Речевой этикет

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 20:50, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть взаимоотношений понятий речевого этикета и вежливости.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определить специфику русского речевого этикета;
выяснить важность вежливости в речевом этикете;
рассмотреть технику реализации этикетных форм;
дать краткую характеристику речевым дистанциям и табу.

Содержание

Введение 3
1. Специфика русского речевого этикета 5
2. Речевой этикет и вежливость 6
3. Формулы речевого этикета 10
4. Речевые дистанции и табу 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Речевой этикет.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:

  • (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
  • В настоящее время это (сделать) невозможно.
  • Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.
  • Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.
  • Я вынужден отказать (запретить, не разрешить)4.

4. Речевые дистанции и табу

 

Дистанция в речевом общении  определяется возрастом и социальным положением. Она выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Речевой этикет определяет правила выбора одной из этих форм.

В целом выбор диктуется сложным  сочетанием внешних обстоятельств  общения и индивидуальных реакций  собеседников:

  • степенью знакомства партнеров (ты – знакомому, Вы – незнакомому);
  • официальностью обстановки общения (ты – неофициальное, Вы – официальное);
  • характером взаимоотношений (ты – дружеское, "теплое", Вы – подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, "холодное");
  • равенством или неравенством ролевых отношений (по возрасту, положению: ты – равному и нижестоящему, Вы – равному и вышестоящему).

Выбор одной из форм обращения зависит  не только от формального положения  и возраста, но и характера отношений  собеседников, их настроенности на определенную степень формальности разговора, языкового вкуса и привычек.

Таким образом, выявляется ты родственное, дружеское, неформальное, интимное, доверительное, фамильярное; Вы – вежливое, уважительное, официальное, отчужденное.

В зависимости от формы обращения  на ты или Вы находятся грамматические формы глаголов, а также речевые формулы приветствия, прощания, поздравления, выражения благодарности5.

Табу – это запрет на употребление определенных слов, обусловленный историческими, культурными, этическими, социально-политическими или эмоциональными факторами.

Социально-политические табу характерны для речевой практики в обществах  с авторитарным режимом. Они могут  касаться наименования некоторых организаций, упоминания некоторых лиц, неугодных  правящему режиму (например, оппозиционных политиков, писателей, ученых), отдельных явлений общественной жизни, официально признанных несуществующими в данном обществе.

Культурные и этические табу существуют в любом обществе. Понятно, что запрещена к употреблению матерная лексика, упоминание некоторых физиологических явлений и частей тела.

Пренебрежение этическими речевыми запретами  является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона.

Оскорбление, то есть унижение чести  и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, рассматривается уголовным законом как преступление (статья 130 УК РФ)6.

 

Заключение

 

Речевой этикет — это принятые в том или ином обществе, кругу людей правила, нормы поведения, в том числе и речевого поведения (в соответствии с распределением социальных ролей в официальной и неофициальной обстановке общения), которые, с одной стороны, регулируют, а с другой стороны, обнаруживают, показывают отношения членов общества по таким примерно линиям: свой — чужой, вышестоящий — нижестоящий, старший — младший, далекий — близкий, знакомый — незнакомый и даже приятный — неприятный.

В современной, особенно городской  культуре, культуре индустриального  и постиндустриального общества место речевого этикета коренным образом переосмысляется. С одной  стороны, подвергаются эрозии традиционные основы этого явления: мифологические и религиозные верования, представления о незыблемой социальной иерархии и т.п. Речевой этикет теперь рассматривается в чисто прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортабельный климат для общения.

С другой стороны, речевой этикет остается важной частью национального языка  и культуры. Невозможно говорить о  высоком уровне владения языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения и умение применять эти правила на практике.

 

Список использованной литературы

 

  1. Балыхина Т.М., Лысякова М.В. Русский язык и культура речи. – М.: РУДН, 2005. – 248 с.
  2. Колесников Н.П., Введенская Л.А.  Культура речи. –  Рн/Д: Феникс, 2001.- 448 с.
  3. Осипова М. П., Панасевич 3. М. Вежливость и речевой этикет// Школа человечности. – 2001. – № 4 – С. 14-16.
  4. Словарь  по  этике. – М.: Прогресс, 1999. - 455 с.
  5. Формановская Н. И. Речевой этикет и вежливость// Русская словесность. – 2000. – № 3. – С. 67-72
  6. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. – М.: ИКАР, 2005. – 250 с.
  7. Яицкая Т.В. Русский речевой этикет. – Таганрог: ТГПИ. – 68 с.

 

 

1 Яицкая Т.В. Русский речевой этикет. – Таганрог: ТГПИ. – С. 11

2 Словарь по  этике. – М.: Прогресс, 1999. – С. 18

3 Формановская Н. И. Речевой этикет и вежливость// Рус. словесность. – 2000. – № 3. – С. 70-71

4 Балыхина Т.М., Лысякова М.В. Русский язык и культура речи. – М.: РУДН, 2005. – С. 41-43

5 Осипова М. П., Панасевич 3. М. Вежливость и речевой этикет// Школа человечности. – 2001. – № 4 – С. 15

6 Колесников Н.П., Введенская Л.А.  Культура речи. – Рн/Д: Феникс, 2001.- – С. 297


Информация о работе Речевой этикет