Брак и семья - социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:38, реферат

Описание работы

Семья - один из наиболее древних и значимых институтов.
Семья – малая группа, основанная на кровно - родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Отличительный признак семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.
Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако, есть семьи характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не сформированные. Количество таких семей в последнее время значительно увеличивается. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким –либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с дедушкой или бабушкой без родителей).

Содержание

Брак и семья – социальные институты.
1.1Типы семьи
1.2Формы брака
1.3Типы брака
Часть вторая
Важнейшие функции семьи
2.1 Репродуктивная функция
2.2 Воспитательная функция
2.3Хозяйственно-экономическая функция
2.4 Рекреационная функция
Часть третья
Тенденции развития семейно-брачных отношений
3.1 Конфликт в семье
3.2 Факторы риска
3.3Причины разводов

Работа содержит 1 файл

Социология Реферат.doc

— 74.50 Кб (Скачать)
  1. Детоцентризм, то есть всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним. В таких семьях дети вырастают избалованными, не приемлют разумных запретов и обязанностей, в том числе и долга перед родителями. Подобная тенденция наиболее характерна для семей с одним ребенком, в особенности, если воспитание

Стр5

  ребенка возложено на бабушек и дедушек. В результате вырастают    эгоцентричные, инфантильные молодые люди, не умеющие  инее  желающие брать ответственность на себя.

  1. Профессионализм, то есть тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом тог, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах. Такие родители считают своим долгом, прежде всего, материально обеспечить своих детей. К «воспитательным» воздействиям они прибегают обычно лишь тогда, когда ребенок провинился или «мешает» им. Таким образом, родители и дети, оказавшиеся выключенными из жизни друг друга, уровень доверительности в их общении минимален, круг обсуждаемых проблем крайне узок. В силу этого у ребенка в такой семье отсутствует опыт диалога со взрослыми, слабо развита потребность воз взаимодействии со старшими, что в последствие может осложнить его социальные контакты.
  2. Прагматизм, то есть воспитание, цель которого - выработка у детей «практичности», умении « ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственно материальной выгоды. Очевидно, что существует опасность усиления  прагматической тенденции, когда именно утилитаристическое поведение,  расцепившееся на уровне обыденного сознание как наиболее адекватное новым условиям, как стратегия выживания. В семье, главным образом воспитываются дети. Но этим далеко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или наоборот, ограничивая пространство для самореализации не только детей, но взрослых.
 

2.3Хозяйственно-экономическая  функция

  Эта функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и так далее.

В нашей стране, где  не высокий уровень  механизации в  быту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ложатся  в первую  очередь на плечи  женщин, усугубляя  и без того нелегкий конфликт ролей – противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями.

  Однако, учитывая  существующее положение  дел, сознавая, что  государство не  способно предоставить  женщинам выбор  предпочтительного  для них образа  жизни, единственный реальный вариант решения проблемы двойной занятости женщин – перераспределение семейно-бытовых обязанностей. 

Стр6

2.4 Рекреационная функция

  Эта функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличении е стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль. Рекреационная функция включает в себя эстетические моменты, в том числе организацию семейного досуга и отдыха. Рекреационные аспекты семейной жизни теснейшим образом связаны с культурой семейных отношений, а это, как никогда ранее, влияет на жизнедеятельность семьи вообще, на ее стабильность и в конечном счете на  самосуществование брачной пары. 
 

Часть третья

Тенденции развития семейно-брачных отношений

   Исследование проблем, связанных с семьей, приобретают все большее значение, как в теоретическом, так и в практическом, жизненном плане.

  В настоящее время,  институт семьи  переживает трудные  времена. Отпали  многие факторы, стабилизирующие семью извне: экономическая зависимость жены от супруга, юридическая, религиозная, моральный запрет  или осуждение разводов. В этих условиях определяющее значение для стабильности брака приобретают внутренние факторы, присущие семье. Многочисленные социологические исследования показывают: в основе большинства случаев развод в подавляющем большинстве случаев, конфликт между супругами, достигший такой степени, что разрешить его можно только путем расторжения брака.

3.1 Конфликт в семье

Выделяется несколько уровней супружеских взаимоотношений, на которых могут происходить конфликты.

  1. Психофизиологический – дисгармония проявляется в нарушении сексуальной жизни. В целом это явление встречается довольно часто, однако, как основную причину решения о разводе его отмечают лишь немногие.
  2. Психологический – в семье создается не здоровый климат, проявляющейся в постоянных ссорах, взаимных придирках, раздражительности, которая зачастую вымещается на детях.
  3. Социально-ролевой – симптомы нарушения стабильности этого уровня – неправильное, неравномерное распределение семейно-бытовой нагрузки, хаотичность семейного уклада.
  4. Социокультурный (духовный) – конфликты приобретают форму непонимания супругами друг друга, неуважения, отсутствия интереса и неудовлетворенности общением с партнером, неприятия его жизненных ценностей, идеалов.

     

    Стр7

    Причины, вызвавшие конфликт на том или ином уровне, могут быть самыми разнообразными. Но по времени их возникновения можно разделить на  две большие группы. Это причины возникшие непосредственно во время брака, во время совместной жизни и общего ведения хозяйства, и причины, которые объективно существовали до момента создания семьи. 
     

3.2 Факторы риска

    Группу причин, объективно существующих до момента создания семьи, называют факторами риска. Факторы риска связаны с личность человека, его происхождением, воспитанием, так и с условием заключения брака. К факторам риска относятся:

*большая  разница в образовании  и возрасте между  супругами (особенно, если женщина намного  старше);

* склонность к алкоголизму  одного из супругов;

*легкомысленное  отношение к браку  (семье вообще);

*слишком  ранний возраст  вступления в брак;

*вероятность  скорого рождения  ребенка;

*слишком  малый срок знакомства;

*резкое  несогласие родителей  на брак;

*брак по принуждению, без взаимного согласия.

  Эти факторы дают  о себе знать  буквально в первые  годы совместной  жизни и во многом  обуславливают то  обстоятельство, что  более трети разводов  приходится на  семьи, имеющие  стаж совместной  жизни от одного  до трех лет.

Среди причин разводов встречается  такая, как разочарование  в партнере и утрата на основе этого первоначального  чувства любви. Эта  опасность подстерегает в первую очередь  тех супругов срок знакомства до свадьбы  которых был не продолжителен (от 3 до 6 месяцев).

  Таким образом,  ряд факторов отрицательно  влияющих на прочность  брака может быть  выделен еще до  создания семейного  очага. 

3.3Причины  разводов

  Однако большая  часть разводов  происходит из-за  причин, возникших  непосредственно  в результате совместной жизни. Максимальная доля разводов падает на первые пять лет супружеской жизни. Наличие детей в семье прямым образом влияет на прочность брака. В многодетных семьях, где количество детей более трех, процент разводов много ниже среднего уровня.

При разводе как ведущие указываются три группы причин.

1.Бытовые (жилищные условия, неумение и нежелание одного из супругов вести домашнее хозяйство, материальная необеспеченность, вынужденное раздельное проживание).

Стр8

2.Межличностные  конфликты (утрата чувства любви и привязанности, грубость, разные взгляды на жизнь, ревность, мнительность).

3. Внешние факторы (измена, появление новой семьи или чувства у инициатора развода, вмешательство родителей и других лиц).

  Разные люди по-разному  переживают распад  своей семьи. Для общества особо тягостно, что ослабляется влияние родителей на воспитание детей и дети становятся предметов серьезных конфликтов между разводящимися супругами, причем такие конфликты зачастую выходят далеко за рамки предразводной и разводной стадии и продолжается в течение многих лет.

  Итак, нестабильность  брака создает  острые проблемы, которые для тех,  кто хочет создать  семью, так и  для тех, чья  семья оказалась  разрушенной. Вместе  с тем, развод  нельзя рассматривать  как всецело отрицательное  явление, так как свобода расторжения брака – одно из средств обеспечения социальной справедливости в семейно-брачных отношениях, средство сохранения их моральных устоев.

  В итоге, можно  выделить три основные  «горячие точки»  в современных  семейно-брачных  отношениях: 1)проблемы стабильности семьи, 2)проблемы рождаемости и 3)проблемы напряженности в сфере быта. Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признается безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идет только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют все более высокие требования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Стр9

Информация о работе Брак и семья - социальные институты