Безработица и ее социальные последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Безусловно, работа посвящена сложной, но интересной проблеме. В курсовой работе наибольший акцент делается на определение влияния безработицы на индивида и общества в целом.

Содержание

Глава I. Теоретические аспекты явления «безработицы».
1.1. Понятие безработицы………………………………………………………...5
1.2. Причины появления безработицы…………………………………………..6
1.3. Виды безработицы…………….....…………………………………………...7
1.4. Методы измерения безработицы.………………………………………….12
1.5. Порядок и основания признания граждан безработными……………..…13
Глава II. Последствия безработицы.
2.1. Социальные последствия безработицы в России…………………………16
2.2. Методы снижения уровня безработицы…………………………………...23
Заключение..................

Работа содержит 1 файл

курсовая социология1.docx

— 133.34 Кб (Скачать)

    Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу.

    Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно.

    Наиболее  актуальные вопросы минимизации  уровня безработицы рассматриваются  при разработке концепции действий на российском рынке труда с 2007 по 2010 год специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития  России. Этот документ обсуждался на заседании  комиссии по регулированию социально – трудовых отношений.

    Разрабатываемая концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем  на рынке труда.

    Первая  из них – дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура  профобразования смещена в сторону  высшей школы, хотя рынок нуждается  в большем количестве квалифицированных  рабочих и специалистов со среднетехническим  образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные  заказы, финансируя за счет бюджета  подготовку определенного количества специалистов нужных профессий.

    Вторая  проблема - крайне неравномерная «география» распределения трудовых ресурсов. По данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных россиян живут и работают в Центральном федеральном округе.

    Третий  важный вопрос – обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы – добровольного социального страхования на случай потери работы. Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию. Согласно концепции, должно полностью измениться отношение к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать к активному поиску работы. В поисках дополнительного резерва рабочих рук авторы концепции обратили взоры на такие группы безработных, как выпускники школ, не имеющие профессии, домохозяйки, инвалиды, люди предпенсионного возраста и даже матери, воспитывающие инвалидов. Для них планируется предложить программы обучения востребованным профессиям.

    Четвертый аспект – корректировка механизма квотирования иностранной рабочей силы. Предложено учитывать кадровые потребности работодателей, ликвидировать лишние административные барьеры при оформлении иностранной рабочей силы, а в использовании труда мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом режиме, работодателям будут предоставляться преференции. В частности, предлагается приглашать специалистов востребованных категорий, обладающих высокой квалификацией.

    Пятый вариант предлагает отказаться от единой тарифной сетки и перейти к отраслевым системам оплаты труда, разрешить региональным властям устанавливать ставки пособий по безработице, дать регионам больше свободы. Предлагается также установить федеральный максимум и минимум пособий и разрешить региональным властям самим устанавливать ставки пособий. В рамках данной концепции предусмотрен ряд мероприятий, способствующих ее реализации:

  • повышение уровня оплаты труда,
  • переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере,
  • регулирования трудовой миграции,
  • усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства,
  • повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования.

    Применение  части приведенных способов минимизации  безработицы и рост доверия безработных  к государственным службам занятости  позволили снизить уровень безработицы  в последние три года.

 

    Заключение

    Активная  политика занятости тесно связана  с организацией профессионального  обучения незанятого населения. Однако до сих пор не установлена чёткая взаимосвязь между видами безработицы  и содержанием, формами и технологиями профессионального обучения. Категория  занятости характеризуется такими признаками как рациональность, продуктивность, эффективность.        

 Преодоление  последствий безработицы возможно  как путём социальной защиты  людей, потерявших работу, так  и с помощью макроэкономического  регулирования экономики и безработицы  (её уровня и продолжительности). Если в первом случае одним  из обязательных условий является  профессиональное обучение незанятого  населения  и безработных граждан, то во втором – взаимосвязь с профессиональным обучением напрямую не просматривается. И тогда упор следует делать на методы, обеспечивающие повышение совокупного спроса и деловой активности.        

 В  связи с переходом к рыночным  отношениям и появлением безработицы  были открыты службы занятости.  Несмотря на продолжительный  период своей деятельности, они  становятся всё более важным  органом оказания социальной  защиты граждан, потерявших работу.         

 В  заключении можно сказать, что  безработица сказывается на психическом  здоровье нации, на уровне национального богатства общества.   
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Абакумов Н. Н. Безработица и самозанятость; ЭКО.-2007
  2. Белова В. Л. Введение в макроэкономику. Безработица // Социально-

политический  журнал.-2006.-С.63-75.

     3. Гурьянов С.Т. , Ночевник М.Н. Рыночная экономика: выбор пути! – М.Профиздат, 2007. – 200 с.

    4. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы

регулирования // Вопросы экономики.-2008.-С.76-81.

    5. Заславский И. К. О цене труда и безработицы // Вопросы экономики.-2006.-С.53-58.

      6.  Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2008. —472 с. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело.

   7. Казанцев Б. Н. Проблемы занятости городского населения // Экономика и жизнь.-2008.-С.78-82.

     8.Никифорова А. А. Уровень безработицы: как ее считать? // Вопросы

экономики.-2006.-№12.-С.73-79.

    9. Соколова Г. Н. Структура занятости и безработица: Проблемы и тенденции // Экономика и жизнь.-2006.-С.19-24.

   10. Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социолоические исследования.-2007.-С.17-26.

     11. Социология труда: Учебник для ВУЗов под ред. Дряхлова Н. И.-С.350.

    12. www.gks.ru 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  1

Экономическая активность населения 
в возрасте 15-72 лет 
(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за III квартал 2010г.)

  Экономи- 
чески 
активное 
население, 
тыс. 
человек
В том числе Уровень экономи- 
ческой 
актив- 
ности 
населения, 
в %
Уровень заня- 
тости, 
в %
Уровень безрабо- 
тицы, 
в %
занятые безра- 
ботные
Российская  Федерация 76278,6 71066,1 5212,5 68,5 63,8 6,8
Центральный 
федеральный округ
20251,6 19357,2 894,4 68,9 65,8 4,4
Белгородская  область 775,6 735,1 40,5 64,6 61,2 5,2
Брянская  область 668,8 621,3 47,5 66,4 61,6 7,1
Владимирская  область 755,7 716,1 39,6 66,8 63,3 5,2
Воронежская область 1147,5 1055,4 92,1 64,6 59,4 8,0
Ивановская  область 568,2 529,6 38,6 67,4 62,9 6,8
Калужская область 552,3 513,7 38,6 69,9 65,0 7,0
Костромская область 365,9 348,1 17,8 67,9 64,6 4,9
Курская область 599,3 557,7 41,6 66,7 62,0 6,9
Липецкая  область 620,2 597,9 22,3 68,1 65,6 3,6
Московская  область 3769,1 3631,6 137,5 70,4 67,9 3,6
Орловская область 417,8 383,4 34,5 65,4 60,0 8,3
Рязанская область 562,8 521,6 41,2 62,3 57,7 7,3
Смоленская  область 550,2 502,6 47,6 71,6 65,5 8,6
Тамбовская  область 544,9 506,3 38,6 63,7 59,2 7,1
Тверская  область 721,2 672,1 49,1 68,1 63,4 6,8
Тульская  область 813,8 775,4 38,4 66,8 63,6 4,7
Ярославская область 699,9 648,8 51,1 67,8 62,8 7,3
г.Москва 6118,4 6040,5 77,9 72,1 71,2 1,3
Северо-Западный 
федеральный округ
7599,6 7172,0 427,6 70,9 67,0 5,6
Республика  Карелия 374,1 343,7 30,4 68,7 63,1 8,1
Республика  Коми 557,0 504,9 52,1 72,7 65,9 9,4
Apxaнгельская  область 669,2 632,0 37,2 67,3 63,6 5,6
в том числе 
Ненецкий авт.округ
22,0 21,0 1,0 68,7 65,7 4,5
Вологодская область 665,7 610,4 55,3 70,4 64,6 8,3
Калининградская область 530,4 480,5 50,0 70,7 64,1 9,4
Ленинградская область 928,1 878,9 49,2 71,0 67,3 5,3
Мурманская  область 518,5 471,3 47,2 75,1 68,3 9,1
Новгородская  область 344,5 328,0 16,5 68,8 65,5 4,8
Псковская область 367,3 330,4 36,9 67,9 61,1 10,0
г.Санкт-Петербург 2644,8 2591,8 53,0 72,0 70,6 2,0
Южный 
федеральный округ
7080,9 6572,5 508,4 65,8 61,1 7,2
Республика  Адыгея 212,1 192,8 19,3 61,9 56,3 9,1
Республика  Калмыкия 143,5 124,7 18,8 66,3 57,6 13,1
Краснодарский край 2632,5 2450,9 181,5 65,5 61,0 6,9
Астраханская  область 523,6 490,0 33,6 67,1 62,8 6,4
Волгоградская область 1367,4 1268,9 98,5 66,9 62,1 7,2
Ростовская  область 2201,8 2045,2 156,6 65,6 61,0 7,1
Северо-Кавказский 
федеральный округ
4370,8 3678,0 692,8 64,2 54,1 15,9
Республика  Дагестан 1206,9 1068,9 138,0 61,6 54,6 11,4
Республика  Ингушетия 240,5 111,3 129,2 67,0 31,0 53,7
Кабардино-Балкарская Республика 400,1 359,2 40,9 57,8 51,9 10,2
Карачаево-Черкесская Республика 214,4 195,2 19,1 66,3 60,4 8,9
Республика  Северная Осетия - Алания 373,2 338,6 34,6 70,2 63,7 9,3
Чеченская Республика 559,5 318,3 241,2 68,2 38,8 43,1
Ставропольский  край 1376,3 1286,5 89,8 65,0 60,7 6,5
Приволжский 
федеральный округ
16259,4 15123,3 1136,1 68,8 64,0 7,0
Республика  Башкортостан 2061,0 1875,8 185,2 66,2 60,2 9,0
Республика  Марий Эл 374,4 335,9 38,5 68,1 61,1 10,3
Республика  Мордовия 462,7 439,0 23,7 70,2 66,6 5,1
Республика  Татарстан 2066,1 1946,4 119,7 70,5 66,4 5,8
Удмуртская  Республика 859,6 785,5 74,1 72,1 65,9 8,6
Чувашская Республика 686,1 634,3 51,9 68,8 63,6 7,6
Пермский  край 1469,4 1356,8 112,6 69,6 64,3 7,7
Кировская область 765,2 699,1 66,1 69,7 63,7 8,6
Нижегородская область 1803,2 1665,0 138,2 68,9 63,6 7,7
Оренбургская  область 1136,1 1061,9 74,2 68,8 64,3 6,5
Пензенская  область 713,0 670,9 42,1 65,1 61,3 5,9
Самарская область 1748,0 1670,8 77,2 69,0 66,0 4,4
Саратовская область 1433,9 1353,3 80,5 70,1 66,1 5,6
Ульяновская область 680,8 628,7 52,1 65,4 60,4 7,7
Уральский 
федеральный округ
6692,4 6200,2 492,2 69,4 64,3 7,4
Курганская  область 490,5 438,3 52,2 66,4 59,3 10,7
Свердловская  область 2387,4 2212,1 175,3 69,0 63,9 7,3
Тюменская область 1906,4 1774,9 131,5 70,6 65,8 6,9
в том числе: 
Ханты-Мансийский авт.округ - Югра
909,1 840,8 68,4 74,7 69,0 7,5
Ямало-Ненецкий авт.округ  318,9 304,0 14,9 73,6 70,2 4,7
Челябинская область 1908,1 1775,0 133,2 69,3 64,5 7,0
Сибирский 
федеральный округ
10463,3 9664,5 798,8 68,5 63,3 7,6
Республика  Алтай 102,9 91,1 11,8 67,3 59,6 11,5
Республика  Бурятия 478,1 437,4 40,8 65,4 59,8 8,5
Республика  Тыва 134,0 105,4 28,6 59,9 47,2 21,3
Республика  Хакасия 271,8 248,6 23,2 64,9 59,4 8,5
Алтайский край 1338,6 1246,8 91,8 68,4 63,7 6,9
Забайкальский край 535,2 476,9 58,3 62,8 55,9 10,9
Красноярский  край 1653,1 1565,4 87,7 72,2 68,4 5,3
Иркутская область 1371,7 1246,6 125,1 70,5 64,1 9,1
Кемеровская область 1453,5 1327,6 125,9 65,8 60,1 8,7
Новосибирская область 1471,0 1367,0 103,9 70,6 65,6 7,1
Омская  область 1077,0 1003,6 73,4 67,9 63,3 6,8
Томская область 576,3 548,2 28,2 69,6 66,2 4,9
Дальневосточный 
федеральный округ
3560,5 3298,4 262,1 69,0 63,9 7,4
Республика  Саха (Якутия) 496,9 456,3 40,6 69,0 63,4 8,2
Камчатский  край 206,8 195,2 11,5 73,3 69,2 5,6
Приморский  край 1081,9 988,9 93,0 67,3 61,6 8,6
Хабаровский край 792,5 738,2 54,3 70,1 65,3 6,9
Амурская  область 453,0 430,6 22,5 66,3 63,0 5,0
Магаданская область 105,1 99,8 5,4 78,4 74,4 5,1
Сахалинская область 303,8 278,6 25,2 73,1 67,0 8,3
Еврейская авт.область 90,1 81,8 8,3 61,5 55,9 9,2
Чукотский авт.округ 30,4 29,0 1,4 77,8 74,3 4,4
 

Приложение 2

Показатели  естественного движения населения

    Январь-август  
на 1000 
человек населения  
за 2009г. 
в целом
тысяч на 1000 человек населения1)
2010г. 2009г. прирост (+), 
сниже- 
ние (-)
2010г. 2009г. 2010г.   
в % к  
2009г.
Родившихся 1186,7 1164,3 +22,4 12,6 12,3 102,4 12,4
Умерших 1385,0 1347,3 +37,7 14,7 14,3 102,8 14,2
в том числе детей в 
   возрасте до 1 года
8,9 9,3 -0,4 7,62) 8,02) 95,0 8,12)
Естественная  убыль -198,3 -183,0   -2,1 -2,0 105,0 -1,8
Браков 780,9 776,8 +4,1 8,3 8,2 101,2 8,5
Разводов 418,5 456,7 -38,2 4,4 4,8 91,7 4,9
1) Здесь и далее  в разделе показатели  помесячной оперативной  отчетности приведены  в пересчете на  год. 
2) На 1000 родившихся.

Информация о работе Безработица и ее социальные последствия