Американский период творчества П.А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере ни в американской, ни в отечественной социологии. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.

Содержание

Введение стр.1
П.А. Сорокин: жизнь и судьба стр.6
Истоки философских и общесоциологических взглядов П.А. Сорокина, целостность и единство его научного творчества русского и американского периодов. стр.16
Направления научной деятельности П.А. Сорокина американского периода стр.20
Концепция социальных нарушений и их роль в жизнедеятельности общества стр.21
Теория истории и социокультурной динамики стр.26
Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения стр.30
Теория социальной любви и творческого альтруизма стр.32
Заключение стр.34
Список использованной литературы стр.35
Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке стр.36
Современные переиздания и переводы трудов П.А. Сорокина стр.41
Список основных работ, посвященных творчеству П.А. Сорокина стр.42

Работа содержит 1 файл

Американский период научного творчества П.А. Сорокина..docx

— 141.03 Кб (Скачать)

   можно положить  принцип «золотой середины». Его   можно  представить  самым

   обобщенным  образом как стремление найти  и представить оптимальный   синтез

   двух противоположных  либо множества различных   тенденций,  представлений,

   точек   зрения,  «полюсов»,  аттитюдов.  Эта  «золотая   середина»   будет

   представлять,  таким  образом,  не  просто  «эклектичную   смесь»   всего

   множества,  а совокупность максимума позитивных  характеристик  и  минимума

   негативных каждого из интегрируемых элементов множества.

      Сущность  подобного понимания интегрализма пронизывает все его работы,

   достаточно  посмотреть с этой точки зрения  и  на  его  классификацию   форм

   взаимодействия, и на теории поляризации, конвергенции,  и  на  идею  трех

   сменяющих  друг друга  социокультурных  систем.  Примеров  можно привести

   много.

      Однако,  наиболее  целостную,  объемную   и   многогранную   концепцию

   интегрализма представляет Сорокин в своих поздних работах,  утверждая:

   «Моя философия  – интегрализм».

      Эта  концепция представляет собой  сложную систему,  включающую  в  себя

   понятие Интегральной  Истины  (составляющую  основу  интегральной  науки),

   Человека  как интегральное существо, интегрального  суперорганического мира

   и  Высшей  интегральной  ценности.  Эта   философия  «…рассматривает   всю

   действительность  как  бесконечное  Х бесконечных качеств и количеств:

   духовных  и  материальных,  моментальных  и  вечных,  вечно-меняющихся  и

   неизменных,  личностных  и  сверхличностных,  временных и безвременных,

   пространственных  и лишенных пространства, единых  и  многих  меньших,  чем

   малое,  и   больших,  чем большое.   В   этом   смысле   действительность

   представляет   собой    страшную   тайну    и    колдовство    совпадений

   противоположностей».[82]

      «В  соответствии с новой интегральной  теорией познания мы имеем  не один

   , а,  по  крайней  мере,  три  различных   канала  познания:  чувственный,

   рациональный  и сверчувственный-сверхрациональный».[83]    По  Сорокину,

   Истина,  полученная  с  помощью  интегрального   использования  всех  трех

   каналов познания  – чувства, разума и интуиции  – это более полная и более

   ценная истина, нежели та, которая получена через  один  из  этих  каналов.

   «История  человеческого знания – это  кладбище,  заполненное  неправильными

   эмпирическими     наблюдениями,     неправильными     рассуждениями     и

   псевдоинтуициями.  При интегральном  использовании этих  трех   каналов

   познания  они дополняют и контролируют  друг друга».[84]

      Человек,  по Сорокину  также  постигается   как  «чудесное  интегральное

   существо»:  «Он  является  не  только  животным  организмом,  но  также   и

   рационально   мыслящим   и   деятельным…»,[85]     «…он   также   является

   сверхсознательным   творцом,  который   в   состоянии   контролировать   и

   переступать  пределы своих бессознательных  и сознательных  сил  и   который

   фактически  делает это в моменты «божественного  вдохновения»  в  наилучшие

   периоды своего  интенсивного  творчества».[86]   Сорокин  также  намеренно

   проводит  параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими в

   великих религиях.

      Также  Сорокин определяет «новое царство  реальности»,  которое  состоит

   из неорганических,  органических  и  суперорганических  (или культурных)

   явлений.  Причем  «…явления  культурного   мира   имеют   «нематериальный»

   компонент  «смысла»  (как  идея,  ценность,  моральная  норма  поведения),

   который накладывается  на   физический  и/или  жизненный   компоненты».[87]

   Кроме того, он подчеркивает, что этот  компонент   смысла  меняет  природу

   неорганических  и органических явлений: «…лишенная  своего  смыслв,  Венера

   Милосская превращается в простую глыбу мрамора».[88]   Суперорганический

   мир состоит из идеологических  (смыслы,  объединенные  в  системы  языка,

   науки, техники,  религии, философии,  права,  этики,  различных  теорий  и

   пр.),  материальных  (вся  материальная   культура),   личностных   (всех

   индивидов   как  социокультурных  личностей и социокультурных  групп)  и

   бихевиористских (всех открытых действий, церемоний,  ритуалов,  поступков

   индивидов)  явлений культурного мира. И эта  окружающая среда «…окутывает,

   обуславливает  и формирует каждого индивида  и группу».[89]

      Среди  смысловых ценностей суперорганического  мира   Сорокин выделяет

   высшую интегральную  ценность –  «истинную  вершину   добра»  -  «невидимое

   триединство  Истины, Добра и Красоты». «И хотя  каждый член  этого  высшего

   Триединства   обладает  ярко   выраженной   индивидуальностью,   все   три

   неотделимы  друг от друга….  Настоящая  Правда  всегда  добра и красива;

   истинное  Добро всегда правдиво и   красиво;  и  чистая  Красота   неизменно

   истинна и добра. Эти величайшие ценности не  только  неотделимы  одна  от

   другой, но  они также и превращаются друг  в друга, подобно тому, как   одна

   форма энергии  может быть  превращена  в   другие».[90]  Автор  утверждает:

   «…новый   нарождающийся   социокультурный   строй   обещает    обеспечить

   добровольное  объединение  религии,  философии,  науки,  этики,   изящных

   искусств  в одну интегрированную систему  высших ценностей Истины, Добра   и

   Красоты».[91]

      Описанная  выше сложная  система  описывает   сущностные  характеристики

   Интегрального  общества, которое , по Сорокину  есть  наиболее  приемлимая

   историческая  стратегия для преодоления кризиса   социокультурной  системы.

   Сорокин   отстаивал   Интегрализм  как парадигмальную  основу   грядущего

   общественного  строя.

      Но  Сорокин не только описывает  и обосновывает необходимость  построения

   Интегрального  общества, он идет дальше  и   подробным  образом  исследует

   стратегию,  которая  могла  бы  этому   способствовать.  В  основе  ее   -

   распространение   в  мире  идеи  альтруистической   любви,   всестороннему

   изучению  и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая в

   созданном  им  Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма. 
 

              Теория социальной любви и  творческого альтруизма. 

      Для  Сорокина общество –  результат   объединенного  действия  миллионов

   индивидов,  и если общество хочет  устранить   социальное  зло  и   достичь

   интегрального  равновесия, нужно делать людей  лучше, то  есть  ступить   на

   «путь религиозно-нравственной  деятельной любви человека ко  всем людям, ко

   всему живому, ко всему миру, любви безусловной  и постоянной».[92]

      Организовать  Исследовательский центр по творческому  альтруизму Сорокин

   смог благодаря  финансовой  поддержке  известного  в  Америке  филантропа,

   бизнесмена  и мецената Эли Лилли,  который пожертвовал на  нужды Центра

   более 100 тыс.  долларов, и за короткое время   Центр  выпустил  12  томов

   научных трудов, в каждом из которых значительное  место  занимают  работы

   самого Сорокина.

      Сорокин  внес огромный вклад в разработку  той области этики, которая  до

   этого казалась  полем деятельности проповедников  и богословов, ему удалось

   ассимилировать  некоторые религиозные понятия  и ценности в корпус науки.

      Основа  его концепции в следующем.  «Благодать любви» -   одна  из  трех

   высочайших  энергий, известных человеку, которая  является  мобилизирующей

   силой   позитивной   поляризации   и   служит   созидательной    энергией

   исторического  прогресса. Сорокин выделяет  ее  функции:  «…  она  была  и

   остается  реальной  силой,  которая  может:  остановить  межличностную  и

   межгрупповую  агрессию; преобразовать враждебные  отношения  в  дружеские;

   они [исследования] также  показали  :  что любовь  порождает любовь,  а

   ненависть  порождает ненависть; что любовь  может влиять  на  международную

   политику  и умиротворять конфликты; что  любовь – это  дающая  жизнь   сила,

   необходимая для физического,  ментального и морального  здоровья;  что

   альтруисты  живут дольше, чем эгоисты; что  у детей, лишенных любви, больше

   шансов стать  морально и  социально  дефективными;   что  любовь  является

   сильным противоядием  против  преступных,  патологических  и суицидальных

   тенденций,  против ненависти, страха и  психоневрозов; что любовь выполняет

   важные познавательные  и эстетические  функции;  что   она  является  самой

   возвышенной  и самой эффективной воспитательной  силой  для  просвещения   и

   морального  облагораживания человечества; что  она является сердцем и душой

   свободы и  всех основных моральных и  религиозных  ценностей;  что   минимум

   любви абсолютно  необходим для продления существования любого общества,  и

   особенно  для гармоничного социального  порядка и созидательного прогресса;

   наконец,  что  в   настоящий   катастрофический   момент   истории   рост

   «производства,  распределения и циркуляции любви-энергии»  и  значительная

   альтруизация  индивидов,  институтов  и культуры  является   необходимым

   условием  для  предотвращения  новых   войн  и  смягчения  межличностных   и

   межгрупповых  раздоров».[93]

      Все   эти  положения  подтверждаются  социологическими  исследованиями,

   основанных  на  анализе   тысячелетней   истории   и   нескольких   тысяч

   жизнеописаний,  и проведенными на студентах колледжей, пациентах больницы,

   около  500  американцев  –  «добрых   и  хороших  соседей».   Как   всякое

   общественное  явление, энергия любви может   быть  измерена  количественно.

   Сорокин   выделяет  пять   измерителей   силы   любви   –   интенсивность,

   экстенсивность,  длительность,  чистота  и   адекватность   субъективность

   альтруистических  целей с их  объективными  результатами,  также  пытается

   получить  сводный измеритель энергии альтруистической  любви.  «Применение

Информация о работе Американский период творчества П.А. Сорокина