Агрессия в социуме. Сравнение точек зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 01:42, курсовая работа

Описание работы

Интерес к проблеме человеческой агрессии носит всеобщий характер. К феномену агрессии человечество проявило интерес уже издревле, и в наше время она является предметом активнейших научно-практических изысканий. В этой интересной области все еще остается множество нерешенных проблем.
Является ли агрессия исключительно поведенческой характеристикой, и, следовательно, в качестве агрессии можно и должно рассматриваться внешне выраженное действие, либо же агрессией могут быть мотивы, установки, эмоции.
Следует ли говорить об агрессии только применительно к ситуациям взаимодействия живых существ? Всегда ли агрессия зло, или она может носить конструктивный характер? Ответы на данные вопросы противоречивы

Содержание

1. Введение…………………………………………………………..…………….3
2. Агрессия и агрессивность……………………………………………………...5
2.1 Понятие агрессии и ее виды…………………………………………...7
2.2 Причины порождающие агрессию в современном обществе……...14
3. Подходы к изучению агрессии…………………………………………….…18
3.1 Эволюционный подход……………………………………………….20
3.2 Антропоэкологический подход………………………………………22
3.3 Этологический подход………………………………………………..25
4. Сравнение точек зрения в подходах к изучению агрессии………………...28
5. Заключение………………………………………….…………………………35
6. Список литературы……………………………………………………………36

Работа содержит 1 файл

Агрессия в социуме. Сравнение точек зрения. Карпеев К.А. .doc

— 155.50 Кб (Скачать)

       Государственное образовательное учреждение

         высшего профессионального образования

       «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) 
 
 
 
 
 

       Факультет социологии, экономики и права

       Кафедра общей социологии

       Курсовая  работа

       Агрессия  в социуме. Сравнение точек зрения 
 
 
 
 
 
 

       Выполнил:

       студент II курса 203 гр.

       Карпеев К.А.

       Научный руководитель:

       доктор  философских наук,

       доцент Козлов Александр Сергеевич 
 
 
 

       Москва - 2011г.

     Содержание.

1. Введение…………………………………………………………..…………….3

2. Агрессия и агрессивность……………………………………………………...5

     2.1 Понятие агрессии и ее виды…………………………………………...7

     2.2 Причины порождающие агрессию в современном обществе……...14

3. Подходы к изучению агрессии…………………………………………….…18

     3.1 Эволюционный подход……………………………………………….20

     3.2 Антропоэкологический подход………………………………………22

     3.3 Этологический подход………………………………………………..25

4. Сравнение точек зрения в подходах к изучению агрессии………………...28

5. Заключение………………………………………….…………………………35

6. Список литературы……………………………………………………………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Интерес к проблеме человеческой агрессии носит  всеобщий характер. К феномену агрессии человечество проявило интерес уже  издревле, и в наше время она  является предметом активнейших  научно-практических изысканий. В этой интересной области все еще остается множество нерешенных проблем.

     Является  ли агрессия исключительно поведенческой  характеристикой, и, следовательно, в  качестве агрессии можно и должно рассматриваться внешне выраженное действие, либо же агрессией могут  быть мотивы, установки, эмоции.

     Следует ли говорить об агрессии только применительно к ситуациям взаимодействия живых существ? Всегда ли агрессия зло, или она может носить конструктивный характер? Ответы на данные вопросы противоречивы. Из-за сложившейся нестабильной ситуации в стране и экономического кризиса уровень жизни населения резко снизился. Людям не выплачивают заработную плату, нет стимула работать. Многие из них не имеют возможности заработать деньги, а цены на товары повышаются. Все это естественно отражается на населении и их взаимоотношении. Люди стали раздражительными, агрессивными. Из-за неприятностей на работе они «срывают зло» на свих близких, что приводит к скандалам в семье, к разводам. Мир сегодня стал крайне опасным во многих отношениях. На первом месте в ряду дестабилизирующих факторов стоит эскалация агрессии в разнообразных формах.

     Невозможно  представить себе такую газету, журнал или программу новостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика свидетельствует о том, с какой  частотой люди ранят, убивают друг друга, причиняют боль и страдание ближним. Насилие в мире процветает. С каждым годом увеличивается число террористов во всем мире. В различных странах вспыхивают войны. В настоящее время некоторые государства имеют возможность смести с лица Земли все живое, благодаря применению современных мощных видов вооружения. Все это может привести к глобальной катастрофе. В свете этих тенденций невозможно не признать, что насилие и конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество.

     В связи с этим следует разобраться, почему же люди действуют агрессивно, и какие меры необходимо принять  для того, чтобы предотвратить  или взять под контроль подобное деструктивное поведение.

     Все это создает актуальность анализа проблемы человеческой агрессии.

     Цель  исследования - изучить особенности человеческой агрессии.

     Задачи:

     1) изучить понятие агрессии и  ее виды.

     2) рассмотреть основные теории  агрессии

     3) сравнить точки зрения различных социологов на проблему агрессии.

     Объектом данного исследования выступает агрессия, а предметом – общество, в котором она проявляется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Агрессия  и агрессивность.

     Одной из основных проблем современного общества является высокий уровень агрессивности  и насилия. Этой проблеме уделено немало исследований, причем зачастую агрессия человека и животных уравнивается по своей природе. Но человеку свойственно более изощренное проявление жестокости.

     Двадцатый век можно охарактеризовать как  век войн. Человечество пережило две огромных разрушительных войны, где погибли миллионы людей. Еще больше жертв унесли локальные войны, не прекращающиеся и поныне. Кроме того, многие страны, в том числе и Россия, переживают и периоды, связанные со сменой режимов, и вследствие этого, переоценкой нравственных ценностей. В условиях переходного периода увеличивается рост насилия. Многие исследователи называют подобное состояние общества кризисом. По определению Л. Гримака, кризис – это «состояние, порожденное вставшей перед индивидом проблемы, о которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом». В подобных условиях одним из путей преодоления фрустрации становится агрессия, несущая деструктивность, которая может быть направлена как на самого индивида, так и на окружающих.

     Общество, где определяющим и главенствующим фактором является насилие, находится  на первобытном уровне развития. В. Губин в своей статье «Русская культура и феномен насилия» рассматривает  эту проблему. По его мнению, причина  того, что сейчас личность не воспринимается как ценность, виноват тоталитаризм. Именно он породил нигилистическое отношение к личности. Практиковался отказ от личных интересов и максимальное ограничение потребностей во имя служения целям.

     В обществе, где утрачены нравственные ценности, на первое место выходит агрессия. Нередко агрессивность связана с так называемой дифиницитарной мотивацией, определяемой недостатком или отсутствием тех или иных предметов и состояний. Недостаток чего-либо порождает состояние психики, в котором человек не может контролировать свои эмоции. Чаще всего агрессия выходит наружу тогда, когда личность не в состоянии интеллектуально разрешить стоящую перед ним проблему, то есть, пользуясь терминологией Гримака, находится в кризисе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие агрессии и ее виды.

     Эрих  Фромм, рассматривая агрессию, выделяет два основных ее основных вида –  доброкачественную и злокачественную.

     Доброкачественная агрессия в равной мере присуща как человеку, так и животным. Это реакция на угрозы витальным интересам индивида. Она заложена в фитогенез. Можно сказать, что она выполняет положительную функцию. Нередко агрессия является инструментом внутривидового отбора. Конрад Лоренц, анализируя агрессию среди животных, приводит множество примеров, иллюстрирующую ее необходимость в животном мире. Причем конкуренция идет не между видами, а внутри их.

     Основные  функции агрессивного поведения  – это распределение животных по жизненному пространству, отбор  в поединках и защита потомства. Нередко случаи проявления агрессии кажутся довольно жестокими, но нельзя при этом забывать, что она выполняет своего рода «санитарную» функцию.

     Человеку  так же свойственна так называемая псевдоагрессия – непреднамеренная, игровая и как самоутверждение. Иллюстрируя первый вид агрессии Фромм приводит пример, когда неосторожное обращение с оружием может привести к травме человека, находящегося вблизи. Игровая агрессия не имеет разрушительных последствий и необходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакции.

     Как и животным, человеку свойственна оборонительная агрессия. Но если животные воспринимают опасность непосредственно, и реагируют на нее в этот же момент, то человеку свойственно реагировать и на возможную опасность в будущем. Кроме того, человек дает себя уговорить, допускает, чтобы им манипулировали, руководили, убеждали. По мнению, Фромма, большинство войн развязалось как раз по этой причине, они были подготовлены пропагандистским нагнетанием угрозы, то есть человеку внушали опасность в будущем, и он был готов постоять за «светлое будущее».

     Кроме того, у человека гораздо больше витальных потребностей, чем у  животного. И самый первый витальный  интерес заключается в сохранении своей системы координат, ценностной ориентации. Человеку, как утверждает Фромм, необходим объект почитания, и любое покушение на него может вызвать агрессию, как со сторону индивида, так и со стороны группы. Достаточно вспомнить, как во время перестройки пожилые люди не могли воспринимать так называемых молодых реформаторов, поскольку те разрушали привычные устои.

     Таким образом, доброкачественная агрессия в равной мере присуща и человеку и животным. Она не несет серьезной  угрозы окружающим и является своего рода инструментом для внутривидового отбора у животных. Человеку такой  вид агрессии присущ при обороне, а так же присущ ряд случаев псевдоагрессии.

Деструктивность

     Второй  разновидностью агрессии является неадаптированная злокачественная агрессивность  – деструктивность и жестокость. Она не связана с реакцией на нападение, в основном формируется под влиянием внешних факторов и страстей человека. Фромм выделяет 2 формы деструктивности – спонтанную и связанную со структурой личности.

Причины появления  спонтанной агрессии обусловлены как  внешними, так и внутренними причинами. Ко вторым относятся «высокая степень группового нарциссизма на национальной или религиозной почве (например, в Индии), или склонность к состоянию транса (как в определенных районах Индонезии)».

     Наиболее  полно деструктивность проявляется  в поведении отдельного индивида. Но поскольку общество состоит из индивидов, то если среди его составляющих царит разрушительное поведение, то смело можно говорить о деструктивном обществе.

     Ц. П. Короленко и Т.А Донских выделяют семь типов деструктивного поведения.

     Адиктивное  поведение – выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего технического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

     Антисоциальное поведение – основной чертой такого поведения являются совершение действий, противоречащих этике, морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.

     Суицидальное  поведение - выражается в повышенном риске совершить самоубийство.

     Конформистское  поведение - характеризуется отсутствием самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчеством, некритическим следованием указаниям лиц, обладающих властью.

     Нарцисстическое поведение - наиболее существенные особенности его - это концепция грандиозности, которое проявляется в фантазиях и действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства переживания.

     Фанатическое  поведение – выражается в слепой приверженности какой-либо идее, доктрине, нетерпимость к любым другим взглядам, что может сопровождаться действиями насильственного, брутального характера. Нейтральные или дружеские поступки других людей часто оцениваются как враждебные или заслуживающие презрения.

Информация о работе Агрессия в социуме. Сравнение точек зрения