Политические элиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

2.1. Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства.
Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.
Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определен

Работа содержит 1 файл

Ответственность за нарушение избирательного законодательства.docx

— 72.45 Кб (Скачать)

Правонарушение может  быть совершено как умышленно, так  и по неосторожности, и влечет наложение  штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных  размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

В тех случаях, когда  по обстоятельствам дела нарушение  условий проведения предвыборной агитации (условий доступа к средствам  массовой информации, порядка предоставления эфирного времени или печатной площади, оказание предпочтения в информационных блоках отдельным кандидатам или  объединениям) допущено самими организациями (телерадиокомпаниями и редакциями периодических печатных изданий), административная ответственность этих организаций  наступает по ст. 4 Федерального закона «Об административной ответственности  юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах». Например, по соглашению с руководителем телерадиокомпании и одним из кандидатов в информационных блоках данной компании преимущество в освещении избирательной кампании отдавалось именно этому кандидату. За того рода «услугу» кандидат перечислял денежные средства на счет телерадиокомпании как юридического лица.

Средства массовой информации как организации и  юридические лица за нарушение условий  проведения агитации подвергаются штрафу в размере от двухсот до пятисот  минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение в ходе избирательной  кампании правил рекламирования коммерческой деятельности. В рамках избирательной кампании рекламирование коммерческой и иной деятельности определенных лиц и организаций приравнивается с точки зрения правового режима к предвыборной агитации.

В соответствии с п. 5 ст. 45 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» реклама  коммерческой и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных  объединений, избирательных блоков, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, доверенных лиц  зарегистрированных кандидатов, а также  организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих  органов которых являются указанные лица и организации, в ходе избирательной кампании осуществляется примерно на тех же основаниях, что и предвыборная агитация. Такая реклама должна оплачиваться из избирательного фонда и сопровождаться информацией о том, из какого фонда она оплачивается. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

Нарушение указанных  правил влечет для физических лиц  административную ответственность  по ст. 409 КоАП, а для организаций - по ст. 5 Федерального закона «Об административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

Административное  правонарушение может быть совершено  как умышленно, так и по неострожности.

Проведение  предвыборной агитации, агитации в период запрещения ее проведения или в местах, где  ее проведение запрещено  федеральным законом. Административная ответственность за это правонарушение предусмотрена ст. 4010 КоАП.

Объектом правонарушения являются урегулированные законодательством  общественные отношения, связанные  с предвыборной агитацией.

Агитацией является деятельность граждан, кандидатов, избирательных  блоков и объединений, общественных объединений, имеющая целью: при  проведении выборов - побудить избирателей  к участию в выборах, а также  к голосованию за тех или иных кандидатов или против них. Агитация начинается со дня регистрации кандидата  или списка кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня  голосования.

При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня  повторного голосования. В период с  ноля часов за сутки до дня голосования  и до окончания дня голосования  агитация запрещена.

Агитация в расположении воинских частей, военных организаций  и учреждений запрещена законом.

Данное административное правонарушение может быть совершено  как гражданами, так и должностными лицами умышленно либо неосторожно.

Проведение агитации в период запрещения ее проведения или в местах, где ее проведение запрещено федеральным законом  влечет наложение штрафа на граждан  в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Проведение  предвыборной агитации лицами, которым участие  в ее проведении запрещено  законом. Административная ответственность за данное правонарушение установлена в ст. 4011 КоАП.

Объектом административного  правонарушения являются общественные отношения по поводу осуществления  предвыборной агитации.

В соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» в  агитации при проведении выборов  не могут участвовать члены избирательных  комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные  организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные  и муниципальные, государственные  и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Таким образом, рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено только специальном субъектом, то есть тем лицом, относительно которого в законе имеется прямо сформулированный запрет на участие в проведении агитации. Перечень данных лиц не подлежит расширительному толкованию.

Проведение предвыборной агитации физическими лицами (гражданами и должностными лицами), которым  участие в ее проведении запрещено  федеральным законом, влечет наложение  штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Совершение аналогичного административного правонарушения организацией (благотворительной, религиозной  и др.), которой участие в агитации прямо запрещено законом, влечет в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об административной ответственности  юридических лиц за нарушение  законодательства Российской Федерации  о выборах и референдумах»  наложение штрафа на организацию  в размере от двухсот до пятисот  минимальных размеров оплаты труда.

Изготовление  или распространение  анонимных агитационных материалов. Действующим законодательством о выборах запрещено изготовление или распространение анонимных печатных агитационных материалов. За такие правонарушения установлена административная ответственность (ст. 4012 КоАП).

Административно наказуемыми  являются несколько составов правонарушений: изготовление или распространение  в период подготовки и проведения выборов агитационных печатных, аудиовизуальных  материалов без письменного подтверждения  согласия соответствующего зарегистрированного  кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного  объединения, а равно изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов  агитационных печатных, аудиовизуальных  материалов, не содержащих установленной  законом информации об их тираже и  о дате выпуска, о наименовании и об адресе организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовившего агитационные печатные, аудиовизуальные материалы, о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавшего изготовление этих агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, а равно изготовление агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно или неполно.

Предметом административных правонарушений выступают агитационные печатные и аудиовизуальные материалы.

Под агитационными  печатными материалами в данных составах административных правонарушений понимаются растиражированные типографским способом (печатанием или тиснением) в каком-либо количестве идентичных экземпляров произведения письменности и (или) изобразительного искусства, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации и предназначенные для массового  распространения и обнародования  в ходе избирательной кампании. Наиболее распространенными видами печатных агитационных материалов являются листовки, брошюры, буклеты, плакаты, календари.

Аудиовизуальные агитационные материалы - это вид агитационных материалов, которые представляют собой  произведения, состоящие из зафиксированной  серии связанных между собой  кадров (как правило, с сопровождающим их звуком), предназначенных для  зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических  средств. К аудиовизуальным относятся кинематографические произведения, а также все другие произведения, выраженные аналогичными средствами (теле- и видеофильмы, диафильмы, слайдфильмы и тому подобные произведения).

Аудиовизуальные материалы  признаются агитационными, если они  содержат признаки предвыборной агитации и предназначены для массового  распространения и обнародования  в ходе избирательной кампании.

В соответствии с п. 2 ст. 43 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» печатные агитационные материалы должны содержать  выходные данные: наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. Федеральным законом также предусмотрено, что экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата. Вместе с данными материалами в комиссию должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Следует учитывать также, что изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков не допускаются. Распространение печатных агитационных материалов с нарушением указанных требований запрещается.

Правонарушение может  быть совершено как в форме  действий, так и бездействия. Его  субъектами могут быть как граждане, так и должностные лица.

Изготовление или  распространение анонимных агитационных материалов влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) опровержение либо иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации. Административная ответственность физических лиц за данное правонарушения предусмотрена в ст. 4013 КоАП.

Согласно ст. 45 (п. 6) Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в программах телерадиокомпаний и в периодических печатных изданиях с государственным и муниципальным участием, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения указанных средств массовой информации и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

Одним из таких видов  ответственности и является административная ответственность, установленная для  физических лиц в ст. 4013 КоАП, а для организаций (средств массовой информации) - в ст. 11 Федерального закона «Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах».

Административное  правонарушение может быть совершено  как умышленно, так и по неосторожности.

Умышленное  уничтожение, повреждение  печатных материалов, относящихся к  выборам. Общественная вредность данного административного правонарушения (ст. 4014 КоАП) выражается в том, что таким противоправным поведением сознательно осложняется проведение агитации в пользу того или иного кандидата, а также нарушаются информационные права избирателей.

Предметом данного  правонарушения выступают печатные материалы, относящиеся к выборам (информационные и агитационные печатные материалы), в частности: портреты кандидатов в депутаты или на выборные должности, плакаты с биографиями кандидатов, агитационные листовки.

Правонарушение может  совершаться в форме уничтожения, повреждения информационных или  агитационных материалов, а также  их порчи путем нанесения на них  надписей или изображений.

При квалификации правонарушения следует учитывать, что вывешивание  агитационных и иных печатных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах допускается только с согласия собственника или иного владельца этих объектов. Не могут расцениваться в качестве противоправных действия собственника здания, который сорвал со своего здания агитационные и иные материалы, размещенные без его согласия.

Информация о работе Политические элиты