 1917 года большое внимание уделяла  проблемам милосердия и социального  служения. В этот период начинает разрабатываться  теория милосердия, подкрепляемая благотворительной  деятельностью как отдельных  лиц, так и союзов, Церкви и государства  по призрению бедных, увечных, вдов, сирот и т.п.

После Октябрьской  революции 1917 года благотворительная  деятельность была объявлена свойственной лишь буржуазному обществу. Такое  отношение к милосердию вело к  забвению социального служения Русской  Православной Церкви, хотя Церковь  и стремилась продолжать благотворительную  деятельность в полном соответствии со своими многовековыми традициями и христианскими заповедями.

С изменением общественно-политической ситуации в стране после октябрьских  событий 1917 года изменилось и положение  Русской Православной Церкви в государстве. Всякие проявления общественно значимой деятельности Церкви были сведены на нет, несмотря на многовековой опыт социального  служения Русской Православной Церкви.

Характерной чертой советского периода русской истории  было провозглашение государством полной ответственности за решение всех социальных проблем, что привело  к закрытию благотворительных организаций. В ноябре 1917 г. были упразднены все благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам и их семьям. Однако существование острейших социальных проблем, например, массовой детской беспризорности, вынуждало прибегать к организованным формам проявления милосердия и благотворительности (Детский фонд им. В. И. Ленина). Церковь пыталась продолжать дело Б. Во время голода в Поволжье в нач. 20-х гг. св. Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В 1922 г. эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. В 1928 г. общецерковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967). Государственные меры борьбы с нищетой переросли в борьбу с нищими. Бродяжничество объявили преступлением, бездомных отправляли подальше от больших городов, зачастую - в места заключения.

Вместе с тем  надо отметить, что и в годы советской  власти "при Господнем содействии" (Мк. 16, 20) в лоне Церкви совершались  дела милосердия, которые имели, как  правило, частный, индивидуальный характер.

В кон. 80-х гг. XX в. государство признало необходимость  предоставления возможности гражданам  инициативно участвовать в социальной взаимопомощи, видя в этом не только путь к частичному освобождению государственного бюджета от расходов на социальные нужды, но и одно из средств формирования гражданского общества. Были созданы  несколько фондов, которые должны были охватывать своей деятельностью  всю территорию государства: Фонд культуры, Детский фонд, Фонд милосердия и  здоровья. В последующие годы появилось  большое число более мелких благотворительных  фондов и организаций. 
 
 
 
 

  Глава 1.2 Современный период

.Девяностые годы уходящего в историю столетия ознаменованы бурными переменами, вызванными реформированием финансово-экономической системы. В основе этих преобразований лежало здоровое желание построить более эффективную экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако необходимо признать, что десятки миллионов наших соотечественников оказались за чертой бедности, влача порой жалкое существование. Особенно же страдают те, кто не может, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб: тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы. 

В подобного рода условиях, когда последствия финансово-экономических  реформ ощущаются, прежде всего, социально  незащищенными слоями населения, особую значимость в деле оказания помощи неимущим приобретает благотворительная  деятельность, осуществляемая церковными и общественными организациями. 

В течение семи десятилетий  все религиозные организации  и объединения, представленные на территории бывшего Союза, были насильственно  лишены возможности заниматься делами милосердия. Требуются годы совместной работы государственных органов  социальной защиты и церковных организаций, чтобы в тесном сотрудничестве с  другими неправительственными организациями  восстановить негосударственную социальную инфраструктуру, способную взять  на себя долю социальной ответственности  за судьбы наиболее уязвимых групп  населения. 

Первые шаги на ниве диаконического служения связаны с  деятельностью Отдела по церковной  благотворительности и социальному  служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года в  соответствии с определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской  Православной Церкви. Кроме того, многие дела милосердия и благотворительности  осуществляются на уровне епархий, монастырей, приходов, братств и сестричеств  нашей Святой Церкви. 

Так, например, широкую  известность получили церковные  детские приюты, созданные в Астраханской, Калужской, Костромской, Московской, Оренбургской и Тамбовской епархиях. Сотни детей  из зараженных вследствие Чернобыльской  катастрофы регионов, были направлены Отделом по церковной благотворительности  на оздоровительный отдых в Италию. В Воронеже, Йошкар-Оле, Москве, Санкт-Петербурге и Ставрополе функционируют школы  сестер милосердия, а для ухода  за тяжелобольными на дому в Воронежской, Йошкар-Олинской, Калужской, Московской и Тамбовской епархиях созданы патронажные  службы. Ежегодно несколько тысяч  малообеспеченных жителей Москвы и  других областей России получают бесплатную медицинскую помощь в Центральной  клинической больнице Московского  Патриархата. Сотни престарелых  и инвалидов проживают в приходских и монастырских богадельнях Вятской, Костромской, Красноярской, Орловской, Петрозаводской, Рязанской, Чебоксарской и Ярославской епархий. Немалое  внимание Церковь уделяет лечению  алкоголиков и наркоманов, о чем  свидетельствует опыт Абаканской, Барнаульской, Воронежской, Екатеринбургской, Красноярской, Московской, Орловской, Санкт-Петербургской, Ставропольской и Уфимской епархий. Духовенство и миряне Астраханской, Воронежской, Екатеринбургской, Йошкар-Олипской, Краснодарской, Рязанской, Ставропольской и Тамбовской епархий принимают активное участие в деле оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Кроме того, в целом ряде епархий функционируют благотворительные столовые, открыты специальные магазины для малоимущих; опекаются интернаты для престарелых и инвалидов, школы-приюты, детские дома, психиатрические больницы, лепрозории и реабилитационные центры; незамедлительно оказывается помощь жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; созданы благотворительные общества, православные братства и сестричества. Иными словами, от Калининграда до Чукотки, от Таймыра до Северного Кавказа - везде и всюду через приходы Русской Православной Церкви, оказывается благотворительная помощь неимущим и страждущим вне зависимости от их возраста, национальности, религиозных или политических убеждений. 

Безусловно, современные  условия общественного развития открывают перед Русской Православной Церковью большие возможности и  более широкие перспективы для  выработки новых форм активной социальной деятельности Церкви, о чем свидетельствует  принятый 26 сентября 1997 года Федеральный  закон "О свободе совести и  о религиозных объединениях". Так, в соответствии с п. 1 статьи 18-й упомянутого выше закона "религиозные  организации вправе осуществлять благотворительную  деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных  организаций". При этом государство  готово "оказывать содействие и  поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также  реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий" (п.3 статьи 18-й Федерального закона). Таким образом, Церковь получила законодательную основу для своей благотворительной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Церковь и благотворительность в России