Анализ методов исследования безработицы среди молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: выявить методы исследования безработицы среди молодежи.
Объектом исследования выступает молодежь.
Предметом исследования выделяется профилактика безработицы среди молодежи.
Теоретические задачи:
проанализировать понятие безработица; молодежь;
уточнение наиболее эффективных методов социальной работы по организации профилактики безработицы среди молодежи.

Содержание

Введение……………………………………………………………..….....3
Глава 1.Теоретический анализ понятий молодежь и безработица……5
Социальный портрет современной молодежи………………………5
Безработица среди молодежи как проблема………………………11
Понятие и виды безработицы……….............................................14
1.4 Причины возникновения безработицы…………………………….17
1.5 Проблемы выпускников на рынке труда…………………………..18
Глава 2. Анализ методов исследования безработицы среди молодежи………………………………………………………………………...24
2.1 Методы исследования безработицы……………………………….24
2.2 Методы преодоления безработицы………………………………..28
Заключение……………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………..32

Работа содержит 1 файл

курсач по щербаковой.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

     Сущностью безработицы является отсутствие работы для трудоспособных, а безработным  считается тот, кто может работать, но не работает.

     На  безработицу среди молодежи существенное влияние оказывают следующие  факторы:

  1. демографические, обусловленные особенностями возрастной структуры населения;
  2. экономические, когда реформирование экономики, сопровождаемое высвобождением работников, приводит к напряженности на рынке труда;
  3. образовательные, соотнесение уровня адаптированности и устойчивости на рынке труда с уровнем квалификации, количеством специальностей, опытом работы человека.

     В тоже время, решающее значение имеет поведение самих молодых людей. В зависимости от того, как молодежь оценивает роль работы в своей жизни выделяют три типа поведения молодежи.

     Первый  тип поведения основывается на отношении  молодежи к работе как к источнику  материальных благ.

     Другой  тип поведения молодежи состоит в том, что работа представляет собой ценность в плане раскрытия личностных способностей, профессионального роста, проявления инициативы и творчества.

     Для носителей третьего типа поведения  работа не является ценностью.

     По  сформированности данных типов поведения молодежи мы определяем тенденции развития рынка труда и общества, готовность молодых к участию в новых социально-экономических отношениях.

     Сегодня мы наблюдаем определенную этическую  деформацию ценностно-трудовых ориентаций людей. Приоритет в трудовой мотивации в нынешних условиях отдается труду, направленному на получение материальной выгоды, зарплаты, удовлетворение материальных потребностей и обеспечение себя, что ведет к падению социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. При добывании денег многие не гнушаются такими способами, как перепродажа, брак по расчету, получение взятки, физическая близость за плату, что является довольно тревожными симптомами. Постепенно набирает силу малое и среднее предпринимательство, возрождаются промышленные предприятия. Это в перспективе создает благоприятные возможности для привлечения трудоспособных.

     Вместе  с тем, наблюдаются и негативные тенденции. Одна из которых теневая  экономика, преступный мир, «легкие» деньги.

     В состав безработных (по состоянию на конец 2010 года) из всех людей, зарегистрированных в органах службы занятости каждый шестой безработный имеет возраст от 16до 30 лет. Ведущее место занимали граждане, имеющие среднее общее образование, а также имеющие начальное профессиональное образование. О чем свидетельствует процентное соотношение молодежи по уровню образования, представленные на диаграмме 1. 

     Диаграмма 1. Состав безработной молодежи по уровню образования 
 
 
 
 

     Диаграмма 1 позволяет сделать вывод, что наименьшее количество молодых безработных с высшим профессиональным образованием, работодатели стараются не принимать на работу без высшего образования.

     Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества, молодежи, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий:

  • жизненная неустроенность, неопределенность будущего;
  • высокий уровень преждевременной смертности;
  • всплеск нервно-психических заболеваний;
  • ухудшение отношений в семье, увеличение числа разводов, матерей-одиночек, неполных семей, в следствии чего уменьшение демографического показателя;
  • социальный пессимизм-неверие в будущее, распространение пьянства, наркомании, токсикомании;
  • рост преступности, правонарушений, проституция;
  • отток в другие страны одаренных молодых специалистов и другие.

     Все выше обозначенное ведет к такому умозаключению: решение острой проблемы профилактики безработицы возможно лишь при реализации последовательной молодежной политики.

    1.2 Безработица среди молодежи как проблема молодежи.

     Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта "надежда" не имеет соответствующей социальной защищенности, "непристроенность" молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведет:

       - к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);

      - снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;

      - усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации.

     Решить  проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению  следует комплексно:

     1. Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):

     - пересмотреть и доработать законодательную базу;

     - откорректировать политику в области трудоустройства;

     - найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;

     - разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

     2. Во-вторых, органы местной администрации  должны активно следить за  положением на рынке труда  своего региона:

     -  способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);

     - следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);

     - формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;

     - обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;

     - стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

     3. В-третьих, необходима перестройка  в образовательной деятельности  современных учебных заведений,  сегодняшний вуз должен выпускать  качественно иного специалиста:

     - выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс - "Планирование профессиональной карьеры");

     - выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);

     - вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

     Естественно, система мер по снижению безработицы  среди молодых специалистов не исчерпывается  приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркнем, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные "просветы" в "темных туннелях рядов безработных". Как говориться - в единстве наша сила.

    1.3 Понятие, виды безработицы.

     Безработица – это вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда, как на интегрированном рынке труда, так и в его различных сегментах.

     Термин  «безработица» впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 г., затем  употреблен в 1915 г. В отчете Минтруда США. В настоящее время безработица  присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах, продолжительности.

     В экономической теории существуют различные  подходы к объяснению необходимости  и возможности существования  безработицы.

     Марксистская  теория рассматривает безработицу  как исторически преходящее явление, свойственное обществу, основанному  на частной собственности на средства производства. Появление безработицы связано с циклическими процессами накопления капитала и воспроизводства с ростом органического строения капитала. Население избыточно не абсолютно, а относительно потребности капитала. Последствиями безработицы является абсолютное и относительное обнищание наемных работников.

     Неоклассическая школа признавала безработицу естественным явлением, выполняющим функцию кругооборота незанятой части трудоспособного  населения.

     Рассмотрим  современные формы безработицы.

     Фрикционная безработица связана с профессиональными, возрастными, региональными перемещениями работников. Это лица наемного труда, которые, покинув предыдущее место работы, находятся в процессе перехода на новое место. Отличительный признак этого вида безработицы – добровольность и низкая продолжительность.

     Структурная безработица является результатом изменений в технологии, технике и структуре производства, структуре потребительского спроса, обусловливающих несоответствие структуры рабочих мест и профессиональной структуры работников. Этот вид безработицы, как правило, носит долговременный характер, требует дополнительных затрат общества и индивидов на переквалификацию, перемену места жительства.

     Циклическая безработица обусловлена циклическим характером воспроизводственного процесса в рыночной экономике. Она увеличивается в период кризиса и снижается в условиях подъема экономики. Особенно возрастает безработица в период перехода к новым технологическим способам производства на основе всеохватывающих революционных сдвигов в технике, технологии, организации производства.

Информация о работе Анализ методов исследования безработицы среди молодежи