Анализ маргинальных слоёв транзитивного российского социума

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ маргинальных слоёв транзитивного российского социума. Данной цели соответствуют следующие задачи данной курсовой работы:
1.исследование маргинальности и транзитивности российского социума;
2.проведение понятийного анализа маргинальности с позиций философии и социологии;

Содержание

Введение 3
1.Теоретико-металогические подходы к и изучению маргинальзации в обществе 5
1.1.Маргиналы как объект исследования в социологии 5
1.2Маргинальные процессы в дореволюционной России 14
2.Особенности процессов в маргинализации в современной Росси 28
2.1 Реформы 90-х годов как импульс маргинализации населения страны 28
2.2 Основные модели (тенденции) маргинальных процессов в современной России 56
Заключение 63
Список использованной литературы 67

Работа содержит 1 файл

социалогия.doc

— 325.50 Кб (Скачать)


Содержание

Введение                                                                                                                   3

1.Теоретико-металогические подходы к и изучению маргинальзации  в обществе                                                                                                                  5

1.1.Маргиналы как объект исследования в социологии                                      5

1.2Маргинальные процессы в дореволюционной России                                 14

2.Особенности процессов в маргинализации в современной Росси                28

2.1 Реформы 90-х годов как импульс маргинализации населения страны      28

2.2 Основные модели (тенденции) маргинальных процессов в современной России                                                                                                                    56

Заключение                                                                                                             63

Список использованной литературы                                                                   67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Безработица в нашей стране стала следствием глубинных структурных изменений. Можно сказать, что это следствие общей маргинальной ситуации. В ее развитии на сегодняшний момент можно выделить два этапа: 1991 — середина 1990-х годов (наиболее неопределенное, практически неуправляемое состояние общества) и середина 1990-х — настоящее время (период относительной стабилизации "хаоса", формирования более устойчивых социальных отношений). Данное исследование относится ко второму этапу. Это период, когда многие явления рыночной экономики стали неотъемлемой частью новой реальности, безработица "легитимировалась" в сознании людей как элемент современных социальных отношений и заняла свою позицию в их системе[1, c. 12].

Масса безработных в экономически активном населении увеличилась с 1992 года более чем в два раза. Быстрее всего растет доля безработных в возрасте 30-49 лет, составлявшая в 1997 году уже более половины всех безработных.

Новая городская маргинальность - следствие не экономической отсталости, застоя или упадка, а неравенства, возникающего в контексте общего экономического прогресса и процветания. Возможно, самым удивительным свойством новой маргинальности является то, что она распространяется в эпоху капризного, но постоянного роста, который несет очевидное улучшение материального положения наиболее привилегированным членам обществ «первого мира». Несмотря на ритуальные разговоры политиков о «кризисе», во всех ведущих капиталистических странах увеличивается валовой национальный продукт, и все три последних десятилетия растет совокупное благосостояние. Роскошь и нищета, изобилие и нужда, богатство и лишения произрастают буквально рядом.

Целью курсовой работы является анализ маргинальных слоёв транзитивного российского социума. Данной цели соответствуют следующие задачи данной курсовой работы:

1.исследование маргинальности и транзитивности российского социума;

2.проведение понятийного анализа маргинальности с позиций философии и социологии;

3.изучение транзитивности российского общества;

4.исследование структуры и причин возникновения маргинальных слоёв в транзитивном российском социуме.

Объектом исследования является маргинальные слои российского общества в период транзитивности.

Предметом исследования являются процессы и аспекты, связанные с маргинализацией различных слоёв российского общества.

Теоретическую базу исследования составили работы исследователей теории социологии и философии, занимающихся проблематикой маргинальности в обществе. Данный аспект исследуется в работах Горбулёвой М., Казариновой И.В, Лежаниной С., Свиридова К.М. и других авторов. В работах этих исследователей дается попытка интеграции разработанных знаний в марнинализации общества, роли маргиналов в процессах трансформации общественных устоев, исследованы понятие и причины возникновения маргинальных слоёв в социуме.

Практическая значимость исследования темы курсовой работы обусловлена выработкой точки зрения на существующую проблему, выявление её глубины, что позволит сформировать её видение и возможные пути её решения.


1. Теоретико-металогические подходы к и изучению маргинальзации  в обществе

 

1.1  Маргиналы как объект исследования в социологии

 

Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д. В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия деклассированный элемент — представитель социального «дна».

Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям[2, c. 56].

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

История возникновения и функционирования термина "маргинальность" чрезвычайно важна для его понимания. Она сравнительно коротка, но предельно насыщена разнонаправленными интеллектуальными поисками, оригинальными находками.

Сам термин "маргинальный" употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает "экономически близкий к пределу, почти убыточный" .

Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864-1944 гг.) впервые употребил его в своем эссе "Человеческая миграция и маргинальный человек", посвященном изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин "промежуточный элемент" ("interstital element"), употребленный другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.

Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. Их результатом стало формирование представления о типе "пограничного" человека, характерном для интенсивных миграционных процессов в американском обществе.

У Парка понятие маргинальности (от латинского margo — край, граница, предел) означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур, и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других "культурных гибридов".

Очень трудно дать определение – что такое маргинальность. Рассмотрим, что понимается под маргинальностью в современном научном дискурсе и какие уточнения и дополнения могут быть внесены в это понятие.

Маргинальность (от лат. margo - граница, грань, край, marginalis - находящийся на краю) – это понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности или группы по отношению к какой-либо социальной общности. Оно подчеркивает особый социальный статус (обычно - низкий), принадлежность к меньшинству, которое находится на границе или вне социальной структуры, ведет образ жизни и исповедует ценности, отличающиеся от общепринятой нормы[3, c. 89].

Следует заметить, что понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной ситуации при характеристике "личности на рубеже культур".

Маргинальность в ее типичной форме – это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой.

Постепенно значение термина "маргинальность" стало расширяться и сейчас оно служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к любым социальным общностям.

Классический тип маргинала – вчерашний крестьянин в городе – уже не крестьянин и еще не рабочий. При классическом (позитивном) варианте маргинальность постепенно преодолевается путем включения маргиналов в новую среду и приобретения новых черт.

Другой вариант маргинализации (негативный) состоит в том, что состояние переходности и периферийности консервируется и сохраняется надолго, а маргиналы несут в себе черты деклассированного, люмпенского, паразитического поведения.

Такого рода маргинальность объявлялась результатом вертикальной мобильности с отрицательным знаком, т.е. последствием перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности. Следует также учитывать, что в социологии разработано понятие типов общества: открытые, закрытые и переходного типа.

Считается, что в открытых обществах мобильность высокая, и в них преобладает прогрессивное, восходящее движение, а маргинальность носит преходящий, временный характер. В обществах закрытого типа мобильность низка. Наиболее же высоки степень и масштабы мобильности, а, следовательно, и маргинальности, в обществах переходного типа – от закрытого к открытому. В таких обществах на многие годы маргинальность становится одной из базовых характеристик перемещений внутри общества.

Применительно к целям и задачам исторического анализа необходимо учитывать следующие моменты. Во всяком обществе, в том числе и российском, накануне и после революции в силу объективных и субъективных причин существовали и воспроизводились маргинальные группы[4, c. 89].

Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой и поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество.

Иначе говоря, во всяком обществе, открытом или закрытом, стабильном или переходном имеются периферийные группы с относительно схожими источниками формирования, обликом и психологией. Различным может быть только удельный вес этих групп.

Другое дело, если в обществе процесс переструктурирования затягивается, а маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением.

В этом случае маргиналы приобретают черты социальной устойчивости, "зависают" на изломах социальных структур. Это происходит, как правило, в результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации, то есть перевода в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей.

Например, еще в дореволюционном обществе проводилась осознанная политика маргинализации в отношении политических противников режима (революционеров), а также тех, кто подвергался дискриминациям и ограничениям по национальным или религиозным признакам. Однако в послереволюционном обществе искусственная маргинализация коснулась целых категорий и групп населения. Шло разделение общества на противников и сторонников режима. Возникали и искусственно поддерживались режимом такие группы, которые ранее не существовали. Так, спецпереселенцы не имели аналогов в дореволюционном обществе, а просуществовали в сталинском с 1930 по 1955 гг., то есть четверть века. Никогда ранее не было такой труппы, как тылоополченцы – дети "лишенцев", достигшие призывного возраста и призываемые не в регулярные части Красной Армии, а в тыловое ополчение – аналог будущего стройбата. Группа существовала с 1930 по 1937 год[5, c. 25].

Таким образом, искусственная маргинализация приобрела в сталинском обществе колоссальные размеры и стала органическим сопутствующим элементом репрессий и одним из способов решения политических и даже экономических проблем (создание системы принудительного труда).

Следует подчеркнуть, что понятие "маргинальность" имеет не только социальный контекст, но и философское измерение, так как выражает положение или состояние со специфическими "топологическими" свойствами, а именно – способность находиться на краю, на границе социального бытия и человеческой реальности в целом, позицироваться как крайнее, предельное положение или состояние.

Таким образом, понятие "маргинальность" коррелирует с понятиями "граница" и "предел", однако не только в значении статического пребывания на границе или у предела, но в смысле динамическом, то есть как выражение самого процесса перехода, пересечения границы или достижения и преодоления предела.

Информация о работе Анализ маргинальных слоёв транзитивного российского социума