Анализ маргинальных слоёв транзитивного российского социума

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ маргинальных слоёв транзитивного российского социума. Данной цели соответствуют следующие задачи данной курсовой работы:
1.исследование маргинальности и транзитивности российского социума;
2.проведение понятийного анализа маргинальности с позиций философии и социологии;

Содержание

Введение 3
1.Теоретико-металогические подходы к и изучению маргинальзации в обществе 5
1.1.Маргиналы как объект исследования в социологии 5
1.2Маргинальные процессы в дореволюционной России 14
2.Особенности процессов в маргинализации в современной Росси 28
2.1 Реформы 90-х годов как импульс маргинализации населения страны 28
2.2 Основные модели (тенденции) маргинальных процессов в современной России 56
Заключение 63
Список использованной литературы 67

Работа содержит 1 файл

социалогия.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

Высшие органы власти Российской Федерации (с декабря 1993г.):

-глава государства

-Президент РФ

-Исполнительная власть Законодательная власть

-Правительство РФ Федеральное Собрание – парламент РФ

-Совет федерации Государственная Дума

-Судебная власть

-Конституционный суд Верховный суд Высший арбитражный суд

В конце 1991-начале 1992 годов Президент России выступил впервые по внешнеполитическим проблемам. Он официально заявил, что ядерные ракеты не направлены на территорию США.

В подписанной во время визита Президента Ельцина с США кэмп-дэвидской декларации 1992 года было зафиксировано окончание "холодной войны" и заявлено, что "Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников.

Их отношения характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе". Стремление внешнеполитических ведомств укрепить связи с Западом любой ценой вело к тому, что Россия в те годы следовала в фарватере США.

Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела, ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций – имперских попыток силового восстановления союзного государства и самоустранения от проблем бывшего Союза.

Именно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько “отдалились” от России.

Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.

В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор, о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).

Но с началом экономических реформ в России Содружество пережило в 1992 году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны[34, c. 89].

Провал ГКЧП и крах перестройки означал не только конец социалистического реформирования экономики, но и победу сторонников либеральных реформ. Руководство России выбрало либеральный путь, провозгласив в октябре 1991 года переход к рыночным отношениям, а затем к либеральной политической модели. В мировой практике существует 2 модели перехода от командно-административной к рыночной экономике: постепенная и "шоковая терапия".

Главным архитектором "шоковой терапии" стал вице-премьер правительства Гайдар со своими единомышленниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов управления экономикой Чубайсом, Шохиным и др. Их программа экономических реформ включала 3 основные направления:

-либерализация цен;

-свобода торговли;

-приватизация.

В результате освобождения цен с 1.1.92 года денежные средства населения практически обесценились, в результате оказалось, что покупать акции приватизируемых предприятий уже было не на что.

С 1.10.92 года началась выдача всему населению ваучеров (приватизационных чеков на которые затем можно покупать акции предприятий).

Началась неконтролируемая скупка ваучеров у населения новыми предпринимателями, банкирами. С помощью ваучеров сколачивался первоначальный капитал, а в процессе приватизация возникли многие огромные состояния.

Одновременно с освобождением цен упразднялась система централизованного распределения ресурсов. Правительство пыталось добиться стабилизации, прежде всего на макроэкономическом уровне (т.е. стабилизировать показатели экономики всей страны, контролируя основные показатели — ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства). Микроэкономические показатели (на уровне предприятий) выпали из поля зрения правительства и предприятия, в условиях свободных цен, взлетевших в сотни раз, испытывали огромные трудности — не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть товар.

В российской экономике существовали огромные перекосы: доминировали сырьевые отрасли и ВПК (военно-промышленный комплекс) процветали монополии, многие устаревшие производства выпускали ненужную продукцию, а потребительский рынок был пуст.

После распада СССР России достались не только его проблемы, но и проблемы, связанные с его распадом: остался огромный внешний и внутренний долг, предприятия, связанные ранее производственным циклом оказались в разных государствах, исчезли рынки сбыта многих товаров. В результате положение в экономике ухудшалось.

Промышленное производство упало в 1992 году на 35%. Эта тенденция сохранялась до 1996 года. При высокой степени монополизации производства, производители диктовали свои цены, что привело к их увеличению в 100-150 раз, при росте средней зарплаты в 10-15 раз.

Наиболее сильно пострадали «бюджетники», начался отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и за границу. Медленно разворачивалась приватизация госсобственности и ее децентрализация, в отличие от приватизации сферы торговли[35, c. 65].

Условия были таковы, что значительная доля госсобственности на предприятиях отошла управленческому аппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись преимущества, не смогли ими воспользоваться. Акции многих перспективных предприятий были скуплены новыми предпринимателями и банкирами.

Снизился жизненный уровень населения (сократилось потребление, ухудшилась структура питания, отсутствие у малообеспеченных получить квалифицированную медицинскую помощь и лекарства), что привело к сокращению продолжительности жизни. Растет безработица.

Итоги первого (92) года реформ:

1. спад промышленного производства — 35%, взаимные неплатежи предприятий достигли 3,5 трлн. рублей;

2. не удалось добиться успеха в финансовой реформе — жесткая кредитная политика под давлением директорского корпуса, депутатов, профсоюзов сменилась политикой уступок (даны новые кредиты убыточным предприятиям, денежная масса увеличивалась в 4 раза);

3. увеличение денежной массы привело к новой волне инфляции;

4. внешний долг рос, на его обслуживание уходило треть годового дохода страны;

5. снижение жизненного уровня, рост социальной напряженности, рост безработицы, забастовки.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно[36, c. 98].

Тем не менее, в 1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана.

Обостряются межнациональные отношения в некоторых регионах — конфликт между осетинами и ингушами в 1992 году. Сначала Чечено-Ингушская республика разделилась на две части, затем произошли кровавые столкновения между ингушами и северо-осетинами. Особенно напряженные отношения сложились у федерального центра с Чечней, приведшие впоследствии к затяжному военному конфликту "по наведению конституционного порядка", отличившемуся большими жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей. В Россию хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с 1991 года общая их численность достигла 1 миллион человек). Две трети из них – русские по национальности.

В конце 1992 года Съезд народных депутатов сменил главу правительства, взамен Е.Гайдара пришел В.Черномырдин. С его приходом началась корректировка курса реформ, вернее курс остался (рыночная экономика), но ставка была сделана на поддержку государственных (в том числе и убыточных) производств. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому (газ, нефть, уголь, электроэнергия) и военно-промышленному (ВПК) комплексам, т.е. проводилась политика протекционизма. Была принята единая тарифная система оплаты труда, что смягчило ситуацию в бюджетной сфере.

Все это потребовало новых денежных средств, взаимозачетов долгов предприятий и как следствие — новый виток инфляции.

Только путем ужесточения финансово-кредитной политики к концу 1993 года темпы роста удалось снизить[37, c. 89].

Но непоследовательность в принятии решений в финансовой сфере и протекционизм были присущи правительству и последующие годы.

В 1993 году чековая приватизация продолжалась, росло количество коммерческих банков, в сельском хозяйстве государственными остались не более 15% колхозов, но фермеры без поддержки государства разорялись. Продолжался спад производства промышленности (16%) и сельского хозяйства (4%), сократились грузовые перевозки.

В негосударственном секторе было занято уже 40% работающих. Дефицит бюджета — 12 трлн. руб. Цены выросли в 9 раз, происходит расслоение населения на богатых и бедных, 10% богатых имеет доходы в 11 раз превышающие доходы остальных. Но число забастовок постепенно сокращается.

Хотя официально численность безработных не велика, но растет скрытая безработица (неполный рабочий день, вынужденные отпуска). К концу 1993 года завершилась первая стадия приватизации («ваучерная»), в результате реально появился частная собственность, возникают экономические методы регулирования.

Произошла частичная адаптация производителей и потребителей к рынку, заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить конвертируемость рубля, пополнить золотовалютный запас. Россия постепенно интегрировалась в мировое хозяйство. В 1994 году правительство сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности, целевой поддержки наиболее незащищенных слоев населения, получении западных кредитов и инвестиций.

В 1995 году приоритетной задачей была жесткая финансовая политика с целью обуздать инфляцию[38, c. 56].

В 1996 году — прекращение падения производства и стабилизация экономики. Уровень инфляции удалось снизить, но связанные с этим надежды на инвестиции и подъем производства не оправдывались. Нестабильная политическая обстановка (выборы в Государственную Думу 1995 года и Президента 1996 года), непоследовательная финансово-кредитная политика не способствовали стабилизации экономики, и отпугивала западных инвесторов.

Проводимый 2 этап приватизации (денежный) выявил противоречия в политической и промышленно-финансовой элите, разразились скандалы по поводу условий приватизации и ее результатов.

На фоне падения производства (многие отрасли с высоким уровнем технологий угасали) все заметнее становился перекос в сторону производства сырья. Например, доля отчислений в бюджет такого монополиста как Газпром составляет 25%. Росла доля импорта, особенно продовольствия на фоне снижения производства продуктов питания.

В 1997 году удалось остановить падения производства, но инвестиций было недостаточно для подъема. Высокая энергоемкость промышленности России и устаревшее оборудование делали товары неконкурентоспособными. Экспорт единственное, что росло в годы реформ, теперь уже сокращается, в 1997 году экспорт упал на 2%.

Дефицит бюджета в 1997 году составил 6,8%. Падение за все предыдущие годы производства достигло 50%, 45% предприятий стали убыточными, взаимонеплатежи между предприятиями и невыплаты налогов в бюджет, при отсутствии инвестиций в производство, замены и обновления оборудования.

Инфляция была не высока, курс доллара в основном стабилен благодаря достаточным золотовалютным запасам Центробанка, но на обслуживание внутреннего и внешнего долга уходило 30% доходов. Сохранялась высокая социальная напряженность, вызванная скрытой безработицей невыплатой зарплат, пенсий и социальных пособий. За чертой бедности оказались от 30 до 40 млн. человек (по разным оценкам), забастовки, голодовки, перекрытие железных дорог[39, c. 58].

Издержки реформ можно объяснить следующим:

1. Плохие стартовые условия реформ, экономика находилась на грани краха, с распадом СССР распались хозяйственные связи, рухнул прежний механизм управления и нужно было создавать новый. Обесцененный рубль, отсутствие золотовалютных запасов, долги СССР, отсутствие в стране продовольственных запасов, высокая социальная напряженность, диспропорция в промышленности с перекосом к ВПК и добывающей промышленности и тяжелой индустрии.

2. Политическая нестабильность, борьба законодательной и исполнительной властей, а затем между финансово-промышленными группировками.

3. Ошибки теоретиков и исполнителей реформ в выборе стратегии и в оценке ситуации и последствий принимаемых решений ("хотели как лучше, а вышло как всегда").

Например, расчеты на приток инвестиций и подъем производства после стабилизации курса рубля и победой над инфляцией не оправдались.

Нельзя сказать, что данный курс не дал обществу каких-либо позитивных импульсов. Может быть, самым существенным сдвигом было преодоление трудного психологического барьера перехода к рынку, возникновение предпринимателей и появление рыночных механизмов. Хочется напомнить о той напасти, которая постигла нас не так давно, и которую мы еще хорошо помним. Это очередной кризис, потрясший экономику России[40, c. 56].

В 96 году, впервые за последние три года, мы ощутили, - что такое рост цен по 10-100% в неделю, покупка продуктов питания «про запас», очереди в магазинах, обесценение банковских вкладов, банкротство самих банков.

Незнакомое слово «дефолт» стало вполне понятным и привычным. Пошли разговоры о национализации банковских учреждений, крупных фирм, чуть ли не о диктатуре.

Информация о работе Анализ маргинальных слоёв транзитивного российского социума