Анализ социальной группы студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования заключается в том, как студенты относятся к профессиональным отношениям , к внеучебной деятельности и семейно-брачным отношениям. Для выяснения этих критерий я поставила перед собой следующие задачи:
1. Ознакомиться с профессиональными отношениями студентов;
2. Проанализировать мотивационные предпочтения студентов;
3. Охарактеризовать отношение студентов к внеучебной деятельности;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Профессиональные отношения студентов.
1. 1. Мотивационные предпочтения студентов………………………….стр. 4 – 8
1. 2. Отношение студентов к внеучебной деятельности……………….стр. 9 – 16
Глава 2. Отношение студентов к семейно-брачным отношениям.
2. 1. Негативные тенденции в семейно-брачных отношениях среди молодежи ……………………………………………………………………………стр. 17 – 22
2. 2. Проблема рождаемости……………………………………………стр. 23 – 27
Глава 3. Программа социологического исследования «Анализ социальной группы студентов.
3. 1. Методологический раздел………………………………………..стр. 28 – 29
3. 2. Процедурно – методологический раздел………………………...стр. 20 – 35
3. 3. Аналитический раздел…………………………………………...стр. 36 – 37
Заключение…………………………………………………………………стр. 38
Список использованной литературы………………………………………стр. 39

Работа содержит 1 файл

Надя курсовик.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

В литературе отмечается, что уменьшение числа детей в семьях ведет к ухудшению их качественных характеристик. Связанно это во многом с тем, что «биологические качества детей возрастают от первого ребенка к третьему, достигают максимума у четвертого и начинают снижаться у пятого по прядку рождения» [18]. К этому можно добавить, что по наблюдениям специалистов, однодетная семья в большей степени, чем многодетная, подвержена конфликтам. В целом же, какую бы форму не приняла студенческая семья в ближайшем будущем, с уверенностью можно утверждать, что в абсолютном большинстве случаев будет происходить снижение семейных и рост внесемейных ценностей.

Констатируя, что на сегодняшний день студенты, вступающие в брак, в большинстве случаев являются не подготовленными к сложностям самостоятельной семейной жизни, следует подчеркнуть необходимость организации специальной подготовки их к сложностям семейной жизни [19]. Студенческая молодежь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия. Но оказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. А это влияет на ее репродуктивное поведение. Фактически сформировавшийся в России, начиная с 60-х годов ХХ в., новый тип репродуктивного поведения, для которого характерны потребность в 1 – 2-х детях, окончание периода деторождения практически к 25 – 30 годам и применение на протяжении оставшейся части репродуктивного периода контрацепции и искусственных абортов, четко появляется в большинстве студенческих семей, как столичного мегаполиса, так и областного центра. В этой связи для повышения активности процесса деторождения у студенческой молодежи важно пропагандировать ценностей брака, семьи, детей, организовывать социально-психологическое консультирование по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания детей и т. д. Повысить уровень брачности, рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодежи – значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны.

Таблица 1

Наличие детей в студенческих семьях (в % к числу опрашиваемых)

Тип студенческой семьи

В семье дети:

есть

нет

Неполная студенческая семья (студент - супруг)

58,*

41,2

Неполная студенческая семья(студентка - супруга)

48,0

52,0

Полная студенческая семья

27,0

73,0

Таблица 2

Планируемое число детей московских вузов и ГАУ г. Самары

(в % к числу опрошенных)

Сколько детей Вы планируете иметь (ожидаемое число детей)

Пол респондента

Место обучения

Все-го

Необходимое количество детей во избежание депопуляции [20]

Муж

Жен

Москва

Са-мара

Одного ребенка

21,2

24,9

23,6

27,9

24,4

10,0

Двоих детей

57,6

65,1

65,3

58,1

64,0

35,0

Троих детей

6,1

7,7

8,5

2,3

7,4

35,0

Четырех и более

9,1

1,0

1,5

4.7

2,1

16,0

Ни одного

6,1

1,4

1,0

7,0

2,1

4,0

Глава 3. Программа социологического исследования «Анализ социальной группы студентов.

3. 1. Методологический раздел.

Формулировка и обоснование проблемы:

В настоящее время стимулами в получении высшего и среднего специального образования являются престижность образования, получение стипендии и одобрение родителей. В годы Советского Союза у студентов были несколько иные стимулы, такие как: лучше подготовиться к профессиональной деятельности, долг, ответственность и сознание нужности в получении образования. Это связано с тем, что в период Советского Союза, в отличие от настоящего времени, система образования была четко отлажена.

Объект и предмет исследования:

Объектом моего исследования являются студенты Нижнего Новгорода, а предметом – студенты Нижегородского авиационного технического колледжа (НАТК).

Основные понятия:

1.      Студент – это лицо, зачисленное в средне-специальное или в высшее учебное заведение в установленном порядке для обучения с целью получения профессионального образования.

2.      Внеучебная деятельность – деятельность, которая осуществляется в свободное от учебы и удовлетворения насущных потребностей время, когда студент по собственному выбору определяет тот или иной вид занятий.

3.      Студенческая семья – это семья, где либо один из супругов, либо оба супруга студенты и состоят в каком-либо виде брачного союза (официально зарегистрированном или фактическом браке).

Рабочие гипотезы:

1.      Чаще всего стимулом учебной деятельности является престиж образования.

2.      Большинство студентов не удовлетворены деятельностью подразделения, призванного осуществлять внеучебную деятельность студентов.

3.      В большей части о студенческой жизни в колледже студенты узнают из общения друг с другом.


3. 2. Процедурно – методологический раздел.

Обоснование обследуемой совокупности и расчет выборки.

Выборка включала в себя 30 респондентов, опрошенных в Нижегородском авиационном колледже. Выбор опрашиваемых осуществлялся с помощью квотирования (основные квотируемые признаки – пол, возраст, социальная принадлежность). Квоты по полу и возрасту были заданы в соответствии с половозрастной структурой студентов Нижнего Новгорода и с учетом социального статуса их семьи. Выборка включает в себя студенческие группы среднеспециального учебного заведения города Нижнего Новгорода. Использовался метод анкетирования и работы с документальными источниками и литературой. Пять вопросов анкеты носят социально-демографический характер и задавались с целью обеспечения более объективного анализа полученных данных.

Обоснование выбора метода сбора первичной информации.

Преимущества анкеты:

1.      Возможность опросить большое количество людей одновременно;

2.      Анонимность анкеты;

3.      Вопросы анкеты сформулированы максимально четко и конкретно;

4.      Логика постановления вопросов в анкете соответствует цели исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.

Недостатки анкеты:

1.      Закрытые вопросы анкеты не дают полной информации о клиенте;

2.      Открытые вопросы анкеты при большом количестве опрашиваемых сложно обрабатывать.

Логическая схема инструментария.

Анкета «Анализ социальной группы студентов» включает в себя одиннадцать вопросов, пять из которых носят социально-демографический характер. Вопросы анкеты содержатся в приложении №1.

Этапы проведения анкетного опроса:

1.      Проектирование анкеты;

2.      Размножение анкеты;

3.      Общее знакомство интервьюера с методом проведения опроса;

4.      Контакт с респондентом, получение его согласия на  участие в опросе. Уточнение места и времени проведения опроса;

5.      Инструктаж респондента по заданиям опроса. Мотивация участия в опросе.

6.      Опрос респондента по вопроснику, регистрация его ответов в соответствии с программой исследования;

7.      Уточнение записей после беседы с респондентом. Фиксация сопутствующих факторов характеризующих поведение респондента, обстановку проведения анкетирования.

Логическая схема обработки и анализа информации.

Таблица 1.

Стимулирование учебной деятельности студентов

(в % к числу опрошенных).

Стимулы к учебе

Пол

М

Ж

Сознание нужности в получении образования

40

24,4

Престижность образования

2,2

Желание стать полноценным членом общества

13,4

Долг, ответственность

6,7

4,4

Желание занять определенное положение в группе

2,2

Одобрение преподавателей

8,9

Лучше подготовиться к профессиональной деятельности

13,3

4,4

Получить высокооплачиваемую работу

26,6

17,8

Получить стипендию

6,7

Избежать нареканий со стороны преподавателей, родителей

15,6

Получить место в общежитии

13,3

Всего:

100

100

Как видно из приведенных данных наибольшим стимулом у студентов является «сознание нужности в получении образования», т. к. они понимают, что без образования сейчас никуда. На втором месте и у юношей, и у девушек – «получение высокооплачиваемой роботы», т. к. сейчас очень большой рост инфляции и даже на среднюю заработную плату трудно прожить.

Рисунок 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Оценка деятельности подразделения, призванного профессионально осуществлять внеучебную работу со студентами (в % к числу опрошенных).

Ответы

Частота

%

Удовлетворены работой подразделения

Неудовлетворены работой подразделения

Затруднились оценить работу подразделения

8

7

15

26,7

23,3

50

Всего:

30

100

Информация о работе Анализ социальной группы студентов