Церковь и благотворительность в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

История благотворительности до современного периода. Современный период. Благотворительность и помощь бедным в Европе: современный период. Участие Церкви в благотворительности Европы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Word.docx

— 51.50 Кб (Скачать)

* С XII века начался процесс упадка Киевского государства. Киевская Русь распалась на отдельные независимые феодальные княжества, и уже в XIII веке татаро-монгольское нашествие поработило ослабленную междоусобными войнами князей Русь. Если в домонгольский период на Руси существовала не только церковная благотворительность, но и частная милостыня, светское попечение о бедных, то в период нашествия татаро-монголов на Русь милосердие "фактически находилось в руках духовенства, которому делались богатые приношения на бедных, да и само по себе оно было богато и свободно от татарских даней и поборов".

В период татаро-монгольского ига, когда рухнуло русское государство, Русская Православная Церковь, имевшая  к концу ХШ века около 100 монастырей, одновременно стала единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей убогих, престарелых, нищих, и фактически полностью взяла на себя благотворительные функции. Этому способствовало и то обстоятельство, что татарские ханы, особенно в первый период господства над Древней Русью, уважительно относились к духовенству, давали митрополитам охранительные грамоты (ярлыки), освобождали церкви и монастыри от поборов, давая тем самым Церкви большую возможность для занятия делами милосердия и благотворительности, помощи нуждающимся.

Именно в период татаро-монгольского ига Церковь  учредила первые в государстве больницы, в которых лечили бедных бесплатно.

В то же время, кроме  расширения форм благотворительной  деятельности Церкви, продолжалась и  линия Владимира Мономаха -личное участие князей-правителей в оказании помощи нуждающимся. Так, святой князь  Александр Невский тратил значительные суммы на выкуп русских из татарского плена. Михаил Ярославич, замученный впоследствии в Орде, наставляя сына своего, говорил: "странных и нищих не презирай, угодно бо есть сие Богу". Иоанн  Данилович так и был прозван  Калитой за мешок, который он носил  с собою, раздавая из него милостыню. Святой князь Димитрий Донской был  настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.

* Избавление от татаро-монгольского ига во второй половине XV столетия, восстановление государственности, связанное с возвышением Москвы и Московского княжества, когда началось объединение вокруг Москвы русских земель в единое централизованное государство, привело к тому, что представители Православной Церкви связывают свою судьбу с московскими князьями и всеми силами способствуют их возвышению. С этого времени начинается новый этап в развитии благотворительной деятельности Русской Православной Церкви.

Еще преподобный  Сергий Радонежский неразрывно связал служение русского православного монашества с благотворительной деятельностью. В делах милосердия выражалось призвание  иноков служить миру, что являлось идеалом монашеского делания.

Так, в Николаевско-Пешношском монастыре оказывалось бесплатное лечение в больнице, имелся гостиный двор. С конца XVI века прославился  своей благотворительностью Коневский  Рождественский мужской монастырь, имевший бесплатную гостиницу для  путешественников и странноприимный  дом для богомольцев.

Большую известность, благодаря своей благотворительной  деятельности, получил Иосифо-Волоколамский  монастырь, имевший странноприимный  дом, гостиницу, больницу, богадельню и  церковноприходскую школу на 18 мальчиков.

Особым примером христианского милосердия служит жизнь  святителя Макария в его бытность архиепископом Великого Новгорода  и Пскова: в 1595 году он отдал все  деньги на выкуп пленных у крымских татар.

Роль и значение Церкви в благотворительной деятельности особенно возрастает после Стоглавого Собора 1551 года, когда государство  стало стремиться регулировать благотворительность  церквей и монастырей. Им предписывалось отделить действительно нуждающихся, прокаженных и состарившихся, переписать их по всем городам и устроить для  них мужские и женские богадельни под руководством священников и  целовальников, а также содержать  эти учреждения за счет пожертвований. 

Данная тенденция  в развитии благотворительности  обусловлена, по всей видимости тем, что к середине XVI века многие государственные  деятели, убедившись, что раздача  милостыни без разбору не уменьшает, а увеличивает нищенство, начинали относиться к этой форме благотворительности  отрицательно.

В общественном сознании уже со времен Стоглавого Собора зрела  идея перехода от благотворительности  к системе общественного и  государственного призрения. При этом начали яснее обозначаться и контуры  системы призрения, которая должна была включать не только помощь бедным милостыней и особенно содержание их в богоугодных заведениях, но и  предоставление трудоспособным нуждающимся  заработка.

Мысль о развитии государственной помощи была впервые  высказана царем Иваном Грозным  на Стоглавом Соборе. Он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы и  созданы приюты для всех нищих  и убогих.

Кроме того, особое внимание уделялось бесплатному обучению грамоте бедных детей, сирот, для  которых открывались приюты при  монастырях, церковно-приходские школы. Например, среди обителей в этом отношении выделяется Виленский  Свято-Духов монастырь, при котором  имелось Виленское Свято-Троицкое Братство, занимавшееся благотворительностью. Братство содержало для обучения "убогих сирот" школу, где шло  обучение "языкам: русскому, греческому, латинскому и польскому", поддерживало материально "людей ученых, духовных и светских, для школьной науки...". Братство раздавало милостыню по госпиталям, тюрьмам, уличным нищим  дважды в год: на Рождество и Пасху.

Через два года после  того, как Собором русских иерархов Патриархом Московским и всея Руси был поставлен святитель Ермоген, в Москве начался голод, вызванный рядом тревожных событий Смутного времени. Проявляя заботу о неимущих, Первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом.

По инициативе Святейшего Патриарха Московского и веся Руси Филарета, была урегулирована  податная повинность на основе проведенной  переписи населения.

В сохранившихся  воспоминаниях архидиакона Павла  Алеппского о посещении Русской  Православной Церкви Патриархом Антиохийским Макарием сообщается следующее: во время  трапезы, устроенной Московским Патриархом Никоном, в Вербное воскресенье, "в столовую привели нищих, слепых, увечных, безногих и поставили для  них стол близ Патриарха, который  поздравлял каждого из них, кормил и  поил с полным уважением. Наконец  Патриарх поднялся, ему поднесли таз  и кувшин, и он обошел нищих, умывая, вытирая и лобызая их ноги, всех по порядку, при этом раздавал им милостыню  до последнего". Святейший Патриарх Никон проявлял особую заботу о том, чтобы в случае пожара с крестьян не взыскивали бы недоимки, чтобы им вовремя выплачивали жалованья, чтобы принималось во внимание и  семейное положение крестьян. О вовлеченности  Патриарха Никона в решение всех этих социальных вопросов свидетельствуют  многочисленные письма и указы Предстоятеля Русской Православной Церкви.

В 1678 году Патриарх Иоаким увеличил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные  средства.

В царствование Феодора  Алексеевича (1676-1682 гг.) в монастырские обязанности вменялась новая  повинность: собирать в Москве увечных  людей для призрения, отличая  их от притворных нищих. Дмитровский  Борисоглебский монастырь содержал негодных для службы стрельцов. Позднее, на государственном уровне принимается решение о строительстве двух богаделен не по церковной линии, а в рамках государственной службы общественного призрения.

В последующем эти  направления развивались параллельно: частное и государственное.

Церковная реформа  Петра I, упразднив патриаршее управление и заменив его коллегиальным, по существу поставила Церковь на службу государству, что отразилось и на характере социальной деятельности Русской Церкви, которая оказалась  под жестким контролем.

Петр I, следуя примеру  Людовика XIV, требовал повсеместного  устройства по губерниям "гошпиталей", то есть, приютов для всякого рода призреваемых, заботился о помещении  инвалидов по монастырям и приказывал строить по городам, на церковных  дворах, приюты для принятия "зазорных" детей, на тех же основаниях. Согласно историко-статистическому описанию Тихвинского Богородицкого мужского монастыря, именно при Петре I здесь  была основана богадельня, имеющая  главной целью обеспечение спокойной  старости увечным и израненным воинам.

В 1764 году Екатерина II при поддержке определенной части  православных иерархов произвела секуляризацию  большой части церковных земель. Отобранные у Церкви земли были переданы в ведение учрежденной для  этой цели Коллегии экономии и получили название экономических. В Москве и  Петербурге создаются комитеты по "разбору  и призрению просящих милостыню". С 1764 года открываются новые монастыри, имеющие богадельни, приюты, странноприимные  дома, школы с общежитиями для  учеников.

С учреждением приказов общественного призрения в 1775 году последним предписывалось устраивать сиротские и работные дома для  просящих милостыню профессиональных нищих, способных прокормиться собственной  работой, и оказывать помощь добровольно  явившимся за вспомоществованием. Для  увеличения денежных средств приказов общественного призрения им разрешены  были приемы вкладов на хранение и  выдача ссуд под недвижимость и государственные  процентные бумаги.

Таким образом, благотворительная  деятельность стала возможной не только за счет пожертвований в пользу нуждающихся, но и благодаря специальным  благотворительным структурам, включающим банки, магазины, газеты и т.п. К середине XIX века традиции церковной благотворительности  прервались в связи с упадком  социальной активности прихода, лишенного  прав юридического лица.

Общественное призрение  в XIX веке (до реформы 1861 г.) включает в себя и меры по обеспечению вдов: открываются вдовьи дома (призрение неимущих, увечных и престарелых вдов, лиц, состоящих на государственной службе), среди которых выделяется основанный в 1803 году в Москве вдовий дом. В 1819 году основано попечительное тюремное общество; продолжают устраиваться работные дома и выделяются пособия на дому и т.п.

В 1823 году в Санкт-Петербурге создается Дом убогих Императорского Человеколюбивого общества, именуемый  Исидоровским. Цель данного заведения - призрение престарелых и больных  женщин. Следует отметить, что в XIX веке создаются дома призрения и  для малолетних бедных детей, дома призрения  душевнобольных; наряду с сословными домами призрения, были организованы дома и всесословные. Многие приюты для  детей существовали за счет банков, издания газет и т.д. Например, дети убитых и умерших от полученных на службе ран и увечий военнослужащих имели пенсию и вспомоществование от созданного в Александровском комитете попечения раненых инвалидного капитала, а также за счет издания газеты "Русский инвалид", за счет бенефисов, маскарадов, концертов и представлений.

В 1838 году открывается  сиропитательный дом Е. Медведниковой  в Иркутске. Название "Сиропитательный  дом" дается различным учреждениям  для призрения сирых и убогих детей.

Сиропитательный дом  Е. Медведниковой представлял собой  закрытое учебное заведение для  детей бедных родителей, преимущественно  сирот, содержание которых осуществлялось за счет существующего при доме банка, части чистой прибыли.

В XIX веке появляются женские общины, представляющие переходные формы от мирской жизни к монашеской. В течение XIX столетия было основано около 100 общин, образованных преимущественно  при приходских церквах в виде богаделен, существование которых  обеспечивалось подаянием прихожан. Большинство из этих общин было возведено  в ранг монастырей, обязательно занимающихся милосердно-благотворительной деятельностью.

В 1864 году Александром II было принято законодательство о  церковных братствах и церковно-приходских попечительствах, допускавшее и  регламентировавшее церковную благотворительность. С 1866 года учреждение при монастырях благотворительных и воспитательных заведений сделалось обязательным для каждой вновь открываемой  обители. В указе обер-прокурора  Синода графа Л. А. Толстого от 6 апреля 1866 года учредителям монастырей предлагалось "соединить с удобствами монашеской жизни цель благотворительную или  воспитательную". По этому указу в период с 6 апреля 1866 года по 1869 год было учреждено 10 монастырей со школами, богадельнями и приютами. С 1870 года по 1886 год было учреждено 37 монастырей, занимающихся благотворительностью. В 1889 году при приходских храмах было 660 богаделен и 480 больниц.

В 1882 году святым праведным  Иоанном Кронштадтским был построен "Дом Трудолюбия", получивший известность  как просветительно-благотворительное  учреждение, которое давало каждому  возможность получать помощь не как  подаяние, а как награду за известный  труд. Целью этого дома призрения  было стимулирование трудовой деятельности, что не достигалось, как правило, частной милостыней. В таком "Доме Трудолюбия" протоиерей Иоанн Кронштадтский  разместил благотворительные учреждения, в которых неимущие не только работали, но и учились, лечились, могли отдыхать, получать пособия, ночлежный приют  и т.д. Здесь была предпринята  попытка заменить милостыню коллективным трудом самих нуждающихся, самообеспечением, заменить чувство жалости на сострадание, что явилось важным шагом на пути институционализации социального  служения Русской Православной Церкви.

Информация о работе Церковь и благотворительность в России