Политические элиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:39, контрольная работа

Описание работы

2.1. Общая характеристика ответственности за нарушение избирательного законодательства.
Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.
Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя определен

Работа содержит 1 файл

Ответственность за нарушение избирательного законодательства.docx

— 72.45 Кб (Скачать)

Ответственность за нарушение избирательного законодательства

Д.ю.н.проф. В.Игнатенко

2.1. Общая характеристика  ответственности  за нарушение избирательного  законодательства.

Юридическая ответственность  за нарушения законодательства о  выборах является публично-правовым средством обеспечения общественного  интереса при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме.

Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается применение к нарушителю правовых норм мер государственного принуждения  уполномоченными на то государственными органами, возлагающими на правонарушителя  определенные правоограничения личного или имущественного характера. Мерами юридической ответственности являются регламентированные в законодательстве наказательные санкции, которые традиционно именуются в научной литературе карательными или штрафными.

При этом необходимо учитывать, что юридическая ответственность (в том числе и за нарушения  законодательства о выборах): 1) наступает  за совершение правонарушения; 2) устанавливается  государством и всегда связана с  применением к правонарушителям санкций правовых норм уполномоченными  на то государственными органами и  должностными лицами; 3) связана с  причинением правонарушителю определенных негативных (отрицательных) последствий; 4) реализуется в определенной процессуальной форме.

За нарушения законодательства о выборах федеральными законами предусмотрено несколько видов  юридической ответственности.

В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различаются три вида ответственности  за нарушения законодательства о  выборах: 1) конституционно-правовая ответственность (ответственность по избирательному праву); 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность. Каждый из указанных видов ответственности  отличается друг от друга основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации.

В свою очередь возможна и внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах  и референдумах. Так, в зависимости  от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового  содержания санкций ответственность  по избирательному праву подразделяется на: 1) публично-правовую ответственность  избирательных комиссий и 2) публично-правовую ответственность кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса.

Административную  ответственность за нарушения законодательства о выборах можно подразделить на: 1) административную ответственность  физических лиц и 2) административную ответственность юридических лиц.

В свою очередь административная ответственность физических лиц  делится на: 1) административную ответственность  граждан и 2) административную ответственность  специальных субъектов (должностных  лиц, членов избирательных комиссий, председателей этих комиссий и других лиц).

Рассмотрим правовые особенности каждого вида юридической  ответственности за нарушение избирательного законодательства.

2.2. Конституционно-правовая  ответственность  за нарушение избирательного  законодательства.

Конституционно-правовая ответственность кандидатов и избирательный объединений (блоков) за нарушение избирательного законодательства. Ответственность кандидатов по избирательному праву закреплена в п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Мерой ответственности  кандидата является отмена решения  о его регистрации. В качестве субъекта привлечения к ответственности  кандидата, который допустил нарушение  избирательного законодательства, выступает  избирательная комиссия, зарегистрировавшая его. Отменяя решение о регистрации  кандидата, соответствующая избирательная  комиссия реализует юрисдикционную функцию.

Применение санкции  избирательного права в виде отмены регистрации кандидата (аннулирования  списка кандидатов) допустимо в порядке  и на основаниях, определенных законом, а также не позднее чем в  день, предшествующий дню голосования.

В пункте 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» установлен перечень правонарушений, за совершение которых возможна отмена регистрации. Такими правонарушениями законодатель признает противоправные (нарушающие нормы законодательства о выборах) виновные деяния кандидатов, доверенных лиц кандидатов, избирательных блоков, избирательных объединений и  их руководителей, иных организаций, действующих  в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов).

К числу оснований  отмены (аннулирования) регистрации  кандидата (списка кандидатов) отнесены:

а) нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов); 
б) нарушения правил регистрации кандидатов (списков кандидатов); 
в) нарушения правил ведения предвыборной агитации; 
г) нарушения правил финансирования избирательной кампании; 
д) использование кандидатами и их доверенными лицами, руководителями избирательных объединений, избирательных блоков должностного или служебного положения в целях избрания; 
е) установление фактов подкупа избирателей кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, иными организациями, действующими в целях избрания определенных кандидатов (списков кандидатов).

В соответствии с правилом, изложенным в абзаце 6 п. 1 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены  и иные основания отмены (аннулирования) регистрации кандидата (списка кандидатов).

Нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов) состоят  в совершении соответствующими участниками  избирательного процесса виновных деяний (действий и (или) бездействия), нарушающих требования норм избирательного законодательства о порядке выдвижения кандидатов (списков кандидатов). Данные нормы  содержаться в главе V Федерального закона об основных гарантиях избирательных  прав, в других федеральных законах, а также в законах субъектов  Российской Федерации.

Нарушения правил выдвижения кандидатов (списков кандидатов) как  основания отмены регистрации (аннулирования  списков) могут выражаться:

а) в выдвижении кандидатов (списков кандидатов) неполномочным  общественным объединением (например, политическое общественное объединение  зарегистрировано позднее года до дня  голосования на федеральных выборах); 
б) нарушение установленной процедуры выдвижения кандидатов (списков кандидатов) (например, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от общероссийского избирательного объединения осуществлялось открытым, а не тайным голосованием как это требует закон (пункт 2 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»); 
в) нарушение правил сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов (списков кандидатов) и др.

Согласно п. 6 ст. 31 Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» участие администраций  предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе  подписей, равно как и принуждение  в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы  запрещается. Грубое или неоднократное  нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей  избирательной комиссией либо судом  недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата (списка кандидатов).

Перечисленные выше нарушения  правил выдвижения кандидатов (списков  кандидатов) могут быть основаниями  отмены регистрации кандидатов, если они были выявлены или установлены  после регистрации соответствующих  кандидатов (списков кандидатов) избирательной  комиссией.

Самостоятельным основанием отмены регистрации кандидата (аннулирования  списка кандидатов) являются нарушения  правил регистрации кандидатов. Здесь  субъектом нарушений выступает  не кандидат, а избирательная комиссия, которая неправомерно зарегистрировала кандидата (список кандидатов). Например, один и тот же кандидат зарегистрирован  по двум избирательным округам в  нарушение п. 5 ст. 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации». Отмена регистрации в данном случае - это, по своей юридической природе, правовосстановительная санкция избирательного законодательства.

Другим основанием отмены регистрации кандидата (аннулирования  списка кандидатов) являются нарушения  установленных законами правил ведения  предвыборной агитации.

Основные правила  ведения предвыборной агитации закреплены в главе VII Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. При  решении вопроса об отмене регистрации  кандидата (аннулировании списка кандидатов) необходимо установление вины соответствующих  участников избирательного процесса, допустивших нарушение правил ведения  предвыборной агитации.

Законодателем установлен дифференцированный подход к правовому  реагированию на те или иные факты нарушений правил ведения предвыборной агитации как оснований отмены регистрации кандидата (списка кандидатов).

При установлении фактов злоупотребления свободой массовой информации при проведении агитации (агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть  и вражду, призывы к захвату  власти, насильственному изменению  конституционного строя и нарушению  целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления  свободой массовой информации, запрещенные  федеральными законами) зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательная  комиссия обязана обратиться в суд  с представлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). Иные лица и организации, к которым относятся избиратели, кандидаты, доверенные лица, избирательные объединения, избирательные блоки и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, вправе обратиться в суд с таким представлением.

В случае нарушения  зарегистрированным кандидатом, избирательным  объединением, избирательным блоком иных правил проведения предвыборной агитации (за исключением злоупотребления  свободой массовой информации) избирательная  комиссия своим решением выносит  предупреждение соответствующему участнику  избирательного процесса, либо обращается в правоохранительные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. При этом избирательная  комиссия вправе также отменить решение  о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (аннулирована) и при установлении фактов нарушения правил финансирования избирательной кампании, установленных  Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», другими  федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. К  числу таких нарушений относятся, в частности:

а) несоздание кандидатом собственного избирательного фонда после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей в поддержку своего выдвижения; 
б) создание кандидатом, баллотирующемся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, собственного избирательного фонда; 
в) нарушение установленных законом правил формирования избирательных фондов (п 4 ст 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»); 
г) нецелевое использование средств избирательных фондов в нарушение правил, изложенных в п. 9, 10 ст. 47 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; 
д) использование для финансирования избирательной кампании иных средств, за исключением поступивших в избирательные фонды.

Использование зарегистрированными  кандидатами и их доверенными  лицами, руководителями избирательных  объединений, избирательных блоков должностного или служебного положения  является достаточным основанием для  отмены регистрации кандидата (аннулирования  списка кандидатов). При решении  вопроса об отмене регистрации по данному основанию, необходимо учитывать, что согласно п. 5 ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» под  использованием преимуществ должностного или служебного положения следует  понимать:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или  в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных  служащих для осуществления в  служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию; 
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; 
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления для проведения сбора подписей и предвыборной агитации; 
г) бесплатное или на льготных условиях использование для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране; 
д) проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; 
е) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации, указанным в п. 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.

Информация о работе Политические элиты