Брак и семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:34, реферат

Описание работы

В период окончательного формирования социальной системы люди-обезьяны были объединены в первобытные кровнородственные орды, в нечто среднее между стадом животных и человеческим обществом. В этих ордах существовала беспорядочная половая жизнь. Сексуальные взаимоотношения складывались между кровными родственниками: родителями и детьми, братьями и сестрами. Со временем беспорядочные и особенно родственные половые связи исчезли, так как было замечено, что кровосмешение приводит к дефектам в потомстве.

Работа содержит 1 файл

Брак и семья.docx

— 227.02 Кб (Скачать)

 

Брак в древнем риме


Ромулу, легендарному основателю Рима, приписываются и первые законы Римского права о браке.

В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества. На нее  распространялись все права мужа. Закон обязывал замужних женщин полностью  приспосабливаться к характеру  своих супругов, а мужей управлять  женами как необходимым своим  имуществом.

На протяжении почти всей римской  истории мужья обладали абсолютной полнотой власти над женами, сменяя в этом отцов, полностью распоряжавшихся  своими дочерьми до замужества. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно  ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой оставалась семейная собственность. Много веков  спустя Римское право легло в  основу английского законодательства, и, хотя суровость наказания за его  нарушение была ослаблена, за мужьями  все равно сохранялись очень  большие права.

Как и в Афинах, муж в Древнем  Риме имел право убить жену, не выполнявшую  своих супружеских обязанностей или нарушившую строгие правила  поведения. Римское право разрешало  карать женщину смертью, если она  изменила мужу, выпила специальное  средство, чтобы прервать нежелательную  беременность, или подделала ключи  от винного погреба мужа. Пить вино римским женщинам строго-настрого запрещалось, так как считалось, что каждая женщина, неумеренно пьющая вино, закрывает  сердце для добродетелей и открывает  его порокам.

В начале века н. э. взгляды римлян на брак отразили отношение к той  роли, которая возлагалась на женщину  обществом. В основу брака была положена идея, господствовавшая многие века и  частично сохранившая значение в  настоящее время. Современными выглядят некоторые взгляды древних, так  как они близки нам по своей  сути, а именно: «Что может быть лучше  жены целомудренной, любящей семейную жизнь, хорошей хозяйки и воспитательницы  детей, той, что радует вас в здоровье и ухаживает в болезни, соратницы  в удаче и утешительницы в  горе, той, что обуздала страсть вашей  юности и смягчит чрезмерную жестокость старости...»


 

 

Взгляды на брак в раннем средневековье


В эпоху раннего средневековья  отношение к браку редко связывалось  с романтикой и любовью. Ранние христиане  вообще имели о браке весьма смутное  и противоречивое представление.

Господствовали три распространенные точки зрения. Согласно первой из них, брак — это дар божий, а его  цель — деторождение. При этом существовали разные его интерпретации, например утверждение, что создание большой  семьи — святая обязанность супругов.

Вторая точка зрения сводилась  к тому, что брак — это необходимое  зло, что лучше вступить в брак, чем сгореть от любовной страсти. Идея удовлетворения страсти посредством  брака основывалась на реалистическом осознании интимной близости как  естественной потребности человека, которую необходимо тем или иным способом узаконить. И сегодня многие браки молодых людей, вышедших из подросткового возраста, базируются именно на таких представлениях об интимной жизни.

Третье мнение о браке сводилось  к тому, что его следует полностью  избегать. Эта точка зрения получила распространение в связи с  ожидавшимся многими ранними  христианами близким вторым пришествием  Христа. Они считали, что необходимо быть свободными от супружеских обязанностей, чтобы полностью посвятить себя религии. И в настоящее время  еще есть люди, которые избегают брака по той же причине, На такой  же позиции, исключающей семейные отношения, находятся мужчины и женщины, которые отказываются от брака ради карьеры или иных подобных соображений.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о  браке. Например, под запретом оказались  полигамные браки и левират1. Полигамия патриархов Ветхого завета была объявлена культурной необходимостью как средство населить мир «избранными людьми». Влиятельный писатель того времени Тертуллиан (160—230 гг. н. э.) остроумно заметил, что если бы господь хотел поощрить полигамию, то не остановился бы на одном адамовом ребре для создания Евы: он взял бы, наверное, несколько ребер и создал бы Адаму несколько жен.

Представления о браке претерпевали серьезные изменения, в связи с чем во II веке н. э. набиравшее силу христианство усилило его критику. Брак был заклеймен, признавался «делом рук Сатаны», а фокусом зла считалось женское тело. Тот же Тертуллиан заявлял, что женщина — это красивый храм, воздвигнутый над большой пропастью.

Женщина, ты — врата Сатаны,

Ты сбиваешь с истинного пути

Того, кого он не может поразить открыто.

Развитие монашества (примерно в 370 г. н. э.) ничего не дало для исправления  религиозных представлений о  браке. Церковь, имевшая огромное влияние, последовательно выступала против сексуального удовольствия и самого брака. Даже супружеские пары церковь  призывала отказываться от интимной жизни ради целомудрия.

Эти взгляды на брак сохранялись  практически на протяжении всего  периода средневековья.

ТЕМНЫЕ ГОДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В конце V века н. э. Западная Римская  империя была завоевана северными  племенами варваров (476 г.). Слово  «варвар» употреблялось древними римлянами  и греками по отношению ко всем чужеземцам, к любому человеку, не принадлежащему к их культуре. Эти племена постоянно  вторгались и потрясали Римскую  империю на протяжении IV и V веков. Соответственно каждое племя приносило свои представления  о браке, свои брачные обряды.

Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго карались моралью и законом. Франкские же племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует в целом ради семьи, ради экономического и сексуального удобства.

После падения Западной Римской  империи началась эпоха, получившая впоследствии название «средние века»  или «средневековье».

Переход от племенной к национальной общности длился несколько веков. По мере усиления королевской власти феодальные племенные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе супругов. Одновременно появилась и более либеральная точка зрения на брак, несмотря на то что церковь по-прежнему оставалась на раннехристианской позиции и в каждой женщине, дочери Евы, видела олицетворение злого начала.

В конце раннего средневековья  появилось новое романтическое  направление. Изысканная, или рыцарская  любовь усилиями трубадуров Южной Франции, популяризировавших ее в своих произведениях, получила распространение при королевских  дворах Англии, Франции, Германии. Кодекс рыцарской любви был везде  одинаков и изыскан: целомудренную, прекрасную и обычно недосягаемую знатную  даму боготворил, сгорая от любви, столь  же благородный, галантный и отважный рыцарь. Принципы рыцарской любви  воплотились в таких средневековых  произведениях, как аллегорическая «Легенда о розе», и в истории  жизни французского философа, богослова, поэта Пьера Абеляра (1079—1142) и  его возлюбленной Элоизы.

Абеляр и Элоиза пренебрегли церковными законами, за что были жестоко наказаны. Абеляра постригли в монахи, вслед за ним ушла в монастырь и Элоиза. Однако в течение всей своей жизни они обменивались страстными письмами. Эта многолетняя любовная корреспонденция продолжала поддерживать неугасимый огонь их трагической любви.

Вдохновляемые подобными историями, представители рыцарских и придворных кругов идеализировали и романтизировали  войну и женщин. Зачастую они вообще объединяли их воедино, считая, что  благородные подвиги свершаются ими исключительно во славу прекрасной дамы. При этом выше всего среди  рыцарей почитались бескорыстная верность, доблесть, справедливость и воздержание, тем более что возлюбленная обычно была замужем, а потому недосягаема. Неотъемлемой частью рыцарского кодекса  считались христианские добродетели, проповедь христианства и борьба с мусульманством.

В ту же эпоху романтическое отношение  к женщине подвергалось нападкам многих ученых. Например, философ и  теолог Фома Аквинский (1225—1274), сочинения  которого оказали большое влияние  на умы средневековой Европы, адаптируя  ранние сочинения Аристотеля, рассматривал женщину всего лишь как испорченный  вариант мужчины. Соответственно он полагал, что детей следует воспитывать в большем почтении к отцу, нежели к матери, а женам наказывал обеспечивать мужей чистой одеждой, согревать их хорошим огнем в очаге, мыть им ноги, следить за чулками и обувью, готовить вкусную еду и напитки, уделять много внимания, готовить удобную постель с белыми простынями, ночной колпак и меховые покрывала, а также доставлять другие радости, сокровенные и тайные удовольствия.


 

Развитие брака в эпоху  возрождения и реформации


В средние века социальная мобильность  людей была незначительной. Люди рождались  и умирали представителями определенного класса и практически не имели никакой возможности изменить свое положение. Лишь с началом периода культурного и интеллектуального развития страны Западной и Центральной Европы, известного под названием эпохи Возрождения, или Ренессанса, человек мог попытаться обрести некоторые элементы личной свободы в различных сферах жизни. Главной чертой Ренессанса, начавшегося примерно в XV веке и продолжавшегося в течение двух столетий (XV— XVII века), был гуманизм. Люди учились думать, причем думать по-новому. Размышляя, они сталкивались с противоречиями, искажениями той правды, которую проповедовали политические и церковные власти.

Несмотря на то что в эпоху Ренессанса брак по-прежнему оставался финансово-хозяйственным соглашением, появились новые сексуальные и духовные веяния. Одни отождествляли женщину с Евой, с ее греховным и плотским началом, тогда как другие считали женщину близкой к воплощению символа чистоты и святости, отождествляли ее с непорочной Девой.

Женщины из высших классов общества наслаждались новой свободой. Без  чувства вины и боязни они постепенно стали одеваться в эротические  наряды, пользоваться косметикой, начали посещать учебные заведения. С развитием  книгопечатания все доступнее становились  книги, причем не только церковные, но и светские, так что появилась возможность самообразования не только для лиц духовного звания, но и для всех грамотных людей. Новые свободы породили новые мысли. Люди впервые со времен античности стали ощущать себя личностями, имеющими определенные права.

Однако в те времена для женщин существовала и другая сторона жизни. Не все женщины получили свободу. Некоторых женщин называли ведьмами. На них организовывали охоту. Какое  же обвинение им предъявляли? В первую очередь то, что они похожи на «греховную Еву» и полны похоти. Охота на ведьм чаще всего становилась  «развлечением» для темных народных масс, порой была весьма удобным  орудием в руках мужей, не видящих  другой возможности избавиться от неугодных  жен.

В XV веке в Западной и Центральной  Европе возникло широкое общественное движение, частично совпавшее со временем Ренессанса и отразившее динамизм той  эпохи. Это движение вошло в историю  под названием «Реформация». В  первую очередь оно приняло форму  борьбы против католической церкви.

Одним из результатов Реформации стало  выделение протестантской церкви из римско-католической. Другим — стало изменение законов о браке. Деятель Реформации в Германии Мартин Лютер (1483—1546) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака являются рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности.

В XV веке в Германии, Голландии, Скандинавии  и Шотландии стал распространяться взгляд на брак как на духовное единство мужа и жены. Законодательством было подтверждено право женщины на повторный  брак, если, например, муж ей изменяет. В Англии эта точка зрения получила признание на двести лет позже.

Однако один из ведущих деятелей Реформации Жан Кальвин (1509—1564) был  менее гуманен, чем некоторые  его предшественники. Он считал, что  внебрачный союз между мужчиной и  женщиной должен быть проклят. Брак, по его мнению, дается людям свыше, дабы обуздать похоть. Супругов предостерегали: нельзя отравлять свои взаимоотношения  необузданной, потворствующей самим  себе страстью. По мнению Кальвина, в  браке не должно было оставаться места  удовольствию, радости, чувственности. Это мнение и в наше время находит  сочувствие у многих сторонников  кальвинизма.


 

 

Брак в новом свете


Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в  Европе, были перенесены в Новый  Свет первыми поселенцами. Например, догматическое осуждение Кальвином  интимных удовольствий господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки брали свое начало из Римского права, послужившего основой для Британского законодательства. Этот кодекс достаточно долго господствовал в колониях. Постепенно женщин нагрузили многими обязанностями при весьма малых правах. Так, они не имели права владеть собственностью, подписывать деловые бумаги. Муж мог полностью изолировать свою жену, имел право требовать беспрекословного подчинения в интимной жизни, а также мог выбирать место жительства по своему усмотрению.

В начале периода колонизации браки  заключались почти исключительно  из соображений удобства. Повсеместное распространение получили религиозные взгляды на брак и любовь. Семейная жизнь считалась вторичной по отношению к религии. Интимная сторона брачных отношений отклонялась, гак как супруги должны были думать только о воспитании детей и выполнять религиозные обряды.

Однако в среде поселенцев постепенно формировалось стремление к большей  свободе. Освоение новых земель, новые  возможности для достижения успеха и продвижения по различным социальным лестницам способствовали тому, что  колонисты сбросили оковы многих традиций. В 1630 году Анна Хатчинсон  — первая женщина среди поселенцев Новой Англии — подвергла сомнению правильность подчиненного положения  женщин и их ограниченной свободы  в браке. За активную деятельность по пропаганде своих идей она и ее последовательницы были убиты. Но идея равенства была поддержана и развита  другими женщинами, особенно Абигейл Адаме.

Абигейл, жена Джона Адамса (1735—1826), ставшего впоследствии вторым президентом Соединенных Штатов Америки, считала, что Британское законодательство необходимо изменить, конституционно предоставив женщинам равные права с мужчинами. Она резко критиковала принятую систему законов о браке, указывала на несправедливость в отношении брака, который служит в первую очередь интересам мужчин. В 1797 году она писала мужу о том, что в новом своде законов, который ему как президенту необходимо разработать, следует помнить о женщинах и быть к ним более великодушным и благосклонным, чем его предшественники. Она просила не давать в руки мужчин такую неограниченную власть, помнить, что если бы мужчины могли, то все бы стали тиранами и, если не оказывать женщинам заботу и внимание, может начаться восстание против законности.

Несмотря на мужественные усилия Абигейл Адаме, на настойчивость ее многих сподвижниц, женщинам потребовалось много времени, чтобы добиться определенных жизненных прав, в том числе и в браке.

И в настоящее время в браке  действует еще немало ограничений. В некоторых странах брак остается строго организуемым, находится под  контролем.

По мере того как в Соединенных  Штатах Америки женщины получали все больше прав, отношение к браку  радикально менялось. Этому способствовала вначале борьба женщин за избирательные  права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение. Все большее  число современных женщин принимает  решение работать. Одновременно многие мужчины начинают брать на себя некоторые  домашние обязанности и более  активно участвовать в процессе воспитания детей.

Однако следует отметить, что  стал подвергаться сомнению сам институт официального брака: отдельные пары живут вместе без юридического оформления своих отношений. Другие пары пытаются творчески использовать появившуюся  свободу. Сохраняя преданность друг другу в браке, сохраняя чувство  настоящей любви, они пытаются сберечь  и свою личную свободу.


 

Брак по расчету


Люди, которые вступают в брак из соображений выгоды, чаще всего рассматривают  этот союз как практическое решение  какой-то особой проблемы. Исторически  самая старая основа брака — выгода — в разные времена принимала  самые различные формы: политические, династические, экономические, психологические, сексуальные и т. д. Так, например, даже в недавнем прошлом трудная  жизнь фермера требовала максимальной концентрации сил на полях для  выращивания и сбора урожая. Жена и дети становились необходимостью.

Известно, что в прошлом браки  в основном организовывали родители, преследовавшие в первую очередь  выгоду. Обвенчав сына или дочь, родители порой избавлялись от расходов на содержание своего ребенка или, наоборот, имели возможность получить приданое, а также принять в семью  еще одну пару рабочих рук для  помощи в семейном хозяйстве. Встречались  и другие соображения: зять или невестка были для родителей как бы гарантией  того, что в старости за ними будет кому ухаживать.

И в наши дни люди порой вступают в брак по расчету, хотя причины, побуждающие  к этому, могут отличаться от тех, которые были у их предков. Некоторые  современные браки мотивируются чувством социальной выгоды или социальной необходимости. Встречаются люди, которые  находят более выгодным и подходящим для себя выбрать партнера по расчету, нежели прилагать усилия и ставить  перед собой проблему выбора по чувству.

Очень часто молодые люди рассуждают так: «Все, кого я знаю, вступают в  брак. Что же я, хуже других? Я никогда особенно не раздумывал над этими вопросами. Я просто всегда знал, что поступлю в колледж, женюсь и у меня появится много детей!»

Молодой человек или девушка, достигая того возраста, когда большинство  их друзей вступают в брак, часто  чувствует потребность как можно  скорее последовать их примеру. А  то, что подходящий партнер не всегда оказывается «под рукой», их не смущает. Стремясь сделать так, как другие, человек может ошибочно осуществить  свой выбор, наделив юношу или  девушку несуществующими качествами, отклонив, возможно, более предпочтительные кандидатуры. Вот здесь-то и кроются  корни многих ошибок, которые впоследствии могут существенно осложнить  жизнь.

Некоторые люди вступают в брачный  союз ради психологического комфорта. Они создают семью для того, чтобы удовлетворить свою потребность  заботиться о ком-либо и, в свою очередь, ощущать заботу о себе. Осознанно  или нет, но они выбирают партнера, подходящего для выполнения ожидаемой  роли. Если же в последующей супружеской  жизни один из партнеров начнет отказываться дальше играть, на его взгляд, полезную или бесполезную роль, то брак может измениться к лучшему или постепенно станет распадаться.

Психологическую выгоду брака некоторые  люди видят в том, что избавляют  себя от одиночества. Они стараются  вступить в брак из-за чувства боязни или беспокойства за свое одинокое будущее. Нерешительному человеку требуется  партнер, умеющий принимать решения, что является также еще одной  предпосылкой для создания семьи  из соображений психологического комфорта.

... Я знала девушку, которая  относилась к типу людей, любящих  заботиться о других. Она была  дружелюбна и привлекательна, полна  энергии, на вечеринках всегда  оказывалась в центре внимания. На ней женился спокойный и  серьезный молодой администратор.  Он, как мне стало известно, рассчитывал  на активное обаяние будущей  жены, которая сможет блистать  на раутах, устраиваемых его фирмой, и тем самым способствовать  упрочению его положения.

Серьезной мотивацией при вступлении в брак является возможность интимных отношений. Хотя некоторые мужчины  и женщины предпочитают периодическую  смену партнеров, предвкушая неожиданные  встречи, все же большинство людей  желают иметь надежные и постоянные интимные отношения. Этим людям неинтересны  поиски потенциального сексуального партнера. Наоборот, их полностью устраивает уверенность в том, что такой  постоянный партнер у них уже  есть.

Семейные и религиозные традиции направлены против добрачных интимных отношений. Поэтому многие люди, испытывающие сильное, порой не поддающееся контролю половое влечение, стремятся вступить как можно скорее в брак, не задумываясь  о поспешности своего решения. А  оно, возможно, пришло под давлением  собственных сексуальных потребностей, а также из-за установок своего потенциального партнера. Известно, что  многие девушки отказываются от интимных отношений до свадьбы.

Основной силой, объединяющей мужчину  и женщину для совместной жизни, можно считать стремление к созданию семьи. Если женщина, не состоящая в  браке, ждет ребенка, то чаще всего впоследствии она вступает в брак с его отцом. Иногда к этому прибегают для  того, чтобы избежать общественного  осуждения. Побудительной причиной брака может стать желание  мужчины и женщины дать ребенку  имя, боязнь того, что он окажется незаконнорожденным. Подсчитано, что каждый пятый первенец, рожденный в США, был зачат  до заключения брака. Таким образом, брак, созданный ради образования  семьи,— явление весьма частое.

Многие молодые люди живут вместе и не оформляют свои отношения  до сообщения женщины о будущем  наследнике.

Тогда они женятся. И не всегда они  это делают только потому, что у  них нет другого выбора или  их преследуют боязнь и принуждение. Большинство таких пар заключают  брак, потому что любят друг друга  и хотят иметь детей. Они считают, что иметь детей и воспитывать  их лучше в браке, чем вне брачных отношений. Семья для таких людей — большая ценность. Для своих будущих детей они стараются создать стабильный, прочный дом.

Многие одинокие мужчины и женщины, оставшиеся со своими детьми после  развода или смерти одного из супругов, стремятся вступить в повторный  брак чаще всего также ради создания семьи. Они стремятся обеспечить своим детям все преимущества полноценной семейной жизни и  поэтому стараются найти в  своем партнере для них будущего отца или мать. Ожидаемая выгода может заключаться в помощи по воспитанию детей либо в финансовой поддержке. Довольно часто созданию семьи способствует необходимость  в выполнении будущим партнером  обременительных хозяйственных  функций — стирки, приготовлении  пищи, ремонте домашних вещей и т. п.

Однако нельзя отрицать и того, что повторные браки очень  часто основаны на чувствах глубокой привязанности, любви и взаимной моральной поддержки.

Воспитывать детей в одиночку чрезвычайно  трудно. Поэтому для многих одиноких отцов и матерей повторный  брак просто необходим.

Экономические соображения нередко  становятся основой брака. Это бывает тогда, когда два вполне состоятельных  человека хотят объединить свои состояния  либо один из них стремится владеть  собственностью другого или желает открыть себе доступ к деньгам  будущего партнёра. В тех браках, в которых семья мужа ставит цель уберечь семейное состояние от чьих-либо посягательств, невесту иногда принуждают заранее отказаться от всех прав на имущество мужа для себя и будущих  детей.

Когда мы говорим об экономических  соображениях при вступлении в брак, мы имеем в виду также молодых  людей со стабильным доходом, даже не очень большим, но которые пользуются успехом, так как привлекают будущих  партнеров своей надежной экономической  базой.

Экономическую подоплеку имеют  также многие браки пожилых людей, живущих на пенсию. Вести совместное хозяйство для них оказывается  делом более выгодным.

Экономическая выгода брака может  быть связана и с типом выбираемого  партнера. Мужчина, который служит в  определенной корпорации и мечтает  о профессиональной карьере, подчас останавливает выбор на девушке, отвечающей представлениям этой корпорации о «достойной супруге» для своего перспективного работника. Ни для кого не является секретом, что жена способна сыграть решающую роль при назначении ее мужа на более высокую должность. Например, страховая компания, нанимая  нового работника, может изъявить желание  переговорить с его женой, чтобы  иметь представление о ее умении оказать мужу поддержку на его  служебном поприще, а также готовности в одиночестве коротать долгие вечера, когда супруг занят распространением страховых полисов.

Из соображений экономической  выгоды очень часто не распадаются  даже самые несчастливые браки. Один из моих коллег как-то рассказал о  своей жизни. Он полюбил женщину. Она хотела, чтобы он развелся с  женой. Но мой коллега знал, что  законная супруга сделает все  возможное, чтобы лишить его средств к существованию. Он говорил, что к тому дню, когда получил бы развод, он оказался бы без цента. Поразмыслив, мой друг решил не расставаться с деньгами. Поэтому он все еще женат.

Династические браки часто заключаются  и по политическим соображениям. Для  объединения кланов, земель, состояний, а порой и военной силы королевские  советники прошлого тратили немало времени на то, чтобы создать брачный  союз, который приносил бы необходимые  военные и политические преимущества. Жених и невеста в подобных ситуациях оказывались безмолвными  участниками в большой политической игре.

Нередко молодые люди впервые видели, друг друга только на свадебной церемонии.

Браки по рациональным соображениям в жизни встречаются довольно часто. Однако в любом браке многие люди хотят знать до свадьбы, кто  из супругов будет обеспечивать денежный доход, кто из них — убирать  дом. Эти супруги считают очень  удобным для себя иметь один источник интимных радостей, жить, полагаясь  на четкое распределение обязанностей (неважно, обговоренное специально или  сложившееся само по себе), будучи в  браке, нести на себе груз хозяйственных  забот.

Браки ради удобства, заключаемые  по сугубо рациональным соображениям, часто обеспечивают практическое решение  самых разных реальных проблем. Они  могут сохранять свою прочность  и стабильность в течение долгого  времени, до тех пор, пока взаимоотношения  супругов будут оставаться выгодными  обоим партнерам.

Брак может сохраниться и  тогда, когда каждый супруг действует  в соответствии с ожиданиями другого или согласно добрачной договоренности. Тогда удобство, обретенное в браке, становится стабильным. Очень часто такие браки постепенно начинают включать элементы романтизма, а отношения партнеров перерастают в настоящую любовь.


 

Духовный брак


В течение многих веков люди подыскивали  слова, подходящие для определения  понятия «духовный». Древние египтяне употребляли это слово для  обозначения недоступных познанию проявлений личности.

Греки использовали для той же цели термин «псюхе», что может быть переведено как «душа» или «разум».

Я понимаю духовное начало личности как реальную внутреннюю суть человека, способную принимать различные  формы и являющуюся стержнем человеческой личности.

Между многими супругами устанавливается  бессловесная взаимосвязь — партнеры чувствуют друг друга, как бы настроены  на одну волну, ощущая полное родство  душ.

Некоторые супруги, говоря о своем  браке, вместо слова «духовный» употребляют  термин «сакраментальный». Это понятие  пришло к нам от раннехристианской церкви и означает все святое, таинственное.

Концепция брака как таинства первоначально  основывалась на древнеиудейской идее религиозного соглашения. От брака требовалась преданность супругов на всю жизнь.

Римская католическая церковь до сих  пор называет обряды бракосочетания таинствами. Протестантская церковь  не следует этому обычаю. Некоторые  люди считают брак в целом, а не только обряд бракосочетания таинством. Они могут говорить: «Когда мы вступали в брак, мы дали друг другу священную  клятву».

Супруги, считающие брак таинством, прилагают много усилий, чтобы  сделать свою семейную жизнь счастливой. Они мужественно встречают несчастья, крушение надежд и даже жестокость. Развод они рассматривают чаще всего  как нарушение клятвы. Позволив себе только подумать о возможности развода, эти люди испытывают чувство вины. Духовные взаимоотношения супругов обладают в связи с этим динамизмом, который непросто разрушить.

Многие супруги, не придерживающиеся традиционных взглядов на брак, все  равно ищут духовный момент в своем  союзе. Они могут дать обет супружеской  верности, так как считают большим  счастьем и великим таинством  жизни свою встречу, которая дала им возможность жить друг для друга.


 

Романтический брак


Романтическая любовь чаще всего бывает в какой-то степени идеализированной любовью, влюбленностью в любовь, страстью, подогреваемой сильными, волнующими эротическими чувствами. Иногда страсть перерастает в настоящую  любовь на всю жизнь, но может так  и остаться просто страстью. Когда  люди переживают романтическое увлечение, они могут утратить способность есть, спать, работать. Подобно Ромео и Джульетте, они готовы на самоубийство, если у них нет возможности соединиться друг с другом. Романтические чувства я бы сравнила с таким состоянием, когда настроение возлюбленных колеблется от вершин возбуждения до крайнего отчаяния, и наоборот. Греки считали эту фазу любви проявлением мании, а известный испанский философ X. Ор-тега-и-Гасет (1883—1955) рассматривал ее как временное состояние, похожее на психическое заболевание.

Романтическая любовь является одной  из популярных тем литературных произведений, кинематографа и передач телевидения. Эта тема привлекает своей мелодраматичностью.

Когда люди сгорают от страсти, влюблены в любовь, они находят глубокое удовлетворение смотреть друг другу  в глаза или часами говорить по телефону. Часто они изобретают секретный  код: нежные слова, жесты или такое  выражение лица, которое имеет  особое, возвышенное, часто эротическое  значение,

Романтические чувства порой бывают вызваны физической привлекательностью и преувеличенным восприятием красоты, а также других внешних характеристик  человека. Известный актер Ричард Бартон так описывает восхищение, охватившее его, когда он впервые  увидел Элизабет Тейлор, лежащую на краю бассейна: «Она была самой удивительной, независимой, прекрасной, отдаленной, недоступной женщиной, которую я  когда-либо видел». Романтические чувства  могут вспыхнуть и в результате преувеличения не только физических данных, но и способностей, знаний или  интеллекта объекта любви. Нередко  первое сильное увлечение, вызванное  восхищением внешностью, ослабевает с утратой чувства новизны. Если у людей, вступивших в брак на основе такой любви, больше нет ничего связующего, их союз может легко разрушиться.

В старину романтическая любовь обычно не имела никакого отношения  к браку. Придворные и рыцари средневековья  были связаны со своими супругами  лишь обязательствами, а страсть  и поклонение испытывали к другим дамам. В их понимание романтической  любви входили самомучение и страдание. Сексуальные желания подавлялись и выливались в пламенную платоническую страсть. Кстати, слово «страсть» имеет одинаковое происхождение со словом «страдать». Часто возлюбленных разъединяли препятствия. В одних случаях для их преодоления необходим был подвиг рыцаря, чтобы завоевать благосклонность своей возлюбленной, в других — пояс целомудрия у возлюбленной, который не позволял взаимоотношениям переходить границы запретного, способствовал поддержанию страсти на должном уровне.

Такое представление людей средневековья  можно рассматривать как исторический базис современных романтических  взглядов на любовь и брак. Каждый человек, хоть раз испытавший страсть и  сильное сексуальное влечение к  другому человеку, несомненно, помнит чувство экстаза, охватившее его  в ожидании встречи или тайного  объятия, а также безутешное горе расставания, заполнившее его сердце после встречи. В романтической  любви чувства становятся значительно  острее, если возлюбленных насильственно  разъединяют, если на их пути встают такие  препятствия, как, например, неодобрение  их взаимоотношений членами семьи. Родители могут отказаться принимать  у себя в доме человека, в которого влюблены их сын или дочь. Служба в армии молодого человека, желание  одного из возлюбленных до брака закончить  учебное заведение или отдаленная работа потенциального супруга могут  стать причиной разлуки. Недостаток средств, противоречивое понимание  ценностей, религиозный антагонизм или расчет на другой, более выгодный брак также являются преградой для  заключения союза между возлюбленными.

Во всем мире на протяжении веков  романтическая любовь принимала  различные формы, имела разнообразные  проявления, но основные ее элементы всегда оставались постоянными. Идеализированное преувеличение качеств другого человека, возрастающая страсть из-за препятствий к браку, непреодолимые социальные барьеры между влюбленными и многие другие факторы создают у них ощущение настоящей любви, как говорят, до гроба. Однако, как только исчезают препятствия их союзу и брак становится реальной возможностью, очень часто острота чувств значительно гаснет или совсем исчезает.

Нередко супружеские пары, вступившие в брак с такими чувствами, жалуются впоследствии на то, что «у них совсем не осталось романтики», что «исчез жар страсти». Окончание медового месяца у таких супругов означает как бы завершение периода романтической  страсти и угасание «лихорадки», вызывавшей ранее смесь страдания  и восторга, когда препятствия  казались такими сложными, а мучения  такими сильными.

Одна супружеская пара, обратившаяся за брачной консультацией, очень  образно рассказала о своем состоянии: «Фактически у нас есть все  необходимое для жизни. Мы хорошо обеспечены в финансовом отношении, но с тех пор, как мы женились, исчезло очарование страсти. Наш  брак теперь — просто скучная повседневность. Что произошло?»

Любить человека — это совсем не то же самое, что любить любовь. Романтика  любви включает признание и отношение  к любимому как к особому и  прекрасному, но не как к обожаемому или идеализированному человеку. Романтика необходима для реальной, повседневной жизни супругов, но она  должна быть основана на полном понимании  друг друга как в социальных, так и в интимных направлениях супружеского союза.

Информация о работе Брак и семья