Военная служба в РФ: конституционная обязанность или повинность

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:19, доклад

Описание работы

ОБЯЗАННОСТЬ ЗАЩИЩАТЬ СТРАНУ- одна из основных конституционных обязанностей граждан в большинстве государств мира, а согласно конституционной доктрине ряда стран — одновременно и право граждан. Обязанность защищать страну, обычно предполагает в демократических государствах обязательную военную службу или замещающую ее альтернативную гражданскую службу, а также выполнение определенных законом повинностей в случае войны или военной опасности.

Содержание

Введение.
Юридическая природа воинской обязанности.
Особенности системы комплектования Вооруженных Сил РФ
Условия перехода к новой системе комплектования Вооруженных Сил РФ
Аргументы «за».
Аргументы «против».
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Доклад 1.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

 Участвовать  в защите Отечества - не только  юридическая обязанность,  но и глубочайшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. Если Конституция одновременно закрепляет  юридическую  обязанность защиты Отечества в смысле воинской обязанности и глубочайшее нравственное требование  участвовать  в  обороне страны в случае агрессии, тогда почему ч.3 ст. 59 Конституции освобождает от патриотического долга (и  юридической  обязанности) тех,  чьим нравственным убеждениям противоречит несение военной службы? Или патриотический долг  можно  выполнять  и на альтернативной гражданской службе? И если защита Отечества в смысле воинской обязанности  - это действительно конституционная юридическая обязанность гражданина Российской Федерации,  то  в соответствии с принципом равноправия (ч.1 и ч.2 ст.  19 Конституции) и требованием ч.2 ст.6 Конституции (каждый гражданин  Российской Федерации несет равные обязанности,  предусмотренные Конституцией) не следует ли  распространять воинскую обязанность на всех граждан,  независимо от их пола,  отношения к религии,  убеждений,  и считать  положение  ч.З  ст.59  противоречащим  основам конституционного строя Российской Федерации?    

 Большинства  из этих вопросов  можно  избежать,  если придерживаться следующей точки зрения законодателя, отраженной в доктрине без ссылок на конституционную  обязанность:  “Гражданин  Российской Федерации в соответствии с федеральным законом обязан защищать Отечество  - Российскую  Федерацию”. Такая точка зрения означает, что нет конституционной юридической  обязанности  нести военную службу, а есть конституционная обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и  законы  (ч.2 ст. 15 Конституции), в частности, обязанность так защищать Отечество,  как это предписывают федеральные законы,  если  они  не признаны противоречащими Конституции. С этой точки зрения следует считать положение ч.1 ст. 59 Конституции не имеющим определенного юридического содержания, не налагающим  никаких  ограничений  на  личные и иные права и свободы граждан. Таковые вытекают лишь из положения ч.2 ст.59  (гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом,  что вовсе не означает  непременно всеобщую воинскую повинность),  но эти ограничения следует понимать как конституционно допустимые лишь с учетом  всех  остальных  положений  Конституции о правах и свободах человека и гражданина». 

3. Особенности  системы комплектования Вооруженных  Сил РФ     

 В  современной России воинская  повинность закреплена в виде  установленной законом воинской обязанности. Это объективно обусловлено особенными геостратегическими условиями организации обороны национальной территории, сравнительно невысоким удельным людским и военно-техническим оборонительным ресурсом, а так же отсутствием каких либо причин экономического характера для формирования агрессивной внешней политики.    

 Следует  отметить, что всеобщая воинская  повинность была введена в  России в период «милютинских  реформ» с 1874 года, но ранее  она осуществлялась как способ  комплектования в форме поместного дворянского войска и ополчения, а затем с 1705 года и в виде рекрутской повинности, поселенного войска и казачества.    

 В  отличие от большинства стран  мира наемничество в комплектовании  русской армии не играло существенной  роли. Воинская обязанность и призыв на военную службу традиционно рассматривалась как особая нравственно-правовая норма поведения граждан России и военнослужащих, почетный воинский долг с оружием в руках защищать Отечество.    

 Вместе  с тем, всеобщая воинская обязанность, даже при наличии особой правовой нормы (о нравственной с началом ельцинских реформ говорить не приходится) с точки зрения стратегии прошлых войн хороша для массовых армий XX века, с точки зрения современных либералов — инструмент для массового оболванивания населения, источник дармовой рабочей силы и разворовывания ресурсов. Насчет «разворовывания ресурсов» стоит согласиться, тезис о «дармовой рабочей силе» в свете общей характеристики армии как функционально самодостаточного государственного организма стоит выразить сомнение, а то, что современная система комплектования Вооруженных Сил России преимущественно по призыву уже не отвечает современным тенденциям, представляет собой исторический анахронизм и требует пояснений.     

 В  последнее десятилетие развитие, если можно так выразиться, системы комплектования Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации характеризовалось главным образом вынужденным сокращением ресурса на содержание войск (сил) в опережающем темпе по сравнению с сокращением их состава и численности вооружений. Принятие необоснованных расчетами ограничений в призыве, при невозможности обеспечить войска военнослужащими по контракту, привело к снижению списочной численности, резко контрастирующей со штатной потребностью, Выход был найден в последовательном законодательном закреплении международно-принятой нормы изъятия ресурса в пользу армии — один процент от численности населения государства. Однако идея дальнейшего сокращения расходов на оборону привела к дальнейшему более глубокому сокращению численности.    

 Но  одновременно фактически оказались  разрушенными важнейшие для существующих  Вооруженных Сил системы:

- накопления  военно-обученных резервов,

- содержания  ВВТ и материальных запасов;

- создания  стратегических группировок на  основе полной мобилизации с призывом 3,5-4 миллионов военнообязанных.    

 Более  того, в настоящее время не  имеет смысла рассчитывать на  создание оперативно-стратегических  за счет частичной мобилизации  группировок в регионах. Никакого обоснования с точки зрения условий обеспечения военной безопасности и прогноза, тем более, теоретической разработки проблем и научных методик комплектования в настоящее время не существует. Даже здравые оценки ситуации не могут быть востребованы. В сфере обеспечения безопасности России на самом высоком уровне присутствуют волюнтаризм и схоластика, а в «системе органов власти» действует принцип «чего изволите и откровенный обман.    

 В  связи с этим следует отметить, что Д.Милютин, единственный российский  военный деятель, успешно осуществивший  в действительности полномасштабную  военную реформу, говорил, что  ее ядром является изменение  системы комплектования, а успех ее проведения связан с тремя условиями: понимание правительством необходимости преобразований в армии; поддержка реформы в обществе; наличие средств на реформу и готовность их выделить. Очевидно, что пороть горячку с реформами в отсутствии каких либо условий для их проведения (при наличии одного лишь реформаторского зуда) не следует. Следует учесть, что особая нравственно-правовая норма поведения, почетный воинский долг граждан с оружием в руках защищать Отечество, не может быть отменена указом Президента, следовательно, наемничество, как способ комплектования ВС России, в обозримой перспективе это военно-стратегическая химера. Ее внедрение противоречит интересам народа и выгодно только антинародному режиму власти буржуазии. Пока должна быть создана хотя бы обоснованная теоретически модель Вооруженных Сил, во всех взаимосвязанных элементах (подсистемах), включая и подсистему комплектования, подкрепленную законами, и автоматически связанную с ней подсистему накопления военно-обученных ресурсов, объемы которых должны быть рассчитаны и обоснованы с точки зрения стратегии достижения целей государства, в понятных количественно-качественных параметрах. В связи с этим следует определиться с функциями системы комплектования в новых условиях. Но, прежде всего, необходимо ответить на вопрос: какого типа армию необходимо иметь России не сегодня, а через 5-10-20 лет для гарантированного обеспечения военной безопасности? Но при ответе на этот вопрос обществу (не партиям, а именно обществу) следует исходить из констатации простой истины: политической целью России, как суверенного государства, является обеспечение, если не приемлемых условий развития народа, то, по меньшей мере, — условий для его мирного существования.

 

4. Условия  перехода к новой системе комплектования Вооруженных Сил РФ

Анализ  военно-стратегической обстановки в  мире показывает, что ведущей тенденцией военного строительства в наиболее развитых странах мира является постепенный  переход к комплектованию вооруженных  сил на основе контракта с повышением боевого потенциала обычных вооружений и роли сил общего назначения в разрешении военных конфликтов. Основными условиями перехода от системы комплектования по призыву к качественно новой форме комплектования — службе по контракту являются:

- особо  благоприятные геополитические и другие условия для организации обороны национальной территории небольшими профессиональными, полностью боеготовыми армиями;

- осуществление  в международной практике блоковой  стратегии и консолидированное  распределение расходов (усилий) между участниками коалиционных группировок в военных конфликтах;

- существенное  повышение боевого потенциала  вооружения при снижении общего  ресурса личного состава на  его содержание:

- снижение  значения «массовых армий», и  заблаговременного накопления резервов;

- наличие  ядерного оружия и явного превосходства  в обычных средствах одной  или нескольких доминирующих  в мире (или в регионе) держав  в качестве безусловного фактора  сдерживания широкомасштабной (региональной) войны при высокой вероятности  развязывания локальных, скоротечных по характеру войн и военных конфликтов.       

 С  известными поправками на особенные  условия организации обороны  и степень обеспечения ВС ресурсами  все это имеет прямое отношение  к России.     

 В  силу общей тенденции развития  военно-стратегической ситуации в мире представляется неизбежным переход от существующих и казалось бы подтвержденных российской практикой направлений военного строительства (например, создания мобилизационной системы Вооруженных Сил и экономики, стратегических резервов, многомиллионных военно-обученных ресурсов и т.д.) к их современной оценке в качестве военно-исторических анахронизмов, тупиковых и неприемлемых для формирования современных ВС военно-стратегических концепций. Очевидно, что разработка «новых форм и концепций применения Вооруженных Сил» потребует строительства военной организации в новом облике, в том числе с учетом изменения системы комплектования и ограничения возможностей по накоплению военно-обученного ресурса для новых формирований военного времени. Вполне очевидно, что комплектование Вооруженных Сил является важнейшей составной частью военного строительства в России, а коренное изменение системы комплектования связано с комплексной разработкой концепции военного строительства и мобилизации с учетом изменения военно-стратегической обстановки и реалистического прогноза социально-экономического развития России и в первой половине XXI столетия.    

 Словари  дают достаточно близкое определение  термина «воинская повинность»,  поэтому можно обойтись двумя примерами. «Всеобщая воинская повинность - установленная законом обязанность населения служить в вооруженных силах». «Воинская повинность - установленная законом обязанность населения нести военную службу в вооруженных силах своей страны».    

 История  воинской повинности в России насчитывает несколько столетий. В Древней Руси до XVII в. воинская повинность осуществлялась в форме феодального и народного ополчения.     

 Воинская  обязанность в СССР - почетная  обязанность советских граждан  с оружием в руках защищать социалистическое Отечество и нести воинскую службу в рядах Вооруженных Сил СССР.  

  История создания современных российских Вооруженных сил начинается с подписания указа « О создании Вооруженных Сил РФ» 7 мая 1992 года первым Президентом РФ Ельциным. В соответствии с указом комплектация армии производилась «на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту». 24 сентября 1992 года был принят Закон РФ «Об обороне», в котором был закреплен смешанный принцип комплектования армии.   

 История  создания современных российских  Вооруженных сил начинается с  подписания указа « О создании  Вооруженных Сил РФ» 7 мая 1992 года первым Президентом РФ  Ельциным. В соответствии с указом  комплектация армии производилась  «на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту». 24 сентября 1992 года был принят Закон РФ «Об обороне», в котором был закреплен смешанный принцип комплектования армии. 

5. Аргументы  «за».

Священная обязанность.

Большое распространение получила позиция, что воинская служба в мирное время - это возможность гражданина показать верность по отношению к своей стране, своего рода деятельный патриотизм. Гражданин - это не просто человек, который платит налоги, он должен быть готов пожертвовать жизнью ради защиты Отечества. Воинская повинность, отрывающая молодых людей от дома ради тягот казарменной жизни, должна быть напоминанием об их высшем воинском долге.

Социальная  справедливость.

Этот  аргумент основан на убеждении, что  богатые и образованные люди никогда не согласятся посвятить себя воинской профессии добровольно. Всеобщая воинская повинность выступает в качестве универсального социального уравнителя, предъявляя одни и те же требования к наследнику богача и сыну бедняка.

Информация о работе Военная служба в РФ: конституционная обязанность или повинность