Брак и семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

В период окончательного формирования социальной системы люди-обезьяны были объединены в первобытные кровнородственные орды, в нечто среднее между стадом животных и человеческим обществом. В этих ордах существовала беспорядочная половая жизнь. Сексуальные взаимоотношения складывались между кровными родственниками: родителями и детьми, братьями и сестрами. Со временем беспорядочные и особенно родственные половые связи исчезли, так как было замечено, что кровосмешение приводит к дефектам в потомстве.

Работа содержит 1 файл

Брак и семья.docx

— 227.02 Кб (Скачать)

 

Брак-товарищество


Если романтические браки чаще всего создаются на почве отвлеченных  мечтаний и трагических мук, то браки-товарищества гораздо ближе к реальной жизни. Вместо слепого обожания партнеры-друзья, полюбившие человеческие качества друг друга, идут по жизни рядом. О таких  отношениях прекрасно говорил французский  писатель и философ Альбер Камю (1913—1960).

Не иди впереди меня —

Я могу не пойти вслед.

Не иди позади меня —

Я могу не суметь возглавить.

Иди рядом со мной

И будь мне просто другом.

Слово «товарищ», «компаньон» (сотоварищ) когда-то означало человека, который  ест хлеб вместе с другим. Сейчас слово «товарищ» употребляется в более широком смысле. В нем заключен акцент на сходных идеалах людей, на их общих интересах или задачах в жизни. Необходимым условием выступают одинаковые вкусы, например отношение к музыке и искусству, общие увлечения одним из видов спорта, общая любовь к садоводству и т. п.

Брак, основанный на общности интересов  и взаимном влечении, можно рассматривать  скорее как содружество, которое  не исключает активных любовных взаимоотношений. Два человека могут Не все время проводить вместе, но действовать в полном согласии. Совсем не обязательно заниматься им одним и тем же делом. Они находят удовольствие в общих интересах и уважают самостоятельные интересы каждого. Такие взаимоотношения супругов, даже если они начинались без особой страсти, очень часто перерастают в браки, которые хранят большую любовь и преданность друг другу всю жизнь.

Брак-товарищество нередко встречается  между супругами, для которых  романтические отношения сами по себе не представляют ценность, при  которых интимные отношения не приносят радости и удовольствия, а сексуальные  желания угасли в результате болезни  или каких-либо иных причин.

С течением времени, с возрастом  содружество, товарищество супругов становится для них наиболее важным элементом  брака. Для пожилых людей это особенно существенно, когда рядом есть человек, с которым можно делить все радости и горести жизни, о котором можно заботиться, благодаря которому человек лишен одиночества. Следовательно, брак, основанный на товарищеских отношениях, создается при общности интересов обоих партнеров.

Брак-содружество встречается не только среди пожилых людей. Многие молодые пары вначале долго проверяют  друг друга, иногда даже какое-то время  живут вместе, а затем, обнаружив, что их отношения дают почву для  создания семьи, они решают жениться. Эти супруги — товарищи в полном смысле этого слова. Они будут  поддерживать друг друга в любой  беде. Для многих из этих людей товарищеские отношения важнее романтических  чувств. Они любят общество друг друга по иным причинам. При вступлении в брак у них есть прочный фундамент взаимных чувств, основанных на тонком понимании друг друга, которые являются гарантией хороших семейных взаимоотношений в будущем.

Браки-товарищества раскрепощают супругов, потому что дружба не регламентируется обществом или законами, она существует в браке только для двух людей. Обычно товарищеские браки бывают очень  прочными. Однако раскрепощение и свобода порой дают одному из супругов возможность развлечений на стороне, причем эта потребность может удовлетворяться как в сексуальной, так и в общественной и культурной сферах. Иногда подобные «отвлечения» от брака принимают форму подлинной страсти в виде увлечения, например, политикой, спортом, садоводством или служебными обязанностями. Иногда они означают внебрачные связи. Так называемые «открытые браки» чаще всего соседствуют с к товарищескими браками, так как именно в этих побочных союзах у одного из партнеров законного брака стали появляться тенденции к свободе на более низком уровне.


 

Брак для любви


О чувстве любви люди говорят  по-разному. Слово «любовь» употребляется  в самых различных значениях. Определяя свои отношения, мужчины  и женщины говорят, что они  влюбились или разлюбили, потеряли любовь. Любовью называют также чувство, которое испытывают люди к своей  семье, к друзьям и близким. Все  эти проявления чувства любви  очень важны для людей, но на них  мы останавливаться не будем. Речь пойдет только о любви в браке.

Я убеждена в том, что возникшее  чувство между мужчиной и женщиной, которые проявляют друг к другу  интерес, может порождать настоящую  взаимную любовь даже тогда, когда интерес  принимает замаскированную форму  какой-либо выгоды. Я верю, что заинтересованные друг в друге люди потенциально способны создать свой брак и ради любви. Любовь целебна, она дает жизнь и свободу, источает энергию. Она сильна и деятельна. За нее стоит бороться, ради нее  стоит жить. Каждый человек достоин  большой счастливой любви.

Определения любви у разных народов  одновременно и запутывают и разъясняют смысл этого чувства. Так, одни авторы, определяющие слово «любовь», цитируют древнеиндийское слово «lubhyati», которое означает «он желает». Другие используют слова греческого происхождения, такие как «eros» и «agape». В словаре Н. Уэбстера (1758—1843)2 сказано, что это «чувство глубокой личной привязанности, вызванное сочувствующим пониманием или узами родства; страстная привязанность».

Я понимаю под словом «любовь» еще  и очарование, желание и безусловную  добрую волю. Любящие люди могут  выражать друг другу важные для них  эмоции прямо и открыто, без каких-либо скрытых мотивов. В любви должно быть яркое сверкание, радость и удовольствие. Она вызывает страстную привязанность и сильное физическое влечение. У нее есть свои взлеты и падения. В любви чувства двоих людей сливаются в прочный поток взаимного доверия и признательности.

Активно любить означает проявлять  к супругу нежность, уважение, доверие  и верность. Такие понятия как  привязанность, преданность, не передают силы и глубины чувства, называемого  словом «любовь». Австрийский психолог 3. Фрейд (1856—1939) сказал, что любовь —  это привязанность, а не чувство. Однако стоит ему возразить, так  как люди часто испытывают привязанность  к тем, кто им даже не нравится.

Человек, любящий другого, желает для  него всего самого лучшего. Он не задается вопросом: какая выгода будет для  него от этой любви? В истории известны факты, когда короли отрекались от престола, отказывались от наследства и всех богатств, чтобы жениться на любимой  женщине, считая чувство любви самой  большой ценностью в жизни.

В браке обычно любовь проявляется  более полно и сильно. Она концентрируется  на определенном человеке, связывая воедино  внутреннюю суть двух людей. Настоящая  любовь не ограничивается внешними проявлениями, она проникает в сердце избранного.

Близость и интимность порой  возникают постепенно на основе повседневных забот. Иногда интимной близости способствует прекрасный вечер с музыкой и  цветами, когда оба партнера витают в атмосфере романтики, счастья  и любви. Ощущение глубокой душевной близости приходит с совместно прочитанной  книгой, а также во время прогулки вдвоем под дождем, или при посещении  музыкального концерта. И тогда супруги, брак которых основан на любви, получают наслаждение от брака-товарищества.

Я знала супругов, которые после  десяти лет довольно-таки бурного  брака, так и не достигнув чувства  единства, продолжали любить друг друга. Супруга оставила мужу записку у  зеркала, где он обычно брился, следующего содержания: «Я хочу, чтобы ты изменил  кое-что в своих поступках и  словах. Но я не разлюблю тебя, даже если ты этого не сделаешь, потому что  я люблю тебя таким, какой ты есть. Мне очень часто не нравится то, что ты делаешь, но я люблю тебя. Есть ли в этом смысл?» Муж написал  жене в ответ: «Я рад, что нравлюсь тебе таким, какой я есть, иначе  к чему наш брак? Я не хочу разыгрывать  для тебя представление. Я просто хочу быть собой. Когда я чувствую, что нравлюсь тебе, тогда я хочу и могу что-то изменить. В радости  и горе, в богатстве и бедности, в болезни и здоровье... я люблю  тебя».

Супружеская жизнь складывается значительно  лучше, если партнеры любят друг друга  за индивидуальность, а не только ради удобства, романтики, товарищества или  духовного единства.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типология моделей семьи


Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом.

По определению социологов «институтом» называется совокупность социальных ролей  и статусов, предназначенная для  удовлетворения определенной социальной потребности.

Здесь следует уточнить понятия  «роль» и «статус».

Под статусом понимается позиция человека в обществе с определенными правами  и обязанностями, а роль — это  ожидаемое поведение, связанное  с определенным статусом. Если человек имеет социальный статус дворянина, то окружающие ожидают от него только исполнения своей роли: верности государю, соблюдения кодекса чести, личной автономности и ответственности и т. д. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.

Результат социализации ребенка определяется присвоением социальных норм и ценностей  в ходе взаимодействия с другими  людьми. И решающую роль в социализации ребенка играет семья.

Семья как социальный институт помимо воспитательной выполняет еще ряд  функций, а именно: 1) экономическую  функцию — в доиндустриальную эпоху и семья была первичной производственной группой, в настоящее время — в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление, 2) функцию передачи социального статуса —семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи — детям, 3) функцию поддержания благосостояния членов семьи.

Многие исследователи, в частности  Т. Парсонс, утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи осталась социализация детей.

Я же полагаю, что социализация детей  всегда, во все времена и у всех народов, была единственной специфической  функцией семьи, а прочие функции  были дополнительными и менялись на протяжении веков.

Социологи различают следующие  основные формы семьи:

1) Нуклеарная семья — состоит из взрослых и детей, которые от них зависят;

2) Расширенная семья включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и др.).

Семья как и любой другой социальный институт скрепляется системой власти. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья — власть принадлежит жене, эгалитарная семья — власть равномерно распределяется между мужем и женой.

Я считаю, что последний вариант  семьи, характерный для индустриальной эпохи и являющийся результатом  кризиса семьи как социального  института, маскирует распад структуры  семьи и латентный конфликт: в  индустриальных странах растет число  разводов, а в постиндустриальных странах достигает максимума. Это  позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с «традиционной семьёй», но и  семьей как таковой. В США за 30 лет (с 1960 по 1990) уровень разводов возрос почти в 15 раз, он самый высокий  в мире.

Хотя появление «альтернативных» семей, распространение гомосексуальных  браков, жизни в коммунах и прочих вариантов отношений, заменяющих семью, наводит на мысль о прогрессивности  отказа от семьи как социального  института, последствия этого отказа катастрофичны для процесса социализации детей.

Доминирование работающей матери в  семье приводит к тому, что дети хуже усваивают ценности, нормы и  мораль общества. Правда, исследования американских психологов подпали, что  несовершеннолетние преступники реже выходя i из семей родителей-одиночек, чаще из семей с конфликтующими двумя родителями. Но дети матерей-одиночек испытывают большие проблемы в социальной адаптации, выборе брачного партнера и воспитании собственных детей. Нить социального наследования рвется.

В России семья, несмотря на наличие  аналогичных происходящим в США  процессов, также сохраняет свои важнейшие социальные функции.

Введен ряд дополнительных важных понятий:

1.  Реальная семья — конкретная семья как социальная группа, объект исследования.

2. Типичная семья — наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи.

3.  Идеальная семья — нормативная модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях и культуре общества, в первую очередь — религиозной.

4. Элементарная семья — семья, состоящая из трех членов: муж, жена и ребенок.

Предметом нашего рассмотрения будут  модели идеальной семьи с точки  зрения их психологической структуры. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.

Итак, семья является социальным институтом, а конкретная семья — институализированной социальной группой, функция которой  заключается в первичной социализации детей.

Как любая другая институализированная группа, она скрепляется отношениями  «власти-подчинения» и взаимоответственности. Члены семьи могут любить друг друга, могут ненавидеть, удовлетворять  свои сексуальные и прочие потребности  в семье или «на стороне», иметь  собственных детей или приемных, но пока есть система этих отношений  и пока семья выполняет задачу воспитания детей — она существует. Поскольку речь идет не о браке, а о семье, будем оперировать не терминами «муж» и «жена», а «отец» и «мать» — это роли, определяемые функцией в социализации и обеспечении жизнедеятельности ребенка. Их могут выполнять не

только биологические мать и  отец, но в неполных и даже полных семьях — бабушка и дедушка, другие родственники, старшие братья и сестры, хотя при такой замене исполнителей возникают дефекты социализации.

К примеру, в гомосексуальных семьях с ребенком один партнер может  брать на себя функции матери, а  другой — функции отца.

Но люди остаются людьми и во взаимоотношениях проявляют весь спектр своих переживаний: в интегрированном виде отношения  можно описать еще одним параметром — эмоционально-психологической  близостью, которая связана с  мотивацией аффилиации (присоединения). Между тремя видами отношений, характеризующими психологическую модель семьи, существуют определенные связи. Доминирование предполагает ответственность за тех, кто подчиняется, а ответственность — власть над людьми, для реализации ответственных задач.

Психологическая близость обычно отрицательно коррелирует с отношением «доминирования-подчинения»: чем больше власть одного человека над другим, тем меньше между ними психологическая близость, поскольку власть —это принуждение.

Любовь к носителям власти также  возникает в определенных культурах  и воспитывается.

Дадим характеристику основным видам  отношений, реализующихся в семье.

1. Доминирование-подчинение

Семья — это в первую очередь  структура, в которой реализуется  отношение власти: доминирование-подчинение.

Наиболее, на мой взгляд, емкое определение  доминирования (власти, господства) сделал политолог Р. Э. Дал: «Мое интуитивное представление о власти выглядит примерно так: А обладает властью над В в той мере, в какой он может заставить В сделать то, что, предоставленный самому себе, В делать не стал бы».

Социальный ранг характеризует  даже особей в группе животных одного вида, живущих стаей, стадом и пр. на определенной территории. Борьба за доминирование ведется особью постоянно  и с переменным успехом.

Отношения «доминирования-подчинения»  в группе людей, несомненно, имеют социокультурную специфику и, конечно, не сводятся к «порядку клевания» (pecking order). Выделяют 5 видов социальной власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослыми в семье (Френч и Равен).

1) Власть вознаграждения — ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально-одобряемым (ожидаемым) поступком, наказание — за социально-порицаемым.

2) Власть принуждения — в ее основе лежит жесткий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному — угроза, либо физическому).

3) Власть эксперта — основана на большей компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).

4) Власть авторитета — в ее основе лежит уважение к человеку (одному из родителей), который является образцом — носителем социально-одобряемого поведения.

5) Власть закона — единственная форма внеличностной власти, однако носителем и истолкователем «закона» — правил поведения — для ребенка являются взрослые и, в частности, родители.

Как правило, социальные психологи  связывают доминирование с принятием  социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность  за сохранение нормальных отношений  между членами группы.

Кроме того, с доминированием связывают  импровизационную активность и инициацию  действия. Считается, что наиболее успешными  лидерами являются лица, склонные к  торгу, равнодушию к межличностным  отношениям, умеющие сопротивляться социальному давлению, стремящиеся  к достижениям, риску и получающие удовольствие от манипуляций другими  людьми.

Задача доминирующей личности —  обеспечение безопасности группы, координация  действия ее членов для достижения групповых целей, определение перспектив жизни и развития группы и внушение веры в будущее.

Доминирование одного из супругов является необходимым условием устойчивости семьи. Не меньшее значение имеет  удовлетворенность браком, при условии  паритетных отношений и совместности проведения досуга.

2. Ответственность

Ответственность относится к числу  наиболее сложных по содержанию понятий  в психологии личности и социальной психологии.

В рамках теории морального сознания существует несколько гипотез о  природе ответственности и стадиях  развития ответственного поведения.

По К. Хелкману, есть три фазы формирования ответственности: 1) автономная субъективная ответственность, 2) ответственность как социальная обязанность, 3) ответственность, основанная на принципах морали.

Типология Ф. Хайдера основана на концепции приписывания (атрибуции) ответственности за действия себе или окружению. Ф. Хайдер выделяет пять уровней атрибуции ответственности: 1) «ассоциация» — человек отвечает за каждый результат, который как-то связан с ним, 2) «причинность» — человек ответственен даже тогда, когда не мог предвидеть результат, 3) «предвидимость» — ответственность за любое предвидимое последствие действий, 4) «намеренность» -ответственность только за то, что человек намеревался сделать, 5) «оправдываемость» — ответственность за действия человека разделяется с окружающими.

Личностную ответственность связывают  с ее проявлением в поведении: «Степень личной ответственности —  это чувство определенной возможности  контролировать совершение действия и  его исход».

К. Муздыбаев определяет социальную ответственность следующим образом: «Это прежде всего качество, характеризующее социальную типичность личности. Поэтому мы будем говорить о социальной ответственности, имея в виду склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия. Отчужденность от социальных норм и неумение найти смысл жизни ослабляют социальную ответственность.

К. Муздыбаев выделяет следующие вектора развития ответственности: 1) от коллективной к индивидуальной (вектор индивидуализации по Ж. Пиаже). С развитием социума за поступок отдельного человека отвечает не группа, к которой принадлежит человек, совершивший поступок, а он сам; 2) от внешней к внутренней, осознанной личностной ответственности (вектор спиритуализации ответственности по Ж. Пиаже), переход от внешнего к внутреннему контролю поведения; 3) от ретроспективного плана к перспективному — ответственность не только за прошлое, но и за будущее; личность не только предвидит результаты своих действий, но и стремится активно их достигать;

4) ответственность и «срок давности»  — возможность влияния прежних  отношений между людьми на  их настоящие взаимоотношения,  когда они уже другие.

Е. Д. Дорофеев предлагает дополнить  вектора развития ответственности  еще одним. Этот вектор можно определить как развитие индивидуальной ответственности  за все большее количество людей  — «от ответственности за себя к ответственности за всех».

Принять ответственность можно  за отношения в группе, а также  за ее деятельность (цель, результат  и процесс). Ответственность за групповые  отношения подразделяется на ответственность 1) за групповые нормы (как результат  прошлых взаимодействий), 2) за стремление к изменению норм, традиций, отношений (будущее), 3) за реальное состояние группы (настоящее).

Личность может нести ответственность  за себя, за отдельных членов группы, за референтную группу (часть группы, к которой принадлежит) и за группу в целом.

Тем самым Е. Д. Дорофеев выдвигает  трехмерную модель групповой ответственности; 1) время (прошлое, настоящее, будущее), 2) характеристики (деятельностные, отношенческие), 3) субъект (за себя, за отдельных других, за группу).

Эту модель, очевидно, требуется дополнить  еще одним параметром: перед кем  несет ответственность личность (перед собой, перед отдельными другими, перед группой в целом, перед  обществом в целом).

В нашем случае член семьи может  нести ответственность за других отдельных членов семьи (например, жену или мужа, или детей) и за семью  в целом. Роль лидера, главы семьи  предполагает именно ответственность  за семью в целом: ее настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение  членов семьи, перед собой и семьей, перед общиной (ближайшим социальным окружением) и той частью мира людей (общества), которому принадлежит семья. Это всегда ответственность за других, и не просто отдельных близких  людей, а за социальную группу как  целое.

3. Эмоциональная близость

Психологически она основана на мотивации аффилиации. Мюррей в 1938 г. описывал мотив потребности в аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам». Под аффилиацией (контактом, общением) мы подразумевали определенный класссоциальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны.

Аффилиация должна завершиться установлением взаимоприятных, дружеских отношений, симпатий партнеров по общению. Люди мотивированы не только положительно (надеждой на установление хороших отношений), но и отрицательно (страхом отвержения). Эти мотивационные ожидания формируются на основе обобщения опыта общения человека с другими людьми.

Аффилиация противоположна власти — любовь толкает человека на поступки, которые он хочет совершить, а страх власти (мотивация подчинения) принуждает к таким действиям, которые человек не совершал бы по своей воле.

Поэтому аффилиативная мотивация почти всегда выступает компенсатором мотивации «власти-подчинения»: нигде так много не говорится о любви к ближним как в православном богословии, а между тем именно в православной догма-гике отношение «власть-подчинение» имеет особое значение.

Мусульманская догматика для тех  же целей использует «уважение»: младших  к старшим, жены к мужу (первое — i иокнее). «Уважение» — это признание значимости другого по сравнению с собой, но без любви. В «уважении» мотивация подчинения слита с мотивацией самооценки в единую структуру.

Психологические модели элементарной семьи можно разделить по следующим  основаниям:

1. Кто несет ответственность за семью: отец или мать (или достигший дееспособного возраста ребенок)?

«Нормальной» семьей будем считать  семью, где ответственность несет  муж (отец).

«Аномальной» семьей назовем такую  семью, где муж не несет ответственности  за нее.

Если ответственность не несет  никто — это «псевдосемья».

2.  Кто доминирует в семье?

В патриархальной семье доминирует отец.

В матриархальной семье доминирует мать.

В так называемой «детоцентрической» семье реально (психологически) доминирует ребенок, его потребности или капризы.

В эгалитарной семье властные функции  распределены, но их распределение  — постоянная почва для конфликта (отсюда возникновение «теорий конфликта» для описания современной семьи), можно назвать ее конфликтной  семьей.

Иерархия доминирования включает трех членов семьи, посему важно не только определить, кто доминирует над всеми, но и саму иерархию «власти-подчинения».

На первый взгляд теоретически в  полной элементарной нуклеарной семье существует всего лишь 6 типов иерархии (в порядке доминирования): 1) «отец-мать-ребенок», 2) «отец-ребенок-мать», 3) «мать-отец-ребенок», 4) «мать-ребенок-отец», 5) «ребенок-отец-мать», 6) «ребенок-мать-отец».

Однако отношения доминирования  не являются транзитивными, т. е. если отец главенствует над ребенком, а тот  — над матерью, мать вполне может  главенствовать над отцом, поэтому  число вариантов с учетом нетранзитивности на 2 больше.

В неполной нуклеарной семье, естественно, возможны всего четыре варианта.

В расширенной нуклеарной семье существует иерархия отношений среди детей, а также включение отдельных детей в иерархические отношения с матерью и отцом и т. д. Многообразие жизни простой теоретической схемой не опишешь, но некоторые проблемы схема все же помогает прояснить.

Эмоциональная близость-отдаленность также характеризует отношения  в тройке «отец-мать-ребенок»: ребенок  может быть «ближе» к матери, чем  к отцу и наоборот, родители могут  быть ближе друг к другу, чем к  ребенку, все могут быть равно  близки друг другу и т. д.

В конкретной культуре может придаваться  различная значимость отношениям «власти-подчинения», эмоциональной близости, ответственности. Это проявляется в различном  «весе» тех или иных отношений  в структуре семьи.

Математически можно описать возможные  модели полной элементарной нуклеарной семьи системой трех параметров с определенными на них весовыми коэффициентами; место каждого члена семьи в пространстве признаков будет определено. Два параметра (ответственность и доминирование) характеризуют одного члена семьи, третье измерение (эмоциональная близость) характеризует каждую из трех пар («отец-мать», «отец-ребенок», «ребенок-мать»). Отношение доминирования — векторное, остальные — скалярны.

Следует отметить, что в реальности личностные переживания психологической  близости — отношения векторные, поскольку аффилиативная мотивация определяет направленность поведения: ребенок может стремиться к матери, а мать быть отчужденной от него.

Психологическая эмоциональная близость является «результирующей» направленности двух членов семьи, но за этой результирующей могут скрываться куда более сложные  эмоциональные отношения.

Чаще субъект доминирования  и ответственности совпадают  в одном лице.

Вариант семьи, в которой доминирует один член семьи, а ответственность  несет другой, назовем «эксплуатирующей»  семьей (типичный случай «Святое семейство» в составе Девы Марии, Иисуса Христа и отвечающего за них, но низшего  в иерархии Иосифа Обручника).

Можно предположить, что максимально  стабильной является семья, в которой  субъект ответственности и власти одно и то же лицо, а члены семьи  психологически ближе к нему, чем  друг к другу. Как будет видно  из дальнейшего анализа, к этому  типу наиболее близка «идеальная» католическая семья, что, разумеется, не делает ее идеальной  в эмоционально-оценочном смысле этого слова.

Еще раз стоит упомянуть, что  пока речь идет лишь о теоретической  конструкции и ни о чем более.

Таблица Модели семьи с учетом отношений  доминирования-подчинения

«Нормальная» семья

Семья и брак возникли на довольно позднем этапе развития общества. Наиболее ранней формой брачно-семейных отношений был групповой брак. Формой общежития являлась родовая  коммуна. Она состояла из мужской и женской групп и обеспечивала не только биологическое воспроизводство, но также вскармливание и воспитание детей. Помимо мужской и женской групп в коммуне выделялась детская группа, которая была более тесно связана с женской.

Между детством и зрелостью лежал  обряд инициации: подросток проходил испытание (душевное и физическое) и  переходил в мужскую или женскую  группу. Иногда молодому мужчине присваивалось  новое имя. В той или иной форме  обряд инициации сохранился по сей день: речь идет не только о «прописке» молодого уголовника в тюремной камере или о переводе солдат срочной службы из «молодого» в «котлы». Классической процедурой инициации является, например, защита диссертации: соискатель долго готовится к процедуре, у него есть наставник (опекун) — научный руководитель или консультант, его подвергают серии душевных (к счастью — не физических) испытаний более «взрослые», и, наконец, он зачисляется в старшую группу и получает новое «имя» кандидата или доктора наук со всеми сопутствующими правами и обязанностями.

В примитивном обществе переход  юношей в мужскую группу психологически был, наверное, более сложен и проходил болезненней, чем переход девушек  в группу взрослых женщин, если учитывать  структуру психологической близости мужской, женской и детской групп. Это проявлялось в том, что  человек всю жизнь принадлежал  к коллективу, в котором он родился, к которому принадлежала его мать. Это отнюдь не значит, что принадлежность человека к роду определялась по матери. Человек принадлежал к данному  роду вовсе не потому, что к нему принадлежала его мать, а потому что он от рождения входил в состав данного коллектива и ни в какой  другой входить не мог. Отношения  не были еще персонифицированы: существовали отношения не «личность-личность», а «группа-группа».

Судьба человека была производной  от динамики межгрупповых отношений. И  лишь когда род перестал совпадать  с трудовым коллективом, стало определяться родство: по отцу или по матери. Особенности  определения родства были связаны  с типом культуры.

Существует ли нечто общее в  отношениях внутри нормальной семьи, что  не зависит от времени, культуры, этнического  строя?

И здесь уместно предоставить слово  психологу и антропологу Маргарет Мид: «Мы можем столкнуться в некоторых сообществах с очень ленивыми мужчинами или, наоборот, с женщинами, ненормально свободными от каких-либо обязанностей, как в бездетном городском доме в Америке. Но принцип сохраняется повсюду. Мужчина — наследник традиций, должен обеспечивать женщин и детей. У нас нет никаких оснований считать, что мужчина, оставшийся животным и не прошедший школу социального обучения, смог бы сделать что-нибудь подобное». От социального устройства общества зависит, каких женщин и каких детей будет обеспечивать мужчина, хотя главное правило здесь, по-видимому, предполагает, чтобы он обеспечивал женщину, с которой он находится в половой связи. С ее точки зрения не столь важно, чьи дети, является ли мужчина биологическим отцом или нет: дети могут быть усыновлены, выбраны, могут быть сиротами и т. д. Однако во всем мире существует представление о долге и семье, за которую ответственен мужчина. Муж приносит пищу в дом, жена ее готовит, муж обеспечивает семью, но жена воспитывает детей. М. Мид считает, что требуются особые социальные усилия, чтобы мужчина выполнял обязанность кормить семью и детей, поскольку у этой социальной обязанности нет биологического механизма, между тем как материнская привязанность к ребенку — природная. Российский поэт Михаил Львов (правда, по другому поводу) написал: «Чтоб стать мужчиной — мало им родиться. Чтоб стать железом — мало быть рудой...».

Поэтому каждое поколение молодых  мужчин должно учиться родительскому  поведению в семье: их биологическая  роль дополняется социальной, выученной, родительской ролью. В христианской религии образ отца-кормильца  воплощен в Иосифе Обручнике — земном муже Девы Марии. Не случайно и то, что социализации мужчин христианская религия придает огромное значение.

Семья рушится тогда, когда мужчина  либо не приобретает, либо теряет ответственность  за семью как целое, либо не может  в силу обстоятельств выполнять  свои обязанности. При рабстве, при крепостном праве, при пролетаризации, во время революций, эпидемий, войн разрывается «связь времен» — тонкая нить, связывающая поколения. Связывающий — всегда мужчина. «В такие времена, когда первичной ячейкой в заботе о детях вновь становится биологическая данность — мать и дитя, мужчина теряет ясность ориентации, а те, особые условия, благодаря которым человек поддерживал преемственность своих социальных традиций, нарушаются и искажаются».

Мужчина может доминировать в семье, может занимать подчиненное положение, он может быть психологически близок к жене или ребенку, может быть эмоционально отдален от них, может  любить или не любить жену и, соответственно, быть любимым или не любимым. Но он всегда должен нести ответственность  за семью. Если мужчина несет ответственность  за себя и за семью, ее настоящее  и будущее, семью можно считать  «нормальной». Если мужчина добровольно, либо по внешним обстоятельствам  теряет груз ответственности, возникают  различные варианты аномальной семьи.

М. Мид — оптимист. И ее светлый взгляд на прошлое и будущее человечества позволяет ей сказать: «До сих пор все известные человеческие общества всегда восстанавливали временно утраченные ими формы. Негр-раб в Соединенных Штатах содержался как племенной жеребец, а его дети продавались на сторону, потому недостаток отцовской ответственности еще чувствуется среди черных американцев, принадлежащих к рабочему классу. В этой среде первичной ячейкой заботы о детях оказывается мать и бабушка, мать матери, к этой ячейке присоединяется и мужчина, даже не внося в нее никакого экономического вклада.

Но с приобретением образования  и экономической обеспеченности этот дезорганизованный образ жизни  отбрасывается и американский негр-отец среднего класса, пожалуй почти чрезмерно чадолюбив и ответственен».

История, однако, кишит отрицательными примерами последствий крушения семьи. Э. Эриксон считал, что главной причиной прихода Гитлера к власти в Германии являлась потеря авторитета отцов в глазах сыновей. Гитлер выступал в качестве «идеального» заменителя отца.

На мой взгляд, доминирование  отца в немецкой семье заменило ответственность  — заботу.

Эриксон описывает немецкую семью конца XIX — начала XX века как предельно конфликтную группу. Отрицание отцовского авторитета в 10-е годы вылилось в юношеские экстремистские движения, банды, приверженность мистико-романтическим культам Гения, Расы, Природы, Культуры и пр. Юноши считали, что мать открыто или тайно стоит на их детской стороне, а отца рассматривали как врага. Еще более худший вариант — тип «властной матери», которая заимствовала идеал «я» от отца или деда и стремится к абсолютной власти над детьми. Следствием этого является потеря авторитета у детей. Их дети уходят из семьи, бродяжничают и т. д.

Но наиболее ярким проявлением  краха нормальной семьи является «семья» в бывшем СССР. Советскую  семью можно назвать постправославной атеистической (к ее характеристике мы еще вернемся). Лишение мужчин социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и нести за нее ответственность, а также воспитывать детей, привело к краху семьи как социального института. Тоталитарное государство взяло на себя весь груз ответственности и заменило отца собой.

Вот какова роль отца в воспитании советских детей по данным социологических  исследований: отцы в 1,5 раза реже, чем  матери, контролируют учебу детей  в школе, в 1,5-4 раза реже, чем матери, обсуждают с детьми учебные дела, книги, взаимоотношения с товарищами, моду, телепередачи, планы на будущее, выбор профессии, особенности характера  детей и пр. Соответственно на вопрос: «кто для тебя является наибольшим авторитетом?» — лишь 5-9% школьников 8-10 классов Вильнюса, Москвы и Баку ответили, что — отец, и 17-19% — назвали мать. С матерью более откровенны, чем с отцом, как мальчики, так и девочки. Она чаще становится образцом для подражания. На нее хотят быть похожими 28% вильнюсских, 26,5% московских и 19,4% бакинских школьников, а на отца, соответственно, 10,6%, 8,8%, и 8,9%.

Следствия такого положения дел  весьма плачевны.

Точка зрения М. Мид находит подтверждение в клинических исследованиях. Причем отец имеет важнейшее значение для развития с самого момента рождения ребенка: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации, отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии.

Отец в процессе отцовства также  подвержен психологическим кризисам, и в том случае, если у самого отца не решены проблемы детской привязанности  к своему отцу и матери, у него возрастает риск психопатологических  нарушений.

Если отец недееспособен (не может  нести ответственность за семью  и выполнять роль лидера), то он оказывается в весьма тяжелом положении. Ведь для того, чтобы обеспечить материальное благополучие семьи, авторитет и независимость на работе, получить общественное признание и статус, он должен прилагать свои усилия вне семьи. И, если он потерпел неудачу во внешнем мире, он начинает бороться за власть в семье.

Если общество препятствует мужчине, мешает его активности в обеспечении  семьи, это неизбежно приводит к  развалу ее как социального института.

Проблема отцовства — наиболее острая для постсоветского общества. Наше государство декларировало  равноправие обоих родителей  по отношению к ребенку (Кодекс Законов  о браке и семье РФ). В реальности нынешнее законодательство и практика отчуждают отца от семьи.

Мало того, что общественное воспитание считалось основным, а ответственность  за судьбу детей передавалась «государству»  и педагогам. Но система льгот  в связи с рождением ребенка, уходом за детьми, их воспитанием предоставляется  только матерям, а отцам — лишь в связи со смертью матери, ее длительным отъездом или болезнью. В случае развода ребенок остается с матерью.

Следовательно, мужчина знает, что  от его забот и личных качеств  судьба его как отца никак не зависит, а ребенок — это прежде всего проблема женская.

Вообще, отношения в семье при  тоталитарном обществе становятся психобиологическими, а не социально-психологическими: роль отца как главного агента социализации сводится на нет, повышается значение природной психобиологической связи  между ребенком и матерью. Потому крушение этой последней опоры семьи  по вине матери является катастрофой. Это явление вновь вынуждает власти и общество обратиться к проблемам матерей и материнства и порождает порочный круг мнимых причин и реальных следствий.

Если в чем-то и нашли реализацию идеи ранних и поздних коммунистов-утопистов, так это в судьбе семьи. Для всех утопий и антиутопий (утопий-предупреждений) характерно, что государство берет на себя все функции нормальной семьи от социальных до биологических (искусственное разведение детей). В конце концов, человек как социальное, психологическое, биологическое существо совершенно не нужен для «прогресса». Во всех утопиях и антиутопиях ребенок вообще не рассматривается как самостоятельный член семьи. Внимание авторов проектов «светлого коммунистического будущего» сосредоточивается на отношениях сексуальных: «муж-жена», «муж-другие женщины», «жена-другие мужчины». Взгляды утопистов на семью отрицают семью как субъект воспитания детей. Для них ребенок является объектом государственного воспитания или же искусственного выведения породы (как у Т. Кампанеллы).

У М. Замятина в романе «Мы» нет  даже понятия семья». Государство  берет на себя все заботы о продлении  человеческого рода. У О. Хаксли в  романе «Прекрасный новый мир» слова  «отец» и «мать» в тоталитарном обществе становятся бранными. Государство берет  на себя и процесс продолжения  рода: оплодотворяет яйцеклетку и  влияет на процесс созревания плода. Тем самым тоталитарное государство  становится отцом, матерью и педагогом-воспитателем в одном лице. Аналогично у А. Платонова: дети отчуждены от семьи. Но власти до детей дела нет, они растут без  всякой заботы и умирают в раннем возрасте.

Предельным решением семейных, брачных  и сексуальных проблем является «Москва 2042» В. Войновича: разделение различных предприятий на мужские и женские еще существует только в кольцах враждебных, а здесь полное равенство, и разница между мужчиной и женщиной практически стерта.

Нельзя сказать, что «советская»  семья не является семьей как таковой, скорее это аномальная семья, в которой  ответственность несет мать, она  же зачастую доминирует.

Возврат к цивилизации для нее  начнется с возрождения «нормальной  семьи» (в научном значении этого  термина) и никак не раньше.

Ни демократия, ни частная собственность, ни общая христианизация населения  России сами по себе ничего не решат: они  являются лишь внешними предпосылками  духовной работы.


 

 

 

Психологические функции


Семья — малая группа, в которой  с наибольшей естественностью удовлетворяются  многие важнейшие личностные потребности  человека. Здесь он приобретает необходимые  социальные навыки, осваивает базовые  стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные  предпочтения, получает психологическую  поддержку и защиту, спасается  от стрессов и перегрузок, возникающих  при контактах с внешним миром. В удовлетворении всех таких потребностей и заключается смысл психологических  и социально-культурных (социализирующих) функций семьи.

Перегруппировка функций семьи  в ходе ее модернизации повышает значение именно этих двух групп функций, что  вызывает кардинальные перемены в образе жизни семей, их потребностях, характере  взаимодействия с внешним миром, типе внутрисемейных отношений, положении  в семье отдельных ее членов, семейной морали и т.д. и в конечном счете приводит к фундаментальным сдвигам в системе взаимодействия по всей цепочке личность-семья-общество. Соответственно меняются и сами психологические и социально-культурные функции.

Когда речь идет о психологических  аспектах функционирования семьи, она  предстает не столько как институт, сколько как малая группа с  характерными для этого образования  особенностями группового взаимодействия. Следовательно, в основе психологического функционирования семьи лежат только такие индивидуальные потребности, удовлетворение которых невозможно или чрезвычайно затруднено вне семьи.

Во многих зарубежных работах психологические  функции семьи обозначаются как  «функции психотерапии». Семья способна одновременно обеспечивать своим членам чувство безопасности («убежище»), принадлежности к группе, эмоциональные связи, возможность  самоутверждения, т.е. в конечном счете создать базу для развития высшего типа потребностей (по Маслоу) в самоактуализации и реализации творческого потенциала.

Психологические функции семьи  осуществляются через межличностные  отношения. В процессе перехода к  семье нового исторического типа в межличностных отношениях, а  значит, и в социально-психологическом  функционировании семьи происходят значительные изменения. (На отечественном материале этот процесс был исследован в работах СИ. Голода.

Традиционная модель семьи содействовала  в основном удовлетворению первичных  психологических потребностей: в  безопасности, принадлежности, эмоциональных  связях, отчасти (в основном для женщины) в самоутверждении и лишь в  незначительной степени могла способствовать удовлетворению потребностей в самоактуализации. Таким образом, абсолютной прерогативой такой семьи были «низшие» психологические  потребности, наиболее тесно связанные  с ее экономическим функционированием.

С возрастанием индивидуализации человека и «введением» в современную  семью принципа автономии личности как необходимого условия развития и удовлетворения высших психологических  потребностей, а также в связи  с параллельно идущими социальными  процессами, ослабляющими внешние нормы  семейного взаимодействия, удовлетворение всех видов базовых психологических  потребностей индивида, включая и  «высшие», усложняется, что создает  угрозу дестабилизации семьи. Вследствие этого повышаются требования к выполнению семьей ее социально-психологических функций как в целом, так и на различных стадиях ее жизненного цикла.

В современных социально-психологических  исследованиях семьи вычленяются  три основных компонента межличностных  отношений, обеспечивающих психологическую  солидарность: интимность (близость), кооперация (взаимопомощь) и когнитивное согласие (взаимопонимание). Разные элементы психологической  солидарности имеют различный «удельный  вес» на том или ином этапе жизненного цикла семьи. Так, в добрачный  период и до рождения первого ребенка  наибольшее значение имеет интимность. После рождения первого ребенка  решающую роль начинает играть степень  и характер кооперации: этим можно  отчасти объяснить замеченную в  исследованиях «традиционализацию» семейной жизни в этой фазе (муж на время становится основным кормильцем, и соответствующие изменения претерпевает весь характер семейного взаимодействия). В дальнейшем постоянно возрастает вклад в психологическую солидарность когнитивного согласия. Вообще же высокую степень психологической солидарности можно считать главным условием, обеспечивающим удовлетворение трех «низших» групп базовых личностных потребностей, а в сочетании с определенной автономией членов семьи, — и «высших» групп потребностей (в самоуважении, самореализации и самоактуализации).

Сравнение под таким углом «патриархальной» и «демократической» («эгалитарной») семейных моделей приводит к предположению, что первая не уступает второй по степени  психологической комфортности для  индивида. Для традиционного брака характерна высокая степень кооперации (через ролевую взаимодополняемость), когнитивного согласия (следующего из общих социально заданных норм) и низкая потребность в автономии. Недостаточная степень интимности в семьях этого типа не ведет к разрушению солидарности в целом.

Для «эгалитарного» брака в условиях размывания социально-нормативного канона и возникновения относительно нового требования автономии как условия  развития личности «нагрузка» на все  элементы психологической солидарности очень высока. Не случайно некоторые  исследования показывают, что удовлетворенность  семейной жизнью и браком наиболее высока в чисто традиционных семьях, затем — в эгалитарных и  наиболее низка в промежуточных  вариантах. То же отражено и в данных о зависимости психического здоровья от типа семьи: наиболее психически стабильными  оказались «последовательные традиционалисты», достаточно благополучными — «последовательные  демократы» и маргинальными с  точки зрения психической нормы  — промежуточные типы.

В первом типе семьи («патриархальном») основной «скрепой» психологической  солидарности служит кооперация, во втором — интимность. В переходных же типах, по-видимому, ролевая несогласованность  — скорее следствие, чем причина  нарушения интимности и когнитивного согласия, хотя часто считают, что  она — результат действия рудиментарных  традиционных норм как когнитивных образований.

Интимность — наименее «востребованный» элемент традиционной семейной модели и наиболее значимый для модели эгалитарной. Не удивительно, что именно он оказывается  «слабым звеном» при переходе от первой ко второй. Такие «промежуточные» модели:— вариант не традиционной, а напротив — современной семьи, но с нарушением в ее центральном звене — интимности, приводящим к «сбоям» в социально-психологическом функционировании. Примером может служить проблема нежеланных детей (по данным исследований, они составляют группу риска в социальном плане), неоднократно отмечавшиеся зависимости между удовлетворенностью браком и производительностью труда, психическим и физическим здоровьем людей.

Широкая распространенность «промежуточного», маргинального типа семейных отношений, их переходный характер — пожалуй, важнейшая черта, объясняющая трудности, переживаемые семьей в бывшем СССР, главная причина неудовлетворенности  семейной жизнью, которую испытывают миллионы людей. Одних тяготит непреодоленность традиционного авторитаризма внутрисемейных отношений, жесткая семейная дисциплина, зависимое положение женщин и детей, отсутствие свободы выбора. Отсюда самые разные виды протеста: от огромного числа разводов по инициативе женщин до сотен ежегодных самосожжений женщин и девушек в некоторых республиках Средней Азии. Другие страдают, напротив, от переформировавшегося, незрелого внутрисемейного демократизма, не сопровождающегося адекватной ответственностью и порождающего многочисленные неблагополучные, конфликтные семьи.


 

 

Планирование семьи


В брачной жизни соединенная  пара должна образовать как бы единую моральную личность...

И. Кант

Подготовка подрастающего поколения  к любви, браку и семейной жизни  была бы неполной, если бы из нее исключили  вопросы о том, как происходит зачатие и как его можно  избежать, что такое беременность, как она протекает, и способы  ее прерывания. Знание таких вещей  имеет большое значение при формировании подлинно сознательной, свободной жизни  человека.

Многие родители стесняются говорить об этих проблемах со взрослыми, во многих отношениях уже достигшими их уровня детьми. В лучшем случае они отсылают их к книгам, а то просто предупреждают: «Смотри, как бы чего не случилось!»

Противозачаточные средства применяют  тогда, когда супругам в данный конкретный момент нежелательно иметь ребенка, а вовсе не для того, чтобы исключить  рождение детей. С помощью противозачаточных  средств желание иметь ребенка  приводится в соответствие с жизненными планами и интересами молодых  супругов, то есть зачатие не является, как это было раньше, делом случая.

Родителям не следует ориентировать  юношей и девушек на то, чтобы  они еще до вступления в брак обсуждали  вопросы формирования семьи, то есть осуществляли планирование в самом  широком смысле этого слова.

В школах стараются вопросы контрацепции вообще не обсуждать, так как считают, что данная информация снимает последние  препятствия, удерживающие от вступления в половые отношения.

Не правы те, кто считает, что  знания, умение пользоваться противозачаточными средствами сделают нравы молодежи более раскованными. Знания не могут  принести вред. Специалисты убеждают: лучше в 14 лет спирали и пилюли, чем в 15 беременность, которая, как  правило, заканчивается абортом  или рождением нежелательного ребенка. 

Молодые люди должны знать «начинку»  запретного плода, чтобы решать проблему секса на уровне разума, а не инстинктов.

Так, в некоторых странах именно матери приводят своих дочерей, достигших  половой зрелости, к врачу, который  после небольшого обследования выписывает ей подходящие противозачаточные средства. Девушка рано или поздно вступит  в половые отношения, и ей надо уметь предостеречься от нежелательной беременности. Не удивительно, что абортов в таких случаях намного, меньше, чем у нас.

Вот несколько цифр. В нашей стране в 1984 году 2764 женщины до 16 лет стали  мамами, а в 1987/году — 3 тысячи. В одной  только Москве полторы тысячи несовершеннолетних официально обратились в лечебные учреждения для прерывания беременности. Причем число абортов, особенно внебольничных, у несовершеннолетних  постоянно растет.

Ежегодно советские женщины  делают, по разным оценкам, от 7 до 8 миллионов  абортов, в то время как во всем мире ежегодно производится от 30 до 50 миллионов  абортов. В этом печальном соревновании РФ опережает восточноевропейские  страны в 2 — 6 раз и экономически развитые капиталистические страны в 6—10 раз. Например, на одну тысячу женщин возраста 15—49 лет приходилось 100 легальных  абортов в год. Наиболее высок  этот показатель в РСФСР — 123,6, в  Литве он гораздо меньше — только 46. В других странах, например, в Польше — всего 16,5, в Венгрии — 37,1, в  Англии — 12,8, в Канаде - 10,2, в США  — 21,0.

Удручает неосведомленность в  вопросах планирования семьи: опросы показывают, что 14 процентов советских женщин, обратившихся в женскую консультацию, ничего не знают о предохранении  от беременности!

Многие зрелые женщины понятия  не имеют о ритмическом методе предохранения, не умеют пользоваться химическими и механическими  противозачаточными средствами.

Решение вопроса о том, сколько  иметь детей и когда им появиться  на свет, зависит в первую очередь  от личных жизненных планов обоих  супругов, от их учебы, работы, возраста, их отношений к детям.

Такое планирование дает возможность  сочетать личные и общественные интересы, а рождение детей приносит радость  родителям, а следовательно, и самим детям.

В ряде республик бывшего СССР общий  уровень рождаемости в последние  годы значительно ниже, чем в целом  по стране. Так, в 1977 году наименьшее число родившихся зарегистрировано в Латвии — 13,6%, на Украине — 14,7%, в Эстонии — 15,1%, в Литве — 15,5%, в Белоруссии — 15,8% и в РСФСР - 15,8%.

В других же регионах страны уровень  рождаемости по-прежнему сравнительно высок. У народов Средней Азии он более чем в 3 раза превышает  рождаемость у народов Прибалтики. В настоящее время в республиках  Средней Азии в семьях, живущих  в крупных городах, тоже начинает распространяться сознательное регулирование  числа детей.

Снижение рождаемости — процесс  неоднозначный, его можно рассматривать  и как один из адаптационных «механизмов» в современном мире, как форму  приспособления человека к окружающей действительности.

Большинство методов предотвращения зачатия  не мешает вести счастливую и полноценную половую жизнь. Но одно из обязательных условий — совет с врачами, только так можно найти оптимальное решение.

Противозачаточное средство должно отвечать следующим условиям:

быть достаточно надежным;

не угнетать психику во время  полового сношения;

не отражаться на здоровье и не давать вредных побочных явлений.

Различают физиологические, гормональные (биологические), химические, механические средства и способы предупреждения беременности.

Физиологический способ. Зачатие может  наступить только тогда, когда произошла  овуляция: созревшая женская яйцеклетка выделилась из яичника и попала в  маточную трубу. Для определения  срока овуляции исследуют базалъную температуру . Ее необходимо каждое утро измерять и записывать. Такая запись ведется в течение всего менструалного цикла. В первой половине цикла температура колеблется в пределах 36,5—36,8°С, а после овуляции повышается до 37,2—37,4°С и в таких пределах держится до очередной менструации. Учитывая, что подъем температуры «опаздывает» на один-два дня по отношению к сроку овуляции и что сперматозоиды в половых путях женщины могут сохранять жизнедеятельность на протяжении двух-трех дней, последнее половое сношение возможно не позже чем за неделю до определяемого повышения температуры. Кроме того, в предменструальные дни беременность также наступить не может, поэтому в этот период можно обходиться без контрацептивов. Следует оговориться, что у одной и той же женщины в результате каких-либо волнений, заболевания и по многим другим причинам могут наблюдаться колебания в сроках овуляции. Вот почему при использовании физиологического способа предупреждения беременности необходимо постоянно измерять базальную температуру, В «опасные» дни следует использовать контрацептивы..

Гормональные (биологические) средства контрацепции. Процесс овуляции обусловлен влиянием гормональных веществ на яичники. Гормоны яичников и некоторые  вещества, близкие по своему действию к мужским половым гормонам, могут  оказывать тормозящее влияние на функции гипоталямуса и гипофиза, в результате чего овуляция произойти не может.

Механизм подавления овуляции мужскими половыми гормонами был открыт в 1939 году советским ученым М. М. Заводовским. Однако использовать половые гормоны для предупреждения беременности оказалось невозможным, так как это приводило к атрофии половых органов женщин, появлению у них оволосения по мужскому типу и т. д. Лишь с созданием синтетических гормонов опасность осложнений была сведена к нулю.

В настоящее время насчитываются  десятки веществ, активно воздействующих на процесс овуляции, и не оказывающих  неблагоприятного побочного влияния. Известны многочисленные патентованные  средства, из которых в Советском  Союзе наиболее часто применяются инфенкундин, бисекурин, континуин. Важнейшим правилом их применения является ежедневность приема, так как даже единственный пропуск уже может привести к наступлению беременности или к каким-либо нарушениям менструального цикла. В каждой упаковке инфенкундина (бисекурина) имеется 21 пилюля. Начинают их прием с пятого дня цикла (считая началом первый день менструации) и принимают до двадцать шестого дня. Обычно спустя два-три дня после приема последней таблетки появляется менструация, после которой начинают в указанные дни очередной прием контрацептивов.

Противопоказаны гормональные препараты  лицам, страдающим тромбофлебитом, заболеваниями  печени, некоторыми психическими и  кожными болезнями. Применение гормональных контрацептивов благоприятно сказывается на течении таких гинекологических заболеваний, как эндометриоз, эрозия шейки матки. Допустимо применять гормональные контрацептивы в течение года, а затем следует сделать перерыв восемь-девять месяцев.

Следует отметить, что после отмены гормональных контрацептивов способность женщины к зачатию возрастает, поэтому после прекращения приема таблеток в первые три-четыре месяца меры предупреждения беременности должны соблюдаться особенно тщательно.

Химические средства. Противозачаточные  свойства некоторых химических веществ  основываются на их способности умерщвлять или обездвиживать попадающие во влагалище сперматозоиды. Некоторые  химические контрацептивы имеют в своем составе пенообразующие вещества, которые способны задерживать на себе сперматозоиды

Сперматозоиды весьма чувствительны  к изменениям влагалищной среды. Поэтому даже слабые растворы кислот, щелочей, различных солей легко  их убивают. Химические противозачаточные  средства вводятся за 10—20 минут до полового сношения во влагалище в  виде пасты, свечей, мази, растворов  либо в специальных капсулах. Обычно длительность умерщвляющего действия подобных контрацептивов на сперматозоиды не превышает - двух часов.

В качестве химических контрацептивов используют различные кислоты: молочную, борную, лимонную. Установлено, что контрацептивной способностью обладают некоторые витамины. Особенно губителен для сперматозоидов витамин РР (никотиновая кислота). Препарат никоцептин (смесь никотиновой и виннокаменной кислот с содой) выпускается в виде таблеток, которые вводятся во влагалище за 10—20 минут до полового акта. Попадая во влажную среду влагалища, никоцептин образует пену, которая обволакивает шейку матки и становится препятствием для проникновения сперматозоида в матку.

Некоторые антибиотики, например, грамидин С, обладают хорошим контрацептивным эффектом. Грамициди-новая паста вводится во влагалище при помощи шприца или тампона. С той же целью применяются пасты пре-консоль и таблетки (свечи) лютенурина. Паста преконсоль, в состав которой входит один из препаратов хины, выпускается в стеклянных и металлических трубах. Наконечник такой трубы после обработки водой с мылом (или одеколоном) вводится во влагалище и содержимое выталкивается при помощи специального поршня.

Спринцевание растворами различных  химических веществ тоже способствует контрацепции, но так как оно производится уже после полового сношения, то эффективность его невелика, около 70—80%. Для спринцевания можно использовать слабые растворы борной кислоты, перманганата калия, лимонной кислоты. Общее количество раствора должно быть не менее литра. Нужно иметь в виду, что чем  скорее производится спринцевание после  полового акта, тем надежнее его  эффект. Следует учитывать и то, что длительное применение спринцевания неблагоприятно сказывается на состоянии  влагалища и шейки матки, так  как изменяется естественная среда, нарушаются нормальные процессы обмена.

Механические средства. Основное назначение любого механического средства контрацепции — создание препятствия для соединения сперматозоида и яйцеклетки. Наиболее распространенным механическим средством  является мужской презерватив, изготовленный  из высококачественных сортов синтетического каучука. При его использовании  важно соблюдать некоторые правила: нельзя пользоваться презервативом, хранящимся более двух лет; чтобы не порвать  его при сношении, необходимо оставлять свободным кончик, куда собирается мужское семя, перед употреблением презерватива необходимо проверить его целостность, кончик презерватива нужно смазать борным вазелином.

Использующим мужские презервативы нужно знать, что при длительном применении их снижается половое  чувство супругов. К тому же медициной  установлено, что попадание мужского семени в половые пути женщины  благотворно влияет на ее организм.

Существуют и женские презервативы. Их применение абсолютно противопоказано  при воспалительных процессах влагалища, шейки матки, при эрозиях шейки  матки. Подбор женских презервативов  производится с учетом особенностей строения шейки матки и влагалища  каждой женщины. Они выпускаются  в виде разнообразных шеечных  и влагалищных колпачков, изготовляющихся  из алюминия, резины, пластмасс. Алюминиевый  колпачок Кафки можно надевать на шейку матки через два-три дня  после окончания менструации, а  за трое-четверо суток до менструации прекращают пользоваться им. Длительность пребывания колпачка на шейке матки не более четырех дней.

Весьма удобным влагалищным  презервативом является колпачок КР, создающий преграду между верхним  и средним отделами влагалища. Вводится он самой женщиной. Перед употреблением  необходимо убедиться в целостности  колпачка, обмыть его водой с мылом, смазать контрацептивной пастой преконсоль. Непосредственно после полового акта или через 10—12 часов колпачок КР удаляют из влагалища и спринцуются слабым раствором перманганата калия или борной кислоты. Колпачок промывают водой с мылом, он может быть использован неоднократно.

Внутриматочные противозачаточные  средства (ВМС) относятся к механическим средствам контрацепции. В связи с применением в медицине новых синтетических материалов (изделия из которых обладают высокой пластичностью, легко стерилизуются, не вызывают воспалительных реакций и т. д.) в последние 15 лет ВМС завоевали большую популярность.

Контрацептивный эффект «спиралей», «зонтиков», «петель» обусловлен ускоренным перемещением яйцеклетки по трубам, в  результате чего слизистая оболочка матки оказывается не подготовленной для приживления яйцеклетки. Прикрепленная  к устройству капроновая нить (длиной 3—4 см) кончиком выходит во влагалище  и дает возможность врачу вынуть ВМС, когда необходимо.

Внутриматочные контрацептивы у большинства женщин не оказывают отрицательного влияния на организм, позволяют жить нормальной половой жизнью. Они могут находиться в полости матки три-четыре года. Эффективность противозачаточного действия внутриматочного устройства довольно высока — 95—98%.

В последнее время изменилось отношение  к беременности, наступившей на фоне внутриматочной контрацепции. Доказано, что риск неблагополучного исхода такой  беременности увеличивается в 10 раз. Если беременность наступила, независимо от того, планирует женщина сохранить  ее или нет, ВМС нужно удалить. Но предупреждаем, что сохранять  такую беременность не рекомендуется, советуем прервать ее, особенно когда  нет возможности удалить контрацептив в этом случае вопрос о прерывании беременности решается однозначно.

В последние годы возрос интерес  к хирургической стерилизации мужчин за рубежом. Так, в США около 1 млн. мужчин ежегодно высказывают пожелание  пройти стерилизацию, так как операция технически проста и позволяет вновь  при необходимости восстановить семявыносящий проток. Использование  данного метода в качестве предохранения  можно объяснить успехами в области  консервирования спермы и создания спермальных банков, что позволяет мужчинам перед стерилизацией сдать эякулят и этим сохранить потенциальную возможность быть отцом с помощью метода искусственного осеменения.

В странах Африканского континента и Юго-Восточной Азии метод хирургической  стерилизации мужчин выполняется в  амбулаторных условиях. Так, в Индии  метод широко поддерживается государством для снижения рождаемости населения, мужчины, которые добровольно подвергаются стерилизации, получают денежную компенсацию. В нашей стране данный метод в  целях предохранения пока не используется.

В качестве химического метода контрацепции среди мужчин применяются антиандрогенные препараты: ципротеронацетат, андрокур. Постоянный прием этих препаратов нарушает процесс сперматогенеза, а прекращение приводит к быстрому восстановлению нормального сперматогенеза. Однако данный метод вызывает негативное отношение мужчин, так как прием препаратов должен быть регулярным; сказывается и отрицательный психологический настрой на возможное воздействие лекарства на половую потенцию.

И, наконец, существует такой способ предупреждения беременности, как прерванный половой акт. Этим способом пользуются даже чаще, чем всеми вышеописанными противозачаточными средствами.

Прерванный половой акт может  сказаться отрицательно на половой жизни как мужчины, так и женщины. Если мужчина прерывает сношение до наступления оргастического чувства у супруги, то он оставляет ее в возбужденном состоянии, травмируя ее как физически, так и психически. Частое использование данного метода для предохранения от беременности может привести к возникновению фригидности у партнерши. Если мужчина применяет прерванное сношение после того, как женщина удовлетворена, то оно является определенно вредным для мужчины. При прерванном половом акте мужчина испытывает серьезное физическое и нервное напряжение, пытаясь точно определить момент извлечения члена. Это уменьшает удовлетворение, и часто мужчина после наступления оргазма страдает от ощущения пустоты и подавленности. Замечено, что при таком способе предохранения очень часто возникают весьма серьезные осложнения: от воспалительных процессов женских и мужских органов до импотенции и бесплодия. Хронический простатит мужчин в 16—25% случаев возникает именно вследствие частых прерванных половых актов. Примерно такая же частота воспалительных процессов внутренних половых органов с большим процентом внематочной беременности и бесплодием отмечается у женщин. К тому же прерванный половой акт не может гарантировать от беременности (а значит, и не достигает поставленной цели).

К какому противозачаточному средству прибегнуть супругам — должен посоветовать врач. Только в этом случае есть уверенность, что его применение будет эффективным  и безвредным.

Такое контрацептивное средство, как  презерватив, является одной из важных мер предупреждения СПИДа.

В 1981 году американскими врачами  были описаны первые случаи новой  смертоносной болезни, получившей название СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) . СПИД вызывается вирусом ВИЧ — вирусом иммунодефицита человека. За последние годы болезнь превратилась в «чуму XX века», так как распространяется с катастрофической быстротой. Эпидемия СПИДа охватила все континенты и почти все страны мира. Наибольшее число больных регистрируется в США, Африке, Запад-вой Европе.

По данным ВОЗ на 1 сентября 1989 года, в мире официально зарегистрировано 177 965 больных СПИДом. Наибольшее количество больных отмечено в США — 100 885. Значительно возросло количество больных СПИДом в Африке, в первую очередь в Уганде, где насчитывается 7375 заболевших. В Европе по этому показателю лидирует Франция, где зарегистрировано 7149 случаев заболевания. Что касается Латинской Америки, то здесь в наиболее тяжелом положении Бразилия — 7182 больных СПИДом. По мнению экспертов, есть опасения, что ситуация в ближайшие десятилетия ухудшится. В Советском Союзе зарегистрировано 338 инфицированных ВИЧ, 15 больных СПИДом, десять из них умерли.

Среди населения США и Канады, а также европейских стран  четко определяется контингент населения, где заболеваемость СПИДом особенно высока. Рассмотрим группы повышенного риска.

Первая группа (72% общего числа заболевших) — гомосексуалисты. В 1980 году в США появились первые описания нетипичной пневмонии у молодых гомосексуалистов. До этого она встречалась исключительно у пожилых и истощенных лиц. Среди гомосексуалистов риск заражения зависит от числа партнеров и частоты контактов. В США только в клубах гомосексуалистов зарегистрировано более 2,5 млн. человек. Путешествуя, гомосексуалисты ищут новых половых партнеров в других странах. Доказано, что именно гомосексуалисты-наркоманы завезли инфекцию в Австралию, ЮАР, на Филиппины.

Вторая группа — наркоманы (17%). Заражение происходит во время использования  наркоманами нестерильных, зараженных вирусом шприцов, игл и других медицинских инструментов. В некоторых  странах в связи с этим предприняты  меры, направленные на пресечение возможного появления в продаже нестерильных или бывших ранее в употреблении шприцов и игл.

Третья группа (.1,4%) — люди, которым  переливали кровь, зараженную вирусом СПИДа в то время, когда причина заболевания была еще неизвестна. В настоящее время риск инфицирования данным путем снизился до минимума, так как введен строгий контроль донорской крови на вирус СПИДа.

Четвертая группа (0,7%) — больные  гемофилией, которым переливали препараты  крови, зараженные вирусом ВИЧ. Доказано, что 144 больных гемофилией в Барселоне (Испания) заболели СПИДом после введения им коагулирующих препаратов, производимых в США.

Пятая группа (0,1%) — гетеросексуальные  партнеры больных СПИДом и его вирусоносителей.

Выделены смешанные группы риска, например, гомосексуалисты-наркоманы, где опасность заражения увеличивается  в десятки раз.

Установлено также, что проститутки  составляют группу высокой степени  риска. При обследовании 33 проституток  в крови 29 из них обнаружены антитела к вирусу СПИДа, а у 27 выявлены другие симптомы СПИДа. В группу повышенного риска, по-видимому, надо включать доноров спермы и органов, больных венерическими заболеваниями, обслуживающий персонал гостиниц, стоматологов.

В настоящее время доказаны три  пути передачи вируса СПИД: 1) половой  путь, 2) посредством парентерального  введения вируса с препаратами крови  или инфицированными этим вирусом  медицинскими инструментами; 3) внутриутробно — от больных матерей к плоду.

Эти пути создают необходимые условия  попадания вируса в кровь, где  он находит благоприятную среду  для обитания.

Наибольшая концентрация вируса СПИДа обнаружена в крови, сперме и спинномозговой жидкости, в меньшем количестве — в слюне, слезах, грудном молоке, цервикальном и вагинальном секретах больных.

Не следует забывать о передаче вируса через предметы индивидуального  пользования: бритву, ножницы, маникюрные принадлежности и зубные щетки.

Заболевание развивается медленно. В течение нескольких месяцев, лет  единственным признаком может быть увеличение лимфатических узлов. Лихорадка  может продолжаться более трех месяцев. Практически антибиотики и сульфопрепараты оказываются неэффективными и не дают ожидаемого результата. Клинические проявления СПИДа весьма разнообразны и поражают почти все органы: желудочно-кишечный тракт, дыхательную систему, центральную нервную систему, развивается саркома Капоши и другие опухоли. На коже и слизистых может наблюдаться весьма разнообразная патология, обусловленная резкой активизацией бактериальной, грибковой и вирусной инфекций. В это время могут активизироваться «дремлющие» инфекции в организме: туберкулез, сифилис и др. Независимо от клинической формы СПИДа заболевание протекает тяжело и, как правило, заканчивается смертью больного.

Информация о работе Брак и семья