Анализ социальной группы студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Цель моего исследования заключается в том, как студенты относятся к профессиональным отношениям , к внеучебной деятельности и семейно-брачным отношениям. Для выяснения этих критерий я поставила перед собой следующие задачи:
1. Ознакомиться с профессиональными отношениями студентов;
2. Проанализировать мотивационные предпочтения студентов;
3. Охарактеризовать отношение студентов к внеучебной деятельности;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...стр. 3
Глава 1. Профессиональные отношения студентов.
1. 1. Мотивационные предпочтения студентов………………………….стр. 4 – 8
1. 2. Отношение студентов к внеучебной деятельности……………….стр. 9 – 16
Глава 2. Отношение студентов к семейно-брачным отношениям.
2. 1. Негативные тенденции в семейно-брачных отношениях среди молодежи ……………………………………………………………………………стр. 17 – 22
2. 2. Проблема рождаемости……………………………………………стр. 23 – 27
Глава 3. Программа социологического исследования «Анализ социальной группы студентов.
3. 1. Методологический раздел………………………………………..стр. 28 – 29
3. 2. Процедурно – методологический раздел………………………...стр. 20 – 35
3. 3. Аналитический раздел…………………………………………...стр. 36 – 37
Заключение…………………………………………………………………стр. 38
Список использованной литературы………………………………………стр. 39

Работа содержит 1 файл

Надя курсовик.doc

— 367.00 Кб (Скачать)

 


Глава 2. Отношение студентов к семейно-брачным отношениям.

2. 1. Негативные тенденции в семейно-брачных отношениях среди молодежи.

Под «студенческой семьей» подразумевается семья, где-либо один из супругов, либо оба супруга являются студентами и состоят в каком-либо виде брачного союза (официально зарегистрированном или фактическом браке, т. е. сожительстве).

В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи. Ухудшение морального, социального, экономического состояния молодежи в целом, особенно семейной молодежи, связанно с резко изменившимся политическим и экономическим укладом в стране. Хотелось бы особенно отметить, что за последние десятилетия среди студентов отмечается растущее положительное отношение к добрачным связям. В литературе этот факт расценивается как «свидетельство изменения социальных функций семьи и брака, их роли в жизни личности, как неотъемлемая черта процесса модернизации демографического поведения в целом».[7] Добрачное поведение представляет для демографа серьезный и многообъясняющий предмет исследования, так как в результате него, несомненно, закладываются основные моменты будущих брачных отношений в юридически оформленном союзе. Более того, отношения студенческой молодежи к добрачным связям непосредственно сказываются на дальнейших качественных и количественных показателях будущего поколения.

Социологические исследования, проведенные в конце ХХ века, показывают, что такая форма брака, как сожительство, с каждым годом все активнее распространяется среди студенческой молодежи: около 60% опрошенных студентов допускают возможность сексуальных отношений, если между партнерами установились «тесные духовные отношения».[8] Однако, несмотря на отмеченный выше рост положительного отношения студенческой молодежи к внебрачным формам связей (оправдывали их в 1964 г. – 45,0%, а в 1995 г. – 70,0%),[9] все же приоритетными в студенческих кругах остаются юридически оформленные браки. Судя по проведенному опросу, 61% студентов состоят в юридически оформленном браке, а 39% –  фактическом союзе.

В последние годы фактические браки становятся среди молодежи своего рода новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному союзу. Объясняется это тем, что уже несколько десятилетий наблюдается ранее психофизиологическое развитие  молодежи: нет особых ограничений в трансляции  соответствующих ориентаций в средствах массовой информации; в большинстве семей налицо ослабление сексуального контроля над подростками; нет социальных программ сексуального и семейного воспитания и обучения молодежи. Подтверждается уже на протяжении многих лет гендерных исследований четкая закономерность раннего и более активного вступления женщин в брачные отношения. Причем данная тенденция, по итогам исследования, характерна для студентов и абсолютно одинакова как для юридически оформленных браков (10,1% мужчин против 19,7% женщин), так и для фактических союзов (7,1% против 12,4% соответственно).

В отличие от мнения большинства студентов, состоящих в свободном браке, будто добрачное сожительство является лучшей формой узнавания человека в быту, приспособления друг к другу, научно доказано. Что внесемейный опыт может затруднить от сконцентрированности на своих делах к учету потребностей и желаний других членов семьи, прежде всего детей. Сожительство не является той системой, которая успешно готовит будущих супругов к браку, так как отсутствие обязательств в несемейном домохозяйстве может привести к их отсутствию в браке. В то же время в ряде исследований доказывается, сто сожительства находятся на меньшем уровне счастья, чем официальные союзы[10].

Так как не все формы сожительства можно считать не регистрируемым браком (многие пары встречаются, время от времени, не ведя общего хозяйства), то, возможно, полученные данные (всего 39% сожительствующих студентов) не являются такими уж показательными. Отношение ученых к такого рода семейным сожительствам, особенно среди молодежи, неодинаково. Так, по заключению Левиной Л. В. и Левина А. И., сексуальная революция привела к эротизации брака, но одновременно и обесценила его. Половые контакты превратились в своего рода спорт, лишенный личной вовлеченности. Снятие запретов, культ секса, по мнению ученых, влекут за собой утрату стороны переживания. То, что общедоступно, не может стать предметом страсти; наблюдается обесценивание близости, в неформальных браках супругов связывают только взаимные чувства и устный договор. Б. ф. Спицнадель и другие считают, что добрачные связи – это «скорее бесконтрольность чувств, нравственная нечистоплотность, моральная беспринципность».[11] В то же время И. С. Кон наряду с отрицательными сторонами фактического брака (нет прочности положения и отношений в таких союзах, наблюдается отсутствие социального статуса, невосприятие таких союзов большинством общества, нет также защиты имущественных прав супругов и детей в таких браках) отмечает и его положительные моменты: данные отношения в какой-то мере позволяют приобрести начальный опыт совместной жизни, такие отношения выгоднее ранних браков, которые в основной массе своей через 5 – 7 лет распадаются.[12]

На вопрос о том, по какой причине студенты не оформляют официально свои брачные отношения, нами были получены следующие ответы: вне зависимости от пола и места обучения большинство студентов считают необязательной официальную регистрацию брака; отсутствие средств на содержание семьи, а также неготовность к ответственности, налагаемой браком. Однако категорически утверждать, что у молодежи отсутствуют семейные ценности, нельзя, семья остается одной из важнейших жизненных целей, обязательной частью жизненной стратегии молодых людей. Но все же другие ценности, особенно поощряемая родителями ориентация на образование, интересную работу, карьеру, преобладают над семейными не только у юношей, но и у девушек [13].

В последние годы сокращается количество семейных пар, где оба супруга являются студентами. Как показывают исследования западных и отечественных ученых, уменьшение официальных брачных союзов в значительной мере компенсируется ростом числа фактических браков. Последнее приводит к тому, что доля людей, которые ни в какой форме брачного союза не состоят, меняется очень незначительно. По данным нашего исследования, среди состоящих в какой-либо форме брака респондентов полная студенческая семья встречается только у 29,1% из 265 семейных студентов. У большинства оставшихся – супруг(а) либо уже закончили вуз ранее, а теперь работают, либо только работают. Для сравнения можно привести пример опроса, проведенного среди студентов Донецкого государственного университета в 1986г., - среди 410 состоящих в браке студентов. Полную студенческую семью имели 45% опрошенных [14].

На уменьшение числа заключаемых браков и, как следствие, снижение рождаемости оказывают непосредственное влияние такие факторы, как падение уровня жизни, трудности с обеспечением жильем, социальные потрясения и др. По проведенным нами расчетам видно, что показатель брачности студентов находится в прямой зависимости от наличия собственного жилья. Это подтверждается также и тем, что среди опрошенных абсолютное большинство студентов считают, что молодая семья должна жить порознь с родителями и только 1,8% респондентов желают жить после заключения брака с родителями (такая точка зрения превалирует у не состоящих в браке студентов, у мужчин – студентов технических факультетов очной формы обучения). Эти ответы лишний раз подтверждают, что в последнее время среди молодежи отмечается стремление к нуклеарной семье, и, как следствие, откладывание браков до достижения материально-бытового благополучия. Характерно и некоторое противоречие в отношении молодежи к поддержанию семейных контактов с родителями. С одной стороны, налицо их укрепление, так как в современных рыночных условиях большинству студенческих пар самостоятельно практически невозможно содержать свою семью. С другой стороны, просматривается четкое стремление молодых супругов к самостоятельной жизни, без вмешательства родителей в семейные отношения. По мнению специалистов, значительный рост нуклеарных семей в нашей стране произойдет с решением жилищной проблемы [15]. Вместе с тем широкое распространение нуклеарных семей среди молодежи не может не вызывать некоторых опасений, ибо самостоятельно не обслуживающая себя в финансово-материальном и психологическом плане молодая семья не может быть достаточно подготовленной к жизненным трудностям.

На момент опроса ни в какой форме брака не состояли 66% респондентов. Это можно объяснить тем, сто те, кто имеет высшее образование, больше ориентированны на внесемейные ценности и максимально откладывают даже создание первого брака. В то же время этот факт не может не настораживать: как свидетельствует статистика, если с ростом образования у мужчин снижается процент безбрачия, то у женщин он, наоборот, растет [16].

Исследование показало: сегодняшняя молодежь слабо подготовлена к разрешению семейных конфликтов. Настораживающим в данном случае является тот факт, что среди опрошенных респондентов состояли ранее в юридически оформленном (5.5%) и нелегитимном (4,6%) браках. Развод становится ординарным событием. Раз уж в студенческие годы юноши и девушки успеваю заключить брак и развестись, сохраняется угроза для будущего : как показывают материалы многих исследований, наблюдается тенденция развода и у вступивших в брак детей разведенных родителей. Среди причин, которые повлияли на расторжение брака, студентами вне зависимости от пола и места обучения были названы: психологическая несовместимость супругов; бытовая неустроенность в браке; материальное неблагополучие. Замечено, что откладывание браков, в результате каких бы то ни было причин, не сопровождается откладыванием сексуальных отношений среди молодежи. А это нередко приводит к нежелательной беременности, которая заканчивается, как правило, абортом, увеличение случаев бесплодности, отказом от рожденных детей и т. п.


2. 2. Проблема рождаемости.

Признаки семейной дезорганизации среди студенческой молодежи ведут к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности. В связи с последним важной становится также проблема рождаемости в молодых семьях, так как фактическое образование семьи происходит только после того, когда в результате союза двух людей появляется новая жизнь. Именно студенческие семьи, имеющие детей, сталкиваются с самыми большими трудностями,  например, –  совмещение учебы с решением проблем устройства быта семьи и воспитания детей, следует отметить, что среди семейных респондентов, по материалам исследования, имеют детей только 39,6%. Практически одинаковые показатели отмечаются при рассмотрении данного вопроса в зависимости от пола опрашиваемых: 58,8% респондентов мужского и 57,9% женского пола на момент опроса не имели в семьях детей, соответственно 45,5% и 41,3% на момент опроса имеющие детей в семье. Просматривается четкая взаимосвязь наличия детей в студенческой семье в зависимости от того, кто в семье является студентом. Так, детей имеет только четверть студентов, состоящих в полной студенческой семье. В свою очередь, больше половины студентов-мужчин, состоящих в неполной студенческой семье,  имеют детей, в то время как у большей половины женщин-студенток. Состоящих в неполной студенческой семье, детей нет (табл. 1).

Сохраняется четкая тенденция помощи по уходу за ребенком семейным студентам со стороны третьих лиц. Она носит разнообразный характер: это и материальная, и хозяйственно-бытовая помощь. И помощь по воспитанию ребенка и т. п. В то же время в связи с ухудшением экономической ситуации в стране, из-за инфляции денежные сбережения поколения родителей резко обесценились, а следовательно, и уменьшилась их материальная помощь молодой семье. Хотя представители старшего поколения утратили свою главенствующую роль в семьях, но их помощь по уходу за детьми и в их воспитании часто является практически единственной возможностью, позволяющей самим молодым родителям продолжать учиться, работать после рождения ребенка. С другой стороны, по мнению таких ученых, как Б. Ф. Кваша, В. Б. Спицнадель и др., избыточная помощь порождает потребительские настроения, ибо речь идет о помощи только с одной стороны – родителей детям. Необходимо отметить и то, что в результате сожительства сознательно откладывается рождение детей в большинстве фактических союзов, а тот факт, что супруги – студенты, еще сильнее усиливает этот момент. Студенческая молодежь в большинстве своем имеет финансовые затруднения, что достаточно сильно «ориентирует» супругов на бездетную или однодетную семью.

Среди состоящих в какой-либо форме брака студентов (в зависимости от материального дохода в семье) наблюдается следующая тенденция планирования детей. Как правило, рождение ребенка откладывают на неопределенный период. Только 54,1% (материальное положение – «не могут себе позволить все, но живут удовлетворительно»), планируют скоро завести детей. То есть, зависимость репродуктивных ориентаций от ориентаций «на доход» носит «колоколообразный» характер: сначала величины желаемого и ожидаемого чисел детей незначительно увеличиваются, а затем уменьшаются. Причем, данная зависимость лишний раз подтверждает факт нарастания внесемейных ориентаций и уменьшения потребности в детях.

В то же время вне зависимости от пола и возраста абсолютное большинство респондентов отметили, что лучшие условия для воспитания ребенка будут созданы в семье, где есть двое детей, либо один ребенок. А ведь для простого воспроизводства населения необходимо. Чтобы среди общего числа семей превалировали семьи с тремя и более детьми. Заслуживают внимания сравнительные данные о планируемом и желаемом числе детей среди студентов, ведь демографическое благополучие страны во многом зависит от установки планирования рождаемости среди молодежи (табл. 2).

Как показывают исследования, более высокие репродуктивные установки наблюдаются среди мужчин. А отношение к ожидаемому числу детей среди молодых супругов вне зависимости от того, в какой форме брака они состоят, примерно одинаково: один или двое детей. В то же время эти репродуктивные установки далеки от расчетов ученых об эффективном числе рождений в семьях во избежание депопуляции [17]. Судя по материалам опроса и исследований предыдущих лет, несмотря на некоторые изменения, прослеживается на протяжении уже нескольких лет установка желаемого числа детей среди молодежи на среднедетную семью (2 – 3 ребенка), а не малодетную и бездетную. Таким образом, показатель среднего желаемого числа детей указывает ту границу, до которой реально может подняться рождаемость и, как показывают исследования, это показатель среди студентов составляет 2,19 ребенка. Полученные данные являются оптимистичными. Они дают надежду повышения рождаемости среди студенчества с помощью грамотно организованной поддержки (экономического и социального характера) семейных студентов.

Как правило, рождение первенца не откладывается на долго, в то время как потребность во втором ребенке не столь значительна – она ослабляется рядом материальных и духовных проблем – и уж абсолютной редкостью является наличие в студенческой семье 3-х и более детей. Подтверждается установка студенческой молодежи, в основном, на двухдетную семью и ответами респондентов на вопрос о том, в какой семье будут созданы лучшие условия для воспитания ребенка. Так, вне зависимости от пола, формы обучения, места обучения, почти две пятых опрашиваемых считают, что такие условия присуще семье, где один ребенок; три пятых – семье, где двое детей; а одна десятая – семье, где трое детей.

Информация о работе Анализ социальной группы студентов