Биологические, психологические и социологические теории отклоняющегося поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

Целью моей работы было ознакомиться и проанализировать различные подходы к изучению отклоняющегося поведения: биологические, психологические и социологические. Найти рациональное зерно в каждом из них, а также понять, какие теории наиболее действенны и популярны в настоящее время.
Существует утверждение, что с помощью анализа какой-либо одной психологической черты, конфликта нельзя объяснить сущность любого вида девиантного поведения. Вероятно, девиация возникает в результате совместного действия многих факторов (психологических, культурных, социальных).

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 66.13 Кб (Скачать)

У. Гоувом разработана теория половых и возрастных факторов. По наблюдению Гоува, фактически большинство нарушений, включающих серьезный риск или требующих физических сил, совершается молодыми людьми. Число таких преступлений резко снижается после 30 лет. Возраст арестованных за убийства, изнасилования, разбойные нападения чаще всего составляет 18-24 года, на втором месте стоит возрастная группа 13-17 лет, а лишь на третьем месте – 25-30 лет. После 30 лет количество арестованных за такие преступления резко снижается. Как для мужчин, так и для женщин характерно снижение числа правонарушений при переходе от юности к взрослости.

Другими биологическими факторами  девиантного поведения могут  быть: повреждения головного мозга (особенно лобных долей), органические заболевания мозга, определенные свойства нервной системы.

Таким образом, внутренние биологические процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют силу и характер наших реакций на любые средовые воздействия. Несмотря на наличие фактов, подтверждающих существование биологических основ отклоняющегося поведения, они действуют только в контексте определенного социального окружения. Более того, социальные условия сами по себе вполне могут вызывать биологические изменения в организме, определяя, например, реактивность нервной системы или гормональный фон.

Но биологические теории мало помогают, когда речь идет о преступлениях, предполагающих сознательный выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологические теории отклоняющегося поведения      

Мыслители прошлого, которые  стремились к психологическому объяснению девиации, подчеркивали важность анализа  таких общих состояний, как “умственные  дефекты”, “дегенеративность”, “слабоумие”, “психопатия”. Криминологи пытались найти научные методы определения  связи между такими состояниями  и криминальным поведением. Психоаналитики предлагали теории, которые устанавливали  связь между девиантными поступками и многими психологическими проблемами.

Подобно биологическим теориям, психологические теории  ищут объяснение отклонений поведения в индивидууме, а не в обществе. То есть психологические теории связывают преступные наклонности с определенным типом личности. В основе психологических (психоаналитических) теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности.

Начнем обзор с экзистенционально-гуманистического подхода, рассматривающего личность и ее поведение в аспекте сущностных характеристик человека. Наибольший интерес в этом отношении представляет концепция австрийского психиатра и психолога В. Франкла (1905-1997). В его понимании специфические человеческие характеристики – это, прежде всего, духовность, свобода и ответственность. Духовное бытие человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей, за что он несет ответственность перед своей совестью и Богом. Проблемы поведения, так или иначе, связаны с дефицитом рассмотренных качеств, т.е. с проявлениями бездуховности. 
      Фундаментальной мотивационной силой в людях, по мнению В. Франкла, является стремление к смыслу. Людям требуется обнаруживать смысл, то ради чего стоило бы жить, буквально во всем. "Смысл нельзя дать, его нужно найти", поскольку он уникален для каждого человека и может быть осуществлен только им самим. Если человек не видит смысла в чем-то вне себя, выживание в экстремальной ситуации бесцельно, бессмысленно и невозможно. Гиперрефлексия (чрезмерная саморефлексия) и гиперинтенция (чрезмерное внимание к удовлетворению своих желаний) – два главных способа, которые люди предпочитают использовать, чтобы не выходить за рамки своего «Я».

Найти смысл в чем-то вне  себя можно тремя различными способами: 1) что-то делать, давать жизни (ценности творчества); 2) что-то брать от жизни (ценности переживания); 3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например, при смертельном заболевании (ценности отношения). Кроме того, переживания, имевшие место в прошлом, и  религия – это еще две области, в которых люди могут обнаружить смысл.

Тогда, когда фрустрировано (чем-то блокировано) стремление к смыслу, возникает состояние экзистенциальной фрустрации. Апатия и скука –  ее главные характеристики. Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является ни патологической, ни патогенной. Тревога людей, даже их отчаяние, обусловленные тщетными поисками смысла жизни, – это скорее духовные бедствия, чем болезнь. Ощущение бессмысленности жизни одновременно может быть признаком интеллектуальной искренности и честности.

Нормальность и аномальность личности, по мнению В. Франкла, определяются особенностями ее позиции по отношению к жизни, смерти и своей судьбе. "Страдание, вина и смерть – названные мной триединством человеческого существования – ни в коей мере не умаляют смысла жизни, но, наоборот, всегда могут трансформироваться во что-то положительное", – пишет В. Франкл. Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. "Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке".

Позиция аномальной личности обозначается В. Франклом как фаталистическая. В этом случае человек не рассматривает  себя как ответственного за самоопределение  в ценностях и, следовательно, как  активного участника своей собственной  жизни. Вследствие этого он позволяет различным природным, социальным и психологическим составляющим определять свой жизненный путь.

Сам же человек в данном случае страдает от ощущения бессмысленности, опустошенности и тщетности. Состояние  внутренней пустоты В. Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуум – непосредственные причины особых "ноогенных неврозов". В. Франкл определяет ноогенный невроз как "такой, который вызывается духовной проблемой, моральным или этическим конфликтом".

Экзистенциальный вакуум не только вызывает чувство бессмысленности  и невроз у отдельных людей, но и порождает такие общественные бедствия, как депрессия, наркомания и агрессия, в отношении которых  автор использует термин "массовая невротическая триада". В. Франкл полагает, что экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация с  каждым годом распространяются все  более широко. Молодые люди явно страдают от недостатка положительных  образцов для подражания (воспитателей и кумиров, нашедших в жизни смысл).

Таким образом, в соответствии с воззрениями В. Франкла, отклоняющееся  поведение возникает потому, что  люди подавляют свою духовность, уходят от ответственности за поиск смысла. Оказать помощь человеку с отклоняющимся  поведением значит помочь ему осознать свое духовное «Я» и принять ответственность  за свою судьбу, с последующим открытием  им смысла своего существования.

К экзистенциальной психологии тесно примыкают гуманистические теории, например клиентцентрированная психология (психотерапия) К. Роджерса (1902- 1987). Ключевое место в данной системе занимают понятия самости и самоактуализации. Самость или «Я-концепция» – это совокупность представлений человека о себе, которые являются результатом опыта и непрерывно изменяются в течение жизни. Самоактуализация – стремление личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней потенциальными возможностями. Тенденция к самоактуализации ярко проявляется у человека и является признаком личностного благополучия. Самоактуализирующаяся личность имеет ряд специфических характеристик: открытость новому опыту, веру в свой организм, внутренний локус контроля (самостоятельность, независимость, ответственность), стремление существовать в процессе (роста и развития). Нормальная (здоровая) личность относительно близка к идеалу самоактуализирующейся личности. 
      У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован и существует лишь в возможности. Основная преграда, по мнению К. Роджерса, коренится в системе так называемых условных ценностей. Условные ценности приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в случае их соответствия каким-то условным идеалам. В то время как при безусловном положительном отношении человек рассматривается как высшая ценность и заслуживает принятия без каких-либо условий его соответствия идеалам-требованиям. 
      Условные ценности формируются в детстве в семье, например, когда мать, используя потребность ребенка в любви и уважении, выражает отрицательное отношение к нему из-за невыполнения им ее конкретных требований. Далее самоуважение ребенка будет зависеть от навязанных ценностей матери и способности им соответствовать. Находясь под жестким влиянием навязанных условных ценностей, личность по существу превращается в маску-личину. 
      Таким образом, для нормального развития человек должен иметь опыт самовыражения. Напротив, нереалистичные, искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне, – все это неизбежно вызывает проблемное поведение. Следовательно, для преодоления личностных и поведенческих проблем необходимо стимулировать процесс актуализации, создавая специальные условия. Например, в ходе клиентцентрированной терапии это – искренний интерес к личности, безусловное положительное принятие человека, безоценочное отношение к нему.

Понятие самоактуализации личности является ключевым также для А. Маслоу (1908-1970). Согласно его взглядам, человек как целостная система действует в соответствии с врожденными потребностями, которые реализуются под влиянием социальных условий. Потребности образуют иерархию – от низших к высшим: физиологические потребности; потребность в безопасности; потребности в любви и привязанности; потребности в признании и оценке; потребности в самоактуализации способностей и талантов человека.

Высшие потребности активизируются только тогда, когда удовлетворены  низшие. Самоактуализация как способность  присутствует у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства  она является в какой-то степени  свершившейся. Такие люди – самоактуализирующиеся личности – выступают примером нормального развития, поскольку максимально полно воплощают человеческую сущность.

Из концепции самоактуализации вытекают следующие выводы. Одной  из причин отклоняющегося поведения  может выступать блокировка процесса самоактуализации. Это может означать: фрустрацию (блокировку) базовых потребностей (препятствия на пути их удовлетворения); индивидуальную фиксацию на потребностях низших уровней; недоразвитие высших потребностей. Если в силу разных причин нормальная самоактуализация через любовь, творчество и духовность невозможна, она может быть подменена самовыражением через девиантное поведение.

Творчество Э. Фромма (1900-1980) созвучно рассматриваемым идеям (несмотря на его формальную принадлежность к так называемому "неофрейдизму"). По мнению Э. Фромма, стремясь к гармонии с собой и природой, человек вынужден преодолевать экзистенциальные противоречия. Это – дихотомия (противопоставленность) жизни и смерти; конфликт между стремлением к реализации всех возможностей и недостаточная для этого продолжительность жизни; противоречие между чувством одиночества и связанности с другими людьми.

Человек не может устранить  эти объективные противоречия, но может по-разному на них реагировать. Человек преодолевает свое противостояние миру, чувство одиночества и бессилия с помощью различных механизмов. Эти механизмы приводят к "бегству  от свободы". Они противостоят "позитивной свободе" – подлинной связи  с миром через любовь и труд.

Э. Фромм обозначил первый механизм как авторитарный характер. Авторитарная личность отказывается от собственного «Я», от бремени свободы  и автономности. Ее крайним выражением является садомазохистский комплекс. Наиболее полно этот тип бегства  проявляется в тоталитарных государствах, где массы симбиотически сливаются  с лидером.

Второй механизм бегства  – автоматизирующий конформизм, при  котором человек полностью усваивает  тип личности, предлагаемый ему социальным шаблоном, утрачивая индивидуальность.

Третий путь – деструктивность, связан с отчуждением от мира через  его разрушение. В отличие от садизма  деструктивность не стремится к  господству, но она превращает все  живое в мертвое.

Итак, экзистенциально-гуманистическая  психология делает акцент на высших проявлениях  человеческой личности, таких, как ее духовное бытие и самоактуализация. Духовное бытие предполагает выход  за пределы своей личности. Оно  связано с самоопределением в  человеческих ценностях, с признанием важности своей индивидуальности и  самореализацией. Оно проявляется  в высших чувствах, таких, как: свобода и ответственность, долг, сострадание, уважение, интерес, любовь, надежда, радость творчества. В случае девиантности мы наблюдаем совершенно иную картину. Поэтому отклоняющееся поведение, безусловно, можно рассматривать как следствие экзистенциальных проблем личности и нарушений ее духовного развития.

Психодинамические теории, вышедшие из психоанализа 3. Фрейда (1856- 1939), раскрывают бессознательные механизмы человеческого поведения.

З. Фрейд в психической жизни человека выделил сознательное и бессознательное. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное – это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ.

Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного "Я", а также так называемого  «Сверх-Я», определяемого исключительно культурой общества. Человеческое "Я" и «Сверх-Я» постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между "Я" и бессознательным, а также между «Сверх-Я» и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

Очевидно, в этой точке  зрения есть доля истины, однако определение  и диагностика возможных нарушений  в структуре человеческого "Я" и возможных социальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью  объекта изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт между  биологическими потребностями и  запретами культуры, далеко не каждый человек становится девиантом.

Информация о работе Биологические, психологические и социологические теории отклоняющегося поведения