Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:06, реферат

Описание работы

Будучи для России и в прежние времена2 исключительно злободневной, проблема пьянства в начале XXI в. приобрела особенно болезненный для общества характер. По своему разрушительному воздействию на судьбы людей, физическое и нравственное здоровье народа нынешние масштабы алкоголизации общества не идут ни в какое сравнение с их историческими размерами. Практически по всем своим параметрам - уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности населения, преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, подверженности алкоголю подростков и женщин - острота проблемы пьянства приобрела характер, серьёзно подрывающий социально-экономические, духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и государства, национальной безопасности. Так, главный показатель - потребление алкоголя в расчёте на душу населения - только за 1989 - 2008 гг. увеличился в 1,4 раза и достиг 15 литров абсолютного алкоголя (чистого спирта)3, что почти в 1,9 раза выше того уровня (8 литров), который Всемирная организация здравоохранения признала особо опасным для здоровья людей. В начале XXI в. Россия по потреблению алкоголя стала занимать лидирующее место в мире при крайне неблагоприятной структуре потребляемых напитков4.

Работа содержит 1 файл

Алкоголизм и пьянство в России.docx

— 42.76 Кб (Скачать)

3. Создание объективно  благоприятных условий и предпосылок  для полного вытеснения пьянства  из жизни общества - задача на  отдаленную перспективу. Поэтому  для разработки эффективной программы  практических действий по профилактике  и уменьшению пьянства на данном  этапе общественного развития  общества требуется объективный  анализ и учет реальных условий  и возможностей, постановка реально  выполнимых целей и задач. Таковыми являются: профилактическое воспитание и образование населения; разработка и внедрение широкой системы антиалкогольного воспитания подрастающего поколения; усиление социального контроля за лицами, совершающими различные правонарушения на почве злоупотребления алкоголем; разработка и внедрение основ и принципов управления процессом профилактики и преодоления пьянства; обеспечение сознательного и активного участия широкой общественности в борьбе с проявлениями пьянства и алкоголизма и т.п.

4. Среди наиболее  значимых неблагоприятных факторов, способствовавших резкому обострению  алкогольной ситуации, особое место  занимает фактическая утрата  государством контроля над ситуацией,  в том числе по причине распространенности  коррупции в административных  и силовых структурах, препятствующей  наведению порядка в сфере  производства и реализации алкогольной  продукции.

Сохранение по разным причинам высокого спроса населения  на спиртные напитки и объективная  необходимость его удовлетворения выдвигают перед государством насущную задачу: с одной стороны, обеспечить действенный государственный контроль в сфере производства и реализации винно-водочной продукции (то есть сохранить  и твердо проводить в жизнь  монополию по производству и реализации алкоголя), с другой, - значительно  усилить государственное регулирование  алкопотребления с целью сдерживания его роста и уменьшения порождаемых им негативных последствий. Для этого необходимы: принятие мер по ограничению доступности алкоголя по ценам, времени и месту его продажи (согласно исследованиям комитета экспертов ВОЗ, широкая доступность спиртного вдвое увеличивает число лиц, злоупотребляющих алкоголем); разработка и решительная реализация экономических и правовых мер по устранению незаконного алкогольного бизнеса; пересмотр государственной политики, фактически легализовавшей самогоноварение и способствовавшей его массовому распространению, особенно в сельской местности.

5. Как нам  представляется, наиболее перспективным  путем ослабления остроты кризисного  состояния алкогольной ситуации  в стране выступают усилия  по изменению существующей в  России специфической культуры  потребления алкоголя (водочной  модели) как весьма значимого  фактора повышенной алкоголизации  населения. Задача эта гораздо  более трудная, требующая для  своей реализации значительных  усилий государства и довольно  длительного времени14.

Данное направление  в антиалкогольных усилиях занимает особое место и потому заслуживает  более пристального рассмотрения. Как  известно, решающую роль в формировании такой культуры сыграла государственная антиалкогольная политика на предшествующих этапах развития России. Сменяющие друг друга питейные реформы (винная монополия, откуп, акцизная система и снова - винная монополия) неизбежно завершались не только значительным увеличением доходов, поступающих в казну от продажи спиртного, но и нарастанием пьянства, которое приобретало все более массовый и уродливый характер.

Весьма печальным  для русского народа были, например, последствия винной монополии (начало становления которой относится ко второй половине XV в. и окончательное утверждение - во второй половине XVII в.). Именно в этот период были искоренены корчмы (где людей кормили при потреблении алкоголя), ликвидирована свободная продажа спиртного и установлено полное господство царевых кабаков. Здесь можно было только пить (без закуски), что приводило к быстрому опьянению. А это, в свою очередь, формировало представление о повсеместном пьянстве на Руси, о пьянстве как национальной черте русских. Искусственное насаждение водочной модели потребления сопровождалось применением жестких репрессивных мер по свертыванию домашнего изготовления легких алкогольных напитков (браги, пива, медовухи). Реализация политики винной монополии заставляла людей изыскивать повод для получения разрешения на изготовление хмельных напитков в домашних условиях, укореняла в быту множество новых, порой нелепых питейных традиций и обычаев, которые и ныне играют исключительно большую роль в массовом приобщении людей к алкоголю. Преобладание в массовой психологии отношения к потреблению спиртного как обязательной норме поведения при определенных обстоятельствах придает ему привычный и социально одобряемый характер. Нарушение этой социальной нормы, как правило, влечет за собой моральную санкцию.

Откупной системе (1765-1863 гг.) русский народ обязан тем, что при ней было сведено на нет пиво- и медововарение, и люди были обречены на потребление преимущественно водки15. В итоге к началу XX в. в структуре потребляемых напитков доля водки составила 93%. (К началу XXI в. - 80%, ныне - 72,3%.) В условиях кризисного состояния алкогольной ситуации и огромных масштабов ее негативных последствий в стране объективно назрела необходимость смены модели и культуры потребления алкогольных напитков как наиболее важного средства преодоления тревожного положения в этой сфере. Одним из проявлений серьезной озабоченности общественности стало проведение в ноябре 2007 г. в Госдуме под эгидой Комитета по безопасности "круглого стола", на котором депутаты, обеспокоенные кризисным положением в алкогольной ситуации, впервые совершенно отчетливо признали потребление крепких спиртных напитков в таких количествах смертельно опасным для страны. Депутаты констатировали, что алкогольную ситуацию усугубляет огромное количество суррогатного алкоголя, которого потребляется до 5 л на душу населения, и был сделан однозначный вывод: спасти страну может переход на иной тип потребления алкогольных напитков, например, на пивную модель.

Насколько выполнима  эта задача в России, где помимо необходимости преодоления, ломки  веками сформировавшегося питейного  стереотипа - водочной модели потребления  алкоголя, отсутствуют благоприятные  условия для производства виноградных  вин. За последние годы они резко ухудшились не только потому, что в результате распада СССР зоны виноградарства оказались за пределами России, но и в самой России из-за неудовлетворительного состояния ее нынешней экономики, а также из-за антиалкогольной кампании 1985 - 1987 гг., порушившей большие площади виноградников, производство винограда за последние годы сократилось более чем в 5 раз. (Так, на Кубани ныне производится не более 6 млн. декалитров виноматериалов против 22 млн. декалитров в середине 1980-х гг.16) Таким образом, рассчитывать на вытеснение крепких спиртных напитков виноградными винами в условиях нашей страны пока не приходится. Единственно возможный путь - максимальное развитие производства пива. Опыт целого ряда северных стран (Норвегия, Швеция, Финляндия) убеждает в реальной выполнимости задачи обеспечения позитивных изменений в структуре потребления алкогольных напитков в сторону заметного уменьшения доли водки.

6. Насущно необходима  и скорейшая разработка научно  обоснованной Концепции государственной  алкогольной политики Российской  Федерации. Эта Концепция должна  учитывать как положительный  международный опыт решения данной  проблемы, так и основные характеристики  нынешней алкогольной ситуации  в стране и факторы, ее формирующие. Законодательно закрепленная, она может быть положена в основу широкого комплекса мер, реализация которых будет способствовать повышению эффективности усилий государства по решению проблемы пьянства и алкоголизации.

Эти меры предполагают значительную активизацию усилий различных  государственных органов, общественных организаций и социальных институтов, усиление контроля и координации  их действий. Представляется, что органами, направляющими и координирующими  многоплановые антиалкогольные  усилия, могли бы стать межведомственные комиссии со штатным обеспечением при правительстве РФ и главах администрации регионов, с возложением на них функций разработки и контроля за реализацией антиалкогольных программ.

Для обеспечения  должной эффективности антиалкогольных  усилий столь же необходимыми являются: 1) решение вопроса о финансовом обеспечении алкогольной политики и вытекающих из нее программ практических действий. Без соответствующего финансирования трудно рассчитывать на какой-то успех  в решении столь сложной социальной проблемы. По опыту многих стран  задача финансирования подобных программ решается путем создания при координационных  центрах специального фонда, формируемого за счет процентного отчисления (2-3%) от сумм, выручаемых от продажи винно-водочных изделий; 2) создание научно-информационного  обеспечения алкогольной политики. Без этого немыслимы ни разработка эффективных программ практических действий, ни принятие других управленческих решений по данной проблеме.

Современное состояние  государственной статистики и научных  исследований различных аспектов проблем  алкогольного потребления не позволяет  создать объективную картину  алкоголизации населения, в том  числе среди различных его  социальных и этнических групп, распространенности пьянства на различных территориях  страны. Решению этой задачи могло бы способствовать создание при межведомственной комиссии научно-методического совета и возложением на него функций организации и координации научных исследований, сбора и анализа статистической и социологической информации по алкогольной ситуации в стране и регионах, подготовки предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности по профилактике и решению проблем, связанных с потреблением алкоголя.

И, наконец, интересам  ослабления остроты сложившейся  в стране крайне неблагоприятной  алкогольной обстановки, уменьшения ее разрушительного воздействия  на различные сферы жизнедеятельности  общества отвечали бы разработка и  претворение в жизнь Федерального закона, в котором были бы законодательно закреплены принципиально новые, научно обоснованные подходы к решению  проблемы пьянства и алкоголизма, четко  определены цели и содержание государственной  алкогольной политики, пути и средства реализации этих целей: обозначены социальные приоритеты алкогольной политики, организация развернутой системы антиалкогольного воспитания молодежи, обеспечение охраны здоровья граждан и профилактика от злоупотребления алкоголем и социальная реабилитация больных алкоголизмом, а также правовой основы, необходимой для организационного, финансового научно-информационного обеспечения этой политики.

Информация о работе Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации