Биологические, психологические и социологические теории отклоняющегося поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

Целью моей работы было ознакомиться и проанализировать различные подходы к изучению отклоняющегося поведения: биологические, психологические и социологические. Найти рациональное зерно в каждом из них, а также понять, какие теории наиболее действенны и популярны в настоящее время.
Существует утверждение, что с помощью анализа какой-либо одной психологической черты, конфликта нельзя объяснить сущность любого вида девиантного поведения. Вероятно, девиация возникает в результате совместного действия многих факторов (психологических, культурных, социальных).

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 66.13 Кб (Скачать)

Важная роль «Эго» в  процессе развития личности отражена в понятии «сила Эго». Сила Эго  – это способность личности к  восприятию реальности, даже когда  она чрезвычайно неприятна (без  привлечения примитивных защит, подобных отрицанию). Сила Эго проявляется, как указывает О. Кернберг, в хорошей толерантности к тревоге, в контроле импульсов и сублиматорной деятельности. Проблемы личности (в том числе поведенческие) появляются тогда, когда защиты неадекватны или недостаточны для нормальной адаптации.

Согласно Фрейду, вследствие особого характера взаимоотношений с родителями у некоторых детей не вырабатываются самоограничения, и, соответственно, отсутствует основное чувство моральности. Некоторые ученые данного направления так же предположили, что у небольшого числа людей развивается аморальный или психопатический тип личности. Такие личности – это замкнутые в себе, лишенные эмоций личности, действующие импульсивно и редко испытывающие чувство вины. Они находят удовольствие в насилии как таковом. Однако почти все исследования, рассматривающие людей, обладающих подобными характеристиками, проводились среди осужденных в тюрьмах, что неизбежно влияло на изображение таких личностей в негативном свете. Если описать те же самые черты характера с положительной стороны, то получится совершенно иной тип личности, и не будет оснований утверждать, что люди такого типа имеют врожденную склонность к преступлениям.

В 60-е годы проводились  исследования людей с чрезвычайно  агрессивным поведением. Было обнаружено, что человек, систематически разбойничающий, имеет очень слабое чувство самооценки. Малейшая критика и замечание, особенно в присутствии посторонних, вызывают у него возмущение. Это проистекает  из-за боязни потерять престиж. Для  них характерен поразительно низкий уровень здравого смысла. Другой причиной повышенной агрессивности личности может быть слишком большой контроль. Очень пассивные люди с мягким характером, которые долго сдерживают свой гнев, особенно когда их провоцируют, могут, в конце концов, взорваться. Если бы такие люди меньше себя контролировали, они просто выпустили пар раньше и дело не дошло бы до крайности. Как говорят, «в тихом омуте все  черти водятся». Однако чаще всего  правонарушения являются импульсивными  актами.

З. Фрейд ввел понятие  о потенциальных “преступниках  с чувством вины”- речь идет о людях, которые желали бы, чтобы их поймали  и наказали потому, что они чувствуют  себя виноватыми. Ими владеют побуждения к разрушению, и, по-видимому, они, считают, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы преодолеть их. Чувство вины вызывают действия, совершенные вопреки голосу совести. Личностные проблемы в равной степени могут быть как следствием недостаточно сформированного, так и проявлением слишком жесткого «супер-Эго».

Становление личности рассматривалось 3. Фрейдом как стадии психосексуального  развития. Это последовательное прохождение  стадий, на которых внимание оказывается  направленным преимущественно на определенный участок тела – от оральной фазы через анальную и фаллическую  к генитальной. Классическая теория драйвов (психических проявлений инстинктов) постулировала: если ребенок чрезмерно  фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо стадии своего психосексуального развития, то он будет фиксирован на данной стадии.

Характер понимался как  выражение подобной фиксации. Нарушения  характера, а, следовательно, и поведения  человека также объяснялись такой  фиксацией. Например, если человеком  пренебрегают в возрасте примерно полутора лет (оральная фаза) либо чрезмерно  потворствуют на этой стадии, то это  может вызвать формирование депрессивного  склада личности. В зависимости от того на чем был фиксирован человек и что кажется в нем центральным, его характер описывали как оральный, анальный или фаллический.

Внутри психоаналитического  течения и подходов, вышедших из психоанализа (неофрейдизм), существует еще несколько теорий, оказавших существенное влияние на современное понимание характера и поведение человека. Они включают идеи: аналитической психологии К. Юнга; индивидуальной психологии А. Адлера; теории травмы рождения О. Ранка; трансактного анализа Берна. Для объяснения отклонений поведения личности наиболее полезной оказалась теория Адлера.

Индивидуальная  психология А. Адлера (1878-1937) помогает понять психологические причины многих форм отклоняющегося поведения. А. Адлер считал основным фактором, определяющим развитие индивидуальности, – главную жизненную цель. В общем виде – это цель достижения превосходства над другими. Ее конкретное содержание может быть чрезвычайно многообразно: стремление к власти, красоте, богатству, силе, известности, образованности и т. д. Цель достижения превосходства возникает в первые годы жизни как реакция на чувство неполноценности, которое в свою очередь вызывается переживанием своей слабости. Чувство неполноценности, по мнению Адлера, впервые возникает в 4-5 лет. Его усиливают два основных фактора. Во-первых, это врожденные дефекты (ослабленность здоровья, физические недостатки, слишком маленький рост). Во-вторых, это неправильное воспитание ребенка в семье (сверхпотворство, недостаток любви к ребенку). Чувство неполноценности обратно пропорционально тому, как ребенок справляется с требованиями среды.

В норме направленность на цель достижения превосходства гармонично сочетается с направленностью на сотрудничество с другими людьми (на основе чувства общности), так  что личные достижения человека служат улучшению общественной жизни людей  в целом. Любому нормальному человеку не чужд внутренний конфликт между  чувством неполноценности и порождаемым  им стремлением к самоутверждению (совершенству, превосходству).

Люди используют различные  пути для компенсации чувства  неполноценности. Одни пытаются подавлять  других или используют насилие. Другие прибегают к «легальным» способам – успеху, власти, объединению в  группы.

При недостаточной или  извращенной компенсации чувство  неполноценности переживается особо  остро и переходит в комплекс неполноценности. Это совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в замаскированном виде чувство неполноценности. А. Адлер распространил данный механизм на широкий круг аномальных и нормальных явлений. Комплекс неполноценности одновременно является как причиной серьезных проблем, так и внутренним стимулом для личностного развития.

В случае нарушенного поведения  комплекс неполноценности сочетается с неадекватной жизненной установкой и неразвитым социальным чувством. У аномальной личности доминирующей жизненной направленностью является стремление к достижению превосходства, которое настолько выражено, что практически полностью препятствует появлению и развитию чувства общности. Такой человек воспринимает людей как средство достижения личных выгод, видит в обществе враждебную силу, не хочет и не может сотрудничать с другими. Эта конфронтация проявляется в гипертрофированной реакции протеста против любых требований общества: уважать других, говорить правду, учиться и работать, признавать правоту другого, быть благодарным… Идея превосходства побуждает к действиям подчинения, принижения и дискредитации других. В итоге формируются устойчивые негативные черты личности – нетерпимость, зависть, самомнение, подозрительность, - определяющие как поведение личности, так и ее жизненный путь в целом.

Итак, психодинамические концепции, раскрывающие глубинные механизмы личностного функционирования, прежде всего, позволяют ответить на вопросы: почему люди ведут себя определенным образом, какова мотивация их поведения и как она сформировалась?

Психологические теории преступления имеют, в отличие от биологических, рациональное зерно. Однако они в  лучшем случае могут объяснить лишь некоторые аспекты преступлений. Хотя незначительное меньшинство преступников действительно имеют личностные характеристики, отличные от остального населения, но такие характеристики присущи отнюдь не всем нарушителям  закона.

Сущность девиации нельзя объяснить только на основе анализа психологических факторов. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и ее мотивы, вероятно, оказывают важное влияние на ее виды девиантного поведения. Но, по-видимому, на основе анализа какой-то одной психологической особенности, конфликта нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации. Более вероятно, что девиация происходит на основе сочетания многих социологических и психологических факторов.

 

 

 

 

Социологические теории отклоняющегося поведения

Процесс социализации (процесс  усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых  для его успешного функционирования в  данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая  характеризуется обретением личностью  интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе).  Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение  – это различные формы негативного  поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и  поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.

Американскими исследователями  в области социальной психологии, было, выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как  неблагополучную: сверхсуровая отцовская  дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский  надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная  отцовская привязанность; недостаточная  материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплочённости в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают  значительное влияние на процесс  социализации ребенка в семье  и, в конечном счёте, на воспитание личности с отклоняющимся поведением.

Однако многочисленны  также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных  семьях. Дело в том, что семья –  это далеко не единственный (хотя и  важнейший) институт в обществе, участвующий  в социализации личности. Нормы, воспринятые  с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в  частности с социальным окружением.

Когда нравственные нормы  запрещают совершать некоторые  действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения  – нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.

Одним из наиболее важных аспектов социологического подхода является подчеркивание взаимосвязи конформности и отклонений в различных социальных контекстах.

Во-первых, в современных обществах  существует множество субкультур, и  поведение, считающееся нормой в  одной субкультуре, может расцениваться  как отклонение в другой.

Во-вторых, в обществе есть сильные  различия между богатыми и бедными, и эти различия чрезвычайно сильно влияют на склонность к преступности представителей различных социальных групп. Одни виды преступлений – такие  как карманные кражи или кражи  со взломом – совершаются в  основном людьми из беднейших слоев  населения. Другие виды преступлений –  растраты или уклонения от уплаты налогов – по определению совершаются  людьми, имеющими, наоборот, высокое  благосостояние.

В-третьих, само понимание того, что  следует считать преступным поведением, может сильно меняться.

Рассмотрим различные социологические  теории в изучении отклоняющегося поведения:

1. Теория аномии Э. Дюркгейма(1858-1917) подчеркивает роль нормативной неопределенности и дезориентации, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать социальным нормам общества.

Вероятно, впервые социологическое  объяснение девиации нашло отражение  в теории аномии, предложенной Э. Дюркгеймом. Он использовал эту теорию в своем  классическом исследовании сущности самоубийства. Он считал одной из причин самоубийства явление, названное аномией (буквально  “отсутствие регуляции”, “безнормность”). Объясняя это явление, он подчеркивал, что социальные правила играют важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют их поведением, и  они знают, что следует ожидать  от других, а также, что другие ожидают  от них. Их жизненный опыт (т. е. их удовольствия и разочарования) более или менее  соответствует ожиданиям, обусловленным  социальными нормами. Однако во время  кризисов или радикальных социальных перемен, например в связи со спадом деловой активности и безудержной  инфляцией, жизненный опыт людей  перестает соответствовать идеалам, воплощенным в нормах общества. В  результате нарушается общественный порядок  и происходит дезорганизация людей.

Чтобы наглядно показать воздействие  аномии на поведение людей, Дюркгейм выявил, что во время неожиданных  экономических спадов и подъемов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного. Он считал, что  неожиданные упадок и процветание  связаны с “нарушениями коллективного  порядка”. Социальные нормы разрушаются, происходит дезориентация людей  – все это способствует девиантному  поведению.

Информация о работе Биологические, психологические и социологические теории отклоняющегося поведения