Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 18:06, реферат

Описание работы

Будучи для России и в прежние времена2 исключительно злободневной, проблема пьянства в начале XXI в. приобрела особенно болезненный для общества характер. По своему разрушительному воздействию на судьбы людей, физическое и нравственное здоровье народа нынешние масштабы алкоголизации общества не идут ни в какое сравнение с их историческими размерами. Практически по всем своим параметрам - уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности населения, преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, подверженности алкоголю подростков и женщин - острота проблемы пьянства приобрела характер, серьёзно подрывающий социально-экономические, духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и государства, национальной безопасности. Так, главный показатель - потребление алкоголя в расчёте на душу населения - только за 1989 - 2008 гг. увеличился в 1,4 раза и достиг 15 литров абсолютного алкоголя (чистого спирта)3, что почти в 1,9 раза выше того уровня (8 литров), который Всемирная организация здравоохранения признала особо опасным для здоровья людей. В начале XXI в. Россия по потреблению алкоголя стала занимать лидирующее место в мире при крайне неблагоприятной структуре потребляемых напитков4.

Работа содержит 1 файл

Алкоголизм и пьянство в России.docx

— 42.76 Кб (Скачать)

Согласно социологическому подходу к объяснению причинного комплекса массовой алкоголизации  и пьянства, наиболее значимыми его  элементами являются:

  • экономические, связанные с производством и продажей спиртных напитков (высокая прибыльность, широкая доступность алкоголя, неблагоприятная структура реализуемой алкогольной продукции - преобладание в ней крепких спиртных напитков);
  • социально-экономические, объективно располагающие к потреблению алкоголя (неблагоприятные условия жизни, труда, быта людей, их воспитание и культурное развитие, социальные неравенство и напряженность, отчужденность, одиночество);
  • социально-психологические, формирующие в сознании людей независимо от других причин устойчивые установки на потребление алкоголя (питейные традиции и обычаи "за встречу", "с устатку", "за здравие", "за упокой", "обмыть покупку, премию, зарплату"; социально-психологический механизм подражания, особенно свойственный подрастающему поколению);
  • психологические, отражающие заложенное в природе человека стремление к веселью, радостному настроению, удовольствию, душевному комфорту;
  • социокультурные, влияющие на формирование и способы реализации потребности в алкоголе (низкий уровень общей культуры, духовных и культурных запросов и интересов, недостатки и упущения в нравственном воспитании);
  • психофизиологические, вызывающие влечение к алкоголю (слабая нервная система, наследственная предрасположенность, нарушение обменных процессов и т.п.).

Таким образом, причины массовой алкоголизации - это сложная совокупность самых разнообразных по содержанию и значимости условий и факторов; и только обеспечение необходимого воздействия на всю совокупность может стать средством достижения позитивных изменений в сложившейся ситуации. К сожалению, содержание государственной алкогольной политики по-прежнему ограничивалось административно-правовыми мерами по значительному ограничению доступности спиртного, повышению ответственности за различные правонарушения и аморальные поступки на почве злоупотребления алкоголем.

А возможно ли вообще посредством государственной политики эффективно управлять процессом  деалкоголизации населения?

На всех наиболее значимых этапах борьбы с пьянством  в СССР (1958, 1972, 1985 гг.) она проводилась  при явном игнорировании объективных  запросов и уровня жизни населения, забвении того фактора, что в массовом сознании умеренное потребление алкогольных напитков выступает как социальная норма, как часть бытовой культуры и образа жизни.

Помимо отсутствия комплексного воздействия на всю совокупность причин алкоголизации населения, содержание государственной алкогольной политики, как правило, строилось без учета целого ряда особенностей данного социального явления. Так, в отличие от ряда других негативных явлений истоки потребления спиртного уходят в определенные человеческие потребности, способы и возможности их удовлетворения. Люди приобщаются к "питию", чтобы получить наслаждение, поднять настроение, снять напряжение, усталость, чувство неудовлетворенности, установить контакты и др. И хотя все эти ощущения кратковременны, иллюзорны, являются самообманом, легкая степень опьянения субъективно приятна и большинством оценивается положительно, именно в этой привлекательности - изначальная психологическая основа влечения людей к алкоголю. Бытовая неустроенность, социальная неуверенность обычно порождают повышенное влечение к спиртному как средству забвения трудностей и забот, ухода от реальной действительности. Неразвитость социально приемлемых способов потребления алкоголя или отсутствие навыков их использования побуждает блюстителей трезвости прибегать к иному, легкодоступному запрету - нормированному потреблению алкоголя.

Чтобы глубже уяснить  причины провалов неоднократно предпринимавшихся  ранее мер борьбы с народным пьянством, необходимо, на наш взгляд, обратиться к историческому опыту, к содержанию предпринимавшихся практических мер, ведущих не к уменьшению народного пьянства, а к дальнейшему усложнению алкогольной ситуации.

В этом плане  особенно поучительным является опыт антиалкогольной кампании в СССР 1985-1987 гг. - самой широкомасштабной и  самой пагубной по своим последствиям, создавшей совершенно новую, более  сложную и более трудную алкогольную  ситуацию. Для достижения поставленной задачи были использованы разнообразные  и самые радикальные меры - от жестких ограничений и запретов в сфере производства и реализации алкогольных напитков до административного  и мощного морального и политического  давления. Главный итог кампании - резкое сокращение объемов производства и  продажи винно-водочных изделий (в  России их реализация на душу населения  за 1985 - 1987 г. сократилась с 10,4 до 3,8 литра), что при сохранении уровня спроса привело к образованию огромного  дефицита спиртного. Это послужило  причиной массовых спекуляций и повсеместного  изготовления самогона, всплеска нетрадиционных видов правонарушений, связанных  с алкоголем, то есть к превращению нелегального изготовления спиртных напитков в массовое явление.

По данным Всесоюзного  научно-исследовательского института  по изучению конъюнктуры и спроса в торговле и по нашим расчетам, объемы изготавливаемого самогона сравнялись с объемом спиртных напитков, выпускаемых  на государственных предприятиях. При  этом сложилась и крайне неблагоприятная (с точки зрения последствий) структура  потребляемых напитков: в начале 1990-х  гг. удельный вес крепких напитков (водка, самогон) составляли более 80% против 49% в 1980 г.10 Другим следствием непродуманной антиалкогольной кампании стало заметное ухудшение криминогенной обстановки, связанное со злоупотреблением спиртными напитками. После кратковременного (1985-1987 гг.) снижения показателей практически всех видов правонарушений на почве потребления алкоголя они стали неуклонно и быстро нарастать: только за 1989-1990 гг. общее количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения, увеличилось более чем на 20%, а среди несовершеннолетних - более чем на одну треть; в условиях острого дефицита спиртного получили массовое распространение нетрадиционные виды правонарушений - только за один 1988 г. за хулиганские действия в винных очередях, спекуляцию спиртным, хищение сырья для его изготовления, производство и сбыт самогона, содержание притонов и т.п. было привлечено к ответственности более 1 млн. человек11.

Нельзя не сказать  еще об одном негативном результате антиалкогольной кампании, оказавшем, на наш взгляд, наиболее отрицательное  влияние на состояние и перспективы  борьбы с пьянством и алкоголизмом, а именно, о серьезных изменениях в массовом сознании, повлекших за собой значительное ослабление поддержки  населением антиалкогольной политики государства, усиление негативных настроений. Ежегодно проводимые ВНИИ МВД (с участием автора) опросы населения выявили: в  среднем 2/3 опрошенных отрицательно относились к алкогольной политике государства в целом, в том числе больше 80% респондентов резко осуждали политику в сфере производства и продажи спиртных напитков.

Острота проблемы пьянства не только сохранилась, но стала  еще более злободневной, поиск  путей и средств разрешения данной проблемы поставил перед учеными  и практиками задачу объяснения причин неблагоприятного исхода антиалкогольных  кампаний. В качестве наиболее важной из них выделим то, что к решению  исключительно сложной и трудной  социальной проблемы правительство  приступило, не имея ни четкой и ясной  концепции профилактики и преодоления  пьянства, ни научно обоснованной программы  практических действий. Это изначально открывало широкий простор для  проявления субъективизма как в определении основных направлений, задач и этапов антиалкогольной кампании, так и в выборе средств и способов достижения поставленных целей. Неразработанность концептуальных положений, неопределенность основных исходных позиций, текущих, промежуточных и долгосрочных задач привели к серьезной ошибке в практической деятельности - к фактическому непониманию алкоголизма как антиобщественного явления и бытового пьянства, "выпивки" с традиционно умеренным употреблением спиртного, которое подавляющим большинством взрослого населения не воспринимается как нечто аморальное, противоправное.

Давно сформировавшиеся в быту и повседневной жизни нормы, обычаи и традиции, как важнейшие  регуляторы человеческого поведения, не требовали и не требуют от людей  полного отказа от алкоголя. В этих условиях настойчивые попытки властей  искусственно насаждать явно не реальные лозунги абсолютной трезвости, естественно, не могли не вызвать у населения  резко отрицательной реакции. Это  отразилось и на разработке стратегии  и тактики антиалкогольной политики: плохая научная обеспеченность антиалкогольной  деятельности во многом объяснялась  не столько слабостью научных  исследований в стране, сколько явным  нежеланием правительства использовать все то, что уже накоплено наукой и многолетней практикой борьбы с пьянством и алкоголизмом. Анализ этого опыта позволил ученым сделать  ряд выводов, касающихся методов  и средств решения проблемы. К  ним можно отнести: меры по запрещению и ограничению доступности спиртных напитков не могут составлять основного  содержания антиалкогольной политики; причины приобщения масс к алкоголю лежат не в сфере производства и продажи спиртных напитков, а  в сфере человеческих отношений, конкретных жизненных условий; направленность антиалкогольных усилий, главным  образом, на сокращение и изъятие  спиртных напитков может привести лишь к их столкновению с интересами людей, сложившимися навыками и стереотипами поведения и общения и вызвать  негативную реакцию. Осталась нереализованной и потребность в научном осмыслении явно неблагоприятной обстановки, сложившейся в период, предшествующий реформе 1985 г. и вызвавший быстрое нарастание алкоголизации населения, что, в том числе, было обусловлено широким использованием запретительных мер12 в сфере торговли и реализации винно-водочных изделий13. Все это вывело потребление спиртного на улицы, в скверы, подъезды и подвалы, что повлекло за собой не только увеличение размеров потребления, но и стремительный рост антиобщественных поступков. Наши расчеты показали: "уличное распитие" (при том же количестве выпитого алкоголя) увеличивает вероятность правонарушений в среднем в 2,7 раза; породило негативные моменты в общественной нравственности, сделало широко обозримыми самые неприятные, отвратительные стороны группового распития спиртного, и вместе с тем сформировало в массовом сознании отношение к пьянству, как явлению обыденному, повседневному, не вызывающему резкого осуждения со стороны окружающих.

Совершенно очевидно, что при сохранении в ближайшей  перспективе объективно неблагоприятных  экономических и социальных условий  жизни большинства населения, высокой  степени его социальной неуверенности, утраты многих человеческих ценностей  и упадка духовно-нравственной культуры практически невозможно обеспечить значительное снижение потребления  алкоголя и уменьшение размеров связанных  с этим негативных последствий. Однако стабилизировать, несколько ослабить остроту алкогольной ситуации - задача вполне реальная. Но для этого необходимо в первую очередь осуществить радикальные изменения в самой политике государства по отношению к алкогольной проблеме, преодолеть присущие ей неопределенность, непоследовательность, односторонность.

Для повышения  эффективности нужна алкогольная политика, сориентированная на комплексное видение задачи, максимально учитывающая как специфические особенности и причины распространения данных социальных явлений, так и реальные возможности общества, исторический опыт, культурные традиции и обычаи народов России. Разработка и эффективная реализация такой политики требует от государства четкого изложения своей официальной позиции в отношении массового потребления алкоголя. Как нам представляется, к наиболее важным исходным позициям при разработке и реализации алкогольной политики следует отнести признание того, что:

1. Массовое потребление  алкоголя - социальное явление глубоко  противоречивое и потому требующее  проведения гибкой алкогольной  политики с разноплановыми по  содержанию мероприятиями. С одной стороны, следует признать (в качестве основополагающего) принцип воздержания, умеренности в потреблении алкоголя, повышения его культуры, с другой - проявлять более жесткое, с принятием определенных санкций, отношение к случаям злоупотребления алкоголем.

2. В силу социальной и социально-психологической обусловленности потребления алкоголя и пьянства работа по их профилактике не может проводиться в отрыве от одновременных усилий по изменению реальных условий жизни людей, повышению уровня их культуры и нравственности, формированию соответствующей морально-психологической атмосферы вокруг проявлений злоупотребления алкоголя. Постепенное вытеснение алкоголя с занимаемых им позиций в решающей степени будет зависеть от того, насколько успешно и далее будут развертываться осуществляемые в стране перестроечные процессы и как радикально будут меняться экономические, социально-политические отношения в обществе. Реализация осуществляемого в стране курса на всемерное повышение материального и культурного уровня народа, достижение социальной справедливости людей будут означать обогащение их жизни, способствовать утверждению разумных и общедоступных альтернатив потреблению алкоголя и тем самым созданию основы для постепенного вытеснения пьянства.

Из признания приоритетности социальных аспектов в работе по профилактике и преодолению пьянства вполне естественно возникает вопрос о соотношении в этой деятельности мер общей и специальной профилактики, призванной затруднить реализацию желания у людей по тем или иным причинам потребление алкоголя, свести к минимуму его вредные последствия. При этом уместно заметить, что улучшение условий в различных сферах жизнедеятельности людей автоматически не ведет к преодолению и значительному уменьшению пьянства, оно создает для этого лишь объективные возможности и предпосылки. Степень же реализации этих возможностей во многом зависит от зрелости специальных профилактических мер, от того, какое отношение к алкоголю будет сформировано в общественном сознании.

Информация о работе Алкоголизм и пьянство в России. Пути выхода из кризисной ситуации